После возвращения из Штатов несколько раз уже получил вопрос: а как там американцы к России относятся?
Нормально относятся. Хотелось бы, конечно, выложить вам страшную картинку, где на заднем стекле машины какого-нибудь реднека крупно написано «PUTIN – CHMO». Вообще, сложно себе представить такую картину в США. Про Обаму могут написать, легко, но не про Путина. Может, любят в США его просто? Может, но, скорее, им просто всё равно.
Я был в США 20 дней. Когда спрашивали, откуда я, всем и везде говорил, что из России. За всё время ни разу, никто на меня косо не посмотрел. Никто не проявлял каких-либо негативных эмоций, не пытался как-то глупо шутить или обсуждать политику, не предъявлял ко мне претензий. Везде и всегда была крайне положительная, либо нейтральная реакция. Опять же, может быть мне просто везло на адекватных и воспитанных людей в моем путешествии.
В США вообще вопрос России не стоит так остро, как у нас вопрос США. Их газеты и СМИ не пытаются высмеивать каждый косяк или глупость нашей страны на первых полосах газет. Они не следят за каждым чихом Путина. Простым американцам вообще пофиг, что там творится в России, они больше озабочены внутренними проблемами.
Вот здесь главное отличие американцев от россиян. Американца больше волнует, что происходит в их стране. Международные проблемы (ИГИЛ, Иран, Россия и т.д.) всегда где-то между прогнозом погоды и новостями спорта. Хотя нет, новости спорта и погода для среднестатистического американца намного важнее международных проблем. Здесь же можно отметить главное сходство русских и американцев. И мы, и они внимательно следят за каждым чихом Обамы и при случае обязательно пнут его.
Если проводить аналогии, то вопрос России в США стоит примерно как вопрос Сирии в России. То есть, это дело очень узкого круга людей, которые в теме. Обычные люди что-то, конечно, слышали, знают, что проблема есть, но максимум могут вспомнить имя президента и показать, где страна на карте находится. И то, не все смогут. Большинству же совершенно насрать. Я не встречал людей, которые бы воспринимали Россию как потенциального врага США или чувствовали бы исходящую от нас глобальную угрозу.
Что же касается конфликта на Украине, то тут все еще уже. Большинство американцев, с которыми я общался и обсуждал политику, плохо отличают украинцев и русских вообще, а показать на карте Крым не могут. Проводя аналогию с Сирией, можно сказать, что в глазах американцев русские и украинцы выглядят как в глазах россиян шииты и сунниты. Вроде бы вера одна, народ один, но «что они там не поделили и что за конфликты, хрен их разберешь».
Если вы вдруг хотели поехать в США, но боялись, что к вам будут как-то плохо относиться, то не бойтесь. У нас там граждане даже по Нью-Йорку ходят с георгиевскими ленточками, и всем все равно. Если проблемы по политической части и возникнут, то с нашими эмигрантами.
Я вообще не понимаю, почему у нас так демонизируют Обаму. На мой взгляд, он вполне лоялен к России. Риторика республиканцев выглядит куда хуже. Обама сейчас досиживает свой президентский срок и в следующем году навсегда уйдет в историю. На предстоящих выборах тема России будет активно подниматься. И мне почему-то кажется, что со следующим американским президентом договариваться будет куда сложнее, чем с Обамой. Если в ближайшее время не получится закрыть вопрос санкций, то история эта затянется на многие годы. Любые уступки накануне выборов будут восприняты как слабость. Республиканцы загрызут и Обаму, и Хиллари, которую Обама хочет посадить на свое место.
Здесь очень тонкий момент и тема для отдельного поста. У Обамы и Хиллари Клинтон отношения всегда были весьма прохладные, но работать на выборах они будут вместе, так как избрание на следующий срок президента от демократической партии будет означать успешность двух президентских сроков Обамы. Республиканцы всегда укоряли Обаму за излишнюю мягкость, в том числе и по отношению к Москве. Так что сливаться на этой теме Хиллари, на мой взгляд, не будет.
А простые американцы продолжают смотреть бейсбол, жарить стейки и винить во всех своих бедах Обаму. Ну прямо как мы!
22 часа. В крови вдвое увеличивается количество лейкоцитов — это иммунная система проводит проверку вверенной ей территории. Температура тела падает. Биологические часы сигналят: пора спать.
23 часа. Тело все больше расслабляется, но в каждой клеточке полным ходом идут восстановительные процессы.
24 часа. Сознанием все больше овладевают сновидения, а мозг продолжает трудиться, раскладывая по полочкам полученную за день информацию.
