вторник, 12 января 2016 г.

ЕВРЕИ. ЦАРЬ ПОКАЯНИЯ


Два брата, две личности, две судьбы. Иосиф – сын патриарха Яакова, проданный в египетское рабство и возглавивший Египет, а со смертью отца – и еврейский народ. Прирожденный лидер, ставший одной их центральных фигур библейского повествования. И его брат – Йегуда, лидерские качества которого проявились сильнее всего в решении продать Иосифа в рабство. А большинство комментаторов называет поведение Йегуды полным моральным падением, находя подтверждение в словах: «И отделился Йегуда от братьев своих…» И как мы знаем из повествования Торы – женился он, мягко говоря, не совсем согласуясь с мнением семьи, на местной ханаанской жительнице, на другой местной девушке – Тамар – женил поочередно двоих своих сыновей, и оба умерли. И тем не менее потомки Иосифа – евреи из колен Эфраима и Менаше – исчезли со страниц истории после войны с ассирийцами, а потомки Йегуды – начиная с Давида – стали царями над Израилем. Колено Йегуды пережило и кровавые войны, и Вавилонское изгнание, и Второе изгнание, длившееся две тысячи лет, со всеми его погромами и Холокостом. Даже одно из своих имен – йегудим – евреи получили в честь колена Йегуды, представители которого составляют сейчас, вероятно, большинство в народе. Почему так вышло, хотя, казалось бы, все предпосылки для такого доминирования были как раз у потомков Иосифа?
Однажды в моем присутствии великому историку и востоковеду Бернарду Льюису предложили дать свой прогноз развития событий на Ближнем Востоке. Он ответил: «Я историк, поэтому моя задача заключается в том, чтобы строить предположения о прошлом, а не о будущем. Кроме того, я уже не практикую как историк, а значит, и мои предположения уже тоже остались в прошлом». Невозможно дать точные предсказания или построить стопроцентно верный прогноз – поскольку каждый из нас наделен свободой выбора.
Интересно посмотреть, как развивались лидерские качества Йегуды. Семья Яакова оказалась в безвыходной ситуации: в Земле Израиля, как и во многих странах, был голод. Зерно можно было купить только в Египте, а египетский наместник требовал, чтобы вместе со всеми братьями пришел младший, Биньямин, в противном случае отказывался продавать зерно. Яаков, естественно, не хотел отпускать из дома младшего сына, тем более что Иосифа, как он думал, он уже потерял. Йегуда же уверенно заявил: «Я буду за него порукой, с меня за него взыщешь». А в Египте развернулся самый кошмарный сценарий: в сумке Биньямина нашли серебряный кубок наместника. Теперь Биньямину грозила смерть или рабство. Услышав об этом, Йегуда произнес слова, изменившие ход истории. Он красноречиво рассказал о том, как их отец горевал, потеряв одного из сыновей, и потери второго не переживет. И в конце восклицает: «Как я возвращусь к отцу без отрока? Пусть я, раб твой, останусь вместо отрока рабом, а он вернется со своими братьями. Да не увижу я страданий, которые обрушатся на отца». Услышав такую речь Йегуды, наместник не смог более сдерживаться и открылся братьям, что он – Иосиф. Так завершилась эта драматичная история.
Что же произошло по сути? В еврейской традиции Иосиф считается праведником. Но мудрецы в талмудическом трактате «Брахот» сформулировали принцип, согласно которому: «Там, где стоит раскаявшийся грешник, нет места праведнику». И подтвердили этот принцип цитатой из книги пророка Йешаягу, в которой сказано: «Мир дальнему и ближнему». Именно в таком порядке – сначала дальнему, потом – ближнему. В аллегориях мудрецов дальние – это как раз и есть раскаявшиеся грешники, а ближние – это праведники. И полное раскаяние грешника Йегуды, ужас, в который он впал, осознание, что же он сделал с Иосифом, пришедшее только после того, как от него потребовали отдать и Биньямина, отменили суровый приговор праведного наместника.
Строго говоря, с точки зрения буквы еврейского закона, Йегуда стал вообще первым человеком, совершившим полное покаяние. Как писали мудрецы Талмуда и как сформулировал в виде определения великий Маймонид – делать вывод о полном раскаянии человека можно только в том случае, если он снова оказался в аналогичных обстоятельствах, но на этот раз греха не совершил. И это как раз случай Йегуды, потому что в момент, когда братья вершили суд над Иосифом, именно Йегуда предложил: «Давайте продадим его ишмаэлитам». Теперь же, когда угроза рабства или смерти нависла над другим его братом, Биньямином, он был готов отдать себя и свою жизнь, лишь бы брат остался на свободе. Возможно, именно за такое раскаяние Йегуда стал родоначальником царей, а его потомки обрели власть и силу в народе Израиля.
Косвенно об этом свидетельствует еще одна история покаяния Йегуды, о которой мы недавно рассказывали. Йегуда обвинил тогда свою невестку Тамар в прелюбодеянии, но во время суда нашел в себе мужество признать свою ошибку и сказать ей: «Ты праведнее меня». И как раз от Тамар произошел Давид – царь Израиля. Такова сила раскаявшегося грешника.
***
Лидеры совершают ошибки, в этом состоит профессиональный риск их статуса. Исполнители действуют по правилам, а руководители нередко оказываются в ситуациях, к которым нельзя применить никакие правила. Например, решитесь ли вы объявить войну, в которой погибнут люди? Или же воздержитесь от такого шага, рискуя, что враг нападет первым и погибнет еще больше людей? Именно такая дилемма стояла в 1938 году перед премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, и он подписал позорное Мюнхенское соглашение с Гитлером и Муссолини и, вернувшись в Лондон, объявил: «Я привез вам мир!» На что Уинстон Черчилль ему ответил: «У нас был выбор: война или позор. Мы выбрали позор, а войны и так не избежать». Через год началась Вторая мировая война, и это показало, как заблуждался Чемберлен и как был прав Черчилль, пришедший ему на смену на посту главы правительства Ее Величества.
Не стоит забывать, что лидеры – тоже люди и тоже совершают ошибки, связанные с их человеческими слабостями и искушениями. Личные связи Джона Ф. Кеннеди и Билла Клинтона были далеки от идеальных. Повлияли ли они на лидерские качества этих президентов? Вспомните, как горячо пророк Натан обличал царя Давида в греховной связи с Батшевой. По мнению одного из величайших раввиновXX века Иосефа Дов-Бера Соловейчика, два первых царя Израиля – Шауль и Давид – оба были грешны. Тем не менее судьбы их сложились по-разному: Шауль лишился своей власти, Давид – сохранил. Рабби Соловейчик считал, дело в том, что Давид, как это следует из библейского текста, немедленно покаялся, Шауль же в ответ на обвинения в грехах предпочитал оправдываться, а не раскаиваться.
Истории Йегуды и его потомка, царя Давида, говорят нам, что абсолютная праведность не обязательно является отличительной чертой лидера. Такой чертой, скорее, становится способность признавать ошибки, учиться на них и избегать их впредь. Как была такая черта у Йегуды и у Давида. Лидером становится тот, кто может оступиться и даже упасть, но вновь подняться, став еще сильнее.
Джонатан Сакс


Источник: http://www.jewish.ru/trad...

Комментариев нет:

Отправить комментарий