среда, 6 апреля 2016 г.

О ЗЛЫХ ЯЗЫКАХ. Нагибин, Гамзатов, Данелия, Шукшин


Прошу извинить. Прежняя публикация не удалась

 Злым языкам мы верим, порой, больше, чем добрым. Ничего не поделаешь, такова человеческая натура.
Мой приятель,  земляк Расула Гамзатова – талантливый писатель говорил о дагестанском поэте самые нелицеприятные вещи. Он называл его и «бурдюком с вином», и «чиновной крысой», и «бездарью, чья слава  и вес сделаны переводчиками». При этом он утверждал, что и аварский язык совсем непригоден для поэзии и прозы, так как в нем всего 300 слов.
 Я тоже не любил  в изящной словесности официальных лиц и склонен был верить словам моего приятеля о классике советской поэзии . С этой верой и проходил чуть ли не сорок лет.
 Но вот читаю замечательную, чистую и добрую, книгу Георгия Данелия «Тостуемый пьет до дна» и в ней о Гамзатове, среди прочего, сказано вот что: «… когда на правительственном банкете в Кремле по случаю юбилея Октябрьской революции Расул поднял тост «За дагестанский народ, предпоследний среди равных», а на вопрос: «Как это могут быть среди равных предпоследние?» ответил: «Последние у нас евреи», этого ему уже простить не смогли! На него так обиделись, что даже исключили из членов Президиума. Но через какое-то время вернули – видимо поняли, что без Расула Гамзатова на Президиуме очень скучно».
 Прочел я эти строчки и вдруг вспомнил, что именно Расул Гамзатов приказал напечатать первую и последнюю книжку талантливого прозаика, моего приятеля, причем сделал это вопреки воле местной писательской организации. Мало того, по звонку Расула, Никита Михалков и Анатолий Алексин обеспечили злоязычному таланту прописку и непыльную работу в ближнем Подмосковье.
 Вспомнил я это, вздохнул тяжко и выругал себя самого последними словами. Да, в жизни автора «Журавлей» наверняка было всякое, но кто мне-то, грешному, дал право судить этого человека, да еще с чужих слов?

 А вот еще одна история на тему злоязычия.  Из повести Юрия Нагибина «Тьма в конце туннеля»:
     «На стоянке  грудилась  толпа, пытающаяся стать  очередью, но, поскольку она состояла в основном из киношников,  порядок  был невозможен. И все-таки джентльменство не вовсе угасло в косматых душах - при виде шатающейся Геллы толпа  расступилась. Такси  как раз подъехало, я распахнул дверцу, и  Гелла рухнула  на заднее сиденье.  Я убрал ее  ноги, чтобы  сесть  рядом,  оставив переднее место  Шределю.  Но мы и оглянуться  не успели, как рядом с шофером плюхнулся Шурпин.
     - Вас отвезти? - спросил я, прикидывая, как бы  сдвинуть Геллу, чтобы сзади поместился тучный Шредель.
     - Куда еще везти?  - слишком саркастично для пьяного спросил Шурпин.- Едем к вам.
     - К нам нельзя. Гелле плохо. Праздник кончился.
     - Жиду можно,  а  мне нельзя? - едко сказал дебютант о своем  старшем собрате.
     - Ну  вот,  - устало произнес  Шредель,  -  я  так и знал, что  этим кончится.
     И  меня  охватила  тоска: вечно  одно  и  то  же.  Какая во  всем  этом безнадега,  невыносимая, рвотная духота! Еще не будучи знаком  с Шурпиным, я прочел его рассказы - с подачи Геллы, - написал ему восторженное  письмо и помог  их  напечатать. Мы устроили сегодня ему праздник,  наговорили столько добрых  слов (я еще не знал в тот момент, что он  куда комплекснее  обслужен нашей семьей), но вот подвернулась возможность - и полезла смрадная черная пена».
 Так Нагибин писал о Василии Шукшине и своей тогдашней жене Белле Ахмадулиной. Ныне это секрет Полишинеля. Всем было известно, что Василий Шукшин антисемит дубовый. Мало того, и в группу съемочную он набирал практически одних юдофобов, таких лютых, к примеру, как его постоянный оператор Заболоцкий. Так что здесь, казалось, можно поставить точку. Другом евреев талантливый режиссер и писатель не был. Но и здесь не будем торопиться.
 Фильм Александра Аскольдова «Комиссар» был сделан в 1967 году, на излете вялой, ленивой и непоследовательной идеологической перестройки тех лет. Фильм запретили, хотели сжечь все копии.. Через 20 лет «Комиссар» завоевал множество призов и наград, был признан шедевром, и сотни миллионов зрителей увидели картину Аскольдова – режиссера, увы, одной единственной ленты.
 Я на втором курсе ВГИКа. О фильме рассказывают легенды. Каким-то чудом удается попасть на просмотр материала. В юности не был слезлив, но ком застрял в горле, ладонь стерла влагу со щеки. Тогда же решил, что фильм о гибельности фанатизма, о бесчеловечности идей, взращенных на ненависти. Вспомнил картину Григория Чухрая «Сорок первый». Там женщина-снайпер предает свою любовь ради идеи и своего не родившегося ребенка, свое будущее, будущее своего народа, предает и убивает. Вот и в картине Аскольдова мать бросает свое чадо во имя мировой революции. Фильм Чухрая был принят, так как подобная дерзость замысла казалась цензорам немыслимой. Фильм Аскольдова, груженый бытом еврейского местечка  и темой Холокоста, пройти не смог и лег на полку.
 Помню свой давний разговор с еврейкой – редактором студии Горького.
 - Как ты могла такое говорить о «Комиссаре»? – спросил я.
 - А что я должна была сказать? – спросила она.
 - Что это шедевр! – заорал я.
 - Шедевр, пусть, дальше что? – спросила она.
 - Шедевр?! Ты говорила, что это гнусный пасквиль, ложь о еврейском народе и просто беспомощная, халтурная лента!
 - Ну и что? – вновь спросила она.
 - Это еврейский фильм, по-настоящему еврейский. Фильм, сделанный с любовью к нашему народу. Фильм, отстаивающий наше достоинство, честь, нашу жизнь, наконец!
 Я уж не помню, что тогда кричал на пустой улице у высокой, чугунной ограды института Марксизма-Ленинизма.
 - Ты дурак! – сказала тогда редактор студии им. М. Горького. – Если хочешь закончить ВГИК и работать в кино, - заткнись, - посоветовав мне это, она резко повернулась и оставила меня наедине со своей честностью и принципиальностью.
 Напомню, улица у ограды была пуста. Я стоял на этой пустой улице, и отчаянье правдолюба постепенно замещалось во мне робостью молчальника. «Да что я могу сделать? Как я могу отстоять фильм? Кто я такой, наконец?»...  Я благополучно закончил ВГИК и работаю в российском кино до сих пор. Работаю, постоянно ощущая на губах вкус того давнего малодушия.
 И вот читаю в одном из интервью Аскольдова: « Евреи студии не приняли картину. Горячую поддержку оказал ей Василий Шукшин».
 Вот и разберись в злых и добрых языках. Оператор картины - еврей Виталий Гинзбург, младший брат Александра Галича, - предал совместный фильм, даже строчил, открещиваясь от режиссера, доносные бумаги в Госкино, а антисемит Шукшин, почти что в  полном одиночестве, сражался за еврейскую картину Аскольдова.
 Да и с самим творцом «Комиссара» не все так просто. В своей книге «Когда деревья были большими» Наталья Фокина, жена режиссера Льва Кулиджанова, пишет: «И пошли звонки из Главного управления по производству фильмов. Звонил курирующий киностудию редактор Александр Аскольдов. Потом он вызвал... редактора фильма и высказал свое возмущение безыдейностью сценария». Речь идет об одном из лучших советских фильмов: «Когда деревья были большими».
 А через шесть лет сам Аскольдов пал жертвой бдительных стражей соцреализма,  и убедился, что «безыдейность» лучше «сомнительной идейности». Странная история. Что заставило опытного партийного цензора, пробившегося в режиссеры-постановщики, рискнуть с таким материалом не совсем понятно. В любом случае, и здесь ставить точку я бы не торопился. 

 Странным образом сталкиваются в нашем мире имена антиподов. Вот Игорь Ефимов рассказывает о перестройке в СССР Иосифу Бродскому:
   «- Даже Евтушенко  выступил против колхозов.
   - Если Евтушенко против, я за, - ответил Бродский».
 Две книги: «мемуар» Ефимова и дневники Лидии Чуковской читал практически одновременно.
 Из дневника Лидии Корнеевны: «Я рассказала ей (Фриде Вигдоровой. Прим. А.К.) о Евтушенке: вернувшись из Италии, он написал в ЦК записку – отчет и там о Бродском: как вредит нам это дело, как необходимо его выпустить поскорее и потом издать его книгу – причем он, Евтушенко, берется отобрать стихи и написать предисловие».
 Был бы тогда, в тот момент, врагом Евтушенко ссыльный Бродский? Не думаю. Знаю, знаю, и не такое мог себе позволить без риска автор «Братской ГЭСС», но мог и промолчать, не суетиться, не ставить себя под возможный удар. Врагов у Евгения Александровича было не меньше, чем друзей.
 Такие дела. Один мой знакомый утверждает, что безумие рода людского в том, что сидит в душе человека дьявол и ангел. Спорят, борются постоянно, то один одерживает победу, то другой. Не со всеми так бывает, но с большинством. Вот я и не знаю, кто нам, грешным и смертным, диктует право на «злой язык»? Уж никак не ангел? 

1 комментарий:

  1. Вот уж действительно - всё относительно. Всё-всё. Всё.
    1.Есть пословица:"Скажи мне кто твой друг - и я скажу кто ты.". Другом Шукшина был артист Георгий Бурков, а его никак не назовёшь "дубовым антисемитом" .
    2.Многим, читавшим в Самиздате, а потом в журнале "Даугава" жёсткую переписку Виктора Астафьева с Натаном Эйдельманом, Виктор Петрович представляется таким же "дубовым"... Но совершенно иным он представляется мне, когда я читаю его пространный автограф на книге, подаренной моему брату Евгению Раппопорту "в память о нашей приятнейшей совместной поездке по Сибири". Увы, не нашёл сейчас его в своих публикациях, но он там есть и характерен самыми добрыми и уважительными чувствами. Так где же подлинный Астафьев?

    ОтветитьУдалить