Опыт самоанализа русского
еврея.
Борис Гулько
Социологам известна предельная продолжительность
жизни обычного народа. Это тысяча – максимум полторы тысячи лет. К концу своего
существования народ дряхлеет, теряет энергию, и растворяется в других народах. Евреи
– исключение. И наша жизненность, если не вдаваться в мистические причины,
должна иметь естественный механизм. Сам этот механизм может иметь мистические
причины.
Мне представляется, что история
евреев состоит их истории разных народов, последовательно перетекающих один в
другой. Некоторые свойства предыдущего «новые» евреи сохраняют, но большинство
отличны. Постоянны – общие предки и основы веры. Отличны – язык, территория
обитания, окружение, культура, и определяемые всем этим национальный характер и
внешний облик.
Моментом рождения евреев стало
событие расступления Красного моря и выход нас на свободу меж застывших родовых
вод. Языками возникшего народа оказались египетский и сохранившийся от семьи
Якова иврит. Территорией обитания – Синайская пустыня. Характер – вынесенные из
Египта рабская пассивность и постоянное нытьё. Возраст жизни этого народа – 40
лет.
В Землю Израиля вступил уже
другой народ. Его языком был иврит. Характер – активный и крайне воинственный.
Следующие 15 веков наша история – это история могучего народа с великими царями
Давидом и Соломоном, с пророками, написавшими священные книги, народа,
создавшего Библию – основу духовности человечества.
За эти 15 веков время евреи пустили
ростки по всему миру. После завоевания ассирийцами северного царства евреев в
изгнание ушли десять колен Израилевых. После разрушения Первого Иерусалимского
Храма Навуходоносором возникла большая вавилонская община евреев. В разные
моменты появились йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская. Из
истории возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских общинах Аравии. Коран,
наполненный персонажами ТАНАХа, неграмотному Мухаммеду наверняка напели евреи.
В античном Риме, сообщает Иосиф Флавий, 100 тысяч евреев молились в 150
синагогах. Возникли общины и на Иберийском полуострове. Всё это множество имело
общие генетические корни, одну религию и иврит как язык для богослужения. Но всё
остальное – стиль жизни, традиции, повседневные языки – были различны. У
евреев, живших в песках среди кочевников, сложился характер отличный от евреев,
живших среди лесов, полей и крестьян.
В 1-2 веках нашей эры еврейская
община в Земле Израиля была разрушена. Закончилась история народа, жившего там.
Когда в 1267 году Нахманид вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не
нашёл там 9-ти мужчин-евреев для миньяна.
Историк и раввин Береле Вайн
считает, что евреи-ашкеназы (что значит немецкие) возникли из добравшихся до
Германии вавилонских евреев. По другой версии ими стали евреи, переселившиеся
на север из Рима. Группа родоначальников была мала – генетики утверждают, что все
ашкеназы произошли от четырёх женщин. Языком нового народа стал диалект
немецкого – идиш. Примерно полтора столетия назад на территории России из
ашкеназов родился ещё один народ: русские евреи.
Эти евреи сильно отличаются от
всех существовавших в истории еврейских народов. Впервые со времени
расступления Красного моря возникла в основном секулярная еврейская общность. Вернее
– секулярной она стала вскоре после появления.
В 1906 году в Москве открылась
первая синагога. Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже
стал марксизм. Половина российского еврейства в те годы эмигрировала в США,
принеся с собой в Новый Свет атеизм и марксизм. Нынешний кандидат в Президенты
США Берни Сандерс как бы перешагнул в наши дни из существовавшей столетие назад
в России еврейской социалистической партии Бунд.
Атеизм большой части русских
евреев дополнялся экстремизмом. Возможно, проявлялись гены сикариев –
«кинжальщиков», сыгравших значительную роль в саморазрушении в древности
Иудейского царства. В России евреи были заметны среди разрушивших империю
эсеров, анархистов, меньшевиков и большевиков.
С момента своего рождения русские евреи подпали под очарование
русского языка. Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой, Достоевский. Только
возникнув, русские евреи уже в конце 19 века дали российской словесности двух
значительных поэтов: Семёна Надсона и Афанасия Фета.
Надсон безрадостно признался: «Я
к вам таю любовь сыновью, /И в час уныний, в час скорбей /Я чувствую, что я
еврей!» Фет, к счастью, ничего о евреях не написал. Всю жизнь он страдал
антисемитизмом, пока на склоне дней не узнал, что его мать – еврейка.
Лучшие русские поэты ХХ века –
в основном евреи. Двое из самых знаменитых – Пастернак и Бродский – получили
Нобелевские премии, а третий – Мандельштам – вместо неё получил ГУЛАГ. И
сегодня самые читаемые российские поэты – И.Губерман, И.Иртеньев и Д.Быков –
все трое евреи.
Дорого сердцу русских евреев и
прозаическое русское слово. Лучший русский роман ХХ века написал В.Гроссман. Читаемые
писатели в моём поколении Гладилин, Трифонов, Аксёнов, Владимов, Войнович имели
матерей евреек. При этом еврейская тема почти отсутствует в творчестве всех
названных.
Образ русской природы в
живописи поэтичнее всех выразил И.Левитан, а образ города – белорусского
Витебска – М.Шагал. Русские евреи стали лучшими музыкантами и шахматистами века.
Замечательно самореализовывались мы также в науке и в математике.
Но всё это роскошество
продолжалось всего 2-3 поколения. Редкий народ рождался, бурно расцветал и
исчезал так стремительно, как русское еврейство. Появившись как бунтари марксисты,
бакунинцы, нечаевцы, после 1917 года – убеждённые коммунисты – политически
активные евреи дожили лишь до 1937 года. А после «борьбы с космополитами» конца
40-х – начала 50 – не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые
евреи. В 60-е годы мы уже все стали диссидентами. И эти метаморфозы – на
протяжении всего двух поколений. Максим Литвинов был министром иностранных дел
у Сталина, а его сын Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами
Чехословакии, вывел на Красную площадь демонстрацию. Маршал Иона Якир до 1937
года командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним из
создателей диссидентского движения.
После шестидневной войны 1967
года у русских евреев стало расти страстное стремление исчезнуть, эмигрировав
из России. К середине 90-х годов около двух с половиной миллионов реализовали
это стремление, разделившись на два основных рукава: американский и
израильский. В России осталось менее 200 000 тысяч евреев – 6-7% от нашей численности
до прорыва.
У российских и американских
нерелигиозных русских евреев – общая судьба. Это – ассимиляция. Даже срок в два
поколения для этого звучит излишне оптимистичным. Я слышал от израильского
раввина, проработавшего какое-то время в московской йешиве: ученики с еврейскими
фамилиями там были почти всегда галахически русскими, а ученики с русскими
фамилиями – галахическими евреями. Это означает, что почти все они были из
смешанных семей. У американских неортодоксальных евреев количество смешанных
браков превышает в последние годы 80%.
Вывод из этого: вскоре исчезнут
как народ все русские евреи. А евреями останется только та наша часть, которая
репатриировалась в Израиль и влилась в недавно родившийся народ израильтян. В
Америке секулярные русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как
евреи. Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе берут из
неевреев. В России потомкам евреев, таким, как Михаил Ходорковский, будут всегда
поминать их еврейские корни, хотя, как в случае миллиардера, имеющего только одного
дедушку еврея и ничего еврейского во взглядах, это будет объясняться скорее традиционным российским
антисемитизмом.
Важна судьба русских евреев в
Израиле. Они принесли в народ, в который влились, научные, культурные и
мировоззренческие достижения русского еврейства. Министр образования Израиля
Нафтали Беннет сказал в недавнем интервью: «Вся сегодняшняя наука, весь
сегодняшний израильский хайтек базируются… на волне репатриации из бывшего
СССР, которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых инженеров».
Русские евреи принесли и обретённое в России с кровью отвержение химеры
социализма, которая как тяжёлая болезнь томит многих евреев Израиля и США. В
результате алии из России израильское общество в целом сдвинулось вправо.
Наиболее динамичные и
интеллектуальные из русских евреев вернулись в Израиле к иудаизму. Но, судя по
дискуссиям на русскоязычных израильских сайтах, самые горячие эмоции и у не
самых динамичных и интеллектуальных русских евреев, ставших израильтянами,
вызывают галахические и мировоззренческие проблемы иудаизма, такие, как гиюр,
как соблюдение шаббата и кашрута.
Таким образом, мы имеет
уникальный сюжет национальной динамики евреев. 18-28 столетий назад мощный
ивритоязычный народ с древней религией, имевший два государства в Земле
Израиля, распался на многие народы, жившие на разных континентах – с разными
языками, разными традициями, но с одной верой. Тысячелетия спустя все эти
народы, как было предсказано в ТАНАХе, вновь слились в Земле Израиля в один, то
ли уже существовавший в том же месте две тысячи лет назад, то ли новый, но с
теми же характеристиками, с теми же предками, восстановив не бывший в
употреблении всё это время иврит. Каждый еврейский народ, отколовшийся от
общего ствола в древности или возникший из тех, старых народов позже, вернулся,
неся с собой то ценное, что приобрёл за века рассеяния.
Один из самых молодых народов
мира, русские евреи, внесли в воскресающий народ сперва, в начале ХХ века, свои
духовные искания из России – толстовство, марксизм в его меньшевистской версии,
активность и воинственность Трумпельдорфа и Жаботинского, а потом, с волной семидесятых-восьмидесятых-девяностых
– духовные достижения советского периода – стремление к образованию и высокую культуру.
Русское еврейство после
недолгой, бурной, периодами трагической истории умерло, чтобы возродиться
важной компонентой возродившегося еврейского народа Израиля. Это ли не драма
космического масштаба?
Комментариев нет:
Отправить комментарий