Сколько раз в юности я буквально рыдала от глубочайшего ощущения того, что мои дни проходят в пустоте, без всякого смысла и радости, что я растрачиваю время, которое нельзя вернуть, и жизнь, каждый час которой мог быть интересным.
Александра Давид-Неэль
Ах! Сколько мне ещё оставалось познать и какое нравственное перерождение предстояло пройти, прежде чем превратиться в то, чем я с радостью стала через несколько лет, – бродягой на дорогах Тибета.
Александра Давид-Неэль
В 1923 году в истории Тибета произошло неслыханное событие. 55-летняя француженка Александра Давид-Неэль получила заветный пропуск в эту страну тайн и чудес. И это вопреки строгому запрету, наложенному на посещение Тибета иностранцами! Впрочем, для этой удивительной женщины путь в Тибет начался ещё в 1911 году, когда она оставила в Европе и в прошлом привычный уклад жизни и отправилась в Индию. Её верными спутниками были научный интерес и религиозный трепет. Остаётся только догадываться, чем была для Александры её жизнь в Тибете: новым рождением или возвращением на свою духовную родину. Главное, что её необыкновенное путешествие по сей день поражает воображение людей и вдохновляет нас на необычные поступки.
Страна и исследователь
Имя Александры Давид-Неэль стоит в одном ряду с именами отважных путешественников, которые добрались до Страны Снегов – Тибета. Но в то время как учёные, географы или журналисты неизменно смотрели на Тибет через призму своего времени, культуры и убеждений, Александра с головой погрузилась в глубины буддизма и ламаизма, стараясь отбросить все предубеждения западного человека. И ей это удалось. Доказательством этого успеха служат книги Давид-Неэль, в которых скрупулёзно описана диковинная страна Тибет. Всего Александра написала несколько книг, среди которых самая известная «Магия и тайна Тибета».
Давид-Неэль была первой женщиной-иностранкой, достигшей Лхасы, священной столицы Тибета. Её восхищение тибетским буддизмом, глубокое изучение которого и позволило исследовательнице познать культуру и обычаи этой горной страны, имеет длинную историю. В возрасте двадцати лет Александра впервые ознакомилась с переводами священных индийских текстов, которые были доступны во Франции. Они произвели на девушку неизгладимое впечатление. Затем наступила пора странствий по многим странам буддистского мира: от Цейлона до Китая, от Индии до Японии. Но ни одно из этих мест не вызвало у путешественницы такого трепета, какой был рождён Тибетом.
Александра Давид-Неэль заявила, что европейские интерпретации буддизма и ламаизма крайне поверхностны, а порой и неверны. В подтверждение своего мнения она создаёт научные труды, в которых социологические, культурологические и теологические исследования вписаны в контекст поистине фантастических сюжетов, которые были заимствованы Александрой из её реальной жизни в Тибете. Давид-Неэль не только была причислена к высшей касте тибетских мистиков, но и возведена на Западе в ранг учёных с мировым именем. При этом она выступает в амплуа не только деятеля науки, но и мага. Это совершенно неслыханное явление для Запада, но не для Востока.
Несмотря на впечатляющее количество всевозможных европейских наград и званий, главной похвалой в адрес исследовательницы были слова Четырнадцатого Далай-Ламы. Он назвал Александру «первым человеком, представившим Западу Тибет» и «передавшим подлинный аромат Тибета таким, каким он его ощутил». К сожалению, эти слова прозвучали уже после того, как 101-летняя Александра Давид-Неэль скончалась во Франции. Согласно завещанию её прах был развеян над священными водами Ганга.
Реальность и человек
Александра была полна противоречий. Она с детства игнорировала всё, что сковывало её свободу и любопытство, а повзрослев, не на шутку увлеклась анархизмом. Молодая женщина пробовала себя в сочинительстве, музыке, оккультизме, но всего этого ей было мало. Она всегда хотела большего. А однажды Давид-Неэль спонтанно отправилась в Индию, оставив в Европе своего мужа: он покорно ждал возвращения своей своенравной супруги и даже субсидировал её смелое путешествие. И хотя Александра обещала вернуться к Рождеству, ему пришлось ждать целых пятнадцать лет.
Стараясь попасть в Тибет, она несколько лет изучает буддизм Гималаев. Впоследствии Давид-Неэль высказала мнение, что в нём ей не хватало подлинной чистоты. Спустя несколько лет ей впервые удаётся встретиться с Далай-Ламой. Правителю понравилась настойчивость француженки, но даже он был не в вправе нарушить законы своей страны и помочь Александре пересечь границу Тибета. И всё же наступил тот день, когда она попала в Тибет, страну магов и мистиков, духов и посвящённых, диковинок и чудес. Эта страна станет для Александры новой реальностью.
«Тибет – страна демонов. Если судить по народным поверьям и легендам, то приходится сделать вывод, что численность злых духов намного превышает население страны», – пишет Давид-Неэль. Она не только тщательно документирует и анализирует народные предания, но и сама занимается магической наукой, совершая немыслимые вещи. Например, она создаёт «тульпу» (у тибетских йогов – видимый и осязаемый образ, рождаемый воображением человека). Тульпа не считается галлюцинацией, поскольку её видят все люди, а не только её автор.
Француженка «создала» добродушного ламу, который то и дело являлся ей на протяжении всего путешествия. Но со временем он стал доставлять Александре определённое беспокойство, поэтому она (не без труда!) отправила ламу обратно в нематериальный мир. Нужно сказать, что описания Тибета в трудах Давид-Неэль порой больше напоминают фантастическую беллетристику, чем серьёзное научное исследование. Однако многие мысли, высказанные автором, проникнуты психологизмом. Так, Александра пишет: «К изучению явлений психики нужно подходить так же, как и к любой другой науке. Возможные в этой области открытия не содержат ничего сверхъестественного, ничего такого, что могло бы оправдать суеверия и распространяемые некоторыми безответственными людьми бредни. Напротив, цель таких исследований – выявить механизм так называемых чудес, а объяснённое чудо – уже не чудо!»
Душа и дух
Страна Тибет никогда не будет до конца разгадана и описана в научных документах. Однако это ни в коей мере не снижает ценность исследований Александры Давид-Неэль, её предшественников и последователей. Александра настаивала на мысли о том, что Тибет – это не только геополитическая единица, не только уникальная культура и ментальность народа. Это нечто большее, что исходит от жителей этой страны и её гостей.
Под видом нищенки Александра обошла весь Тибет. Наконец достигнув заповедной Лхасы, она не выбирает слов, говоря о пороках жителей Тибета. «Прежде я смутно представляла себе, – в то же время отмечает Александра, – что по эту сторону Гималаев страна, совсем не тронутая цивилизацией. Но теперь начала понимать, что, напротив, именно здесь мы имеем дело с вполне просвещённым народом». По её словам, Тибет полон разбойников, нищих, мошенников и бюрократов, с одной стороны, а с другой – это неистощимый культурный кладезь, место, где мощь человеческого сознания способна творить чудеса.
Путешественница, повидавшая полмира, женщина, влюбившаяся в Тибет… Александра Давид-Неэль – человек, находящийся вне привычных для нас рамок и представлений. Она вовсе не противопоставляла себя «цивилизованному» социуму, но жила по другую его сторону, где иные правила и обычаи. Так и для европейцев Тибет – таинственное место, которому не место на Земле. Но он существует, равно как и его тайны, раскрытые или нет, но неизменно манящие.
Опубликовала Сабрина
Комментариев нет:
Отправить комментарий