1 час. Сон очень чуткий. Не залеченный вовремя зуб или травмированная давным-давно коленка могут разныться и не дадут уснуть до утра.
2 часа. Все органы отдыхают, только печень трудится вовсю, вычищая спящий организм от накопившихся шлаков.
3 часа. Полный физиологический спад: артериальное давление на нижнем пределе, пульс и дыхание редкие.
4 часа. Мозг снабжается минимальным количеством крови и не готов к пробуждению, зато слух обостряется чрезвычайно — проснуться можно от малейшего шума.
5 часов. Почки отдыхают, мышцы дремлют, обмен веществ замедлен, но в принципе организм уже готов проснуться.
6 часов. Надпочечники начинают выбрасывать в кровь гормоны адреналин и норадреналин, которые повышают артериальное давление и заставляют сердце биться чаще. Организм уже готовится к пробуждению, хотя сознание еще дремлет.
7 часов — звездный час иммунной системы. Самое время размяться и встать под контрастный душ. Кстати, лекарства в этот час усваиваются значительно лучше, чем в другое время суток.
Сколько раз в юности я буквально рыдала от глубочайшего ощущения того, что мои дни проходят в пустоте, без всякого смысла и радости, что я растрачиваю время, которое нельзя вернуть, и жизнь, каждый час которой мог быть интересным.
Александра Давид-Неэль
Ах! Сколько мне ещё оставалось познать и какое нравственное перерождение предстояло пройти, прежде чем превратиться в то, чем я с радостью стала через несколько лет, – бродягой на дорогах Тибета.
Александра Давид-Неэль
В 1923 году в истории Тибета произошло неслыханное событие. 55-летняя француженка Александра Давид-Неэль получила заветный пропуск в эту страну тайн и чудес. И это вопреки строгому запрету, наложенному на посещение Тибета иностранцами! Впрочем, для этой удивительной женщины путь в Тибет начался ещё в 1911 году, когда она оставила в Европе и в прошлом привычный уклад жизни и отправилась в Индию. Её верными спутниками были научный интерес и религиозный трепет. Остаётся только догадываться, чем была для Александры её жизнь в Тибете: новым рождением или возвращением на свою духовную родину. Главное, что её необыкновенное путешествие по сей день поражает воображение людей и вдохновляет нас на необычные поступки.
Страна и исследователь
Имя Александры Давид-Неэль стоит в одном ряду с именами отважных путешественников, которые добрались до Страны Снегов – Тибета. Но в то время как учёные, географы или журналисты неизменно смотрели на Тибет через призму своего времени, культуры и убеждений, Александра с головой погрузилась в глубины буддизма и ламаизма, стараясь отбросить все предубеждения западного человека. И ей это удалось. Доказательством этого успеха служат книги Давид-Неэль, в которых скрупулёзно описана диковинная страна Тибет. Всего Александра написала несколько книг, среди которых самая известная «Магия и тайна Тибета».
Давид-Неэль была первой женщиной-иностранкой, достигшей Лхасы, священной столицы Тибета. Её восхищение тибетским буддизмом, глубокое изучение которого и позволило исследовательнице познать культуру и обычаи этой горной страны, имеет длинную историю. В возрасте двадцати лет Александра впервые ознакомилась с переводами священных индийских текстов, которые были доступны во Франции. Они произвели на девушку неизгладимое впечатление. Затем наступила пора странствий по многим странам буддистского мира: от Цейлона до Китая, от Индии до Японии. Но ни одно из этих мест не вызвало у путешественницы такого трепета, какой был рождён Тибетом.
Александра Давид-Неэль заявила, что европейские интерпретации буддизма и ламаизма крайне поверхностны, а порой и неверны. В подтверждение своего мнения она создаёт научные труды, в которых социологические, культурологические и теологические исследования вписаны в контекст поистине фантастических сюжетов, которые были заимствованы Александрой из её реальной жизни в Тибете. Давид-Неэль не только была причислена к высшей касте тибетских мистиков, но и возведена на Западе в ранг учёных с мировым именем. При этом она выступает в амплуа не только деятеля науки, но и мага. Это совершенно неслыханное явление для Запада, но не для Востока.
Несмотря на впечатляющее количество всевозможных европейских наград и званий, главной похвалой в адрес исследовательницы были слова Четырнадцатого Далай-Ламы. Он назвал Александру «первым человеком, представившим Западу Тибет» и «передавшим подлинный аромат Тибета таким, каким он его ощутил». К сожалению, эти слова прозвучали уже после того, как 101-летняя Александра Давид-Неэль скончалась во Франции. Согласно завещанию её прах был развеян над священными водами Ганга.
