Ханука:
советская, американская, израильская.
Борис Гулько
Праздники
западных народов – это память о былом. Если американцы на День независимости не
устроят фейерверки и барбекю, статус их независимости останется прежним. Если
французы в день Бастилии не пройдут парадом, разрушенная Бастилия не материализуется.
Еврейские
праздники принципиально отличны – отмечаемые нами события актуальны сегодня.
Празднуя, мы как бы вступаем в действия, которым посвящён праздник. В Песах мы сами
уходим из Египта. Пасхальный седер, словно находясь где-то в пустыне по дороге
в Землю Обетованную, мы заключаем словами «Ле шана хаба б’Ерушалаим» – «В
следующем году – в Иерусалиме». На Пурим евреи празднуют победу над злодеем Аманом
– первым министром Персии, стремившимся уничтожить нас. Но Юлиус Штрайхер – один
из десяти осуждённых в Нюрнберге нацистских главарей, прокричал перед казнью,
две с половиной лет тысячи лет спустя: «Пурим 1946 года!» А некоторые советские
евреи зовут день смерти Сталина, случившейся на Пурим и спасшей нас от
уничтожения – «Пурим 1953 года». Увы,
список злоумышляющих против нас «Аманов» и сегодня далёк от завершения. Сколько
таких Пуримов евреям ещё предстоит пережить?
Празднуя Хануку,
мы также вступаем в происходящее. Я читал и слышал от раввинов три различные истории
Хануки. Присмотревшись, можно заметить, что каждая из этих историй актуальна
для специальной группы евреев.
История первая – Ханука советская. Греки, управлявшие Иудеей, насаждали в ней свои религию
и традиции, и препятствовали евреям следовать законам иудаизма. Восстание
против этого начал в 166 году до н.э. Маттитьягу Хашмонай, глава рода когенов.
Он убил еврея, принёсшего жертву идолу. Сыновья Маттитьягу, возглавившие
восстание, в результате многолетней войны победили греков и местных
коллаборационистов, очистили Храм от идолов и восстановили в нём службу. Иудаизм
восторжествовал.
Советские
власти преследовали религию и традиции евреев суровее, чем греки. Моэлов,
совершающих обрезания, судили, как описал Бабель в рассказе «Карл Янкель». Был
запрещён иврит, и за его преподавание заключали в тюрьмы. Один из величайших
раввинов ХХ века Моше Файнштейн описал в мемуарах, как в Белоруссии в 30-е годы
власти принуждали раввинов закрывать синагоги, а после отправляли этих раввинов
в ГУЛАГ. Рав Моше, в духе Хашмонаев, не подчинялся никакому давлению и продолжал
свою деятельность. Пока он боролся, оставался главой общины, раввином, его не
арестовывали. В 1936 году стараниями американских родственников раву Моше удалось
эмигрировать в США. Уроки этой истории: чтобы сохраниться, евреи не должны
поддаваться давлению, бороться до конца, а путь галутного еврея к избавлению заключён
в побеге.
Восстание советских
евреев против властей начали 15 июня 1970 года 16 человек, двое из которых были
присоединившиеся к евреям русские. Эта группа планировала захватить самолёт и бежать
на нём из СССР. Суд над несостоявшимися угонщиками всколыхнул массы евреев и
возбудил в мире поддержку борьбы советских евреев за репатриацию в Израиль. В
последовавшие 18 лет тяжёлой борьбы десятки еврейских активистов прошли через
тюрьмы, многие тысячи стали «отказниками». Всё же к 1988 году евреи победили советскую
власть и обрели возможность покинуть СССР. А через три года развалилась и сама страна,
притеснявшая евреев.
История вторая – Ханука американская. Греки, управлявшие Иудеей, насаждали среди евреев свою
мораль, которая для еврейской традиции – ужасная аморальность. В открытых греками
повсеместно в Иудее «гимнастических залах» обнажённые мужчины занимались не
только спортом. Еврейская невеста, после освящения её брака под хупой, должна
была отправляться к греческому наместнику справлять присвоенное себе греками «право
первой ночи».
Восстание
против насаждаемой греками аморальности начала сестра братьев Хашмонаев
Йегудит, вернувшаяся после исполнения повинности «права первой ночи» в дом отца
с отрезанной головой греческого наместника. Анализ этой истории можно найти в
моём эссе «Еврейский женский день».
Победив в
восстании, инициированном Йегудит, её братья освободили народ от навязываемой
ему греками языческой безнравственности. А по миру усторожённая версия еврейской
морали распространилась с принятием народами дочерней иудаизму религии –
христианства.
Однако в наше
время в Западном мире, начиная с 70-х годов ХХ века, разразился тяжёлый кризис
христианства. Начался он в Европе, позже распространился и на США. Опустели
церкви. Люди уходят от веры и, соответственно, от христианской морали.
Происходит «Возвращение эллинизма» (так называется и моё недавнее эссе об этом).
Религиозные
еврейские общины в США отчаянно борются, чтобы не допустить в свою жизнь новой
аморальности (или возвращения старой). Ортодоксы используют «кошерные»
телефоны, которым недоступны определённые номера. Во многих религиозных семьях
не допускаются телевизоры – «коробки для идиотов», – как называет их раввин
моей синагоги. В части еврейских школ родители должны перед началом учебного
года давать подписку, что в их домах нет доступа к интернету. Всё это – попытки
жить в Америке, отгородившись от неё.
Я думаю, что
такие попытки безнадёжны. Распространение аморальности как новой нормы Западной
культуры стремительно. Колледжи и университеты, всё либеральное общество
приняли этику эллинизма как свою новую мораль. Я с ужасом представляю, что мои
внучки, сейчас только начавшие обучение в еврейской школе, с годами могут оказаться
в американских колледжах с их «хук ап культурой», «месячником секса» (такой
проводился, я читал, в университете Нью Мексико) и прочими элементами язычества.
Спасением от победившего
в Америке эллинизма для евреев я вижу только в бегстве. Процент религиозных
среди евреев Израиля примерно равен доле религиозного населения среди
американцев. Но – важнейшая разница – этот процент в Израиле растёт, а в
Америке падает. Израиль – это место, где евреи должны отстаивать свои ценности.
Между тем, в Израиле разворачивается своя Ханука.
История третья – Ханука израильская. Наши мудрецы тысячелетия назад решили посвятить праздник
Хануки чуду кувшинчика чистого оливкового масла, достаточного для одного дня,
но горевшего восемь дней в меноре очищенного
от греческих идолов Иерусалимского Храма. Кажется очевидным, что сегодня
это чудо могло бы символизировать возродившийся чудесным образом Израиль, его
сверхъестественные военные победы, невероятные достижения во всех областях
жизни.
Однажды я
слышал от выдающегося раввина Адина Штайнзальца такую шутку (это было в
каденцию кого-то из предыдущих премьеров Израиля): «Главное чудо Израиля
заключается в том, что он может существовать при правительстве, которое мы
имеем». Эта шутка напоминает нам, что невеликое по еврейским меркам чудо
несгорающего масла (пророк Элиша произвёл из примерно такого же кувшинчика раз
в сто больше масла, чем случилось в Храме, но никто это чудо не отмечает) было
использовано нашими мудрецами для оправдания празднования Хануки потому, что
иначе праздновать было бы особо нечего. Династия, начавшаяся с победивших
братьев Хашмонаев, оказалась провальной.
Та неудача
содержит важнейший урок для наших дней. Провал случился не только из-за
правителей. Значительная часть вины ложится также на ультра-ортодоксов того
времени, на их ригидное понимание некоторых элементов еврейской традиции. Так,
они абсолютизировали следование тёмному закону о «мамзерах» –
незаконнорожденных.
Понятен
моральный посыл закона о мамзерах. Однако одна из проблем следования ему
заключается в том, что зачастую голословные подозрения в мамзерстве, не имеющие
доказательств, невозможно опровергнуть. Могут родиться беспочвенная
подозрительность, а то и клевета. В хрониках средних веков мы читаем, как тяжёлые
скандалы, связанные с обвинениями в мамзерстве, разрушали целые общины.
Распри среди
евреев Иудеи начались, когда фарисей Элиэзер прилюдно обвинил Йоханана Гиркана I, сына Шимона,
одного из братьев Хасмонаев, победивших греков, правителя чрезвычайно успешного,
в том, что тот является мамзером, и призвал его отказаться от функций
первосвященника. Такое же обвинение некоторые фарисеи предъявили и правившему
позже сыну Гиркана Александру Янаю, завоевавшему для Иудеи приморскую
территорию Земли Израиля от горы Кармель до границы с Египтом, то есть фактически
всю территорию Израиля в границах 1967 года.
Основанием для
обвинений была практика, по которой, захватив еврейский город – часто
случавшееся событие в то обильное войнами время – враги устраивали массовые
изнасилования женщин. Любого ребёнка, родившегося в соответствующее после
такого происшествия время, можно было заподозрить в «мамзерстве».
Александр Янай
в ответ на оскорбление казнил 6000 человек, а в последовавшей гражданской войне
погибло ещё 50 000. Когда Алекандр Янай попытался примириться с фарисеями,
возглавлявшими восстание, и спросил тех, что их удовлетворит для заключения
мира, он получил в ответ: «Твоя смерть».
Талмуд учит:
«Тора во всей своей полноте существует ради путей мира». Конфликты,
затевавшиеся тогда некоторыми фарисеями, посеяли вражду и неприязнь среди
евреев и драматично ослабили их государство. После всего лишь 79 лет
независимой жизни Иудея, из-за гражданской войны за престол между сыновьями Александра
Яная Аристобулом и Гирканом II, превратилась в протекторат Рима.
Также и случившиеся
вскоре разрушение римлянами Второго Храма и рассеянье евреев по миру произошли,
по мнению наших мудрецов, из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. А отказ
принести в жертву быка, присланного римским императором, послуживший причиной
начала войны с могучим Римом, явился, учат мудрецы, следствием неуместно
догматичного следования закону.
Наблюдая
сегодняшнюю политическую жизнь Израиля можно увидеть в ней также немало излишнего
ожесточения. Светские израильтяне поддерживали разрушение поселений религиозных
сионистов в Газе. За это они получили от ХАМАСа на свои головы десятки тысяч
ракет. Некоторые направления ультра-ортодоксов на основании трактовок некоторых
тёмных мест в ТАНАХе не признают современный Израиль, который платит им
пособия; относятся враждебно к армии, которая их защищает. Недружественны друг
к другу левые и правые израильтяне, «хариды» и «вязанные кипы». Когда израильский
«левый лагерь» использует в предвыборных кампаниях помощь «современного Рима» –
США, представляются неусвоенными горькие уроки войны за престол между
последними Хашмонаями Аристобулом и Гирканом II, в процессе
которой Гиркан II призвал в Иудею римскую армию.
Предвыборная
борьба в Израиле зачастую полна нелепых обвинений и откровенной клеветы. Иногда
это даже выглядит занятно – когда, например, премьера Нетаньяху обвиняли в том,
что его жена сдала пустые бутылки из-под выпитого в его офисе, а выручку присвоила.
Беспричинная
вражда евреев в древности стала причиной того, что великая победа Хашмонаев
отмечается нами сегодня лишь как небольшое чудо кувшинчика с маслом. Нам нужно
проникнуться уроком той трагедии и сделать израильскую Хануку праздником
трепетного отношения самых разных евреев – левых и правых, религиозных и ещё не
осознавших, что они религиозны – друг к другу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий