понедельник, 6 июля 2015 г.

"ПОЭТЫ-КРЕЩЕННЫЕ ЕВРЕИ"

«ПОЭТЫ-КРЕЩЕННЫЕ ЕВРЕИ»

Гетто избраничеств! Вал и ров.
По-щады не жди!
В сем христианнейшем из миров
Поэты - жиды!
(Марина Цветаева)
Самоощущение личного, национального и общечеловеческого сильнее всего проявляется в поэтическом слове. Рассредоточение евреев по многим странам и континентам явились причиной того, что многие поэты-евреи создавали свои произведения на разных языках мира. Литература на иврите существует 33 века. Заметный след оставила еврейская поэзия на испанском и арабском языках в годы раннего средневековья, а в последние 2 века - на европейских языках. Немногим более века назад евреи вошли в русскую поэзию и сразу заняли в ней ведущие позиции: Саша Черный, Мандельштам, Пастернак, Галич, Коржавин. Перечень еврейских фамилий можно было бы продолжить, но ограничусь только этими именами - именно они связаны статьи: о крещенных евреях в русской поэзии. Все они крестились.
Имя Бродского осталось вне этого перечня, так как в публикациях и в выступлениях близких поэту людей подчеркивалось, что он никогда не крестился. К примеру, Илья Кутик говорил: «Бродский не был ни иудеем, ни христианином, он хотел быть кальвинистом…». По воле жены Бродского на его могиле установлен крест. Нельзя исключить, что поэт предвидел такую возможность, написав стихотворение «Я памятник воздвиг себе иной».
Вопрос крещения выдающихся поэтов многих людей приводит в смятение. Почему эти уважаемые, талантливые и близкие по крови люди ушли от своих корней, сделали себя русскими «просто так», не отрекаясь формально от еврейства? Некоторые их них даже не меняли фамилий.
Русская поэзия 19 века была простой, доступной, музыкальной и легко воспринималась. А вот в поэтическом иносказании поэтов 20 века порой даже маститые литераторы не всегда понимают смысл творений своих коллег.
Так Бродский просил Надежду Мандельштам прокомментировать одно из стихотворений мужа. Но и она не смогла дать ему расшифровку.
"Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода ей мыслей" - писала Анастасия Цветаева. Понять иносказания поэтессы не всегда доступно не только простым любителей поэзии, но и тем, для кого изучение творчества Цветаевой стало профессией. Например, критик В.Лосская считает, что в словах поэтессы часто "сказывается вся путаница её (Цветаевой) эмоциональных реакций".
Очень известны и часто цитируются строки из «Поэмы конца» Марины Цветаевой:
Гетто избраничеств! Вал и ров.
По-щады не жди!
В сем христианнейшем из миров
Поэты - жиды!
С.Рассадин комментирует так: «Ведь гетто избранничеств, а не изгнанничеств, такое гетто, жаловаться на пребывание в коем также бессмысленно (да и захочется ли?) как просить Б-га избавить от ниспосланного им дара… «Жид» в том самом смысле, в каком применила слово к себе самой и себе подобным славянка Цветаева».
Два года после создания «Поэмы конца» Цветаева написала в одном письме: Евреев я люблю больше русских и может быть очень счастлива была бы быть замужем за евреем, но - что делать - не пришлось.
Александр Михайлович Гликберг - Саша Черный писал о себе: «Сын провизора. Еврей. Крещен отцом десяти лет от роду для определения в гимназию». Выдержал экзамен, он не был принят из-за процентной нормы. Отец решил его крестить. Вот и вся причастность Саши Черного к христианству.
Поэт родился в зажиточной, но малокультурной еврейской семье. Мать - истеричная женщина и жестокий, скупой отец создали в семье нетерпимую обстановку. Вслед за своим братом, Саша бежал из дому. Ему было тогда 15 лет. Дальнейшая его жизнь прошла в мире, далеком от религии.
Саша Черный - поэт сатирик. Его острое перо жалило не только царя и политиков, за что он был арестован и привлечен к суду. Не в меньшей степени доставалось «русскому обывателю» и «истинно - русскому еврею». Особенно беспощаден поэт был к антисемитам, живущим под лозунгом: «Жиды и жидовки, цыплята и пейсы.\ Спасайте Россию, точите ножи!» (Юдофобы). Интересны следующие строки Саши Черного: «Но, что - вопрос еврейский для евреев. \ Такой позор, проклятье и разгром, \ Что я его коснуться не посмею \ Своим отравленным пером». Глубинных христианских мотивов в творчестве поэта мне не удалось обнаружить.
Путь в христианство Осипа Мандельштама был таким же, как у Саши Черного. В возрасте 20 лет он принял обряд крещения с чисто практической целью: освободится от преград, стоящими на пути еврея. Надо было поступать в университет, войти в российское общество.
Мандельштам подобно Гейне хотел объединить иудаизм с эллинизмом, и также мучительно и принужденно пришел в христианство. Он изменил вере отцов, но как бы не до конца. Поэт не пошел в православную церковь, а выбрал протестантскую кирху в Выборге. Он не крестился водой.
Перейдя же в христианство, он никогда не отказывался от своего происхождения и званием еврейства, которым всегда гордился. «Память крови» была у Мандельштама своеобразной. Она восходила к библейским царям и пастухам, когда ещё не было христианства, а более поздний период, когда победило христианство, по мнению С.Расадина, он начисто забыл.
В сталинский период Мандельштам стал побаиваться тоталитарной власти единобожия, и утешал себя тем, что христианское учение о троичности больше подходит его страдальческой натуре. Мандельштам, говорила Надежда Яковлевна, «побаивался ветхозаветного бога и его тоталитарной грозной власти». Он говорил, что учением о троичности христианство преодолело единовластие иудейского Бога. «Естественно, что мы страшились единовластия». Это высказывание, по мнению отдельных критиков, можно трактовать как приверженность Мандельштама к христианству.
Какой же он христианин, если к мученичеству у него не было никакого влечения? Всю жизнь Мандельштам жил в нужде и очень от этого страдал, совсем не по-христиански.
Сложным и противоречивым было отношение Мандельштама к еврейству. Он вспоминал о постоянном стыде ребенка из ассимилированной еврейской семьи за свое еврейство, за назойливое лицемерие в выполнении иудейского ритуала, за «хаос иудейский» (...не родина, не дом, не очаг, а именно хаос»).
В 20-е годы жизнь Мандельштам прошла в метаниях между христианством («теперь всякий культурный человек - христианин») и иудаизмом («какая боль... для племени чужого ночные травы собирать»). Позднее он восхищается «внутренней пластикой гетто», отмечает мелодичность и красоту языка идиш, логическую уравновешенность иврита.
В «Четвертой прозе» он сказал: «Я настаиваю на том, что писательство в том виде, как оно сложилось в Европе и в особенности в России, несовместимо с почетным званием иудея, которым я горжусь».
Самый неприкаянный из всех русских поэтов, Осип Мандельштам в одном все-таки был удачлив: нашел женщину хранительницу. Надежда, урожденная Хазина, тоже была еврейкой, крещенной в детские годы. Она пережила поэта на 42 года и посвятила свою жизнь делу увековечения памяти поэта. Книга «Воспоминаний» принесла Надежде Мандельштам мировую известность.
Борису Пастернаку всю жизнь мешало ощущение национальной отдаленности от основной массы носителей родного ему русского языка: «Чего я, в последнем счете стою, если препятствие крови и происхождения осталось непреодаленным». А ещё еврейство он не любил за самоиронию, за желание всегда посмеяться над собой.
В 1936 году Пастернака клеймили за строки «В родню чужую втерся».
Стараясь как-то изгладить свою еврейскую «вину», поэт слишком увлекся русским началом в своем творчестве, что даже преступил границы дозволенного: в 1943 году А.Фадеев обвинил Пастернака в великодержавном шовинизме.
Поэт этого не скрывал: «во мне есть еврейская кровь, но нет ничего более чуждого мне, чем еврейский национализм. Может быть только великорусский шовинизм. В этом вопросе я стою за полную еврейскую ассимиляцию...».
После появления в Европе «Доктора Живаго» мировая еврейская общественность осудила поэта за так называемый интеллигентный антисемитизм и отступничество. Узнав об этом, по словам Ивинской, «Боря посмеивался: - Ничего, я выше национальности». И Цветаева говорила: с какой-то точки зрения и Heine и Пастернак не евреи...
О крещении Пастернака достоверно ничего не известно. Поэт в письме к Жаклин де Пруар однажды признался, что «был крещен в младенчестве моей няней... Это вызвало некоторые осложнения, и факт этот всегда оставался интимной полутайной, предметом редкого и исключительного вдохновения, а не спокойной привычки». Состоялось ли оно по самоуправству какой-то няни в тайне от всей семьи?! Наверно никогда не станет известным, было ли такое событие реальным или надуманным, художественным образом, созданным воображением поэта. Однако при поступлении на философский факультет Маргбургского университета, Б.Пастернак, отвечая на вопросы о вероисповедании, записал: «иудейское».
Пастернак советовал Ивинской записать о его паспортных данных: «Национальность смешанная, так и запиши». Любимая женщина хотела представить Пастернака чисто русским поэтом. В главе «Анкета» из книги воспоминаний «В плену времени» Ольга Ивинская поведала о поэте: «Крещенный во втором поколении, еврей по национальности, Б.Л. (Борис Леонидович) был сторонником ассимиляции». Это только наполовину соответствует истине. Отец его Леон Пастернак «до конца своих дней остался евреем».
Правда в том, что поэт говорил о «благе ассимиляции»: «В этом вопросе я за полную еврейскую ассимиляцию...». Такого же мнения герой писателя еврей Гордон в романе «Доктор Живаго».
Обращаясь к евреям, он провозглашает: «Опомнитесь. Довольно. Больше не надо. Не называйтесь, как раньше. Не сбивайтесь в кучу, разойдитесь, будьте со всеми...»
В многогранном творчестве Пастернака нет ни строчки о катастрофе европейского еврейства. А вот в творчестве Наума Коржавина этой теме уделено немало страниц. Он писал о Бабьем Яре, о «мире еврейских местечек..., синагогах и камнях могил», о своем ортодоксальном деде, о судьбе еврея-иммигранта, о различных аспектах еврейского самоощущения.
Сложный и не проясненный до конца поэт-бард и драматург Александр Галич вообще пользовался русско-еврейским лексиконом. Не зная идиш, и не поймешь о чем речь: «Это мне Арина Родионовна\ Скажет: «Нит гедайге, спи сынок». Он часто обращался к евреям: «Ой, не шейте вы, евреи, ливреи, \ Не ходить вам в камергерах, евреи \ или "А может хватит мотаться, евреи, \ И так мотались две тысячи лет?!»
Галич искренне поддержал доктрину ассимиляции советского еврейства. «Меня - русского поэта - «пятым пунктом» отлучить от этой России нельзя». Его драма «Матросская тишина», по сути провозгласившая ассимиляцию, имела первоначальное название «Моя большая земля». Такими словами еврея Давида заканчивалась пьеса. Театральные идеологи потребовали заменить название.
Генрих Бёль заметил, что творческие люди тоталитарных стран ищут выход в религии, тогда как в демократических странах становятся атеистами.
Может быть в этом причина крещения Галича и Коржавина?
У них был один крестный отец, тоже из евреев - Александр Мень, человек большого таланта и обаяния. К сожалению, в среде российского еврейства такого гениального проповедника не оказалось.
Об отступничестве Галича и Коржавина я узнал совсем недавно, по приезде в Америку. Я не исключил их из круга поэтов, к которым, я часто возвращаюсь и перечитываю. Но вопрос: «Почему христианство?» - остался. Если для Саши Черного и Мандельштама крещение было вынужденной мерой, то для Пастернака, Галича и Коржавина христианство стало осознанным актом и духовной потребностью. Коржавин и сейчас говорит, что русский поэт может быть только христинином.
Общеизвестно, что «поэт в России больше чем поэт», - он бог или, по меньшей мере, пророк. В русском мире еврей - традиционно инородный элемент, враг, и только переход в христианство позволит занять подобающее своему таланту место. Такое суждение существует, но мне не видится убедительным.
Большие поэты хорошо знали русские пословицы: «Менять веру - менять совесть»; «Жида крести и под воду спусти»; «Вору прощеному, коню леченному и жиду крещенному одна цена».
В великом и могучем языке слову «отступник» есть синоним «ренегат», которое в русской ментальности имеет пренебрежительный оттенок.
Пастернак, Галич и Коржавин знали, что из-за христианства в настоящее время на земном шаре недосчитывается 100 миллионов евреев. Для них не было секретом, что один из величайших поэтов всех времен и народов, Генрих Гейне после крещения признался: «Желаю всем ренегатам настроения подобного моему..., от ворон отстал и к павам не пристал».
Наверняка крещеные поэты читали строки Б.Слуцкого:
Православие не в процветанье:
в ходе самых последних годов
составляет оно пропитанье
разве только крещеных жидов.
Тут не прибавить, не убавить. Так каковы же были побудительные мотивы принятия этими поэтами христианства, и почему они никогда по этому поводу не сочли необходимым что-либо сказать, объяснить свой поступок?
И.Аксельрод