Реальность и человек
Александра была полна противоречий. Она с детства игнорировала всё, что сковывало её свободу и любопытство, а повзрослев, не на шутку увлеклась анархизмом. Молодая женщина пробовала себя в сочинительстве, музыке, оккультизме, но всего этого ей было мало. Она всегда хотела большего. А однажды Давид-Неэль спонтанно отправилась в Индию, оставив в Европе своего мужа: он покорно ждал возвращения своей своенравной супруги и даже субсидировал её смелое путешествие. И хотя Александра обещала вернуться к Рождеству, ему пришлось ждать целых пятнадцать лет.
Стараясь попасть в Тибет, она несколько лет изучает буддизм Гималаев. Впоследствии Давид-Неэль высказала мнение, что в нём ей не хватало подлинной чистоты. Спустя несколько лет ей впервые удаётся встретиться с Далай-Ламой. Правителю понравилась настойчивость француженки, но даже он был не в вправе нарушить законы своей страны и помочь Александре пересечь границу Тибета. И всё же наступил тот день, когда она попала в Тибет, страну магов и мистиков, духов и посвящённых, диковинок и чудес. Эта страна станет для Александры новой реальностью.
«Тибет – страна демонов. Если судить по народным поверьям и легендам, то приходится сделать вывод, что численность злых духов намного превышает население страны», – пишет Давид-Неэль. Она не только тщательно документирует и анализирует народные предания, но и сама занимается магической наукой, совершая немыслимые вещи. Например, она создаёт «тульпу» (у тибетских йогов – видимый и осязаемый образ, рождаемый воображением человека). Тульпа не считается галлюцинацией, поскольку её видят все люди, а не только её автор.
Француженка «создала» добродушного ламу, который то и дело являлся ей на протяжении всего путешествия. Но со временем он стал доставлять Александре определённое беспокойство, поэтому она (не без труда!) отправила ламу обратно в нематериальный мир. Нужно сказать, что описания Тибета в трудах Давид-Неэль порой больше напоминают фантастическую беллетристику, чем серьёзное научное исследование. Однако многие мысли, высказанные автором, проникнуты психологизмом. Так, Александра пишет: «К изучению явлений психики нужно подходить так же, как и к любой другой науке. Возможные в этой области открытия не содержат ничего сверхъестественного, ничего такого, что могло бы оправдать суеверия и распространяемые некоторыми безответственными людьми бредни. Напротив, цель таких исследований – выявить механизм так называемых чудес, а объяснённое чудо – уже не чудо!»
Душа и дух
Страна Тибет никогда не будет до конца разгадана и описана в научных документах. Однако это ни в коей мере не снижает ценность исследований Александры Давид-Неэль, её предшественников и последователей. Александра настаивала на мысли о том, что Тибет – это не только геополитическая единица, не только уникальная культура и ментальность народа. Это нечто большее, что исходит от жителей этой страны и её гостей.
Под видом нищенки Александра обошла весь Тибет. Наконец достигнув заповедной Лхасы, она не выбирает слов, говоря о пороках жителей Тибета. «Прежде я смутно представляла себе, – в то же время отмечает Александра, – что по эту сторону Гималаев страна, совсем не тронутая цивилизацией. Но теперь начала понимать, что, напротив, именно здесь мы имеем дело с вполне просвещённым народом». По её словам, Тибет полон разбойников, нищих, мошенников и бюрократов, с одной стороны, а с другой – это неистощимый культурный кладезь, место, где мощь человеческого сознания способна творить чудеса.
Путешественница, повидавшая полмира, женщина, влюбившаяся в Тибет… Александра Давид-Неэль – человек, находящийся вне привычных для нас рамок и представлений. Она вовсе не противопоставляла себя «цивилизованному» социуму, но жила по другую его сторону, где иные правила и обычаи. Так и для европейцев Тибет – таинственное место, которому не место на Земле. Но он существует, равно как и его тайны, раскрытые или нет, но неизменно манящие.
Это было в Японии. Одна из столичных газет в Токио поместила объявление следующего содержания: «Продаются родители: отец 70 лет, а мать 65 лет. Цена — 1000 йен, ни одной йены меньше!»
Люди, читавшие это странное объявление, удивлялись: «Ну и времена настали! Дети уже родителей продают».
Другие добавляли: «Как только власти такое допускают?!» Ну, и шуму наделало это объявление. Его обсуждали дома и на улице, словно сенсацию.
Газета с объявлением попала в руки молодой семье, которая недавно похоронила своих любимых родителей, погибших в автокатастрофе. Они пребывали в скорби, и чье-то желание продать родителей выглядело для них кощунственным.
Они представили себе, что могут чувствовать несчастные родители в этой ситуации.
Чего им ждать от таких детей?
Они решили выкупить стариков и окружить их своей любовью.Они взяли нужную сумму и отправились по указанному адресу…
Когда супруги пришли на место, то увидели роскошную виллу, утопающую в цветах.
Они подумали, что в объявление закралась ошибка, но все же решили позвонить.
Им открыл пожилой господин с приятной улыбкой.
Они рассказали про объявление в газете, о том, что потеряли родителей и решили выкупить престарелую пару.
Они просили прощения, что потревожили господина, потому что, видимо, ошиблись адресом.
— Нет, вы не ошиблись, заходите! — пригласил взволнованный старец. — Сейчас я позову жену.
Он быстро вернулся вместе с женой и стал объяснять:
— Видите ли, мы владельцы этого дома. Есть у нас и другое ценное имущество. Но у нас нет детей, а нам хотелось бы оставить все это богатство хорошим людям. Вот мы и дали такое объявление.
Решили, что на него откликнется только достойный человек.
Честно сказать, мы сомневались, что найдется купец на такой товар.
Ваше желание вам делает честь, а нам — принесло радость.
Мы уверены, что вы и есть те люди, которым можем оставить все нажитое.
Как нельзя пить чай: 10 запретов в китайской чайной культуре
Черный чай — самый популярный напиток в мире. С его популярностью может соревноваться только пиво, которое занимает стабильную вторую позицию по мировому потреблению, опережая чай лишь в Англии и Ирландии. Говорят, что во всем мире ежедневно выпивается 3 миллиарда чашек чая. Этот напиток стимулирует сердечно-сосудистую систему, улучшает работу почек и пищеварительной системы. А танин, разновидность кофеина, который содержится в черном чае, обладает антиокислительными свойствами. Антиоксиданты обеспечивают защиту организма от вредных микроорганизмов.
Несмотря на полезные свойства чая, они легко могут нивелироваться неправильным его завариванием и нарушением базовых правил: температуры, крепости заварки, времени употребления. В китайской чайной культуре давно сформулирован список ситуаций, при которых чай может негативно повлиять на организм. В новом обзоре — 10 китайских чайных запретов, которым стоит следовать, если вы хотите, чтобы чашка чая пошла вам на пользу, а не была во вред.
1. Запрет на употребление чая на пустой желудок Крепкий чай на пустой желудок негативно влияет на селезенку и желудок. В Китае это правило звучит как «не пейте чай на пустое сердце».
2. Запрет на обжигающий чай Слишком горячий чай раздражает горло, пищевод и желудок. Длительное употребление очень горячего чая может привести к болезненным изменениям этих органов. Частое употребление чая температурой выше 62 градусов ведет к повышенной ранимости стенок желудка. Температура чая не должна превышать 56 градусов.
3. Запрет на холодный чай От холодного чая возникают побочные эффекты – образование и скопление мокрот. Ясность сознания, бодрость, повышение тонуса вызывает только теплый или умеренно горячий чай.
4. Запрет на слишком крепкий чай Высокое содержание кофеина и танина в крепком чае может стать причиной головной боли, учащенного сердцебиения и бессонницы.
5Запрет на долгое заваривание чая. Если чай заваривать слишком долго, чайные полифенолы и эфирные масла начинают самопроизвольно окисляться, что не только лишает чай прозрачности, вкусовых качеств и аромата, но и значительно снижает его питательную ценность за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С и Р, аминокислот и других ценных веществ.
6. Запрет на многократное заваривание После третьей-четвертой заварки в чайных листьях не остается ничего полезного. Первый настой вытягивает приблизительно 50% полезных веществ из чайных листьев, второй — 30%, а третий — всего лишь около 10%, четвертая заварка добавляет еще 1-3%.
7. Запрет на чай перед едой Большое количество чая, выпитого перед едой, ведет к разжижению слюны, пища начинает казаться безвкусной. Кроме того, может временно снизиться усвоение протеина пищеварительными органами. Пить чай стоит за 20-30 минут до еды.
8. Запрет на чай сразу после еды Любое обильное питье сразу после еды приводит к значительному снижению концентрации желудочного сока, что замедляет пищеварение и нарушает работу всех органов пищеварения. Чай можно пить спустя 20-30 минут после еды.
9. Запрет на запивание чаем лекарств Дубильные вещества, содержащиеся в чае, расщепляясь, образовывают танин, от которого многие лекарства дают осадок и плохо усваиваются. Поэтому китайцы говорят, что чай разрушает лекарства.
10. Запрет на вчерашний чай Чай, постоявший сутки, не только теряет витамины, но также становится идеальной питательной средой для бактерий. Если же чай не испорчен, его можно употребить как лечебное средство. Промывание глаз вчерашним чаем помогает уменьшить неприятные ощущения при проявлении в белках кровеносных сосудов и после слез, а полоскание рта утром, перед тем как чистить зубы, и после еды не только оставляет ощущение свежести, но и укрепляет зубы.
Легендарный герой русского эпоса Илья Муромец - самый знаменитый былинный богатырь. Любопытно, что он является главным героем не только множества русских былин, но и германских эпических поэм XIII века, которые, в свою очередь, основаны на более ранних сказаниях. В них он представлен как могучий витязь Илья Русский.
В русских летописях его имя не встречается. Возможно, упоминания о нем попросту не сохранились, поскольку Русь переживала тогда не самые легкие времена: орды завоевателей не раз полностью сжигали и разрушали города.
Известно описание гробницы Ильи Муромца в богатырском приделе Софийского собора, которое составил посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г. Для знаменитого героя и его товарища Добрыни Никитича был сооружен специальный придел, то есть им была оказана такая же честь, как и великим князьям. Позднее гробница "мужицкого боярина" была разрушена. Останки Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря, где они покоятся и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей "Илья из Мурома". В 1638 г. мощи Ильи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил в конце XII века. Сейчас считают, что Илья родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом в семье крестьянина Ивана Тимофеева и его жены Евфросиньи.
Русская православная Церковь почитает Илью Муромца как святого (он канонизирован в 1643 г.). По церковному календарю день памяти Ильи Муромца - 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому.
Таким образом, Илья Муромец - не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность.
Что мы знаем о нем?
В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. По ее результатам можно уверенно утверждать, что Илья был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста - 177 см (средний рост мужчин тогда составлял 165 см, то есть Илья был на голову выше среднего мужчины). Выяснилось, что умер этот человек в возрасте 45-55 лет. Исследуя кости Муромца, ученые обнаружили множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений.
В поясничном отделе тела Ильи имелось искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости. Таким образом, он в юности перенес паралич конечностей. Это открытие полностью соотносится с легендой о том, что в юности Илья долгие годы не мог двигаться: "тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения". Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, который изменил всю его жизнь. В дом вошли вещие нищие странники — калики перехожие и попросили юношу подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу - она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. Калики и благословили его на ратные подвиги.
Тот факт, что не существует канонического жития святого, исследователи интерпретируют так: по-видимому, богатырь принял постриг незадолго до своей смерти, то есть успел провести не так много времени в иноческих подвигах. Согласно легенде, Илья дал обет уйти в монастырь и больше никогда не брать в руки меч после одного жестокого сражения, в котором чуть не погиб, но чудом остался жив. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах. Для православных воинов это был вполне обычный шаг - сменить меч железный на меч духовный и проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные.
Cкульптурный портрет Ильи Муромца,
воссозданный криминалистом и скульптором С. Никитиным
по методу М. Герасимова (реконструкции мягких частей лица по черепу)
Исследование мумифицированных останков богатыря специалистами судебной медицины пролило свет на причину его смерти. Муромец умер от обширной раны в области сердца. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна - на руке от копья, а роковой - тоже копейная, но в области сердца. По-видимому, герой, защищаясь, прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.
Кстати, еще в 1701 году паломник Иван Лукьянов повествовал: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".
Мощи Ильи Муромца
По всей видимости, Илья Муромец погиб во время одного из набегов половцев. Произошло это предположительно в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, "такого разорения в Киеве дотоле не бывало".
Видя, как враги подступают к стенам монастыря, бывший воин не мог оставаться в стороне и, несмотря на данный обет, взял в руки меч...
Православные почитают Илию Муромца и по сей день. Русское воинство считает его своим покровителем. Но об Илье осталась не только народная память. Его тело нетленно и находится в состоянии мумификации. В православии считается, что если тело усопшего не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым. Утверждают, что мощи Ильи Муромца исцеляют болезни позвоночника и паралич ног. Таким образом, Илья и после смерти уже много веков продолжает свое служение людям…
Иосиф Трумпельдор — полный Георгиевский кавалер, ветеран и инвалид Порт-Артура и один из немногих евреев, получивших русское офицерское звание. В Израиле его почитают как национального героя, одного из отцов-основателей страны. В Англии он герой Первой мировой, орденоносец, боевой офицер, ветеран галлиполийского десанта. Ему отдавали честь японские генералы, русский и японский императоры восхищались его мужеством. Россия вправе гордиться таким сыном, но у нас о нем почти ничего не знают.
Его жизнь столь удивительна и богата событиями, что трудно подобрать к ней точный эпитет. «Словно в приключенческом романе» — банально. «Полна неожиданных перипетий» — несправедливо. В жизни Трумпельдора как раз все было логично, он все время шел по одной жизненной дороге. Другое дело, что это очень редкая дорога: верстовыми столбами на ней были понятия чести, достоинства, мужества и благородства. А неожиданные повороты — это лишь ответы на препятствия, которые создавала ему жизнь. Из многих бед и передряг он вышел победителем, а когда выхода не оказалось — погиб, но не свернул с пути.
Иосиф был потомственным военным. Его отец военфельдшер Вольф Самуилович (для простоты Владимир Сергеевич) 25 лет прослужил в армии. Воевал на Кавказе, даже участвовал в пленении Шамиля. Кстати, евреи в русской армии были отнюдь не редким явлением. Их призывали и очень активно, причем по указу Николая Павловича от 1827 года квота на рекрутский призыв для евреев была в три раза выше, чем в целом по стране. Если в русских регионах раз в два года брали по семь рекрутов с тысячи человек, то у евреев стали брать по десять рекрутов с тысячи человек ежегодно. Другое дело, что это сделали скорее по экономическим соображениям, ведь от службы можно было откупиться. Многие действительно откупались. Но не все. Солдатами в русской армии служили довольно много евреев, а вот офицером мог стать только христианин. Кстати, в Севастополе стоит памятник солдатам-евреям, погибшим при обороне города во время Крымской войны — таковых оказалось более пятисот. Удивительное дело: жить в Севастополе из-за «черты оседлости» евреям запрещалось, а умирать — пожалуйста.
Военфельдшеру Вольфу Трумпельдору тоже предлагали принять христианство, дабы получить офицерский чин, но он остался иудеем. Выйдя в отставку, Трумпельдор-старший поселился в Пятигорске, где в 1880-м году и родился Иосиф. Всего же в семье отставного фельдшера было семеро детей. Вскоре семейство переехало в Ростов-на-Дону, благо ветеранам разрешалось селиться где угодно, там и прошло детство и юность Оси. Окончив с отличием гимназию, но не имея возможности поступить в высшее учебное заведение (для евреев были установлены квоты), он пошел учиться на дантиста. Получил диплом, начал работать, однако в 1902 году был призван в армию.
Порт-Артур
Для Иосифа, выросшего в семье военного, служба не была тяготой, скорее долгом и предметом гордости. Как только началась Русско-японская война, военфельдшер Трумпельдор написал прошение о переводе на Дальний Восток в действующую армию. Оказавшись в Порт-Артуре, он попросил о переводе в полковую разведку, и его прошение удовлетворили. Тогда разведчики именовались «охотниками» — они ходили за линию фронта, добывали «языков», проводили диверсии. Иосиф проявил себя отчаянным храбрецом, был награжден георгиевским крестом и представлен к следующему. Но во время августовских боев унтер-офицер 27-го Восточно-Сибирского полка Трумпельдор был тяжело ранен в левую руку, которую в итоге пришлось ампутировать выше локтя.
Однако Иосиф не покорился судьбе и вместо эвакуации в тыл по излечении написал прошение о том, чтобы вместо положенной по уставу винтовки ему выдали шашку и револьвер. Неожиданный рапорт так удивил и восхитил коменданта Порт-Артура генерала Смирнова, что он приказал зачесть его во всех подразделениях осажденного города:
«Ефрейтор 7-й роты Иосиф Трумпельдор, обращаясь в докладной записке от 24-го числа (ноября) к своему ротному командиру, пишет: “У меня осталась одна рука; но эта одна — правая. А потому, желая по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь, прошу ходатайства Вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвер”.
Трумпельдор был прикомандирован к госпиталю, где он имел возможность быть избавленным от смертельной опасности и трудностей окопной жизни, но он пошел добровольцем на передовую линию фронта, где неоднократно показал чудеса храбрости…
Будучи тяжело раненным, Трумпельдор не пожелал воспользоваться законным правом обратиться в инвалида и, презирая опасность, вновь предложил свою полуискалеченную жизнь на борьбу с врагом. Трумпельдор приносит на благо Родины больше того, что требуется нашей присягой, и поступок его заслуживает быть вписанным золотыми буквами в историю полка.
Награждаю его Георгиевским крестом и произвожу в ст. унтер-офицеры.
Приказ этот прочесть по всем ротам, батареям и отдельным частям и побеседовать с солдатами по содержанию Приказа».
И в плену можно быть героем
Несмотря на героическое сопротивление, Порт-Артур в декабре 1904 года был сдан, и полный георгиевский кавалер фельдфебель Трумпельдор вместе с товарищами оказался в плену. Однако неуемный характер не давал ему сидеть спокойно. Пользуясь тем, что японцы достаточно гуманно относились к плененным, Иосиф вместе с русскими офицерами (и с помощью Красного Креста) организовал для неграмотных солдат начальную школу, где сам и преподавал. Он стал лидером неформального объединения солдат-евреев, которых в плену оказалось около двух тысяч, сумел организовать походную синагогу, школу, библиотеку, театральный кружок, мацепекарню, кассу взаимопомощи, издавал и редактировал газету. Попутно выучил японский язык и уже без переводчика представлял интересы товарищей перед японцами. Деятельность Трумпельдора не осталась незамеченной, и с ним лично пожелал встретиться сам венценосный правитель Японии.
В русском мундире с четырьмя Георгиями на груди Иосифа доставили в Токио и представили императору Мацухито. Император спросил, за какие подвиги он был удостоен столь высоких наград, а услышав ответ, спросил, почему такой доблестный воин не был произведен в офицеры. Ответ Трумпельдора, что в России запрещено присваивать офицерские звания евреям, поверг императора в изумление. Император даровал ему специально изготовленный протез руки с надписью золотыми буквами: «Это жалует японский император герою Трумпельдору за его полезную деятельность во время плена».
В конце августа был подписан Портсмутский мирный договор, и пленные смогли вернуться домой. Спустя месяц после возвращения в Ростов, Иосиф получил вызов в Петербург: «Канцелярия Его Величества просит явиться для представления императору Николаю II».
На чествовании Георгиевских кавалеров в Царском Селе Николай объявил о присвоении Трумпельдору офицерского чина (несмотря на то, что он оставался иудеем!) и предложил ему выбрать любое учебное заведение, в котором тот желает обучаться. Иосиф выбрал юридический факультет Петербургского университета. Он хотел стать адвокатом и защищать в суде простых людей. Стоит отметить, что в отношении Трумпельдора царь нарушил сразу два закона. Неограниченная монархия иногда бывает полезна…
Мечта о Палестине
В годы учебы Трумпельдор всерьез увлекся идеей сионизма — мечтой о создании еврейского государства на исторических землях Израиля. Учитывая униженное положение евреев в России и почти узаконенный государством бытовой антисемитизм, это не удивительно. К тому же Иосиф с детства был почитателем учения Льва Толстого, которое во многом (кроме пацифизма и религиозного аспекта) схоже с движением еврейских колонистов. Кстати, под влиянием толстовства Иосиф всю жизнь был вегетарианцем, а за участие в студенческой демонстрации после смерти Льва Николаевича даже был арестован. Впрочем, Георгиевского кавалера полиция быстро отпустила.
По окончании учебы в 1911 году Трумпельдор с группой единомышленников уехал в Палестину, где трудился в коммуне — прообразе современного кибуца. Но и здесь ему не удалось уйти от войны — кочевники-бедуины постоянно нападали на еврейские поселения. Русскому офицеру Трумпельдору пришлось организовать и возглавить отряд самообороны «Винтовка и плуг».
Вот как описывал его в своей книге будущий президент Израиля Хаим Герцог: «Высокий и сильный, хороший спортсмен, с благородными чертами лица. Трумпельдор с одной рукой справлялся с работой, на которую другим не хватало и пары рук. “Однорукий” Иосиф владел и плугом, и винтовкой, скакал на лошади и полностью обслуживал самого себя от чистки зубов до завязывания шнурков на ботинках. Был аккуратен и очень хорош собой. Красота, конечно, не главное достоинство мужчины, но ведь приятно, когда в твоем любимом герое прекрасно все — и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Капитан Британской армии
В 1914 году началась Мировая война. Палестина входила в состав Османской империи, и турки предложили еврейским поселенцам вступить в турецкую армию. Некоторые так и сделали, но для выходцев из России это было невозможно — вся родня воевала на противоположной стороне. Для отставного русского офицера Трумпельдора такое и вовсе было неприемлемо. Нужно отдать должное туркам — они не препятствовали отъезду желающих колонистов в британский Египет.
Неуемный Трумпельдор сразу обратился к командующему британскими войсками в Египте генералу Джону Максвеллу с предложением сформировать из депортированных евреев армейское подразделение, дабы они могли участвовать в освобождении Палестины. Генерал ответил, что пока это направление неактуально, к тому же по закону неграждане Британии не могли служить в боевых частях королевских войск. Трумпельдора это не остановило, он отлично знал, что на войне важны не только те солдаты, которые находятся на передовой. Так появился «Сионский корпус погонщиков мулов», включенный в состав сил, готовившихся к Дарденелльской операции. Командовал отрядом ирландец подполковник Джон Генри Паттерсон, а получивший чин капитана Британской армии Трумпельдор стал его заместителем.
При высадке на мысе Хеллес и в последующих боях на маленьком галлиполийском плацдарме добровольцы-евреи показали себя с самой лучшей стороны. Под постоянным огнем противника они доставляли с кораблей на передовую снаряды, патроны и продовольствие, вывозили раненых. Часто принимали участие в боях. Многие были ранены, погибли. В одном из боев Трумпельдор был ранен в плечо, но до конца не покинул сражение. Подполковник Паттерсон позднее писал, что тот «преображался под огнем противника, и чем жарче становилось, тем больше это ему нравилось».
По окончании Дарданелльской операции капитан Трумпельдор вместе с некоторыми сподвижниками отправился в Лондон, дабы убедить британское командование расширить добровольческий еврейский корпус и позволить участвовать в освобождении Палестины. Весной 1917 года они добились своего, а основой корпуса стали добровольцы из «отряда погонщиков мулов».
Не красный и не белый
Легионеры отправились сражаться на Ближний Восток, но сам Трумпельдор туда не поехал — у него возникли более важные дела. Его путь лежал на родину, где происходили невероятные вещи. После Февральской революции Временное правительство уравняло права всех народов Российской империи и отменило черту еврейской оседлости. Трумпельдор надеялся при поддержке революционных властей сформировать еврейский корпус на Восточном фронте, а в перспективе двинуть его через Кавказ и Турцию в Палестину. Идея в целом понравилась Временному правительству, хотя ему было не до того — фронт разваливался. Тем не менее вместе с многочисленными единомышленниками Иосиф приступает к созданию Всероссийского союза евреев-воинов, который должен был стать ядром будущего Еврейского корпуса. В июле, когда случился Корниловский мятеж, Трумпельдор во главе роты евреев-добровольцев защищал Петербург.
Но великие замыслы вскоре пришлось отложить до лучших времен и заняться насущными проблемами. Фронт окончательно рассыпался, страну заполонили вооруженные дезертиры и началась невиданная волна еврейских погромов. Трумпельдор и его товарищи-фронтовики пытались этому помешать, организовывали вооруженную самооборону.
Пришедшие к власти большевики поначалу спокойно отнеслись к еврейским дружинам. Однако весной ситуация изменилась: новая власть объявила дружины вне закона. Иосифа Трумпельдора арестовали, но он вскоре бежал. Отчаянные попытки найти себя в революции окончились неудачей. Белое движение было заражено свойственным имперской России антисемитизмом. Аналогичная ситуация была на Украине, хотя некоторые еврейские отряды сражались под командованием Махно. Кстати, были они и в Красной армии, но не долго. В итоге Трумпельдор не встал ни на чью сторону, но дело себе нашел. Он создал организацию «Пионеры» («Ге-халуц»), которая должна была объединить разрозненные еврейские общины и способствовать репатриации в Палестину всех желающих. Перевалочным пунктом в процессе переселения стал Крым, откуда корабли шли в Стамбул и далее в Палестину. Пока была возможность, Трумпельдор оставался в Крыму, вел переговоры то с красными, то с белыми. Но в 1919-м сам эвакуировался в Палестину.
Ему оставалось жить менее года. Как и прежде, провел он его в боях и труде: каждый день выходил на поле за плугом, одновременно возглавляя отряды самообороны. Одной рукой он отлично справлялся с конем и винтовкой. Первого марта 1920 года Иосиф Трумпельдор был смертельно ранен в схватке с бедуинами. До конца боя он оставался на позиции, руководил отражением нападения. До госпиталя его не довезли. Перед смертью, страдая от ранения в живот, он крепко выругался по-русски, а потом уже на иврите сказал слова, ставшие знаменитыми: «Счастлив тот, кто умирает за Родину». Ему не исполнилось и сорока.
Иосиф Трумпельдор до конца остался человеком двух миров — настоящий русский офицер и преданный сын еврейского народа. Не словами, а делом и кровью он доказал верность и Израилю, и России. И несправедливо, что на родине о нем так мало знают.