воскресенье, 27 сентября 2015 г.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЛЮБВИ - ПОЛЮБИ БОГА


БОРИС ГУЛЬКО
Дни любви.
Человек был сотворён Создателем примерно таким же, как прочие животные. Похожая у нас физиология, те же потребности – пищевая и половая. Спорт – любимое развлечение людей – это соревнование в физиологических способностях: кто быстрее пробежит, дальше или выше прыгнет, или сильнее звезданёт по физиономии, то есть кто из нас более сильное животное. Хотя в цари зверей мы не годимся – многие звери сильнее нас. В сексуальности петух или, скажем, гамадрил тоже превосходят человека. Правда дистанцию в 42 километра без всякой нужды не побежит ни один страус. Совсем немного чисто человеческих психофизических функций, отсутствующих у других животных. Одна из них – романтическая любовь.
Недавно евреи праздновали наступление Нового года. Два дня мы объяснялись нашему Создателю в любви. Он создал такой замечательный мир и не таких уж плохих нас! Одна из тем этого праздника – Рош хаШана – и любовь Создателя к нам:  «Любовью вечною возлюбил Я тебя и потому привлек Я тебя милостью. Еще Я восстановлю тебя, и ты будешь восстановлена, дева Израилева (Йирмиягу, 31:1-3) – читаем мы во второй день праздника.
Молодой раввин, с которым я занимаюсь дважды в неделю, предложил интересную идею: способность к романтической любви дарована людям для того, чтобы мы смогли овладеть этим чувством и научиться  любить Создателя. Для процесса размножения любовь не обязательна. Животные успешно размножаются без всяких любовий.
Я думаю – справедливо и обратное утверждение: овладение любовью к Творцу необходимо нам для развития способности к романтической любви. То есть, нерелигиозные люди, не испытывающие, понятно, любви к Творцу, теряют  способность и к романтической любви.
Вся великая русская литература, от «Евгения Онегина» Пушкина до «Дома с мезонином» Чехова, посвящена любви. Но вот в октябрьский переворот 1917 года отменили Бога. И в послереволюционной литературе исчезает любовь. У великого бытописца 20-х годов (это были годы, когда ещё печатали честную литературу)  Михаила Зощенко, типичный молодой человек «любви не понимал и только одним интересовался: как бы ему получше пожить и попитаться». Предложение даме он сделал в такой форме: «Не желаете ли записаться?» Зощенко свои мысли о любви суммировал мрачно: «…любовь, как это ни удивительно, связана прежде всего с крупнейшими неприятностями. То знаете ли, обман наблюдается, то ссора и завируха, то муж вашей любовницы круглый дурак, то жена у вас попадается такая, что, как говорится, унеси ты мое горе, то вообще сильная корысть наблюдается, только припасай деньги». В те же годы в романах Ильфа и Петрова единственная романтическая линия затухает так: Корейко делает предложение Зосе Синицкой, а та ему меркантильно отвечает, что «у нее искания! А у него, если говорить честно и откровенно, всего лишь 46 рублей в месяц». Конечно, Корейко мог покорить девушку, раскрыв свой кошелёк. Но к любви бы это отношения не имело. Другой знаковый роман 20-х – «Зависть» Юрия Олеши – завершается тоже далёким от романтики обращённым к главному герою монологом Ивана: «Я думаю, что равнодушие есть лучшее из состояний человеческого ума… Пейте. За равнодушие. Ура! За Анечку!... сегодня, Кавалеров, ваша очередь спать с Анечкой. Ура!»
Два знаменитых любовных романа советской литературы – «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго» написаны религиозными писателями и посвящены любви как укрытию от мерзости светской советской жизни.
С отмиранием романтической любви пропадает и её логическое продолжение: любовь к детям. В рассказе Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», напечатанном в 1934 году, комиссарша Вавилова во время боёв («под Грубешовом три месяца с коня не слезала») пропустила момент сделать аборт: «Я ему (доктору) и  маузером, окаянному,  грозила, – отказывается, – поздно, говорит». Поселившись в семье еврея Магазиника, комиссарша благополучно родила. Но вот мимо дома проходит отряд – «на бой кровавый». Перед комиссаршей встал выбор: любовь к ребёнку или классовая ненависть? «Магазаники видели, как по улице вслед курсантам бежала женщина в папахе и шинели, на ходу закладывая обойму в большой тусклый маузер». Ребёнок остался на попечении евреев.