«Еврейский мир»( Нью-Йорк)

ПЕЙТЕ КЕФИР ОСТОРОЖНО


 
О полезных свойствах кефира написана не одна книга. Даже серьезные ученые посвящали этому напитку свои диссертации. Кстати, некоторые из них полагают, что именно в регулярном употреблении кисломолочных продуктов кроется секрет долгожительства горцев. А еще кефир входит в список «Самые полезные продукты в мире».

* Кефир – универсальный продукт для регуляции скорости пищеварения. Свежий кефир слабит, а вот «старый» – старше 3 дней – наоборот, крепит. 
* Кефир обладает легкими мочегонными свойствами, поэтому рекомендуется всем, у кого есть проблемы с отеками и даже повышенное давление. 
* Пейте кефир тогда, когда ваш желудок максимально пуст. Причем употребляйте продукт с минимумом добавок. Если же вы просто употребляете кефир для удовольствия, ему есть место и в утреннем, и в дневном, и даже в вечернем меню. 
 
* Кефир на ночь полезен также, как и в любое другое время. Кроме того выпитый на ночь кефир улучшает флору кишечника и укрепляет сон. Молочные белки, которые в нем содержатся, богаты аминокислотой триптофаном – ключевым продуктом для качественного и спокойного сна. 
 
* Если вы худеете или просто поддерживаете свой вес, стакан кефира поможет перебить аппетит в самое тяжелое вечернее время. Пожалуй, не стоит злоупотреблять кефиром на ночь только тем людям, у которых очень быстро выводится жидкость. Или следует выпить стаканчик кефира за 2 часа до предполагаемого сна.
Калорийность кефира, на 100 мл: 
кефир 1% 40 ккал, кефир 2.5% 50 ккал, кефир 3.2% 56 ккал.
Источник: http://mudrost.mirtesen.ru/blo...


Источник: http://mudrost.mirtesen.r...

Вспомнил, что великий хирург Углов был уверен, что евреи с помощью детского кефира споили русский народ.

КАК ДАТЧАНЕ СПАСАЛИ ЕВРЕЕВ

Владимир Лазарис





ЗАМЕТКИ


Ко всем читателям заметок: если вы цитируете их в ЖЖ, газетах и журналах, указывайте адрес сайта. 


6.7.15
В общих чертах история спасения датских евреев хорошо известна, и в моей книге «Среди чужих, среди своих» («Ладо», Тель-Авив, 2006) ей отведены три страницы (101-103). Те, кто ее читали, могут пропустить первый абзац. Тем, кто никогда об этом не слышал, напомним, что во время облавы в ночь с 1-го на 2 октября 1943 года гестапо удалось арестовать 494 еврея. Остальные 7206 как в воду канули. Именно «как в воду», поскольку датские рыбаки и владельцы всех плавательных средств перевезли их в соседнюю Швецию по предварительной договоренности с тамошним правительством.
В 2001 году писатель и журналист «Гаарец» Том Сегев оповестил израильтян об исследовании датского профессора политологии Петера Наннестада из Орхусского университета, который утверждал, что «лодочники, переправившие евреев в Швецию, заработали на них огромные деньги – каждый еврей заплатил сумму, равную годовой зарплате инженера».http://www.haaretz.com/please-pass-the-danish-1.66592
В прошлом году в сети появилась статья И. Херсона «Миф о том, как Запад «спасал евреев», где обсуждалась та же тема в том же негативном аспекте:http://chersonandmolschky.com/2014/10/16/myth-west-saving-jews-european-reconquista/
«После войны, в попытке найти хотя бы одну светлую страницу в мрачной истории истребления европейского еврейства, придумали милую сказочку а ля Андерсен о том, как датчане бесстрашно спасли своих евреев. Но недавнее исследование профессора Наннестада разрушило даже эту чудесную легенду. Как выяснилось, датский король никогда не надевал желтой звезды и не делал никаких смелых заявлений о своей мифической солидарности с евреями, а датские рыбаки перевезли евреев в нейтральную Швецию не из сострадания или симпатии, а за очень хорошие деньги: по современному курсу – по 100000$ и более за супружескую пару. У многих евреев таких денег не было, и они были вынуждены давать долговые расписки, по которым иногда расплачивались до самой смерти».
А две недели назад по сети загулял доморощенный перевод этой статьи на русский язык, способный внести еще больший хаос в умы читателей, окончательно извратив ход событий.
Но зачем полагаться на слухи и легенды, если в нашем распоряжении есть два документальных источника.
Датский король Христиан X действительно не вышел на улицу с желтым магендавидом, но оставил в своем опубликованном дневнике запись, пронизанную не мифической, а подлинной солидарностью с евреями. Она датирована сентябрем 1941 года, после совещания с министром юстиции.
«Когда видишь бесчеловеческое обращение, которому подвергаются евреи не только в Германии, но и во многих оккупированных странах, начинаешь беспокоиться, как бы это требование не было выдвинуто и в нашей стране, но на это мы ни в коем случае не можем пойти, учитывая правовой статус датских евреев в рамках датской конституции. Я заявил на совещании, что не согласился бы на такое требование в отношении граждан Дании. А если его все же выдвинут, нашим лучшим ответом будет, если мы все наденем желтую звезду Давида. Министр юстиции ответил, что такая возможность всегда остается».
Можно не сомневаться, что готовность короля надеть магендавид и породила легенду, увековеченную в блистательной повести Бориса Хазанова «Час короля».
Другим источником стала книга «Октябрь 43-го» – воспоминания директора Орхусской гимназии Оге Бертельсена (1901-1980), который вместе с женой возглавил подпольную группу для спасения датских евреев, за что они оба чуть было не поплатились жизнью.

В этой книге, изданной в английском переводе в США в 1954 г.https://archive.org/stream/october43aageber001971mbp/october43aageber001971mbp_djvu.txt
с благодарственным предисловием Шолема Аша и теплыми отзывами на задней обложке Альберта Эйнштейна и Нильса Бора, есть целая глава, которая называется «Рэкетиры».
Бертельсен не скрывает того, что нашлись мошенники, которые положили себе в карман собранные деньги под видом помощи евреям, и, еще хуже, двое шкиперов, получивших двойную плату за переправку евреев в Швецию. Подпольщики устроили им импровизированный суд, а после войны их дело перешло в городской суд Копенгагена, приговоривший одного к четырем, а другого к пяти годам лишения свободы.
В других случаях алчными лодочниками занялось Налоговое управление Дании, в свете чего вся история с «долговыми расписками» и выплатой долгов «до самой смерти» выглядит весьма неправдоподобной.
Бертельсен подробно рассказывает о том, как по всей стране проходил сбор пожертвований на вывоз евреев. Из собранных 12 мил. крон половину дали сами евреи и половину – датчане, включая детей, опустошивших свои копилки. Если разделить 12 мил. крон на 7206 евреев, получится 1665 крон на человека, что никак не тянет на 100000$.
Третий источник – иерусалимский мемориальный институт Яд Вашем, чьи исследователи тщательнейшим образом проверяют и перепроверяют каждый случай героизма людей из разных стран, которые спасли евреев во время Катастрофы. На официальном сайте Яд Вашем указано, что 22 датских подпольщика, признанных «праведниками народов мира», пожелали получить это звание все вместе, как группа. И там же указано, что датские рыбаки, которые переправили евреев в Швецию, этого звания не получили, «поскольку им было заплачено». Так что этот факт никогда и ни для кого не был тайной.
Тем, кто поспешил поставить под сомнение нравственную стойкость и чистоту помыслов датчан из всех слоев общества, ответит один из безвестных героев книги Бертельсена, которого он попросил о помощи: «Разумеется... Я мало что знаю о евреях, но моя вера не допускает, чтобы на людей охотились, как на крыс».
Нам не известны ни мотивы, ни заказчики исследования профессора Наннестада, которое он закончил таким выводом: «Датчане не лучше и не хуже других народов».
В ответ мы скажем только одно: лучше. В тысячу раз лучше. И точка.

КРИМИНАЛ И КРЕЩЕНИЕ РУСИ


 
Где лгут и себе и друг другу,
И память не служит уму,
История ходит по кругу
Из крови - по грязи - во тьму. 
И. Губерман

О последствиях крещения Руси известно много. Значение этого выдающегося исторического события является темой рефератов, книг и симпозиумов. Мы часто слышим, что с момента христианизации началась подлинная история древнерусской цивилизации. Активное влияние христианства на прогресс пришло на смену предшествовавшему времени мрака невежества и дикости. В результате утверждения христианства на Руси, которое явилось закономерным актом, подготовленным всем ходом исторического развития, и глубоко мотивированными, объективными потребностями эпохи: 
- создалась широкая основа для объединения всех народов Руси, 
- произошла гуманизация общества, 
- появилась письменность, 
- начали развиваться строительство, книжное дело, культура, история, литература и философия, 
- расширились международные связи, 
- установилась тесная связь между церковной и светской властью, 
- оформилась церковная юрисдикция, 
- произошло уравнение людей перед Богом, 
- человек поднялся на немыслимую для языческого мироощущения высоту, и еще много другой всевозможной возвышенности. Самое главное - раньше Европа думала, что Русь нецивилизованное государство, а теперь подумала, что цивилизованное. 

А вот, как сам процесс крещения протекал, данных маловато. Нет у нас раздела истории, ярко описывающего прозрение миллионных масс, который можно было бы, удобно усевшись на диване, смаковать, представляя себе во всей его красе и прелести. Шуточное ли дело? Русь в полном составе со слезами восхищения выходит из тьмы на свет, хотя о крещении Руси, например, в учебнике истории прочитать можно. Но коротенько. Мы, кстати, так и сделали. Открыли школьный учебник 6-го класса и прочитали. В общем-то ничего сложного. Суть такая: 
"Жил был князь киевский - Владимир. Любил драться, выпить и женщин. Короче, нехорошим был, потому как был язычник. Потом покрестился и стал хорошим. Заодно и Русь покрестил".
Небольшая история. Можно сказать, банальная. Даже скучная. Но терзают сомнения: Русь крестят, а как-то все не по-русски? Непривычно тихо. Сейчас одного окрестят, так вся деревня неделю пьяная валяется. В конце - два привода в милицию и три в больницу. А тут целая Россия! Думаем, сомнения наши справедливы и оправданны. 
Давайте разберемся подробнее. Чтобы представить механизм самого крещения, нам необходимо вспомнить, что предшествовало этому историческому моменту.
Географически очень упрощенно Русь того времени представляла два центра, вокруг которых расположились различные, в основном славянские племена:

1. На юге - Киев, в окружении полян, уличей, тиверцев, дулебов, дерговичей, древлян, радимичей; 
2. На севере - Новгород, в окружении словен (ильменских), кривичей, вятичей. Славянские племена на севере дополняют эсты, сумичи, чудцы, карелы, весь, водь, меря, мурома, мари, мещеры, мордва.

Теперь так же коротко вспомним Великих князей, предшественников Владимира, возглавлявших Русь: 
1. Рюрик (862-879) считается основателем Российской государственности. Правил в Ладоге, затем в Новгороде. 
2. Олег (879-912) - ближайший соратник Рюрика. Перевел столицу Руси из Новгорода в Киев. Завоевал Византию. 
3. Игорь (912-945) - сын Рюрика. Воевал с Византией. Убит древлянами. 
4. Ольга (945-969) - жена Игоря. Отомстила древлянам за смерть Игоря. Крестилась в Византии. 
5. Святослав (Хоробре) (- 972) - сын Игоря. Начинал войны при своей матери Ольге. Разбил Хазарский каганат. Воевал с Византией. 
6. Ярополк (972-980) - сын Святослава. Воевал с печенегами. Убит братом Владимиром (Красно Солнышко). 
7. Владимир (Красно Солнышко) (980-1015) - креститель Руси.

Логично начать рассматривать крещение с прихода Владимира (Красно Солнышко) к власти. Только не будем держать за основу школьный учебник, а то скажут: связались с детьми. Учебники, конечно, пишут взрослые. Но все равно найдутся, кто нас детьми попрекать будет. Возьмем-ка лучше "Полный энциклопедический справочник. История России" 2003 г. издания, составитель П.Г. Дейниченко, редактор-консультант доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А.Г. Харьков. В нем практически все то же самое, что и в других источниках, т.е. самые последние достижения исторической науки. Итак: 
"После смерти Святослава в Киеве остался старший сын Ярополк, князем мятежных древлян стал Олег, а Новгород достался Владимиру, сыну Святослава от его наложницы Малуши. Произошло это по чистой случайности. Ярополк и Олег вовсе не стремились в северную глушь, и Добрыня - дядя Владимира (по матери), предложил отправить незнатного племянника в Новгород". 
Какая обида! Оказывается Владимир не совсем полноценный потомок Рюрика. Сын наложницы, т.е. байстрюк. Н.И. Костомаров даже описывает досадный случай, связанный с "происхождением"Владимира: 
"Дочь Рогволода, князя полоцкого, Рогнель, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: "Не хочу разуть (разуть жениха - свадебный обряд; разуть - вместо выйти замуж) сына рабы, попрекнув его низостью происхождения по матери". 
Оказывается, происхождение Владимира сильно "портило" ему жизнь. Пришлось потерпеть, бедняге. Смотрим дальше: 
"За разгоревшейся спустя два года между Ярополком и Олегом усобицей, в ходе которой погиб Олег, стояли интересы каких-то влиятельных лиц". 
Интересно. Два законных наследника бьются за киевский престол после смерти отца, но они - пешки, по сравнению с интересами "влиятельных лиц". Какие-то "влиятельные лица" имеют интерес на Руси, минуя князей.
"Какие цели они преследовали, не известно. Не исключено, что конфликт имел религиозную подоплеку..." 
Что имеется в виду? Пока не понятно, 
"...но результат оказался неожиданным - Владимир, поначалу в страхе за свою жизнь бежавший в Скандинавию, вскоре вернулся на родину с варягами и, собрав под свое начало словен, кривичей и чудь, двинулся на Киев". 
Теперь вообще все запуталось. Братья дерутся, а Владимир бежит в Скандинавию. А чего бежит-то? Нигде даже не сообщается, что за ним гонятся. При этом бежит из Новгорода. Значит, Новгород не за него? А возвращается, "берет под свое начало словен", т.е. новгородцев. Теперь они за него. А чего за него? В Киеве законный наследник сидит. Почему же это новгородцы против законного наследника выступают? А кривичи и чудцы почему за Владимира готовы жизнь отдать? 
Хотя многие историки не столь категоричны и предпочитают не апеллировать беззаветной любовью новгородцев к Владимиру, ограничиваясь наличием у Владимира только наемных войск. 
Что же произошло в Скандинавии? И не связано ли это с интересами "влиятельных лиц"? Пожалуй, некорректно проводить параллели, но возвращение Владимира очень напоминает возвращение Ющенко и Саакашвили из Америки. Как бы тут интересы "влиятельных лиц" и безродного байстрюка не совпали? 
Скорее всего, словен, кривичей и чудь в летопись вставили, чтобы показать якобы поддержку Владимира народом. А на самом деле пришел Владимир с наемными войсками, потому что из славянских племен никто бы не стал воевать на стороне Владимира против законного наследника Ярополка. 
В любом случае Владимир получил военную силу. Но получил ее "на стороне". Вряд ли войско дали просто так. Значит, дали и инструкции. Владимир находится в какой-то зависимости от тех, кто выделил ему варягов. Кстати, к варягам, как к явлению, у историков отношение тоже не однозначное. Например, ученый Василевский, изучая не только тексты летописей, но и документы Византии и Скандинавии, пришел к выводу: 
"в Византийском государстве были наемники, поименованные словом "варанг", они перечислены наряду с росами, саракинами, франками, кульпингами, булгарами, инглингами, немицами, аланами, обезами, императорской гвардией "бессмертных". Все это воинские отряды, получившие в Константинополе прописку благодаря сложной международной обстановке. Дословный перевод "варанга" на русский язык - мечник или меченосец. В немецком языке "вара" означало клятву. Воины, нанятые на "чужой стороне", давали клятву новому хозяину на своем мече". 

Михайло Васильевич Ломоносов тоже высказал мнение по поводу варягов: 
«Неправедно рассуждает, кто Варяжское имя приписывает одному народу. Многия сильныя доказательства уверяют, что они от разных племен и языков состояли, и только одним соединялись - обыкновенным тогда по морям разбоем. Ибо за тысячу лет не ставили в стыд и владеющие Государи обогащаться таковым хищным промыслом, который на Балтийском море едва около двенадцатого столетия из обычая вышел. 
Какого происхождения сие имя, о том имеем немало сомнительных догадок. Не токмо Шведы, Норвежцы, Истландцы и Славяне, но и Греки то же одно слово употребляют». 

У нас нет возможности по тексту определить, были у Владимира византийские варяги или скандинавские, главное в другом. Варяги просто так не воюют. И поскольку они выполняют политический заказ по завоеванию киевского престола, им надо заплатить. У Владимира таких денег не могло быть. Кто же заплатил варягам? Что взамен требуют от Владимира? 
Здесь необходимо дать историческую справку: 

- 907 год. Византия разгромлена Олегом. Заключен мирный договор, по которому византийцы уплатили контрибуцию, затем ежегодную дань, русские купцы в Византии ставятся на продовольственное содержание, получают право беспошлинной торговли, а также право мыться в константинопольских банях бесплатно. 
- 911 год. Впервые заключен письменный договор с Византией, по которому они обязаны поставлять войска Руси для походов. 
- 944 год. Византия разгромлена Игорем. Уплачивает контрибуцию, затем ежегодную дань. Восстановлен договор 911 года. 
- 970 год. Святослав на подступах к Константинополю - столице Византии. Заключен мирный договор. Византия выплачивает контрибуцию, затем ежегодную дань. Сохраняются условия прежних договоров. 
- 972 год. Византийцам удается убить Святослава.

В истории зафиксирован еще один опустошительный набег на Византию 933-934-х годов. Он получил название, как "война четырех племен". Имеются в виду племена, которые, объединившись в 60-тысячное войско, напали на Византию. Арабские историки Ибн ал-Асира и ал-Масуди перечисляют эти племена: баджана и баджанак - печенежские племена, баджгирд - мадьяры (венгры). А вот с четвертым племенем "нукарда" - загадка. Большинство исследователей предполагают, что "нукарда" - это новгородцы. Если это так, то лишний раз подтверждает опасное соседство Руси для Византии. 
Вышеперечисленного достаточно для того, чтобы сделать простой вывод: Византию очень интересует Русь, и она готова предпринимать конкретные шаги для своей безопасности. 

"Когда войска Владимира осадили город, приближенные Ярополка уговорили его встретиться с Владимиром и предали своего князя. Во время этой встречи Ярополк был убит. В 980 г. Владимир стал великим князем киевским". 
Пожалуй, уместно будет немного подробнее рассказать о Ярополке. Ярополк правил не так коротко, как описывает справочник. Правил он 9 лет. Вполне прилично. За время правления проявил себя как искусный полководец. Это проявилось в войне против брата Олега и не только. Ярослав одержал убедительную победу над печенегами. А их хан Алдея даже поступил на службу к Ярополку. 
Получив девятилетний опыт правления, одержав несколько военных побед, Ярополк не выглядит простофилей или трусом. По идее он и не мог ими быть. Однако летопись представляет его именно так. 
Услышав, что Владимир идет с войском на Киев, Ярополк якобы впадает в панику. Бросает город, бросает войска, "выбегает из Киева на устье реки Реи в Родну и в крепости затворился". 

Владимир вступает в Киев. Народ с радостью и любовью встречает "сына наложницы", почему-то уже позабыв о законном князе Ярополке. Как-то не очень убедительно. Если учесть, что войска у Владимира иностранные, а русские войска на месте и в здравии. При этом напоминаем, Ярополк по-прежнему является киевским князем. 
Ближайшие соратники Ярополка, которые служили еще его отцу Святославу, участвовали с Ярополком в ряде победоносных сражений, предают его в пользу весьма сомнительной фигуры. Как это возможно? Какой сильный мотив мог подвинуть этих людей на такой большой грех? Скорее всего - это невозможно. Но вся историческая наука настаивает, что было именно так. В таком случае объяснение может быть одно: мы имеем дело с разведывательно-вербовочной операцией повышенной сложности. Сплести заговор вокруг великого князя, подкупить всех его ближайших соратников - это операция века. А такая операция требует высококвалифицированных специалистов и огромных денег. Мог ли Владимир сам организовать такое оперативное мероприятие? Однозначно, не мог. Видно, пришли с ним не совсем простые варяги. И даже пришли не с ним. Видимо, вербовка началась задолго до подхода варягов Владимира. Организовать такое под силу только действительно "влиятельным лицам", готовым платить столько, сколько потребуется. 

Но при этом и сам Ярополк, по описаниям летописцев, проявляет чудеса легковерности и недотепства. Окружение просит его пойти повиниться, и он просится "на прием" к брату, не догадываясь, чем это закончится. Брат разрешает Ярополку повиниться. Ярополк униженно идет на выпрошенную аудиенцию, где Владимир его убивает. 
Сцену убийства Ярополка все описывают одинаково: «При входе Ярополк между страхом и надеждою ко Владимиру в дверях принят под пазухи шпагами от двух варягов...». Такие подробности! Не иначе все, кто описывает, присутствовали при этом лично. Но вот место, где это произошло, все называют разное. Кто пишет, что Ярополк явился к Владимиру в Киев. Кто указывает, что это был военный лагерь Владимира. Кто говорит, что речь идет о специальной палатке между враждующими сторонами на нейтральной территории. У нашей исторической науки все, как у "доцента" из"Джентльменов удачи", тут помню, тут не помню.

После убийства Ярополка больше биться вроде не с кем. Пришла пора расплачиваться с варягами. По свидетельству летописи, расплачиваться с варягами должен Владимир. Но Владимир не платит им. Выражаясь современным жаргоном, Владимир "кидает" своих подельников. Как же реагируют на это варяги? Может, они начинают громить Киев и силой отбирать "честно заработанные" деньги или, если их мало, бегут в Скандинавию, собирают подкрепление и возвращаются отомстить обидчику? Нет. Ни то, ни другое. Вам сейчас будет стыдно, если вы так плохо подумали о варягах. Летопись говорит, что они попросили у Владимира лодки, чтобы попытаться заработать где-нибудь в другом месте. Какие все же они милые, эти варяги! Только немного скромные и беззащитные. Кстати, непонятно, куда их собственные лодки делись? Не пешком же они в Киев пришли. Короче, уплывают эти слабохарактерные варяги... нет, не в Скандинавию. По очередному случайному совпадению они уплывают в Византию. И есть смутное ощущение, что в Киев они тоже из Византии приплыли, а не из Скандинавии. И денежки не от Владимира должны получить, а от"влиятельных лиц", потому так уж слишком тихо себя и вели, когда их Владимир "кинул". 
Итак, Владимир стал Великим князем киевским. Опустим его первые хозяйственные шаги и перейдем к его религиозным реформам: 

«Для сплочения разноплеменных жителей страны Владимир ввел единый языческий культ во главе с Перуном, распространенный на севере Руси. Но реформа оказалась неудачной. Славяне южной Руси не собирались отказываться от веры отцов, еще меньше нравилось нововведение степнякам и финно-угорским народам, культ которых не имел ничего общего со славянским язычеством». 
Вот какими крепкими оказались славяне южной Руси. Ни в какую не захотели отказываться от веры отцов. Нет. И все тут. А вера отцов - это какая? Что за вера? Как называется? Чем отличается? Долго мы искали, о чем идет речь. Все источники перерыли. Нигде ничего нет. «Вера отцов» и все. Больше никакой информации. 
«Еще меньше нравилось нововведение степнякам и финно-угорским народам, культ которых не имел ничего общего со славянским язычеством». 
Кто такие "степняки" и почему им должен понравиться культ Перуна? В указанное время на данной территории степняками обычно называют печенегов, кипчаков и черных булгар. Так что? Владимир хотел навязать им культ Перуна? Явная глупость. Никто из русских князей религиозных культов им навязывать не собирался, ни языческих, ни христианских. Очевидно, степняков приплели для массовки. Чтобы выглядело убедительней. 
С финно-угорскими народами полегче. Это - остяки, вогулы и мадьяры. Хотя, называя "финно-угорские народы", наши историки могут иметь в виду все, что угодно. Они не подозревают, что кроме финно-угорской группы существуют еще волжско-болгарская и пермская группы финнов. Существуют финны смешанного происхождения: ливы, мещеряки, тептяри. Они даже самих финнов называют угро-финнами. Как бы то ни было, все финны жили далеко от Киева и вряд ли подозревали об изысканиях Владимира. Думаем, их вспомнили так же для массовости. Но как-то все это жиденько получилось. 
Очевидно, нас пытаются убедить в наличии нескольких религиозных культов на Руси, но почему-то не называют эти культы. "Знаю, не скажу" - этакая детская хитрость. Но не проходит здесь эта хитрость. Все надо доказывать, хитроделанные вы наши. Религиозные культы очень легко вычисляются, например, по захоронениям. Любой археолог это подтвердит. Так, что, если на Руси было несколько религиозных культов, назовите, к чему вся эта игра в кошки-мышки? Но, зная повадки наших летописцев и ученых историков, можно не сомневаться, скрытый смысл здесь имеется. 

Теперь о самом культе, введенном Владимиром. Культ, по свидетельству летописцев, языческий. Во главе стоит Бог Перун. Культ распространен на севере. Выходит на юге, т.е. в Киеве, о нем не слыхали. Ну что ж? ВЛАДИМИР ВВЕЛ КУЛЬТ ПЕРУНА. Давайте запомним этот исторический факт. Нам еще придется об этом вспомнить. 
А зачем ввел-то? Причина больно несерьезная: "Для сплочения разноплеменных жителей страны". Они что, сильно расплочены были? До Владимира киевские князья, когда руководили, проблем не наблюдалось. Народ власть уважал. Налоги собирались. От врагов защищались. В соседние земли войной ходили. Сплачивать-то вроде дальше некуда? Это же не пионерская дружина.
А причина здесь может быть только одна. И касается она не Владимира, а только летописцев. Им необходимо представить его "озабоченно ищущим", якобы он рассматривает разные религиозные системы. Даже пробует ввести что-то такое - новое. Но вот беда - неудачно. И потом совершенно случайно останавливается на христианстве. А раз случайно, значит, никакой установки на христианство он заранее не получал, все вышло неподдельно естественно: 

"На этот раз он отдал предпочтение христианству. В 988 году Русь была крещена по греческому обряду". 
А на этот раз те, кто не собирался отказываться от "веры отцов", запросто собираются. А культ степняков волшебным образом стал иметь много общего с греческими христианскими обрядами. Конечно, нельзя не заметить такие противоречия буквально в трех предложениях книжного текста. 
Красиво "искания" Владимира описывает Лев Гумилев в своей книге "От Руси до России" (Астрель. Транзиткнига, 2005): 

"Сами обстоятельства "выбора веры" Владимиром широко известны и изложены в "Повести временных лет". В соответствии с версией Нестора, князь, желая понять разные исповедания, отправил своих посланцев в соседние земли и затем принял представителей всех тогдашних учений". 
Потом, правда, добавляет: 
"Насколько реальны эти подробности, нам не столь важно..." 
Далее Гумилев описывает, как Владимир отказал мусульманам и иудеям. Их обычаи сильно не подходили русским язычникам, особенно трезвость и отказ от свинины. При этом Гумилев утверждает, что главным в выборе религии для Владимира был военно-политический аспект. Тут же красочно описывает "находившуюся в фазе пассионарного подъема западноевропейскую суперэтническую целостность", которая представляла реальную политическую и военную силу. Но 30 лет назад, до описываемых событий, на Ватиканском престоле сидел Папа, который... плохо себя вел (пьянствовал и развратничал). Конечно, память об этом терзала "ранимую" душу Владимира, и он отказал католикам, не глядя на суперэтническую целостность и пассионарный подъем. 
Гумилев считает, что это звучит очень убедительно, хотя у Владимира стойкая репутация большого охотника до веселых пиров и "женолюбца". Имел много детей от разных матерей. Чтобы завладеть красавицей Рогнедь, не постеснялся зарезать папашу ее, князя полоцкого, а перед этим дочь на глазах у отца изнасиловал. И с греческой монахиней, женой родного брата Ярополка, убитого по приказу Владимира, жил, как "прелюбодей". Еще в летописи имеются такие упоминания: "А наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое сейчас называют Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц". Но тем не менее "нехороший папа" стал для Владимира непреодолимым препятствием, и историки размахивают им, как боевой мотыгой. К тому же бояре, якобы посланные Владимиром посмотреть ритуалы различных религий, сказали про католиков: "В Риме хотя обряды службы уставные, однако нет того благогласного пения и украшения церковного как у греков". А раз в Риме церковь хуже украсили, чем в Византии, не может теперь Русь по римскому обряду креститься. Вот такие мы - эстеты. 
Непонятно, зачем понадобились мусульмане и иудеи со своими обычаями, если главным критерием рассматривался военно-политический аспект? А их отношения со спиртным и свининой известны без всяких дополнительных изысканий. Короче, подошла в религиозные союзники только "сильная" Византия. Нургалиева Э.Б. говорит об этом так: 

"Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи киевской Руси с Византией". 
Конечно, у Византии сильные связи с Русью. Кому же она до этого целый век дань платила?
"Военно-политические следствия выбора веры были очень велики", - пишет Гумилев. Правда, в чем они были "велики", не сообщает. 
Еще два небольших штриха, которые, по мнению историков, никак не повлияли на "выбор" Владимира: 
1. Он крестился в греческой церкви, предположительно в Корсуни (Херсонесе). 
2. Женился на греческой царевне Анне, сестре византийских императоров Василия и Константина. 

Вот так скромно крестился по греческому обряду, женился на сестре греческих императоров, а потом сел думать, какую же веру для Руси подобрать? И императоры греческие, тоже недотепы, нет бы сразу Владимиру подсказать - давай греческую. Не додумались. Хорошо после Владимир случайно сообразил, что в греческую. А так ведь что угодно могло быть. Вон сколько вариантов перебрали. 
Вернемся к энциклопедическому справочнику: 

"Новая религия утверждалась не столько проповедью, сколько мечом. Новгородцы приняли христианство лишь после решительных действий специально направленных в Новгород отрядов Добрыни и Путяты. Так же, по-видимому, обстояло дело по всей Руси. Вряд ли насильно крещенные сразу становились ревностными христианами, но вернуться к прежним культам они не могли, потому что войска первым делом разрушали и оскверняли языческие капища. Одновременно по всей Руси началось массовое строительство церквей". 
Собственно больше ничего о крещении Руси и не повествуется. Вот такая тишь да блажь. 
Давайте пока проанализируем, хотя бы последний абзац: "Войска первым делом разрушали и оскверняли языческие капища". Капища - места совершения обрядов. Приравниваются к храмам и являются священными. Осквернение капища для славянина хуже самоубийства, проклятие ляжет на весь род. Славяне в этом участвовать не могли. 
Вообще, не понятно, какие войска ведут Добрыня и Путята? Если это киевское войско идет на новгородское, то еще большой вопрос: "Кто кого?". И тогда речь должна идти о сражении киевского и новгородского войск. Но сражения никакого нет. Есть избиение новгородских жителей. А если не киевское войско, то тогда какое? Почему об этом ничего не говорится? 
Если предположить, что эти войска посланы "влиятельными лицами" и большая часть этих войск не из русов, тогда многое можно понять. 
Исторические вехи данного периода имеют характерную особенность - мощнейшая конфессиональная борьба. В борьбе задействованы почти все государства. Основными являются три конфессии:

Ислам
920 г. Волжская Булгария принимает ислам
985 г. Обращение хазар в ислам

Христианство латинское
960 г. образование Польского государства
962 г. германский король Оттон 1 основывает Священную Римскую империю (существовала до 1806 года)
966 г. Польша принимает христианство по латинскому обряду

Христианство греческое
907 г. договор Олега с Византией
911 г. договор Олега с Византией
9ЗЗ г. Нападение на Византию «четырех племен»
944 г. договор Игоря с Византией
971 г. договор Святослава с Византией
988 г. Принятие христианства на Руси
988 г. брак византийской принцессы Анны с Владимиром

Вряд ли Владимир воспользовался войсками исламских или католических (латино-христианских) стран. Логично предположить, что войска, уничтожавшие капища, большей частью были направлены из Византии. 
Пора несколько слов сказать и о самой Византии. Византия того времени располагалась на трех континентах: Европе, Азии и Африке. Включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, имела владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь составляла около 1 млн. кв. км. Население превышало 35 млн. Вокруг себя Византия создала зону ортодоксального христианского направления, включающую Грузию, Болгарию, Сербию и в конечном итоге Русь. 
Если действительно византийские войска пришли вытаптывать славянские капища, то нетрудно представить реакцию русов на эти действия.
Но мы рассмотрим этот вопрос в третьей главе, а пока вернемся к нашему абзацу: 

"Одновременно по всей Руси началось массовое строительство церквей". Строить церкви - деньги нужны. Тем более по всей Руси одновременно. Не могло у Владимира быть столько денег. Вот интересная иллюстрация, характеризующая размах строительства: 
"По свидетельству немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, только в Киеве в 1018 г. насчитывалось более 400 церквей - и это после случившегося год назад большого пожара". 
1018 год. Ровно 20 лет после начала крещения. В Киеве уже 400 церквей. Да еще после пожара. Интересно, сейчас Киев сможет за 20 лет построить 400 церквей? Сейчас бюджет Киева, наверное, этого не выдержит. 
Итак, подведем итоги: 
А) Византия вместо грозного сильного неприятеля получает "подведомственную" Русь. (Вот и показались уши "влиятельных лиц".) 
Б) Владимир получает: 
1. Киевское Великое княжение. 
2. Византийскую царевну в жены. 
Можно ли считать это хорошим "бартером"? На наш взгляд можно.
О.Ю. Кубякин, Е.О. Кубякин.
"КРИМИНАЛ КАК ОСНОВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА и ТРИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"

СААКАШВИЛИ И БУДУЩЕЕ ОДЕССЫ

 
Глава Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили заявил о планах строительства паромной переправы и логистических центров для доставки грузов из Азии в Европу в обход России. Об этом сообщает 048.ua.
Грузы через Россию в Европу идут 30 дней, тогда как через Азербайджан и грузинский морской порт Поти в Одессу весь путь занимает девять суток, заявил бывший президент Грузии. «Чтобы перенаправить сюда бизнес, нужно, во-первых, снизить тарифы на перевозки. Они высокие. Во-вторых, нужны паромные переправы, логистические центры», - сказал он.
Саакашвили выразил уверенность, что у Одессы имеется огромный потенциал, и отметил, что уже есть инвесторы, готовые вложится в строительство паромной переправы и перевозку грузов. В то же время он подчеркнул, что для реализации планов необходимо очистить Одесскую область от коррупции.
30 мая на сайте президента Украины Петра Порошенко появился указ, дающий Саакашвили украинское гражданство. На следующий день глава украинского государства представил бывшего грузинского лидера в качестве руководителя Одесской ОГА.
В середине мая бывший грузинский лидер был назначен председателем Совета реформ при президенте Украины. Этот консультативный орган занимается разработкой необходимых для страны преобразований «на основе лучшего международного опыта», говорилось в соответствующем указе.
На посту президента Грузии Саакашвили находился с 2004 по 2013 год. Затем политик занимался преподавательской деятельностью и практически не жил на родине, где против него было возбуждено несколько уголовных дел.

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ


  
Операция «Римоон 20» — кодовое название воздушного боя израильских ВВС против советских лётчиков-истребителей, размещённых в Египте, состоявшегося в ходе Войны на истощение 30 июля 1970 года, в результате которого пять советских истребителей МиГ-21 были сбиты израильскими истребителями F-4 Phantom и Mirage III.

Результат столкновения привел к заключению длительного перемирия между Египтом и Израилем (8 августа 1970 — октябрь 1973 года) и позорного бегства советских ВВС от боестолкновений с израильтянами.


Предшествующие события

Проиграв в 1967 году Шестидневную войну, президент Египта Гамаль Абдель Насер понимал, что в открытом бою ему не удастся справиться с израильской армией. Подвергая же Израиль постоянным атакам артиллерии, авиации, диверсионным нападениям, можно вынудить израильтян постоянно держать под ружьем серьёзное число резервистов, что, в конечном итоге, тяжело скажется на израильской экономике и сделает противника более уступчивым. В марте 1969 года им был отдан приказ о начале артобстрелов израильских позиций на восточном берегу Суэцкого канала.

У Египта были все шансы на успех в позиционной войне. У Израиля, помимо имевшегося в то время большого напряжения в экономике, общественное мнение всегда очень чувствительно к потерям в боевых действиях. Армия обороны Израиля традиционно сильна в быстрой манёвренной войне, а в данном случае ей навязывался другой тип конфликта — война на истощение.

Египетская артиллерия наносила существенный урон израильским укреплениям. В ответ на это израильская авиация, предприняв меры для подавления противовоздушного прикрытия артиллерийских батарей, стала отвечать налётами штурмовиков и бомбардировщиков. К началу лета 1969 года на Суэцком канале для прикрытия сухопутных войск в районах городов Порт-Саид, Исмаилия и Суэц были развернуто 7 зенитно-ракетных дивизионов С-75 «Двина» , предоставленных Египту СССР. В течение пяти дней (с 20 июля по 24 июля 1969 года) израильская авиация поразила позиции шести из них. В результате этого, группировка ЗРВ Египта в зоне канала фактически была уничтожена. Интенсивность обстрела израильских укреплений на восточном берегу Суэцкого канала упала.

Израиль, опираясь на высокую боеспособность своей армии и совершенную военную организацию, перенёс удары вглубь Египта. Используя маскирующие свойства рельефа местности, израильские самолёты летали на сверхмалых высотах (30 — 50 м), вне зон видимости РЛС, а зенитная артиллерия египтян и ракетные комплексы С-75, предназначенные для стрельбы по высотным целям, были не в состоянии их поражать.

Роль СССР

Egyptian_MiG-21
МиГ-21 ВВС Египта

Увидев израильские самолёты в небе Каира и понимая бессилие своих сил ПВО, Насер вынужден был обратиться к СССР с просьбой о создании «эффективного ракетного щита» против израильской авиации и посылке в Египет регулярных советских частей противовоздушной обороны и авиации. Он потребовал прислать средства ПВО вместе с обслуживающим их персоналом. Речь уже шла, как писал бывший посол СССР в ОАР В. М. Виноградов, — «не о советниках-учителях, а об армейских расчётах для ведения боевых действий». Эта просьба была удовлетворена. В Египет направили 32 тысячи советских солдат и офицеров. Среди прочих воинских подразделений прибыла и авиационная группа под командованием генерал-майора авиации Г. У. Дольникова: 135-й истребительный авиационный полк (40 истребителей-перехватчиков МиГ-21МФ, 60 лётчиков, командир полковник К. Коротюк) и 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (30 истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21РФ, 42 лётчика, командир полковник Ю. Настенко). Переброска истребителей МИГ-21 осуществлялась в разобранном виде самолётами Ан-12. Боевое дежурство группы началось 1 февраля 1970 года.

Участие советской авиационной группы в боевых действиях

135-й истребительный авиационный полк квартировал на авиабазах Ком-Аушим и Бени-Суэф и был поставлен прикрывать Каир с юго-восточного направления, а промышленные объекты центральной части Египта и Асуанский гидроузел с северо-восточного, между Сохненской и Заафаранской долинами. Глубина боевых действий ограничивалась Суэцким заливом Красного моря.

35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, разместившаяся на авиабазе Джанаклис, прикрывала ВМФ на побережье Средиземного моря и промышленные объекты северной части Египта от Порт-Саида до Мерса-Матрух и на юг до Каира. Самолёты несли опознавательные знаки и тактические номера, принятые в ВВС Египта. Советским лётчикам запретили пересекать Суэцкий канал, являвшийся границей разделения противоборствующих сторон.

Патрулирование советских лётчиков вынудило израильскую авиацию ограничить свои рейды прифронтовой зоной. Первая встреча советских и израильских пилотов закончилась мирно — противники разошлись, не решившись вступить в бой. Произошла она 13 апреля 1970 года. Аналогичным образом завершились встречи 18 и 29 апреля. К июню 1970 года советские лётчики имели уже более 100 боевых вылетов, но воздушных боёв не проводили. Хотя к этому времени авиация Израиля имела совершенно иной опыт и совершила более 10 тыс. вылетов: для нанесения ударов — 86,8 %, на воздушную разведку — 11,5 %, для ведения воздушных боёв — 1,7 %, армейское командование Израиля также предпочло избегать прямого противостояния. Но летом 1970 года боевые действия в зоне канала активизировались. Вовлечение в конфликт советских специалистов стало неизбежным. Первый случай боевого контакта зафиксирован 25 июня 1970 года. Пара МиГ-21 (лётчики Крапивин и Сальник), используя малую высоту, скрытно подошла к группе «Скайхоков», шедшей на Исмаилию, и поразила один из них ракетой Р-3С, но подбитый штурмовик сумел уйти на свою авиабазу.

27 июля 1970 года совместно с египтянами была предпринята попытка засады на израильские «Миражи». По плану, звено египетских МиГ-17 наносило удар по опорному пункту израильтян на восточном берегу канала, с целью спровоцировать истребители противника на преследование. Далее следовало заманить их на свою территорию, где в бой вводилось бы три звена советских МиГ-21. МиГ-17 нанесли удар в 12:00, поразив цель и ранив четырех израильских солдат, но израильские истребители для отражения этого налета даже не поднялись.

Египтяне повторили атаку в 16:45, снова поразив цель и ранив ещё трёх солдат. Задание практически было выполнено: четвёрка МиГ-17 капитана Махеру Касиме была атакована истребителями «Мираж» и смогла завлечь их на свою территорию, но задержка со взлётом советских истребителей позволила израильтянам сбить два египетских самолёта и спокойно уйти. Одно звено советских МиГ-21 успело выйти в район боя и наблюдало происходящее, запросив разрешение на атаку, но командование запретил ввязываться в бой, пока не поднимутся два других звена. Оба египетских лётчика катапультировались удачно.

Планирование ответных действий оперативным отделом израильских ВВС

Hatzerim_Mirage_20100129_1
Mirage IIIC ВВС Израиля в музее Хацери́м

Израильское военное командование приняло решение нанести удар по советской воздушной группировке. Хаим Бар-Лев, служивший в то время Начальником генштаба комментировал:

"Решено было нанести удар по русским, чтобы урон их был реальным, а не только теоретическим. И желание это было вызвано их поведением: они пытались перехватить наши самолёты и даже нанести им урон".

Командующий ВВС генерал Мордехай Ход поручил полковнику Давиду Порату из оперативного отдела подготовить план операции. Цель её заключалась в том, чтобы заманить советские самолёты в ловушку, а затем уничтожить их небольшими силами.

У израильских ВВС имелись два истребителя «Мираж» в модификации самолёта-разведчика, которые не несли на себе вооружения, а предназначались для проведения аэрофотосъемки. 18 апреля 1970 года они вылетели на разведку и аэросъёмку территории Египта. Советские лётчики попытались перехватить их, поэтому такие разведывательные полёты были прекращены. По замыслу Пората, следовало использовать два истребителя «Мираж», которые имитировали бы полёт самолётов-разведчиков. Для достижения цели воздушное оперативное соединение, которое должно было участвовать в операции, было разделено на две группы: демонстративную и ударную. В демонстративную группу вошли два истребителя «Мираж». Они обязаны были лететь на большой высоте, используя методику полёта разведывательных самолётов. Ударной группе из восьми «Миражей» следовало идти за демонстративной группой на бреющем полёте. Демонстративная группа вводила бы противника в заблуждение относительно истинных замыслов операции, а ударная группа должна была уничтожить советские самолёты.

Операцию планировалось провести в три этапа. На первом этапе пара многоцелевых истребителей «Фантом» наносила отвлекающий удар по объекту на Суэцком канале. За ними выдвигались демонстративная и ударная группы, рассредоточенные в боевой порядок по высоте и глубине. При разработке операции учитывалась психология советских лётчиков. Они отличались смелостью, но имели завышенную самооценку. Демонстративная группа использовалась в качестве приманки, которую, по замыслу операции, советские лётчики должны были попытаться уничтожить. При подлёте советских самолётов к демонстративной группе ей следовало, развернувшись на 180° и имитировав бегство, подставить «МиГи» под огонь ударной группы. При сближении демонстративной группы с ударной группой начинался второй этап операции. Демонстративная группа разворачивалась и наносила вспомогательный удар по советским самолётам. На третьем этапе наносился главный удар силами ударной группы, подошедшей к противнику на бреющем полёте.

Генерал Ход утвердил план операции, но увеличил демонстративную группу до четырёх самолётов «Мираж». Возможности ударной группы по ведению воздушного боя были расширены путём введения в боевой порядок истребителей различных типов. Ударная группа теперь состояла из четырёх относительно лёгких, маневренных «Миражей» и четырёх тяжёлых «Фантомов», имеющих мощное ракетное вооружение. Для проведения операции были отобраны десять лучших лётчиков, имевших на общем счету около 60 побед в воздушных боях. В операции задействовались также два лётчика, которые летали на разведывательных «Миражах». Их голоса были знакомы советским операторам, осуществлявшим прослушивание переговоров. Штабом ВВС была осуществлена система оперативно-организационных подготовительных мероприятий, собрана масса разведывательной информации, велась тщательная подготовка радиотехнического и электронного обеспечения операции.

Hatzerim_F4_20100129_1
F-4E Phantom II ВВС Израиля в музее Хацери́м

Ход операции

Израильским командованием было принято решение провести операцию 30 июля 1970 года. Около полудня пара «Фантомов» атаковала РЛС обнаружения в Сохне на западном берегу Суэцкого канала. Четвёрка «Миражей» на предельной высоте двинулась в глубь египетской территории. Следом, на бреющем полёте вылетела вторая четвёрка «Миражей» и четвёрка «Фантомов» под командованием Авиху Бин-Нуна. Первая четвёрка «Миражей» (демонстративная группа) летела по парам очень близко друг к другу. На экранах советских радаров светились лишь две точки. В эфир выходили только два лётчика, летавших ранее на разведывательных «Миражах», голоса которых были известны местным радистам. Операторы радаров приняли четвёрку истребителей за два разведывательных «Миража». На выносном командном пункте «Бир-Арейда» в это время находился начштаба ВВС Египта генерал Мубарак и советник командующего ВВС Египта, командующий советской авиационной группой генерал-майор авиации Дольников.
Мубарак предупредил Дольникова, что израильтяне заманивают советских летчиков в ловушку, но тот считал, что два разведывательных «Миража», не имеющих вооружения, станут легкой добычей. Дольников помнил, что 18 апреля самолеты-разведчики ушли от «МиГов». Он приказал поднять в небо двадцать «МиГов», чтобы отрезать «Миражам» пути к отступлению. С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180 км южнее Каира) поднялись две четверки «МиГов» под командованием капитана Юрченко. Ещё две четвёрки «МиГов» под командованием капитана Каменева взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120 км на юго-восток от Каира), пятая четвёрка поднялась с аэродрома в Катамие.

Три группы «МиГов» приближались к звену «Миражей» на встречных курсах. Восьмёрка «МиГов» под командой капитана Юрченко сблизилась с демонстративной группой, но «Миражи» неожиданно развернулись на 180°, а к команде преследователей присоединилась восьмёрка «МиГов» под командованием капитана Каменева. Шестнадцать «МиГов» летели за демонстративным звеном «Миражей», имея огромное преимущество. Когда ударная группа заняла выгодную позицию для нанесения главного удара, Мордехай Ход отдал приказ демонстративной группе нанести по «МиГам» вспомогательный удар. Две пары «Миражей» разошлись в стороны, сбросили подвесные баки с горючим, развернулись и, заняв боевой порядок, начали сближаться с «МиГами».

Советские лётчики вместо двух разведывательных самолётов неожиданно обнаружили четвёрку «Миражей». Правильно сориентировавшийся в обстановке капитан Юрченко доложил на командный пункт: «Вижу четвёрку истребителей». Генерал Дольников отдал приказ на уничтожение «Миражей», но советские лётчики не услышали эту команду — в 14.20 израильтяне включили радиопомехи и забили советскую линию связи. Советские лётчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четвёркой «Фантомов». В этот момент четвёрка «Миражей» нанесла ракетный удар.

Генерал Ход ввел в бой ударную группу, шедшую на бреющем полёте. Четвёрка «Миражей» взмыла вверх, открыв огонь из пушек. Переключившись на запасную радиочастоту, советские пилоты начали маневрировать, чтобы уйти от огневого удара. Но вверх взмыла четвёрка «Фантомов», которые произвели ракетную атаку при наборе высоты.

Первый «МиГ» был сбит пушечным огнём «Миража», следующий — ракетой «Спэрроу», пущенной Авиху Бин-Нуном. Ашер Снир сбил «МиГ» ракетой на высоте 10 тысяч метров. Пилот сбитого «МиГа» катапультировался. Но Снир увлёкся погоней и не заметил атакующий его сзади самолёт капитана Владимира Ивлева[18]. Ракета Р-3С повредила «Мираж», Снир вышел из боя и сумел сесть в Рефидим[19]. После потери четвёртого и пятого «МиГов» Дольников отдал команду лётчикам оторваться от израильтян, и советские лётчики стали выходить из боя.

Бой длился 6 минут. В 14.26 Мордехай Ход запретил преследовать «МиГи» и приказал израильским лётчикам вернуться на базу.

Четвёрка (Саранин, Васильев, Мазур, Супрун) взлетела после старта четвёрки Юрченко через три минуты и прибыла к месту боя, где уже никого не было, и виднелись только три дыма от упавших самолётов.

Последующие события

1 августа 1970 года в Каир прилетел командующий ВВС СССР маршал Павел Кутахов. Он назначил расследование обстоятельств вооружённого столкновения с противником. 2 августа Кутахов отдал приказ о прекращении полётов советских лётчиков в зоне Суэцкого канала. Маршал запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями. Руководство СССР уведомило египетскую сторону, что далее не может оказывать помощь египетскому правительству в обеспечении неприкосновенности египетских воздушных рубежей. Насер не мог продолжать вооружённый конфликт с Израилем без полноценной посторонней помощи, и вынужден был согласиться на прекращение огня, вступившее в силу в полночь с 7 на 8 августа 1970 года. Перемирие продержалось (не считая нескольких эксцессов) до октября 1973 года.




Источник: http://grimnir74.livejour...