вторник, 19 апреля 2016 г.

БОРИС ГУЛЬКО О БЛАГОДАРНОСТИ


О благодарности.                       
 Борис Гулько
Некоторое время назад я опубликовал эссе «Российские евреи в Америке». Оно заинтересовало рабби Иосэфа (он настаивает на таком написании своего имени) Менделевича, и он прислал мне следующее ниже письмо. Но сначала, если кто забыл, – о рабби Иосэфе.
Наше время бедно на подвиги. Это хорошо заметно по продукции Голливуда. Недавно я посмотрел фильм Спилберга «Мост шпионов» об американском адвокате, спасшем от электрического стула симпатичного советского шпиона Абеля, а потом с выгодой обменявшего того на сбитого над территорией СССР американского лётчика Пауэрса. Чтобы придать истории драматизм, Спилберг придумал выстрел недоброжелателя в окно адвоката. В реальности был лишь недовольный телефонный звонок. И то, может, кто-то ошибся номером. В общем, скучно и не героично.
Сняли фильм о злоключениях единственного американского пилота, сбитого над Сербией во время трёхмесячной кампании жестоких бомбёжек беззащитной страны Клинтоном весной 1999 года. Сербы вернули пилота в США. Стыдиться нужно было, а не прославлять.
На HBO сделали с симпатией фильм об угонщиках 9/11. Мне запомнилась сцена совещания террористов накануне угона: «Но ведь люди в самолётах могут пострадать?» – заметил один. – Мы специально угоняем во вторник, когда пассажиров меньше чем обычно», – успокоил его главарь.
Однако нет фильма – ни американского, ни израильского, ни российского – о реальном подвиге 14-ти евреев и примкнувших к ним двух славян, явивших 15 июня 1970 года готовность рисковать жизнью, чтобы вырваться из «империи зла». Их поступок – продемонстрированное намерение угнать самолёт – стал одним из определяющих для истории ХХ века. Он проломил «Железный занавес», казалось, навечно отделивший три миллиона советских евреев от Свободного мира и стал началом конца советской империи. И такое событие не нашло желающих его изобразить!
Приговоры советского суда несостоявшимся угонщикам были зверскими: две смертные казни – Эдуарду Кузнецову и Марку Дымшицу – и многолетние заключения для остальных. Казни – несостоявшиеся – стали крупнейшей ошибкой Политбюро. После оглашения приговоров евреям диктатор Испании Франсиско Франко неожиданно объявил о замене смертной казни тюрьмой для двух баскских террористов, реально убивавших людей. Советским диктаторам пришлось сделать то же. Кровь евреев, едва не пролитая, произвела тяжёлое впечатление на мир, и под его давлением ручеёк еврейской эмиграции из СССР заструился.   
Профессор-кибернетик и философ Лазарь Трахтенберг, в молодости оттрубивший три года заключения по одному из двух процессов сионистов, параллельных «самолётному делу», раскрыл мне механику того «чуда» помилования. Посланец Голды Меир – его имя Ицхак Рагер – уговорил тогда Франко помиловать басков и спасти тем евреев.
Рав Иосэф был одним из вдохновителей и участником попытки угона самолёта и единственным «соблюдающим» среди них. Самое невероятное из всей истории самолётного дела – соблюдение равом Иосэфом кашрута и шаббата в течение 11 лет его заключения в ГУЛАГе. Недавно он описал в интервью «Аруц шева» организацию им пасхального седера в тюремной камере. Это можно прочесть, но трудно себе представить – нужно безмерное воображение.
Сейчас  рав Иосэф преподаёт в израильской йешиве «Махон Меир». Итак, его письмо:
Уважаемый Борис!
Имея в виду Ваше обращение к российским евреям в США, я хотел бы продолжить этот разговор на тему – долг российских евреев по отношению к Израилю.
Я думаю, а возможно есть  и статистика, что наши соплеменники за океаном являются патриотами Израиля. Но есть и такие, которые забыли о своей связи с процессом освобождения евреев из СССР. Ведь если бы мы не боролись за свободу выезда в Израиль, то и те, которые поехали в США, остались бы в «совке».
Не думаю, что наша группа стала бы рисковать жизнью и свободой ради эмиграции в США. Я понимаю людей, которые приехали в США. Есть свобода выбора, и я ее уважаю, но все должны знать, что эту свободу они получили благодаря сионистам. И это обязывает.
Вот я недавно прочел о Сергее Брине. Он был на экскурсии в России в девяностых годах и сказал своему отцу: "Спасибо, что увез нас отсюда". Но никуда бы отец Сергея свою семью не увёз, если бы Дымшиц, Кузнецов  и другие не легли бы животом за еврейское отечество в 1970-м.
  Я понимаю, что миллиардер Брин не думает об Израиле и дарует на развитие американской науки чуть не миллиард в год.
Наверное, Вы знакомы с другими выпускниками престижных вузов в Москве, а те в свою очередь с отцом Сергея. Не можете ли Вы провести исследование такого рода и добраться до Сергея? Я хотел бы ему объяснить, кому, в действительности он обязан своим благоденствием.
Еврейский гений должен служить Еврейскому государству.
Иосэф
Рав в своём письме поднимает трудную тему благодарности и обязательств, с ней связанных. Я, например, безмерно признателен герою его письма Сергею Брину. Со времени создания алфавита, чисел и книгопечатанья мало что так повлияло на интеллектуальную жизнь человека, как созданный им Google. Сладостное чувство – на расстоянии нажатия на кнопку ты владеешь всем знанием мира.
Знаменитый российский адвокат Плевако объяснил подзащитному, спасённому им от тюрьмы и изливавшемуся в признательности: «Не знаю, как Вас и благодарить»: – «С тех пор, как изобрели деньги, с этим проблемы нет». Брин и его соавтор Ларри Пейдж достойно вознаграждены за своё изобретение. Оба они – во второй десятке богатейших людей планеты.
Но такая благодарность – величайшая ответственность. Удовлетворив свои нужды, богач должен решать: что дальше делать со своими миллиардами? От его решений зависит экономическое благополучие мира.
Заботу о капитале можно, конечно, передоверить государству. Как в СССР: на эти деньги осушить зачем-то Аральское море, субсидировать мировую революцию. Или в сегодняшних Штатах – кто-нибудь слышал, чтобы Обама извинился, что угробил наши полмиллиарда на компанию «Силиндра», принявшую от него грант и вскоре разорившуюся? Обама ещё обещал на наши деньги понизить уровень океана, сделать погоду попрохладнее. В общем, 10 триллионов, на которые вырос национальный долг США за годы его правления, как-то растворились. А сейчас ещё подруливает социалист Сандерс, охочий до денежек американцев… Нет, я решительно за капитализм. Пусть лучше богачи сами обустраивают свои капиталы.
Кроме бизнеса, в котором они понимают лучше других, богатые люди тратятся на благотворительность. По всей Америке многие больницы имеют имена еврейских меценатов. Успешные евреи всегда были щедрыми жертвователями.
Мы возвращаемся к вопросу рава Иосэфа: есть ли у нас, российских евреев, уехавших в Америку, обязательства перед Израилем; должны ли мы жертвовать деньги на него? Возможность покинуть СССР благодаря борьбе сионистов, помянутая равом, здесь лишь одно, и то одномоментное соображение. Уехали и забыли.
До 1967 года существование Израиля, мне казалось, не играло большой роли в мировосприятии советских евреев моего и близких поколений. Мы старались быть незаметными, вздрагивали, слыша еврейское имя по радио или встречая его в фельетоне. Были в принципе готовы в любой момент  к началу гонений или погромов. Воспринимали естественными проблемы с поступлением в вузы и на работу.
И вдруг чудо Шестидневной войны нам открыло, что поддержка евреев Свыше существует. Это почувствовали все, даже атеисты из атеистов. Возникшее тогда в моём поколении евреев самоуважение, чувство собственного достоинства – это пришло от Израиля.
Помянутый атеизм, отказ от трёх с третью тысячелетий духовных достижений предков, был понятен в беспросветные времена невзгод, когда присутствие Высшей Силы в судьбе евреев не казалось очевидным. Но  невероятная история Израиля, его возникновения, успехов, побед, предсказанная тысячелетия назад ТАНАХом, многое открыла евреям, восстановила для нас прерванную цепь. Конечно, для этого восстановления требовалась известная духовная динамичность, присущая не всем.
И, наконец, мы должны быть благодарны Израилю за то, что он является убежищем для евреев на случай гонений. Отсутствие такого во времена Холокоста стало причиной моря пролитой еврейской крови.
Сегодня вопрос убежища уже актуален для европейских евреев. В Америке тоже зреют банды «захватчиков Уолл стрит», «Чёрные жизни важны». Школы и университеты воспитывают антисемитски настроенных новых хунвейбинов. Власти завозят в США ненавидящих евреев мусульман. Сайт Брейбард сообщает, что только на следующий год запланировано ввезти сюда 300 000 «беженцев» из исламских стран. И не должно обманывать, что во главе этого безумия мы видим немало евреев. Троцкий, Зиновьев, Каменев во главе русской революции не защитили их самих в 1937 году, и не спасли бы оставшихся евреев в 1953-м, не приди нам вдруг помощь с Небес.
Есть корыстный способ помогать Израилю – вкладывать деньги в его экономику. Сейчас в такие инвестиции ринулись китайцы, европейцы, все, почувствовавшие шанс заработать. Сегодня израильские старт-апы, меняющие технологический облик планеты – это восьмое чудо света.
Однако по-прежнему существует и традиционная еврейская благотворительность – поддержка религиозного образования. Пока такое образование есть – есть евреи. Если его нет – евреев стремительно растворяет ассимиляция.
В моём городке, в котором евреи составляют примерно половину жителей, молодой раввин периодически собирает учеников городской школы-евреев в Старбаксе, поит их кофе и знакомит со смыслом еврейства. Один мальчик спросил раввина: «Если Всевышний хочет, чтобы мы не ассимилировались, зачем он сделал гоек такими привлекательными?» Еврейские школы – единственная возможность сохранить молодых людей от шквала смешанных браков, проносящегося ныне по еврейской общине Америки.
Но важен и вопрос мировоззрения, создания альтернативы либеральной индоктринизации для наших детей. Даже не очень продвинутые в иудаизме богатеи всегда с почтением относились к еврейской учёности. Так, в старые времена они выдавали замуж своих дочерей за лучших студентов йешив. Понятно, потомство в таких браках обещало оказаться талантливым.
Конечно, среди жертвователей на еврейские нужды могут случиться сумасброды, ставящие раввинам нелепые требования. Я слышал историю, как богач согласился дать деньги на новую йешиву с условием, что ученики в ней не будут носить ермолки. Не любил он ермолки. В целом, ношение ермолок не является требованием иудаизма. Оно – из области традиции. Наиболее политически успешные ортодоксальные евреи Америки – бывшие сенатор Либерман, министр безопасности Чертов, министр юстиции Мукасей, нынешний министр финансов Лью ермолки на публике не носят. Правда, при изучении иудаизма покрывать голову положено…
Раввины удивительно легко приняли требование сумасброда. И когда тот прибыл на открытие, построенной на его деньги, йешивы, он обнаружил, что никто из учащихся ермолок не имеет. Это оказалась йешива для девочек.

Не знаю – состоится ли встреча наших национальных героев рабби Иосэфа Менделевича и Сергея Брина. Если состоится – было бы очень интересно послушать их беседу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий