вторник, 14 июля 2015 г.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ БОРИС НОВИКОВ

13 июля 2015

Борис Новиков - 90 лет со дня рождения

В нашем кино очень много любимых народных артистов, но были среди них актеры настолько самобытные, что являли собой модель национального русского характера. Именно таким был Борис Кузьмич Новиков, очаровательный, по-детски непосредственный человек, сыгравший огромное количество запоминающихся образов, озвучивший множество анимационных персонажей, включая любимого всеми почтальона Печкина. 13 июля 2015 года исполняется 90 лет со дня его рождения.

Борис Новиков - 90 лет со дня рождения

Ехидная белозубая улыбка, абсолютно искреннее естественное проживание в кадре, невероятное обаяние и подлинная народность сделали его уникальным, ни на кого не похожим актером. Его первая роль в театре была – Василий Теркин, после которой он сразу стал популярный и всякий раз, выходя на сцену, зарабатывал шквал аплодисментов. 


Борис Новиков - 90 лет со дня рождения

Его своеобразие и озорство, балагурство и умение говорить прибаутками отмечали все его коллеги и режиссеры, с которыми ему приходилось работать. Новикову почти не давали главных ролей в кино, но любой, даже эпизодический персонаж, сыгранный им, украшал фильм, а роли запоминались. А в целом, как это часто бывает, судьба этого легкого яркого человека и его семьи оказалась чрезвычайно драматичной. Борис Новиков умер в 1997 году после долгой болезни, практически в полной нищете и забвении. Сегодня у нас есть возможность вспомнить о нем и посмотреть фильмы с его участием.


Борис Новиков - 90 лет со дня рождения

В качестве актера кино у Новикова около 120 ролей, не считая трех десятков анимационных героев. В фильмотеке Кино-театр.ру пока только несколько картин этого прекрасного и любимого многими артиста, но все их вы можете увидеть прямо сейчас.


Чтобы начать смотреть фильм, достаточно кликнуть на его названии.




Борис Новиков - 90 лет со дня рождения


Трехсерийная экранизация романа Шолохова, поставленная великим Сергеем Герасимовым, по праву входит в сокровищницу мирового кино.


Экранизация одноименной повести Пушкина в сопровождении прекрасной музыки Тихона Хренникова.


Легкая социальная комедия, высмеивающая недостатки советского общества.


Будни уголовного розыска, с выдающимися актерскими работами Олега Табакова, Вячеслава Невинного, Олега Ефремова и, конечно, Бориса Новикова.

Борис Новиков - 90 лет со дня рождения


Историческая драма по мотивам повести Л. Н. Толстого.


Один из лучших фильмов начала 60-х годов, экранизация одноименной пьесы А.Хмелика.

Борис Новиков - 90 лет со дня рождения


Комедия Бориса Барнета об академике, приехавшем на отдых в колхоз.


Приключенческий фильм о гражданской войне с Валерием Золотухиным в главной роли.


Экранизация одноименной повести А.С. Пушкина из "Повестей Белкина" с любимыми звездами советского кино.


Пятисерийный телефильм о судьбе разведчика, основанный на реальных событиях.


Масштабная экранизация, повествующая о судьбах жителей села Зеленый Дол после прихода туда советской власти.

Борис Новиков - 90 лет со дня рождения


Музыкальная комедия актера и режиссера Владимира Басова.


Музыкальная комедия по мотивам произведений А.П. Чехова о жителях одного провинциального города.


Экранизация рассказов О.Генри, снятая на Одесской киностудии.


Водевиль по произведениям Михаила Зощенко. 


Детективная история по роману Агаты Кристи.

Кино-театр.ру желает вам приятного просмотра!


Борис Новиков - 90 лет со дня рождения


Поиск по меткам: День рожденияЗвёзды


Екатерина Визгалова

ГОЛОС ИНГМАРА БЕРГМАНА


14 июля 2015

15 цитат Ингмара Бергмана

Подборка высказываний классика в его день рождения

14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 97 лет. Он был, как скала, велик, хоть и человеком со сложным характером, но это помогло (или не помешало) ему на много десятилетий вперед определить лицо шведского кинематографа, за что иные современники и потомки ему не слишком-то благодарны. Но его длинная и плодовитая жизнь в искусстве (Бергман ушел из жизни восемь лет назад) подарила нам много полезных высказываний о кино, театре и отношении с окружающим миром. Вот некоторые из них.

