понедельник, 14 марта 2016 г.

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК?

Что может сделать один человек? Пример женщины, спасшей более 7600 еврейских детей
27.11.15 ¦ Владимир Янкелевич, Военный эксперт "Полосы"

Что может сделать один человек? Пример женщины, спасшей более 7600 еврейских детей

Предупреждал же Конфуций - «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», но нам не повезло, сплошные перемены, волна за волной, как цунами.
Но что мы можем сделать? А еще лучше спросить, как в известном московском спектакле: «Что я могу один?»
Там в спектакле на сцену выходит человек и задумчиво повторяет этот вопрос, затем второй, затем третий… И вот уже вся сцена заполнена людьми, спрашивающими у самих себя: «Что я могу один?»
Совсем недавно прошел юбилей великой женщины, которая таких вопросов не задавала. Я буду рад ошибиться, но, по-моему, о ней просто не вспомнили. Звали ее Реча Фрайер. 
Реча Фрайер родилась 29 октября 1892 в г. Норден на севере Германии, а Реча - это местное произношение имени Рахель. Вышла она замуж за раввина Морица Фрайера, и с 1919 года жила с семьей в Берлине. Начать небольшой рассказ о ней нужно не с того, что она сделала, а с того, чего НЕ СДЕЛАЛА. 
Она не испугалась фашистов. В один день с приходом к власти Гитлера, 30 января 1933 г., она зарегистрировала "Комитет Помощи для еврейской молодежи» и внесла его в реестр благотворительных организаций. А затем с помощью этого комитета она стала спасать еврейских детей от уничтожения фашистами. Дети для Рейха «экономической ценности не имели», поэтому их уничтожали первыми.

В то время лидеры мировых держав весьма слабо представляли происходящее в Германии, или просто делали такой вид, заявляя, как Чемберлен: «Я привез Вам мир». 
Улучшилось ли у мировых лидеров зрение сегодня? 
К сожалению, непохоже. Видимо, этот дефект зрения политических лидеров просто профессиональная болезнь.
Реча реально видела и понимала происходящее в Берлине и лучше всех смогла оценить ситуацию. Она знала, что детей нужно вывозить в Палестину, из Германии — прежде всего, и, кроме того, из стран, втянутых в германскую орбиту.
Но в начале своей деятельности содействия она не получила. Сионистское движение ожидало эмигрантов, заранее подготовленных к самостоятельной жизни, владеющих специальностью, умеющих позаботиться о себе, а тут – дети. У молодых кибуцев не было денег для приема детей, да и взять их вроде было неоткуда. Детей нужно было расселить, кормить, учить, лечить… 
Старые руководители еврейских Общин Германии и Польши пытались убедить ее, что родина немецких евреев – Германия, а польских – Польша. Такой позиции придерживался Бунд, который пользовался большим влиянием. Это понятно, он боролся за социальные права рабочих здесь и сейчас. Но особенно важным оказалось отрицательное мнение Генриэты Сольд о планах Речи. 
Генриэта Сольд то время входила в руководство Всемирной сионистской организации, где занималась социальными проектами, а с 1930 она вошла в состав Ваад леуми, где возглавила руководство социальной помощью. Мнение Сольд была крайне важно – денежными средствами, необходимыми для планов Фрайер. распоряжалась она. 
Реча от нее поддержки не получила, Сольд выступала с резкой критикой, утверждая, что абсолютно нецелесообразно отправить европейских детей в кибуцы, особенно потому, что кибуцы не имеют инфраструктуры для приема детей, они не готовы к приему детей, как по экономическим причинам, так и инфраструктурно, школ и педагогов нет.
Тем не менее, Реча собрала первую молодежную группу, приобрела на личные средства для своих протеже сертификаты на въезд в Палестину, оплатила им дорогу и дала немного денег на первое время. Она смогла убедить доктора Зигфрида Леманна, основателя и директора детской деревни Бен Шемен, принять 12 детей. Д-р Зигфрид, потерявший своих родителей в погромах, просто не мог ей отказать.  Эта первая группа детей стала пробой сил.
А через год, 19 февраля 1934 года, на том же пароходе «Марта Вашингтон» в Хайфу прибыла группа уже в 43 человека, их и считают началом «молодежной алии».
Потребовалось несколько лет, чтобы понять – Реча Фрайер права, что нужно спасать еврейскую молодежь от нацистов, спасать столько, сколько возможно, законно и незаконно, правдой или обманом. Как – неважно, главное – спасать.
Обстановка в Палестине была, мягко говоря, накаленной. Английским властям нужно было обеспечить спокойствие, унять и арабские бунты и еврейское сопротивление, а в таком случае, они считали, прагматизм – вернейшее дело, благо имелся большой опыт колониального управления. 
Правительство Великобритании, конечно, подтверждало свою приверженность Декларации Бальфура, но обстоятельства… Они способствовали смещению акцентов, причем настолько, что при сохранении внешней вывески превратили первоначальную идею в ее противоположность. 
Англия к тому времени уже трактовала Декларацию Бальфура иначе, чем при ее подписании, да и вообще допускала евреев в страну крайне ограничено, так чтобы «...число прибывших устанавливалось с учетом экономической емкости страны в каждый данный момент...», а точнее — чтобы не раздражать арабов. 
Но не раздражать арабов не удавалось. 
Шейх Изз ад-Дин аль-Кассам уже создал свою организацию «Чёрная рука», его боевики рвались в дело. Позже, в ноябре 1935-го, его объявили вне закона. Он при аресте оказал сопротивление полиции с предсказуемым результатом – его застрелили, после чего он немедленно стал «вечно живым» символом сопротивления. Он после смерти оказался куда важнее, чем был при жизни.
Активно готовил восстание и Амин аль-Хусейни. За организацию еврейских погромов в 1920 году он был приговорен английскими властями к 10 годам тюремного заключения, но эти 10 лет уложились менее чем в месячный срок. По какой-то непонятной причине его амнистировал Верховный комиссар Палестины Герберт Самуэль и назначил Верховным муфтием Иерусалима. Из резиденции Верховного муфтия готовить арабское восстание удобнее, чем из английской тюрьмы. Зачем это было нужно рыцарю ордена Большого креста Британской империи, сэру Герберту Льюису Самуэлю? 
Кем он был, Герберт Льюис Самуэль, на самом деле? Трудно сказать. Факты известны, но набор фактов — не истина, а только материал для суждения. Ее, независимой от нас, не существует. 
Его воспитывала мать, ультраортодоксальная еврейка. Видимо, ортодоксальность он воспринял с детства и сохранил на всю жизнь. Это понятно, впитанное в детстве укореняется в натуре основательно, но после учебы в Оксфорде он заменил ортодоксальный иудаизм на не менее ортодоксальный либерализм.
Либерализм хорош, но в практической политике он чаще всего приводит к противоречивым результатам. Видимо, поэтому он остался в еврейской истории политиком, отошедшим от принципов Декларации Бальфура и заискивавшим перед радикальными арабскими элементами. В арабской истории он предстает радикальным сионистом, поддерживавшим исключительно евреев и ущемлявшим интересы арабского населения, для вида заигрывая с его вождями.
Он хотел «как лучше», подвел либерализм. Как бы то ни было, его ошибки впоследствии пришлось исправлять генералу Монтгомери, весьма далекому от либеральных идей. 
Дело шло к большой войне, и Италию и Германию устраивало любое восстание, направленное против британцев. План оттянуть английские силы из Египта и Ирака на борьбу с восставшими в Палестине Риму и Берлину очень нравился.
А тут еще Реча, со своими идеями вывоза детей в Палестину. 
— Ничего особенного им не угрожает, а вот спровоцировать арабов это может!!! 
И британские власти препятствовали эмиграции.
На какое-то время Реча нашла выход. Она оформляла детей, как выезжающих на учебу в Палестину. Такой вариант пока проходил. 
После принятия Нюрнбергских законов необходимость молодежной алии, наконец-то, стала понята всем. Всемирная сионистская организация начала поддерживать работу Фрайер, Реча стала руководить деятельностью организации в Германии, а Генриетта Сольд в Иерусалиме. Сольд смогла убедить знаменитого актера-комика Эддии Кантора (Исраэла Ицковича) в особой важности этой работы, и он выписал чек на очень большую для того времени сумму – на $25 000, и дело пошло. 
В период между 1933 и 1939 годом при помощи молодёжной алии в подмандатную Палестину прибыло более 5 тысяч детей, в основном из Германии, Австрии и Польши. Британские власти сопротивлялись, как могли. Достаточного количества разрешений на въезд в Палестину получить у них не удалось, и поэтому 15 тысяч еврейских детей были отправлены Западную Европу и главным образом в Великобританию.
У вокзала в Берлине стоит памятник этим детям, он называется «Поезд в жизнь – поезд в смерть». Это потрясающий памятник.
Им не дали въездных сертификатов в Палестину. С началом Второй мировой войны, даже дети и подростки считались британскими властями «враждебными иностранцами», им больше не разрешалось непосредственно иммигрировать в подмандатную Палестину.
Сейчас об этой акции спасения детей, выехавших в Англию, говорят много и охотно, но только не о второй стороне памятника, о той стороне, где те, кого не пустили «в жизнь». Да и обычно не вспоминают, что этот выезд детей «в жизнь» был частью, фрагментом большой и разнонаправленной работы. 
Реча ходила по лезвию ножа. Она работала в Германии с помощником Соломоном Дзубасом. Его жена, Ривка Сускинд, помогала Соломону, чем могла. Гестапо арестовало Соломона в 1938 году, его отправили в Освенцим, где он погиб. Его жена, арестованная тогда же, погибла в Терезине, а ее родителей просто застрелили при аресте. Выжили две дочери Соломона и Ривки, он успел до ареста на последнем поезде отправить из Германии дочерей, Двору и Джудит.
Рече и самой пора было спасаться, но она решила иначе. В 1939 году Реча настояла, чтобы муж с тремя детьми уехал в Англию, один из сыновей в Палестину. Было слишком опасно, но она с дочерью осталась продолжать работу. Не стало Соломона, что делать, пришлось работать с удвоенной нагрузкой. 
Реча использовала все, что могла. В ход шли так называемые «серые» и просто незаконные методы. Плевать на закон! Нужно было отправить как можно больше детей «в жизнь». 
Часть детей была отправлена в СССР. Там их переправили в Тегеран, а оттуда, в феврале 1943 года, «Дети Тегерана» смогли попасть в Палестину. Всего из Тегерана прибыли 369 взрослых и 861 ребенок, из них 719 детей были сиротами. Дети были серьезно травмированы психологически, но они остались живы.
В 1940 году Реча была предана кем-то из тех, с кем сотрудничала, немцы были мастера выбивать признания. Но предупреждение о предстоящем аресте помогло ей бежать из Германии, взяв с собой еще 40 подростков, а непосредственно перед бегством еще и переправить 90 еврейских детей из Югославии.
Побег из Германии был непростым. В ее паспорте стоял штамп «недействительно», но она смогла вместе с дочерью бежать через Вену в Загреб, а затем через Грецию, Турцию и Сирию в Палестину. В Иерусалим она попала в марте 1941 года.
Только из Германии она смогла спасти более 7600 детей, но всю жизнь страдала, что не смогла сделать больше.
Ее именем названа небольшая площадь в квартале Катамон в Иерусалиме. Там лежит камень с надписью, мимо проносятся машины… Кто эту надпись читает?
Есть такая еврейская максима, что мир выживает благодаря тому, что есть на земле 36 праведников… 
Реча была одним из них. Только вот забытым праведником. А они очень нужны сегодняшнему непростому времени.

1 комментарий: