пятница, 8 января 2016 г.

РОЖДАЕМОСТЬ. АРАБСКИЙ МАКСИМУМ

Исторический максимум 
 Регулярная сводка Центрального статистического бюро, посвященная началу нового года по гражданскому (григорианскому) календарю, подкрепляет вывод о том, что доля арабского населения в Израиле близка к достижению своего исторического максимума.
В завершившемся 2015 году население Израиля выросло на 2% и достигло 8,462 млн человек, в числе которых 6,335 млн евреев (74,9%), 1,757 млн арабов (20,7%) и 0,370 млн человек (4,4%), относящих к т.н. дополнительной группе, в которую израильская статистика включает лиц, прибывших в страну по Закону о возвращении, не будучи евреями по галахе, и христиан-неарабов.При этом в минувшем году в Израиле родилось 176,7 тыс. младенцев, из которых 74% приходится на долю еврейского населения и 23% на долю арабов, со включением в последнюю группу всех составляющих ее религиозных общин - мусульман, христиан и друзов.
Из этого, в частности, видно, что потенциал дальнейшего увеличения удельного веса арабской группы в населении Израиля исчерпан практически полностью. Пик пугавшего руководство страны демографического процесса пришелся на шестидесятые годы, когда для израильских арабов было характерным резкое сокращение детской смертности и общее увеличение продолжительности жизни за счет ставшего доступным современного здравоохранения, и в то же время – сохранение традиционной модели рождаемости, т.е. такого положения вещей, при котором женщина рожает за свою жизнь столько детей, сколько может родить. В еврейском секторе наблюдалась совершенно иная картина: поздний возраст вступления в брак, активное участие женщин в социально и экономической жизни, планирование семьи, и как следствие – уровень рождаемости, характерный для современного общества. Не настолько низкий как в странах Запада, но все же несопоставимый с плодовитостью местного арабского сектора.
Так, в 1969 году, на пике негативного для еврейского большинства демографического тренда, средняя арабская гражданка Израиля рожала за свою жизнь на 6 детей больше, чем средняя израильтянка еврейского происхождения. Уже и в то время многие утверждали, что подобное положение вещей не может сохраняться вечно и что рождаемость в арабском секторе рано или поздно сократится под влиянием процессов модернизации и вестернизации. Но когда именно случится это "рано или поздно" и не будет ли тогда слишком поздно для еврейского большинства, в шестидесятые и семидесятые годы никто не мог утверждать определенно.
Так или иначе, к 2000 году разница в показателях арабской и еврейской фертильности  сократилась до 1,7 ребенка, к 2010 году – до 0,7 ребенка, а в настоящее время она практически выровнялась и составляет пренебрежимо малую величину 0,06: средняя арабка рожает за свою жизнь 3,17 ребенка (усредненно для мусульман, христиан и друзов), средняя еврейская гражданка Израиля - 3,11 ребенка. Существенно менее высокий уровень рождаемости (1,8 ребенка) характерен для т.н. дополнительной статистической группы.
В этой последней группе 91,6% приходится на граждан Израиля, прибывших в страну по Закону о возвращении, не будучи евреями по галахе, и 9,4% - на живущих в стране христиан-неарабов. Таким образом, около 339 тыс. человек в дополнительной группе фактически принадлежит к еврейскому сектору по признаку разделения базисных ценностей Государства Израиль и интегрированности в местное еврейское общество. Вместе с представителями этой группы доля новорожденных еврейского сектора составила в 2015 году порядка 76% от общего числа родившихся в Израиле детей, тогда как в 1995 году соответствующий показатель не превышал 69%.
Арабы составляют в настоящее время 20,7% жителей Израиля – немногим больше, чем в момент провозглашения государства. Из них 3,5% приходится на долю жителей Восточного Иерусалима, отказавшихся от получения израильского гражданства и, соответственно, не имеющих права участвовать в выборах в Кнессет. Таким образом, доля арабов, являющихся гражданами Израиля, составляет порядка 17% от общего населения страны. В их числе выделяются друзы, с которыми еврейское большинство поддерживает особые отношения. Прочих арабов остается не более 15%, из которых около 2% приходится на долю христиан, ищущих сближения со своими еврейскими согражданами в силу понятного страха перед процессами, которые повсеместно наблюдаются ныне в арабском мире. Соответственно, арабы-мусульмане, которые не только живут в Израиле, но также и являются, в отличие от жителей Восточного Иерусалима, израильскими гражданами, составляют в настоящее время не более 13% от общего населения страны.
Удельный вес арабского населения в Израиле еще вырастет незначительным образом в ближайшие годы за счет прежнего разрыва между арабской и еврейской рождаемостью, результатом которого является сравнительная молодость израильских арабов, но вслед за этим доля арабского населения неизбежно начнет сокращаться и через 20-25 лет она наверняка будет меньше, чем в настоящее время.
Объяснение устойчивой тенденции к увеличению еврейской рождаемости обычно находят в показателях высокой фертильности, характерной для ультраортодоксального сектора, однако в действительности не менее важным фактором является заметное увеличение рождаемости в среде светских израильтян. Именно этот сектор, включая репатриантов из бывшего СССР, внес, как ни странно, основной вклад в сохранение демографического баланса в Израиле. К началу массовой алии на одну женщину-репатриантку приходилось в среднем 1,2 ребенка. За прошедшее с тех пор время этот показатель повысился до 2,3. Что же до светских уроженцев Израиля, то у них среднее число детей на одну женщину увеличилось с 2,1 до 2,6.
Алия традиционно считалась важным фактором сохранения демографической стабильности в Израиле, но значение этого фактора объективно сократилось к настоящему времени. ЦСБ сообщило, что в завершившемся 2015 году в Израиль репатриировалось на основании Закона о возвращении 28 тыс. человек, в числе которых 25% составили выходцы из Франции, 24% - выходцы с Украины, 23% - выходцы из России, 9% - выходцы из США. Эти данные не включают израильтян, вернувшихся на родину после долгого пребывания за границей, и детей, родившихся за границей у израильских граждан. Зафиксированный в прошлом году рост алии привычно радует израильтян, но принципиального значения для сохранения и, со временем, увеличения доли еврейского населения в стране он уже не имеет. 
Дов Конторер

Комментариев нет:

Отправить комментарий