воскресенье, 8 мая 2016 г.

А БЫЛА ЛИ ПОБЕДА?

А была ли победа?

С середины 90-х, став новым репатриантом, параллельно стал я и читателем главных русскоязычных газет Израиля - "Вести" и "Новости недели". Они тогда были ежедневными, а по четвергам выходили с пачкой журналов-приложений.



Мне очень нравился "Еврейский камертон" - приложение к НН. И особенно, первый его разворот, где печатались постоянные колумнисты Евгения Гай и Ицхак Мошкович. Так сложилось, что в 2002 г., раз в неделю-другую, "Камертон" печатал и мои очерки, тогда, большей частью, путевые, а также однодневки о текущей политиике.

Тогда я заочно познакомился с Ицхаком и мы перезванивались с ним, переписывались по интернету. Немного странно, конечно, что живя в одном городе и общаясь несколько лет, мы никогда не встретились в реале? А, с другой стороны, Иерусалим - город немалый, даже среди столиц. Оба работали: он - в "Яд ва-Шем", я на мельнице (в три смены). Так вот, и получилось, что я оказался лишь на его похоронах в ноябре 2007 г.

Ицхак родился в день праздника Лаг ба-Омер, и скоро (26 мая) будет отмечаться его 90-летие. Он - выходец из Харькова. Участник Второй мировой войны, служил в артиллерии, менял профессии, около четверти века работал в сфере народного образования, в том числе в школе с преподаванием ряда предметов на французском языке, и в институте усовершенствования учителей.

В 1979-81 гг. был в «отказе», после чего в декабре 1981г. вместе с женой и сыном совершил алию.

С 1983 г. работал в Мемориале Катастрофы и героизма европейского еврейства «Яд ва-Шем». Занимался журналистикой, писал статьи, эссе, рассказы, повести. Жил в квартире с видом на любимые им холмы Иудеи...

Благословенна его память.

Реувен Миллер.
Шай Гебер (Ицхак Мошкович)

По случаю грандиозного празднования, устраиваемого Москвой в ознаменование Дня победы над Германией в столицу приглашены главы чуть ли ни всех государств планеты, и мы надеемся, что они прекрасно отметят и «посидят», развлекут друг друга полезной их народам дипломатической беседой и вернутся домой полные впечатлений и с папками нужных подписей.
Иерусалим, 8 мая 2016
Самые молодые из ветеранов в этом году разменивают 79-ый, так что непосредственных участников уже почти не осталось и праздновать «свою» Победу будут уже немногие. Я сам из этого поколения, из тех, что видели кровь и смерть, и как все происходило, и как излагалось по радио и в газетах, и как приходили на фронт и в тыл письма-треугольнички, и как открывались похоронки, и как «пропал без вести» не отличался от «без права переписки», и как выпили девятого мая 1945-го, и фронт, и тыл, и грязь, и голод, и огромная радость, что все, кажется (так, по крайней мере, казалось), все осталось позади и перед глазами огромное полотнище: «Это будет в 50-ом году!»
Слов нет, была радость, что земля очищена от коричневой мерзости, и в самое ближайшее время на земле воцарятся мир и всеобщее благосостояние.
Правда в 47-ом воцарился голод, а потом была «холодная война», унесшая больше человеческих жизней, чем мировая горячая, правда, советские войска, освободив Восточную Европу от кошмара коричневой чумы, все следующие сорок пять лет забыли из нее выйти и травили народы десятков стран чумой красной, и иди сегодня поспорь, какая чума хуже и страшнее…
Была радость. Но прошло уже 60 лет, и сегодня есть, на что оглянуться и о чем подумать.
И оглянулись. И подумали. И трижды разоблаченная война переплелась с трагедией, в которой были только жертвы и палачи, и в памяти миллионов людей она застряла в позорном балахоне авторов этой кровавой затеи, а оправданием не может служить не только позорная победа, но и очищающее поражение не в силах никого очистить.
Президент Латвийской республики Вайра Вике-Фрейберга сделала по этому поводу заявление, которое, как пишут в газетах, выразила мысли и чаяния всех народов Восточной Европы, томившихся под советским игом.
Вся Прибалтика, по ее словам, на протяжении пяти десятилетий была
«стерта с карты Европы.., и ее народы пережили массовые депортации и убийства, утрату своей свободы и наплыв русскоговорящих переселенцев».
Почему так много людей продолжают считать, что балтийские народы, а с ними чехи, словаки, венгры, поляки… должны быть благодарны героической советской армии за «освобождение»? Народы этих стран, напротив, отмечают дату освобождения от советского ига. 15 лет, как они дышат свободно.
Евреи в годы этой проклятой войны, которую правильно бы называть «красно-коричневой», пережили самую страшную в своей истории катастрофу — гибель трети своих людей. На этот раз резню затеяли и перевели на промышленно-поточный уровень как раз коричневые злодеи. Но участие, временами пассивное, а подчас на высоком уровне активности, почти всех христианских народов континента, отказ от элементарных усилий по оказанию помощи гибнущим людям, освобождает меня от благодарности кому бы-то ни было.
Даже лагеря смерти, Освенцим и другие, были освобождены походя. Никаких специальных операций нигде не проводилось. Никто не помог восставшим варшавянам, не разбомбил рельсовые пути, по которым везли сотни тысяч обреченных… Вообще, для спасения моего гибнущего народа никто ничего не сделал.
Чувство благодарности мы испытываем к отдельным людям, которые, рискуя быть выданными своими же, христианами, спасали обреченных на смерть. Мы высоко чтим их память и называем Праведниками мира. Между прочим, среди них — генералиссимус Франко.
Что касается разговоров в духе советского агитпропа о том, что якобы благодаря великому подвигу советской армии и т.п. кто-то был спасен, а создание Израиля чуть ли ни было результатом победы над германским фашизмом, то это оставим на совести депутатов Кнессета типа Солодкиной и Бромфмана, а также русскоязычного радиоканала РЭКА.
Была еврейская Катастрофа, Шоа, а повода для празднества, увы, не вижу.
    О слове (технический термин?) "великий". Оно существует в разных языках. Не "большой", а именно "великий". Так о Шекспире можно услышать, что он "great poet", а Наполеон "grand empereur". Великим отдаются особые почести. Например, хоронят в Пантеоне. Великих мерзавцев - у кремлевской стены. Можно считать этот термин вполне легитимным.
Беда России (одна из многочисленных бед) в неоправданном злоупотреблении эти термином. В этой стране не просто культура, как у других, а «великая, русская культура».
В ответ на пожатие плеч сомневающегося приводится несколько имен писателей и музыкантов преимущественно позапрошлого века, то есть людей, принадлежавших к таким сословиям и представителям такой мысли, что они не имели ни малейшего шанса дожить до «великой войны». И поглотила бы их всех, включая Достоевского, Толстого и даже Некрасова, не коричневая, а красная, то есть отечественная пучина.
Но дело даже не в этом. Самоприсвоение своей культуре титула «великая» не может означать ничего другого, как то, что там, у подножья нашей вершины, копошатся ничтожные культуры всевозможных малых народов, не доросших, не достигших, недоразвитых. Это не только отвратительно, но и контрпродуктивно. Даже число изданий, прочтений и прослушиваний этого права не предоставляет, иначе самой великой писательницей нашего времени нужно считать Маринину (Или Малинину? — я не читал).
По каким критериям люди объявляют великими свою страну или себя самих. Если величие состоит в размерах бандитски захваченных территорий или в уровне агрессивных намерений, то мне понятны «Great Britain», «Grande Empire», «Великий Райх» и «Великая Россия». Если это соответствует национальному вкусу, то это их дело, но, как показывает история, это «величие» до добра не доводит.
Вдумайтесь, что может быть уродливее понятия «великая война»? В чем может быть величие массового убийства людей? Если в размере потерь, то уместнее было сказать: катастрофическая война, смертоубийственная, опустошительная и т.п., но как война может быть ВЕЛИКОЙ?!
Великий композитор Чайковский сочинил великую музыку, а великая война погребла под собой 30 миллионов людей.
Все сводится к элементарному неуважению к человеческой жизни и к созданной ими материальной культуре.
Схема возгорания сводится к тому, что два, как сегодня говорят, «противозаконных бандобразования — оба, кстати, под красным флагом — сперва попытались, держа каждый дулю в кармане, разделить между собою территории Восточной Европы. Каждый при этом строил планы, как обдурить партнера. Недоверие между бандитами было так велико, что столкновение стало неизбежным.
Тот мир, в котором народ предпочитал демократические порядки, был заинтересован в том, чтобы обе банды провалились в Тартарары. К маю 1945 года коричневого зверя удалось завалить. Уже хорошо. Красный остался, Черчилль в Фултоне сформулировал степень опасности, угрожающей с этой стороны Свободному миру, и началась третья мировая война, которую принято называть почему-то «холодной», хотя народам мира она обошлась в еще большее число смертей, чем вторая.
Что празднуют в Москве 9 мая?
Там празднуют «великую» победу в «великой» войне. В психологии это явление называется «манией величия». Видимо, это массовое заболевание.
Для сравнения: голландцы, которые треть своей территории абсолютно бескровно отвоевали не у соседей, а у моря, не болтают ни о великой победе, ни о собственном величии, а вместо этого так хорошо работают, что вы во всей стране не увидите ни поваленного забора, ни провалившегося моста, ни дома с облупленной штукатуркой. Это культура! Культура труда, и культура уважения к его продуктам и к человеческой жизни.
Даже если все обстоит так, как без конца, со сталинских времен, повторяет московская пропаганда, день окончания войны, в которой безо всякой положительной цели, погибли миллионы русских, евреев, немцев, украинцев, латышей и, как говорится, и др., не смеет быть праздником. Это кощунство и надругательство. В частности, над моими близкими, которых убили не те, кого потом победили, а победители.
В этой войне не было ни побежденных, ни победителей, а если под этим бедствием можно подвести черту, то правильно сказала президент Латвии, в тот момент, когда рухнуло и краснозвездное бандобразование.
А сейчас мы живем в эпоху уже четвертой мировой войны.
Как ее остановить? — Об этом бы подумали наши «великие» боссы, а заодно и мы с вами.
2005 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий