меньше, чем Швейцария, а населения меньше, чем в Берлине. Израиль не имеет
природных богатств, ощущается большая нехватка воды (в иврите существует
11 слов для определения разных видов дождя и 4 - росы).
После нацистского геноцида евреи открыли ворота своего государства немецким гражданам,
паломникам, дипломатам и изучающим Библию, что свидетельствует о том, что
они не собираются мстить.
Евреи - оптимисты. Они живут среди враждебно
настроенных к ним народов, однако не теряют надежды на мирную жизнь.
Впечатляют статистические данные о четверти века независимого
существования третьего (современного) израильского государства.
Итак, П.Э. Лапиде определил тему своего выступления двумя словами:
<<четыре чуда>>
Первое чудо - это воскрешение <<мертвого>> древнееврейского языка
В начале XX века ни один еврейский ребенок не считал иврит родным языком.
Еврейские иммигранты из 121 страны разговаривали на более чем 70 языках.
Филологи утверждали, что мертвый язык нельзя воскресить и приспособить к
современным условиям.
Сегодня на иврите пишутся труды по разным отраслям
современной науки. Израильские школьники, осматривая в музее библейские
рукописи, найденные у Мертвого моря, которые были написаны около двух
тысячелетий назад, читают их с такой же легкостью, как в других странах
газеты.
В израильском парламенте на этом языке обсуждаются политические и
экономические вопросы, связанные с современностью. Так вопреки мнению
филологов возродился <<мертвый>> древнееврейский язык, что следует
признать одним из чудес современности.
Второе чудо - создание класса земледельцев
В диаспоре евреи овладевали всеми профессиями, однако не
существовало (за редким исключением) класса евреев-крестьян.
Первые сионисты, понимая, что народ не может выжить на собственной земле без
земледельцев, решили призвать евреев Центральной и Восточной Европы (где
проживало 80 % от общего числа евреев), к занятию земледелием. Социологи и
историки утверждали, что подобные попытки никогда не удавались.
Известен процесс урбанизации, когда люди массами переселяются из деревни в город,
но в истории не было отмечено обратного процесса - переселения из города в
деревню. <<Не советуем вам делать попытки, которые обречены>>, - говорили
они.
Сейчас в Израиле - миллион земледельцев, чьи родители или деды были
горожанами, не знакомыми с земледелием и животноводством.
Израильские земледельцы отличаются от крестьян других стран тем, что обычно имеют
высшее образование.
В киббуцах есть хорошо укомплектованные библиотеки,
даже музеи, налажен культурный отдых, развивается художественная
самодеятельность.
Из этого класса выходят выдающиеся писатели и художники.
Израильское сельское хозяйство, передовое по мировым стандартам, не только
полностью обеспечивает страну продуктами питания, но и экспортирует их.
Как в незапамятные библейские времена, израильтяне стали земледельцами и
пастырями (скотоводами).
Третье чудо - воскрешение нации
1949 г., через год после получения независимости, когда в Израиль прибывали евреи из 121
страны, в стране восемь месяцев работали американские и скандинавские
антропологи. Они пытались понять, на каком основании пришельцы со всего
света хотят объединиться и создать единый народ.
Свои наблюдения они резюмировали так:
<<Новое израильское государство произвело на нас большое
впечатление, однако вам не хватает одной вещи - у вас нет нации.
Ваши граждане - представители 90 национальностей, и, чтобы из этой смеси
возникла единая нация, понадобятся процессы продолжительностью не менее
чем в 200 лет>>.
Ссылаясь на пример американских этнических групп, они
добавили: <<Если к концу XXI века вы приспособитесь друг к другу и станете
действительно израильтянами, то сможете считать, что вам повезло>>.
Спустя 23 года те же ученые снова проводили в Израиле в течение двух
месяцев подобные исследования и пришли к выводу, что вопреки их прогнозу
произошла социальная, экономическая, культурная и психологическая
интеграция в единый народ представителей различных культур, языков и
цивилизаций, прибывших с пяти континентов.
Сплочению нации способствовала
и внешняя опасность. Так зло, которое замышляли и замышляют против Израиля
его враги, чудесным образом оборачивается для этого народа благом.
<<И разве не назовешь это чудом?>> - сказал профессор Лапиде.
Четвертое чудо - оборона Израиля
С момента провозглашения государства Израиль военные
эксперты предсказывали ему скорый конец.
В их числе был фельдмаршал лорд Б. Л. Монтгомери, один из руководителей британской армии во время Второй мировой войны, прекрасный знаток расстановки сил на Ближнем Востоке.
На международной конференции в Лондоне 14 мая 1948 г. он сказал:
<<Евреям пришел конец>>.
И никто ему не возразил.
На Ближнем Востоке евреи составляли всего 2,5% населения, а вооруженные силы Израиля были в 40 раз меньшими, чем арабские.
Военные стратеги предсказывали конец Израиля также
и в последующих войнах - в 1956, 1967 и 1973 гг., однако каждый раз их
прогнозы не осуществлялись.
Самой зловещей оказалась последняя из войн, в
начале которой объединенные арабские армии атаковали израильтян
неожиданно, когда те в Йом-Кипур - священный день года - были погружены в
пост и покаяние. У неприятеля было больше танков и самолетов, чем у
Гитлера, когда тот в июне 1941 г. напал на СССР.
Израиль отбился, причем только на Синайском полуострове израильтяне захватили военную технику
стоимостью в два миллиарда долларов.
Если бы арабы использовали средства,
брошенные в горнило войны, на улучшение жизни палестинцев, то каждый
палестинец мог бы иметь собственный дом.
Евреи не вели войн со 160 г. до
н. э., когда они под руководством Маккавеев боролись с Сирией.
Около двух тысяч лет у них не было национального флага, военачальников, армии, даже
клочка собственной земли, которую они должны были бы защищать. Похожее
соотношение сил было в то время, когда маленькая Иудея под руководством
Давида боролась с филистимлянами.
Тогда иудеи победили и сделали своей
столицей Иерусалим, где, как и сегодня, начали говорить на еврейском
языке.
За все свои победы Израиль может благодарить того же своего
Защитника, на Которого в Псалмах указывал Давид. Надежда на Него
безошибочна. Когда евреи начали возвращаться в Палестину, она была
опустевшей.
В Галилее были болота, а на юге страны - пустыня.
После Второй мировой войны в Святую Землю возвращались жертвы этой войны, люди, многие
из которых, пройдя лагеря, нуждались в лечении и, казалось, не годились
на роль строителей государства.
Сегодня, знакомясь с данными статистики,
каждый может убедиться в переменах, произошедших в Израиле, и в том, что
цель существования Израиля, которая была предначертана в ТАНАХЕ, рано или
поздно будет достигнута.
Комментариев нет:
Отправить комментарий