Мой сын, окунувшись в год своей бар-мицвы в еврейскую религиозную среду, спросил меня: «Почему у вас и у всех ваших друзей, родом из России, только по одному ребёнку?» Я стал что-то мямлить про квартирный вопрос. Но причина, конечно в культуре – в нашей секулярной российской культуре.
Европа в 70-е годы стремительно потеряла религиозность. В главных западноевропейских странах всего 10-15% населения посещает иногда церковь. И сразу начался демографический кризис. Люди перестали влюбляться, жениться и заводить детей. Европа становится континентом одиночек. Если нынешние тенденции сохранятся, то к концу столетия Италия потеряет 86% своего населения, то есть будет иметь 8 миллионов жителей вместо сегодняшних 56. Испания потеряет 85%, Германия 83%, а Греция — 74% своего населения. Конечно, эмигранты-мусульмане помогут восполнить эти потери.
Наступление секуляризма настигло США позже, чем Европу, и пока в меньшей пропорции. 2010 год стал первым, в котором естественная убыль населения страны превысила прирост. Отступление любви имеет в Америке название «хук-ап культура», о которой я писал два года назад в колонке «Исполнение желаний». «Идея этой культуры заключается в том, чтобы иметь секс без эмоциональной связи. Другими словами, это когда познакомившись вечером, молодые люди расстаются утром, не обменявшись телефонами». Словно приведённый выше финал «Зависти» Олеши материализовался в сегодняшней Америке.
Умирает романтическая любовь – отступает брак. Так, в Манхеттене живёт больше одиноких людей, чем женатых. Как следствие одиночества, растёт безмерно уровень самоубийств. Рост количества самоубийств за первое десятилетие этого века: у мужчин в возрасте от 35 до 64 лет – на 30%, для 50-летних – на 50%. Рост самоубийств среди женщин среднего возраста за тот же период – 60%. В помянутой колонке я привожу статистику: «Самоубийства уносят больше жизней американцев, чем аварии на дорогах, и вдвое чаще оружие используется здесь для самоубийств, чем для убийств. За десятилетие в США оборвали свою жизнь около 400 000 человек, примерно столько же, сколько в общей сложности погибло во Второй мировой и в кровавой корейской войнах». При этом геи примерно в 10 раз чаще, чем гетеросексуалы, накладывают на себя руки (во Франции считают, что в 13 раз).
Другое следствие умирания любви – 29% белых детей, 53% латинос и 73% чёрных детей рождаются в Америке незамужними женщинами. Их партнёры не любят ни этих женщин, ни своих детей. А многие дети не рождаются вообще, становясь жертвами абортов.
В последние месяцы в Америке бушует скандал. Каким-то провокаторам удалось заснять переговоры с руководителями организации Planned Parenthood, которая на государственные деньги делает в США аборты всем желающим, примерно 300 000 в год. На ролике уславливалась покупка частей тела фетусов. Врачи обещали, что фетусы, в момент разбора их на части, будут живыми, то есть помещённые в инкубатор, могли бы вырасти в детей. Конечно, незавидна жизнь нежеланного ребёнка. Но толпы американцев рыщут по свету, мечтая найти дитя для адаптации. Не было бы проблем присмотреть приёмных родителей для этих неродившихся детей.
23 сентября – в Йом Кипур, конгресс США 177 голосами против – все голоса – демократов, отверг законопроект, запрещающий убийства живых фетусов, уцелевших в процессе абортов. Убийства будут продолжаться.
Статистическое исследование населения Израиля показало, что 90% жителей страны верят в Бога. В это число входят и секулярные израильтяне, которые терпеть не могут «религиозных», считают сами, что ничего из религиозных постановлений не соблюдают (хотя куда в Израиле денешься от религиозных праздников?), но в Бога, всё же верят. И поэтому нет более чадолюбивого народа, чем евреи. Когда все цивилизованные западные и восточные народы (у японцев, тайваньцев и сингапурцев демографическая статистика ещё хуже, чем у европейцев) скукоживаются – мы размножаемся.    

Вывод: если хочешь любви – полюби Бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий