среда, 9 марта 2016 г.

ПРАЗДНИКИ НЕТОЛЕРАНТНОСТИ



Праздники нетолерантности.          
Борис Гулько
За свою долгую историю евреи вели десятки, если не сотни войн. Две победы в них отмечены праздниками, оставшимися в веках – Ханукой и Пуримом. Эти праздники знаменуют избавление от двух видов напастей, преследующих нас в нашей истории.
Греки-селевкиды, управлявшие Иудеей во II веке до н.э., физически евреям не угрожали. Они лишь пытались привить нам толерантность. Так, в Иерусалимском Храме они установили культ Зевса. Царь Антиох IV Епифан там на жертвеннике Зевса собственноручно принёс в жертву свинью.
Происходила эллинизация сексуальной морали. В открытых повсеместно гимнастических залах занятия обнажённых мужчин предполагали и гомосексуализм. Было установлено право греческого наместника на первую ночь. Евреи, принявшие мораль эллинов, полностью иудаизм не покидали. Они опускались на уровень, аналогичный сегодняшним реформистам.
Восстание Хасмонеев было войной за ценности иудаизма, против толерантности эллинизма. В 164 году до н.э. евреи отвоевали Храм, очистили его от знаков язычества и восстановили в нём службу.
После победы в той войне проблема толерантности в еврейском обществе не исчезла, но сменило парадигму. Отсутствие толерантности омрачило идейную борьбу двух еврейских секст – фарисеев и саддукеев. Так как победили фарисеи, сохранилась их версия этой борьбы.
Трагичным эпизодом её стала схватка царя Александра Янная и фарисеев. Царь, завоевавший для еврейского царства территорию от горы Кармель до египетской границы, то есть всю территорию современного Израиля в границах до Шестидневной войны, был саддукеем. Во время одного из празднований Суккота Александр Яннай, исполняя роль первосвященника, вылил воду  из серебряной чаши не на жертвенник, как считали правильным фарисеи, а на землю. Собравшиеся в Храме фарисеи стали бросать в царя этроги. 6000 человек были убиты царской гвардией в этом мятеже, и ещё 50 000 погибли в последовавшей гражданской войне. Стоили ли таких жертв различия в понимании исполнения обряда?
Унаследовавшая царствование от Александра Янная его вдова Шломцион наладила хорошие отношения с фарисеями, сумела примирить еврейские фракции и осталась в истории как толерантный и успешный правитель. Но после её смерти, начиная с её сыновей и до катастрофы Иудейской войны 68-70 годов н.э., разные фракции евреев постоянно враждовали между собой, даже в осаждённом римлянами Иерусалиме. Эта рознь, обычно – из-за религиозных разногласий, и стала причиной разрушения Храма, Иерусалима, и 19-ти веков рассеяния.
Ханука возвращает нас к проблеме толерантности. Хотя исторические события, в честь которых был установлен праздник, являлись победой ортодоксальных евреев над реформистами тех лет, Хануку широко отмечают все группы евреев, духовные наследники и победителей, и побеждённых. Вмешался в спор – чему же посвящена Ханука? – американский президент. На праздник зажигания ханукальных свечей 2015 года он пригласил в Белый Дом «раввина» из Сент-Луиса Сюзан Талве. Та в своей речи просветила присутствовавших, включая президента Израиля Ривлина, что для неё с Обамой знаменует Ханука.
Ханука знаменует для них свободу въезда в страну всех желающих, успехи погромщиков движения «Чёрные жизни важны». «Раввин» зажигала свечи, «чтобы осветить мрак исламофобии, гомофобии, трансфобии» (придумали уже и такую). Ханука, сообщили нам в Белом доме, «это праздник справедливости для «палестинцев». Мусульманским восклицанием «Иншаллах» – многократно повторённым, завершила своё поучение «раввин».
Мэрия Иерусалима недавно приняла решение переименовать площадь Сиона в площадь толерантности. Объявлен конкурс на проект её перепланировки. Который победит – в память ли о поверженных эллинистах, пытавшихся привить евреям свою толерантность, или посвящённый гармонии между разными сектами иудеев? В своём проекте перестройки площади Сиона я бы предложил нанять Сюзан Талве служить на площади живым экспонатом толерантности. Это напомнало бы евреям израильским – против чего воевали Маккавеи? – и одновременно освободило бы евреев Сент-Луиса от «раввина»-эллинизатора.
Победу в войне иного типа мы празднуем на Пурим. Два с половиной тысячелетия назад  в Персии Ахашверош и его первый министр Аман недвусмысленно решили уничтожить всех евреев. Угроза казалась неотвратимой. Спасение пришло благодаря самоотверженности царицы Эстер и превосходной организации её кузеном Мордехаем военной кампании против наших врагов.
Такая же угроза тотального уничтожения, как на Пурим, преследует нас в наших последних поколениях. Она исходила из Третьего Рейха, из СССР, от арабских лидеров, трижды объединявшихся для войны против Израиля. Сейчас эту цель провозглашают правящие Ираном аятоллы.
Война Пурима отличается от почти всех знаменитых военных кампаний в истории тем, что в центре её была женщина. И это немаловажно. ТАНАХ сообщает нам, что по дизайну мы, евреи – народ женский. Подробно я писал об этом в своём старом эссе «Что случилось в Газе?» Евреи-мужчины несут в своём характере немало женских черт. Но это означает, что нашим женщинам, чтобы уравновесить нас, приходится демонстрировать качества мужские. Армия Израиля – первая в современном мире, которая стала широко использовать женщин в боевых действиях. Я не знаком с историей вопроса, но догадываюсь, что произошло это по инициативе женщин.
ТАНАХ и еврейская история немало описывают мужчин и женщин в боевых действиях. Наш самый знаменитый богатырь Самсон вступал в битву только тогда, когда на него нападали: «И дошел он (Самсон) до Лехи, а филистимляне с криком встретили его… И нашел он свежую ослиную челюсть, и протянул он руку свою, и взял ее, и убил ею тысячу человек» (Книга судей 15:14-15). А вот битва молодого Давида с Голиафом: «И сказал филистимлянин (Голиаф): «Посрамлю я сегодня полки израильские. Дайте мне человека, и мы сразимся один на один… И сказал филистимлянин Давиду; «Поди-ка ко мне, и я отдам тело твоё птицам небесным и зверям полевым». Только после этого «опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил филистимлянина в лоб»  (Шмуэль 1, 17:10-11,44,49).
Еврейки же, напротив, в ситуациях почти романтических вели себя куда жёстче, чем евреи в ситуациях боевых. Восстание, победу которого мы отмечаем в Хануку, начала Йегудит, сестра братьев Маккавеев. Придя после своей свадьбы к греческому наместнику исполнять обряд «первой ночи», она отрезала тому голову.
За тысячу лет до событий Хануки, после проигранной битвы с евреями, бежал военачальник ханаанцев Сисра. «И вышла Яэйль навстречу Сисре, и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. И зашел он к ней в шатер, и прикрыла она его покрывалом. И сказал он ей: дай мне немного воды напиться, ибо томит меня жажда. И открыла она мех с молоком, и напоила его, и прикрыла его. ( В какой-то момент Яэйль, по мнению некоторых комментаторов, соблазнила Сисру семь раз) … Яэйль, жена Хэвэра, взяла кол от шатра и молот взяла в руку свою, и подошла к нему (Сисре) тихонько, и вонзила в висок его кол, и воткнулся тот в землю, когда он уснул уставший; и он умер» (Книга судей 4:18-21). Руководившая в то время еврейским народом пророчица Дебора воспела этот подвиг: «Благословенна будь жёнами Яэйль» (5:24).
Тора содержит две песни по поводу гибели наших врагов. Моше и евреи-мужчины воспели Всевышнего, утопившего в Красном море гнавшуюся за нами египетскую армию: «Десница Твоя, Боже, прекрасна в мощи, десница Твоя врага сокрушает» (Исход, 15:6). Закончив песню, немедленно «увёл Моше сынов Израиля от моря Суф» (15:44), чтобы евреи не любовались поверженными египтянами. Во время пасхального седера установлено отливать 10 капель вина в память о бедах, обрушившихся на египтян во время 10-ти казней. Никакого ликования в этом нет.
Иная победная песнь пророчицы Деборы. Эта песнь тоже содержит славословия Всевышнему, даровавшему нам победу. Но кончается она глумлением над поверженным врагом: « В окно сквозь решетку смотрела во все глаза мать Сисры: отчего долго не приходит колесница его, отчего медлят колеса колесниц его? Мудрые знатные женщины ее отвечают ей, и она сама отвечает себе: верно нашли они и делят добычу: по женщине, по две на каждого мужчину; добычу из цветных одежд для Сисры; добычу из вышитой цветной одежды: цветные одежды с разной вышивкой на шею тех, кто взял добычу» (Книга судей 5:27-29). Никакого сочувствия.  
 Голду Меир называли «единственным мужчиной» в первой когорте лидеров Израиля. После убийства израильских участников Мюнхенской олимпиады 1972 года премьер Меир отдала приказ уничтожить всех организаторов теракта и выживших террористов. Операция заняла 20 лет. Через 13 лет после её завершения Тони Кушнер написал сценарий, а Стивен Спилберг снял фильм «Мюнхен». Авторы фильма сочувствуют жертвам мести евреев и морально уравнивают тех и этих. Антисионист из геев Кушнер, очевидно, имеет двойную женскость в душе – как еврей и как гей.
Для меня самое удивительное место в Мегилат Эстер: после того, как фортуна евреев переменилась, и они, руководимые Мордехаем, 13-го адара, в день, на который назначалось «окончательное решение еврейского вопроса», убили по империи 75 000 своих врагов, Ахашверош, подпавший под каблук жены, спрашивает её: «(Скажи,) что же за желание у тебя? И будет оно исполнено… И сказала Эстер: если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было иудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня… И сказал царь, чтобы так и было сделано… Также и в четырнадцатый день месяца Адара собрались иудеи, которые в Шушане, и убили в Шушане триста человек…» (9:12-15). Непосредственная опасность миновала, но Эстер не простила людей, готовившихся убивать евреев. Это так отлично от нынешних евреев-израильтян…
Уже почти полгода арабы практически ежедневно посылают своих детей резать евреев, пытаются давить машинами. Арабские члены Кнессета демонстрируют поддержку семьям убийц. Но нынешние лидеры Израиля – и военные, и светские – толерантны в отношении врагов. Начальник Генерального штаба Гади Айзенкот призвал военных «не разряжать магазин своего автомата» в девочку, идущую на них с холодным оружием. На следующий день после этого два 14-летних арабских мальчика зарезали сержанта ЦАХАЛа Тувию Вайсмана и тяжело ранили ещё одного человека.
А в Кнессете уже какую неделю ведётся обсуждение: как удалить из его состава арабов, поддерживающих террор против евреев? Хотя Дов Конторер в своей недавней статье сообщил, что закон, предписывающий изгнание таких депутатов, давно существует.
Каролин Глик в колонке от 19 февраля рассказывает, что слышала от бывшего начальника операций израильской разведки, будто «99% офицеров Массада и Шин Бета – левые. И, по словам бывшего командующего военно-воздушными силами, 99% пилотов – тоже левые». Глик сообщает, что на совещании после окончания последней войны с Газой, командование IDF предложило способствовать быстрому восстановлению Газы. ХАМАСу было поставлено 3,4 миллиона тонн строительных материалов. 74% зданий в секторе остаются в руинах, зато ХАМАС, восполнивший свой запас ракет, интенсивно восстанавливает военную инфраструктуру, включая тоннели, тянущиеся к границе Израиля.
Толерантность стала, начиная с договора Осло 1993 года, политикой Израиля относительно ООП, не сменившего цель – уничтожение Израиля. Сколько своей территории можно уступить врагам? Какой уровень терроризма следует считать «приемлемым»?

Надежды на еврейских мужчин тают. Таится ли среди израильских политиков новая Эстер? Надо повнимательней присмотреться к министру юстиции Аелет Шакед. Она, когда говорит об отношении к арабским семьям, посылающим своих детей резать евреев, о проникающих в Израиль африканцах, о Верховном суде, навязывающем свою власть израильтянам, о Земле Израиля, на которую претендуют арабы, звучит, как новая Эстер. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий