Случилась эта неприятность 1 января во время финала телешоу "Точь-в-точь" после выступления Максима Галкина, великолепно изобразившего незабвенного Шаляпина. К чему Хазанов рассказал то ли быль, то ли анекдот на тему "вот за это вас, евреев, и не любят", повторивши сию ключевую фразу несколько раз, я так и не поняла. Не поняли и все мои собеседники, с которыми я поделилась утратой. Даже историю попытки вручения короны российскому президенту, взорвавшую социальные сети, я могу понять. Театр у человека, десятки служащих Мельпомене, техработники, семьи – кормить надо, сам храм культуры содержать надо – ну, вот такой изыск и придумал, авось какие дотации подбросят? Еще и не так прогнешься, когда за тобой столько людей стоят, и все хотят кушать, роли, гастроли… понятно мне это, неприятно, но понятно. Но здесь-то к чему было?
И как-то сам по себе всплыл в памяти Чингиз Айтматов, его роман "И дольше века длится день", потом его назвали "Буранный полустанок". Слово "манкурт" я впервые встретила там.
«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного „Я“, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…»
Каким образом достигалось такое состояние? Пленнику обривали голову и надевали на неё кожу с вымени только что убитого верблюда. Руки-ноги связывали, на шею надевали колодку и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце вымя съёживалось, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой. Постоянная боль приводила к параличу верхних долей коры мозга, отвечающих за личностные качества человека.
Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных, память о прошлом не потерявших.
Больно. И все чаще и чаще, стыдно. За Хазанова не стыдно, честно говоря, как не стыдно за пресловутого Изю Шамира, прошу, не путать со светлой памяти Ицхаком Шамиром и ему подобных. Не может быть стыдно за слизняка, оставившего блестящий след на мебели или на ковре. Ты же его даже не давишь – противно, просто шваброй выкидываешь из дома, и тут же забываешь.
А вот за израильтян стыдно. Очень хорошо несколько лет назад на эту тему высказался профессор Роберт Вистрих в ходе симпозиума о еврейской самоненависти, приуроченного к 9 Ава, отметив, что самоненависть, как явление, существует не только в диаспоре, но и в самом еврейском государстве:
«Распространенным его здесь, конечно, не назовешь, однако единичные случаи все-таки встречаются. Речь идет о меньшинстве среди интеллектуалов и ученых. Кстати, подобное явление практически отсутствует в других странах, но в Израиле мы имеем дело с прямым следствием патологической ненависти евреев к самим себе. Как правило, это люди, для которых мнение мирового сообщества и коллег за рубежом гораздо важнее, чем собственная страна. Намного проще попасть на зарубежную конференцию, если ты критикуешь и клевещешь на родное государство. Мы говорим не о тех, кто критикует политику Израиля, а тех, кто отрицает право еврейского государства на существование, приравнивает Израиль к нацистам, обвиняет в расизме, а также открыто призывает к антииизраильскому бойкоту».
Все, ключевая фраза прозвучала — намного проще попасть на зарубежную конференцию, если ты критикуешь и клевещешь на родное государство. Ну, и чем не манкурты? Лишь бы поближе к кормушке. Не важно, что в костюмах и при галстуках, с учеными степенями и званиями
Стыдно? Я вот сейчас подумала, а ведь тоже не за всех. К примеру, развернувшийся скандал вокруг передачи левым активистом Эзрой Науви Службе общей безопасности ПА данные арабов, продающих земельные участки евреям, за что в автономии действуют суровые наказания, вплоть до смертной казни. Нам стыдно за нашу собаку, нагадившую на тротуаре? Либо мы убираем, либо перешагиваем и идем дальше. Стыдно за появившихся в доме крыс или тараканов? Стыдно может быть только за себя – не приучили, не выдрессировали, запустили дом, вовремя не убирали и т.д.
Манкурт преданно служит своим арабским хозяевам, но ведь мы его сами таким сделали, допустили, разрешили, молчали. Сейчас скандал поднялся, а раньше про деятельность "Бецелем" и ему подобных "Шоврей штика", "Махсом вотч", "Шалом ахшав" никто не знал-не ведал?!
А нам вообще лучше ничего не знать, так жить спокойней. Не зря же несколько лет назад президент Израиля (слава Б-гу, бывший) Шимон Перес настоятельно рекомендовал школьникам поменьше интересоваться историей. Чем меньше листаем мы страницы нашей истории, тем меньше пепел Клааса стучит в груди и мальчики кровавые в глазах не так мечутся.
Сам Перес историю, конечно, знает хорошо, а вот нам не надо. Без памяти, без прошлого – покорные рабы. Что еще надо? Легко прощать, когда не знаешь — за что, и уступать, когда не вполне понимаешь – что и кому. А вот, если помнишь, тут уже посложнее с прощением и всякими милостями. Как выкинуть из памяти "Дельфинариум", семью Фогель, трех похищенных и убитых мальчишек, линч в Рамалле, всех, похороненных пару дней, недель, месяцев, лет назад? Как сказал Элиот в поэме "Геронтион": "После знанья такого, какое прощенье?"
Даже Евросоюз отреагировал на материал программы "Увда", его представитель заявил, что руководство ЕС "потрясено деятельностью Эзры Науви". А в самом Израиле? Вторая часть программы «Увда» («Факт») Второго канала ИТВ, с журналистским расследованием фактов сотрудничества левых экстремистов с арабскими террористами не выйдет в эфир из-за давления левых группировок, — сообщили сегодня утренние новости.
Прав был Черчилль, заявляя, что демократия наихудшая из всех форм управления, но лучше которой человечество ничего не предложило В Израиле настала пора , когда требуется придумать некую новую оптимальную альтернативу демократии.
ХАЗАНОВ УМЕР как ЕВРЕЙ. Это - вряд ли. И всё же, я хотел бы послушать самого Геннадия прежде, чем делать окончательный вывод: суд не должен быть односторонним!
Прав был Черчилль, заявляя, что демократия наихудшая из всех форм управления, но лучше которой человечество ничего не предложило
ОтветитьУдалитьВ Израиле настала пора , когда требуется придумать некую новую оптимальную альтернативу демократии.
Хазанов не умер, просто жопАлизов всегда хватало, а ушедшие от еврейства очень часто становились сильнейшими антисемитами.
ОтветитьУдалитьХАЗАНОВ УМЕР как ЕВРЕЙ. Это - вряд ли. И всё же, я хотел бы послушать самого Геннадия прежде, чем делать окончательный вывод: суд не должен быть односторонним!
ОтветитьУдалитьЧто он сказал такого?
ОтветитьУдалитьСлава Б-у ни кто не умер
ОтветитьУдалить