Седьмая печать

1. Я не очень-то терплю нытье - ни свое собственное, ни чужое.

Молчание

2. Искусство как самоудовлетворение может, безусловно, иметь определенное значение - в первую очередь для художника.

Персона

3. Литература, живопись, музыка, кино и театр сами зачинают себя и сами себя производят на свет.

Причастие

4. В немногочисленных заповедниках художников карают, считая искусство опасным и потому достойным удушения или контроля. В основном же, однако, искусство свободно, бесстыдно, безответственно, как сказано: движение интенсивно, почти лихорадочно и напоминает, как мне представляется, змеиную кожу, набитую муравьями. Сама змея давно мертва, съедена, лишена яда, но оболочка, наполненная суетливой жизнью, шевелится.

Фанни и Александр

5. Неизмеримое преимущество и в то же время недостаток режиссерского труда состоит в том, что здесь не бывает виновных. Практически каждый человек при случае может кого-то обвинить или на что-то сослаться. Но не режиссеры. Они обладают непостижимой возможностью создавать собственную действительность или судьбу, или жизнь, или назовите это как хотите. Я не раз обретал утешение в данной мысли, горькое утешение, приправленное долей досады.

Стыд

6. Однажды я упомянул, что «Персона» спасла мне жизнь. Это не преувеличение. Если бы у меня хватило сил, я бы, по всей вероятности, вышел из игры. Самое важное - мне впервые было безразлично, как воспримут картину зрители. Я наконец-то послал к черту (где ему и место) евангелие понятности, вколоченное в меня еще с тех пор, «Фильминдастри». Сегодня мне кажется, что в «Персоне» - и позднее в«Шепотах и криках» - я достиг своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф.

Персона

7. Как хорошо быть свободным: спишь, позволяешь желанию идти рука об руку с нежеланием, и тебе безразлично, что с тобой случится. Собираюсь проржаветь насквозь.

Седьмая печать

8. Все мои фильмы могли быть черно-белыми, кроме «Шепотов и криков». В сценарии написано, что я задумывал красный цвет как выражение сути души. Ребенком я представлял себе душу в виде дымчато-синего, похожего на тень дракона, некоего громадного парящего крылатого существа - наполовину птицы, наполовину рыбы. Но внутри дракон был сплошь красный.

Шепоты и крики

9. В сущности, я все время живу во снах, а в действительность лишь наношу визиты.

Земляничная поляна

10. Не вовлекай чувства в то, что ты видишь. Тогда ты видишь всё.

Девичий источник

11. На берегу я могу дать волю гневу, могу выть от бешенства. В лучшем случае взлетит в небо чайка. На сцене же произойдет катастрофа.

Лето с Моникой

12. Общение между людьми ограничено большей частью сплетнями и критикой чьих–то поступков. Это наблюдение постепенно заставило меня избегать так называемой светской жизни. Мои дни проходят в одиночестве.

Сквозь тусклое стекло

13. Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть.

Сквозь тусклое стекло

14. Я обычно говорю, что на сцене мы стопроцентные люди, когда же сходим со сцены, от нас остается меньше тридцати пяти процентов. Мы внушаем себе и, прежде всего друг другу, будто мы стопроцентные люди, и в этом кроется наша фундаментальная ошибка. Мы становимся жертвой собственных иллюзий. Раздираемые страстями, заключая браки друг с другом, мы забываем, что нас толкает к этому наша профессия, а вовсе не то, кем мы предстаем после закрытия занавеса.

Ритуал

15. «Ритуал» - фильм довольно мрачный, неприкрыто агрессивный - привел в ужас как редакцию телетеатра, так и критиков. Уйдя с поста руководителя «Драматена», я кипел тяжким гневом: мы вдохнули жизнь в этот замок спящей красавицы, выявив лучшее, что в нем было. Провели полную реконструкцию Дома с пола до потолка и начали ставить современную драматургию. Мы играли пьесы для детей на большой сцене и давали школьные спектакли в театре «Чина». Мы гастролировали. Мы работали в бешеном темпе - более 20 спектаклей в сезон.
Мы максимально использовали возможности театра. Вместо благодарности нам, мне намылили шею. У меня не было случая излить свой гнев. Он выплеснулся в «Ритуале».

Ингвар Бергман

УКРАИНА НА ВУЛКАНЕ


«Правый сектор» предсказывает государственный переворот в Украине

В прошедшие выходные на западе Украины произошла перестрелка с участием националистической группировки


    Вооруженное насилие, ранее наблюдавшееся лишь на востоке Украины, вспыхнуло в последние дни и в Мукачево – городе, расположенном всего в нескольких десятках километров от границ страны с тремя странами-членами ЕС: Венгрией, Польшей и Словакией. В субботу там погиб человек в перестрелке между членами националистического движения «Правый сектор» и силовиками, связанными с членом украинского парламента.
    «Правый сектор», добровольческий батальон которого сражается вместе с правительственными войсками против пророссийских сепаратистов в восточной Украине, заявил, что его бойцы вступили в противостояние с главой местного преступного сообщества и милиционерами, замешанными, по их словам, в контрабанде. Впрочем, у очевидцев сложилось впечатление, что причиной перестрелки, в которой применялись автоматы и гранатометы, был передел сфер влияния между группировками из-за контрабанды сигарет в ЕС.
    В результате инцидента были ранены несколько мирных граждан и уничтожены несколько милицейских автомобилей. Около десяти бойцов «Правого сектора» сумели укрыться от преследования сил безопасности в близлежащих горах. В понедельник украинские власти сообщили, что двое из них сумели сбежать, взяв в заложники шестилетнего мальчика, которого они затем отпустили.
    После инцидента президент Украины Петр Порошенко призвал разоружить и задержать участвовавших в перестрелке боевиков и провести объективное расследование случившегося. «Правый сектор», однако, мобилизовал своих членов по всей стране и организовал протесты с требованием отставки министра внутренних дел и ряда чиновников в Западной Украине. Кроме того, группировка призвала правительственные войска не подчиняться приказам руководства, а некоторые формирования «Правого сектора» в восточной Украине предположительно покинули свои позиции, чтобы принять участие в протестах в Киеве.
    В понедельник президент Украины Петр Порошенко обсудил события в Мукачево с высокопоставленными военными и специалистами в сфере безопасности. На официальном сайте президента Украины приводятся его слова о том, что насилие стало результатом борьбы за контроль над потоками контрабанды, а также призыв к «быстрым и значимым действиям правоохранительных органов в борьбе с контрабандистами». На сайте цитируются слова Петра Порошенко о том, что ни у одной политической партии в стране, но должно быть «вооруженных ячеек», а правоохранительные органы должны «выполнять свою работу и разоружить все незаконные вооруженные группировки».
    «Правый сектор» является, по существу, крупнейшей частной армией в Украине и насчитывает около 10 000 членов, способных носить оружие. В последние недели группировка активизировала антиправительственную риторику, назвав законно избранное правительство страны «внутренними оккупантами» и призвав к его свержению. В начале июля «Правый сектор» собрал в Киеве несколько тысяч сторонников на митинге против правительственного «террора» в отношении националистов с требованиями более активных реформ и более агрессивного наступления на пророссийских сепаратистов на востоке.
    «Правый сектор»: переворот – вопрос времени
    На прошлой неделе, перед инцидентом в Мукачево, «Голос Америки» попросил официального представителя «Правого сектора» Артема Скоропадского прокомментировать риторику группировки и ее возможные действия.
    «Если будет новая революция, то президент Украины Петр Порошенко и его команда не смогут покинуть страну, как предыдущий президент (Виктор Янукович). Им нечего ждать, кроме как расправы в каком-нибудь темном подвале от рук молодых офицеров украинской армии или Национальной гвардии», – заявил Скоропадский. 
    По словам пресс-секретаря «Правого сектора», его организация не призывает к перевороту, но он неизбежен, если правительство не прислушается к добровольческим формированиям и населению.
    С тех пор, как в прошлом году в результате протестов Евромайдана был свергнут Янукович, а на востоке Украины началась война, в стране наблюдается снижение уровня жизни, девальвация национальной валюты, рост цен и безработицы. Все это, однако, не вылилось в массовые антиправительственные настроения. Согласно недавнему опросу, 32 процента населения переизбрали бы Порошенко на пост президента.
    «Правому сектору» не удалось набрать достаточно голосов на прошлогодних парламентских выборах и пройти в Верховную Раду в качестве политической партии. По словам Антона Шеховцова, приглашенного старшего научного сотрудника британского центра Legatum Institute, занимающегося изучением европейских радикальных движений, среди депутатов Рады сторонников крайне-правой идеологии совсем немного.
    Ультранационалисты: защитники или проклятие?
    Работающий в Украине немецкий политолог Андреас Умландотмечает, что «Правый сектор» не пользуется широкой поддержкой населения: по его словам, группировка насчитывает несколько тысяч членов, преимущественно молодых людей, а среди широких слоев населения не слишком популярна.
    Журналист украинского еженедельника «Новое время» Иван Яковинатакже считает, что ни правые вооруженные формирования и организации, ни их политическая программа не слишком популярны в Украине.
    «Я думаю, что большинство украинцев, особенно из релевантной городской среды, не слишком заинтересовано в очередном витке нестабильности после революции, потери Крыма и войны», – сказал Яковина в интервью «Голосу Америки».
    Адриан Каратницкий из Атлантического Совета написал в Facebook, что «отряды самообороны и крайне-правые военизированные формирования» стали «проклятием» Украины, и призвал правительство страны провести расследование деятельности «Правого сектора».
    По словам Каратницкого, высокопоставленные украинские чиновники считают, что в рядах «Правого сектора» есть множество агентов-провокаторов, в том числе связанных с ФСБ. В России «Правый сектор» официально запрещен, и российские власти давно называют организацию угрозой стабильности Украины.
    Украинский блогер правых взглядов и ветеран войны в восточной Украине Дмитрий Резниченко, официальный представитель недавно сформированного батальона «Донбасс», который поддерживает правительство, на прошлой неделе заявил в интервью «Голосу Америки», что украинские националисты осознают недостаток поддержки населения и могут со временем попытаться захватить власть силой.
    «Единственный вопрос – найти подходящего человека на роль диктатора и спасителя страны», – считает он.
    Резниченко отмечает, что украинская армия тесно связана с националистическими организациями. Он вступил в батальон в 2014 году, после чего участвовал и был ранен в кровопролитном сражении за Иловайск, а до этого был членом группировки С14, которую исследователь Шеховцов считает неонацистским военизированным формированием.
    Сам Резниченко, однако, настаивает на том, что его батальон не представлял собой политической группировки.
    На чьей стороне силы правительства?
    Некоторые обозреватели отмечают, что, несмотря на свою агрессивную риторику, крайне-правые группировки не представляют реальной угрозы для правительства.
    «Если "Правый сектор" поигрывает мускулами на улицах, то правительство намного сильнее и не чувствует необходимости прибегать к демонстрации силы», – отмечает бывший журналист, а ныне депутат Рады Сергей Лещенко.
    Некоторые наблюдатели выражают сомнения в том, что правительство может положиться на армию, если националистические группировки попытаются захватить власть. По словам Лещенко, добровольческие формирования тесно связаны, и беспокоят их одни и те же проблемы – разногласия касаются лишь их решения.
    Аналитик полагает, что, если дело дойдет до прямого столкновения между Киевом и националистами, то товарищеский дух и уважение между людьми, сражавшимися плечом к плечу, окажутся куда важнее, чем приказы руководства.
    «В апреле правительство попыталось разоружить "Правый сектор". Его базу окружили, наставив на нее артиллерию, однако рядовые военные, пообщавшись с товарищами из "Правого сектора", не подчинились приказу», – рассказывает он.
    Вне зависимости от того, насколько соответствует действительности этот рассказ, преданность правительственных войск может вновь подвергнуться испытанию, если нынешнее противостояние из-за перестрелки в Мукачево не удастся разрешить мирным путем.

    О ГЛАВНОМ БОРЦЕ С НАРКОТИКАМИ



    Главный борец с наркотиками Виктор Иванов, скажу честно, раздражает меня давно. Даже во всей на редкость бездарной и профессионально непригодной путинской управляющей команде этот человек выделяется особо. Но нынче он сам буквально и публично заявил о своей профнепригодности. Оказывается, это иностранные спецслужбы устроили у нас диверсию и травили народ спайсами. Это их спецслужбы учинили тут диверсию фактически с применением боевых отравляющих веществ.
    Ну, а чем же занимался Иванов в то время, когда наши враги забрасывали диверсантов и культивировали отраву в Москве, в Башкирии, в Краснодаре, в Кирове, в Ханты-Мансийске? География-то какая! Вся страна! Иванов и его ведомство, получается, все это время либо ни черта не делали, либо оказались неспособны выполнять свою работу. И в том и в другом случае ни Иванов, ни его ближайшие помощники не имеют права занимать свои посты и прямо сегодня должны быть уволены. А в связи со сложной международной обстановкой, происками против нас Америки и НАТО, кольцом врагов, которое оголтело сжимается с каждым днем, неплохо бы рассмотреть вопрос, случайно ли антинаркотическое ведомство бездействовало, пока заграничные диверсанты в массовом порядке травили наш народ, а?! Иванов – поразительный человек. Сколько раз прежде он с цифрами и таблицами докладывал нам о масштабах проникновения наркотиков в нашу страну. Докладывал так, как будто это не его а наша работа предотвращать распространение этой заразы. Рассказывал нам, с какой легкостью можно достать наркотики. И вместо того, чтобы тут же встать из-за стола и с группой крепких ребят хотя бы для примера обезвредить парочку наркоторговцев, которых оказывается так легко найти, он продолжал пугать нас сводками с маковых полей. Потом оказалось, что спайсы в России распространяли сплошь граждане Украины, теперь виноваты зарубежные спецслужбы.
    Получается, что наркотики к нам может завозить кто угодно, куда угодно, найти их не проблема, потребление стало похоже на эпидемию, доходы драгдиллеров растут как на дрожжах, а ФСКН только и может, что брифинги проводить и жаловаться. Только в прошлом году спайсы запретили официально. Когда гибнуть от них стали буквально как на войне. А до этого про них ничего не знали, что ли? Я, каждый день выходя из метро, видел на асфальте надписи «Спайсы, соли» и телефоны. Чего проще: спиши телефоны с асфальта, позвони, выследи и перелови ты этих сволочей. Но телефонов день ото дня становилось все больше, объявлениями уже всю Москву облепили – и уверен, что не только Москву, а борцы с наркотиками делали вид, что не в курсе. А теперь оказалось, что травили нас западные спецслужбы вместе с украинцами. Собственную беспомощность и бездарность нынче модно оправдывать происками врагов. За это не накажут, а даже похвалят. Так что Иванова скорее не выгонят, а наградят.

    БОРИС ГУЛЬКО: ДВЕ АНАЛОГИИ СВОБОДЫ


    Две аналогии свободы.      
    Борис Гулько                                                    
    Часть первая. Второй закон термодинамики для обыденной жизни.
    Парадокс жизни: худший кошмар, который  человек может себе вообразить – это потеря им свободы – рабство, тюремное заключение, неудачный брак. В Израиле существует частная  организация, пытающаяся помочь вырваться дурёхам, связавшимся с мусульманами и попавшим в качестве жён в арабские селения.
    В то же время, если назвать самую разрушительную идею за время существования цивилизации, то нужно сказать – это идея свободы. В борьбе за свободу за все века погибло неисчислимое количество героев и посторонних.  Кондратий Рылеев, вдохновитель декабрьского восстания в Петербурге 1825 года, погубившего только самих декабристов, писал: «Но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода?» Так всю историю свободу жертвами и искупают.
    Народное восстание 1303 -1307 годов на севере Италии под руководством «апостольского брата» Дольчино имело программой братскую любовь и бедность, отказ от частной собственности, включая обобществление жён. Захватывая новые города, восставшие убивали там всех евреев – их идея свободы подразумевала это. До того, как Дольчино сожгли, он успел одержать немало военных побед. Даже крестовый поход, организованный против него Папой Климентом V, поначалу провалился.
    Национально-освободительная война под водительством Хмельницкого 1748-1754 годов освободила восточную Украину от подчинения Польше и, по решению Переяславской Рады 1754 года, присоединила её к России. По мнению историка Льва Гумилёва, в этом процессе «первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины». Что случилось с этой «суперэтнической принадлежностью» ныне – аналитикам ещё разбираться, но Украина определённо желает вернуться к Польше, в Европу. Может быть, ей стоило бы аннулировать решение Переяславской Рады? За время освобождения казаки Хмельницкого вырезали, по разным оценкам, от 40 до 150 тысяч евреев.
    На Руси борьба народа за свободу произвела восстания Степана Разина (1670-1671 годы), Емельяна Пугачёва (1773-1775 годы). Свободы народ не получил, но людей было перебито много. Подвиг Разина, зачем-то утопившего персидскую княжну, воспет в популярной протяжной народной песне, под которую хорошо засыпала моя старшая внучка, а также отражён в лирических стихах Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.
    Борьба за свободу определяла судьбу народов Российской империи со времён реформ Александра Второго Освободителя. Сначала эту борьбу вели террористы, убившие в предреволюционные годы, по оценке историка Анны Гейфман, около 17 тысяч сограждан, потом большевики. Те пели «в царство свободы дорогу грудью проложим себе», а позже шлягер «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», но их свобода оказалась тиранией, уничтожившей десятки миллионов людей. И сейчас часть россиян всё ещё мечтает о свободе. 
    За свободу боролись и в других странах. Так в Китае в 1850-1864 годах  при восстании тайпиотов – крестьян-китайцев против маньчжурской династии Цин – погибло более 20 миллионов человек, в Дунганском восстании 1862 года мусульманских племён против той же династии Цин число жертв было между 8 и 12 миллионами. Эти восстания закончились поражениями. Успешное же восстание под водительством Мао и его коммунистическое правление оказались ещё ужаснее. Они унесли жизни, полагают, более 100 миллионов. По соседству Пол Пот, освобождая камбоджийский народ, погубил там треть населения страны. 
    Не менее кровава борьба за свободу в Африке и Латинской Америке, и при этом тоже неизменно приводит к увеличению тирании. Особенно в случае успеха. То есть, борьба за свободу ведёт, во-первых, к разрушению общества, а во-вторых – к тирании. Недавно я услышал две естественно-научные аналогии, логично объясняющие оба эти феномена.
    Учёный-химик Лёня Маргулис уподобил свободу в общественной жизни процессу энтропии. Увеличение уровня свободы является увеличением энтропии общества, что, по второму закону термодинамики, необратимо рассеивает энергию и увеличивает меру неупорядоченности системы. То есть увеличение свободы ведёт к потере обществом энергии и к его разрушению.
    Ярко проявилось свойство свободы как энтропии в двух квази-государствах, реализовавших анархистскую идею полной свободы человека в обществе: в Крестьянской республике героя Гражданской войны Нестора Махно – он за свои подвиги был удостоен ордена Красного Знамени за номером 4, и в автономной Каталонской республике, в которой тоже верховодили анархисты.
    Эти правили на 20 лет позже Махно, в период гражданской войны в Испании.  Илья Эренбург в своих мемуарах описывал, как это выглядело: «Тюрем анархисты не признавали, говорили, что нельзя лишать человека свободы; нужно его убедить; но они не были ни толстовцами, ни пацифистами и, видя, что человек не поддается убеждению, порой его расстреливали. В одном селе расстреляли крестьянина, который менял талоны для парикмахерской на кофе или сахар. Я возмутился, но один анархист мне серьезно ответил: «Ты что думаешь? Мы его пытались переубедить, три месяца с ним разговаривали…».
    Свобода-энтропия в обоих случаях быстро рассеяла энергию обеих республик анархистов и привела их к исчезновению.
    Другие политические образования, построенные на идее свободы – а таких было немного в истории – в результате энтропии также быстро иссякали. Выдохлись и скатились к деспотии демократии в античных Афинах, Риме, Франции периода Великой французской революции. Сейчас выдыхается и приближается к распаду совсем молодой Европейский Союз.
    История России последних полутора веков также хорошо иллюстрирует этот процесс. Четырежды в России возрастал уровень свободы – в результате реформ Александра Второго, Февральской революции, хрущёвской оттепели и горбачёвской «перестройки» – и каждый раз система быстро теряла энергию и процесс выдыхался. В трёх из названных четырёх попыток вся система разрушалась.
    Наши мудрецы понимали пагубность традиционно понимаемой свободы для народов. Раби Ханина в «Поучениях отцов» (3:2) рекомендовал евреям остерегаться участвовать в борьбе за политическую свободу в странах их рассеяния: «Молитесь о благополучии правителей: ведь если бы не страх перед ними, люди живьём заглатывали бы друг друга». Многие евреи в России не послушали этого совета, ушли в революцию, и в 1937 году узнали, что значит свобода, которая энтропия – разрушение.
    Понятие свободы, существующее в иудаизме, имеет природу, отличную от светской свободы-энтропии. Самый радостный праздник еврейского календаря – пэсах – праздник освобождения от египетского рабства. Но в этом празднике есть известное лукавство. Свободными в обычном смысле евреи были ровно 49 дней – от перехода посуху Красного моря до Синайского откровения. Принятые нами у горы Синай заповеди ограничили нашу жизнь куда строже, чем она была ограничена в Египте. Запреты коснулись не только того, что мы не должны делать (не укради; не прелюбодействуй), но и наших мыслей (не возжелай), и даже законов нашего отдыха (чти день субботний). То, что уход из Египта был не обретением свободы, а ограничением её, подчёркивает фиксированная форма празднования пэсаха, зовущаяся «седер» – порядок: «открываем мацу – закрываем мацу; наливаем бокал; выпиваем бокал». Празднуем не свободу-энтропию, а свободу от энтропии – свободу-закон.
    Фактически то, что мы зовём обретением свободы от Египта, явилось сменой нашего владельца – фараона на Всевышнего. Мы стали зваться рабами Всевышнего. Вместо кнута надсмотрщика мы приобрели структуру закона, защищающего народ от энтропии. Последний любавичский Ребе в беседе выразил это так: «Нет и не может быть подлинной свободы …без чёткого свода законов справедливости и праведности». Ребе имел в виду под законами, очевидно, 613 заповедей, данных иудеям. Учёный физик любавич Александр Полторак в своём эссе о празднике Шавуот определил понятие свободы в духе классической механики как свободу выбора между альтернативными возможностями: приняв на себя 613 заповедей Торы мы приобрели 613 степеней свободы. Это многим больше свободы, чем в 10-ти заповедях, принятых на себя христианами и в 7-ми для сыновей Ноаха.
    Лёня Маргулис представил такую аналогию: разрушительная энтропия может быть компенсирована только энергией, привнесённой в систему извне. Такой энергией для еврейского общества и стал закон, данный нам на Синае. Более 33 столетий он хранит нас. Это беспрецедентно долгий срок для человеческой общности.
    Принятие на себя библейских заповедей – это освобождение от энтропии-исчезновения, то есть это освобождение от свободы. Евреи, уходящие от иудаизма, от его законов, выбирая традиционную свободу, оказываются во власти энтропии, быстро выдыхаются как евреи, ассимилируются и исчезают.
    Единственным успешным построением государства на принципах свободы оказались Соединённые Штаты, созданные религиозными переселенцами из Европы во второй половине 18 века. Социолог Давид Голдман описал это так: «Американская исключительность – это вера, что Америка, имитируя библейский Израиль, может быть лучшим типом государства, чем этноцентричные нации Европы. Таким был импульс отцов-основателей, рождённый, как показал профессор Гарвардского университета Эрик Нельсон в книге «Еврейская республика», из попытки английской революции построить политику на библейских принципах».

    Отцы-основатели США создавали общество, в котором гражданские свободы находились бы в соответствии с библейской свободой от энтропии. История США последних десятилетий – это история отхода от этой концепции – постепенного, а в последнее время стремительного расширения свободы – энтропии. Происходит это по мере ослабления веры в библейские принципы, на которых страна создавалась. Об этом – во второй части эссе.