пятница, 31 июля 2015 г.

ЗАМОК КРЕСТОНОСЦЕВ В ИЗРАИЛЕ


Монфор, пожалуй, самый известный замок крестоносцев в Израиле. Он не самый большой, не самый важный, не самый хорошо сохранившийся и объяснить его популярность может только живописное расположение на берегу красивейшей речки Кзив, да шлейф загадок, тянущийся за этим замком вот уже почти 800 лет. 

текст: Борис Крижопольский

Эпоха крестовых походов, несмотря на всю свою противоречивость, и на присущие ей жестокость и грубость окутана в глазах европейцев романтическим флером: красные кресты на белых плащах, Годфри Буйонский и Танкред, Битва Копья и взятие Иерусалима, Ричард Львиное Сердце и Саладин… В глазах Востока это была экспансия религиозных фанатиков, для Запада же это был величайший пассионарный порыв, охвативший все слои общества, рядом с которым меркнут даже эпоха великих географических открытий и наполеоновские войны.
На Святой Земле владычество крестоносцев, длившееся почти две сотни лет оставило множество следов, главным образом укрепленных замков. Победители мамлюки не пожалели труда, стирая следы ненавистного присутствия христиан, особенно постарались они, разрушая крепости прибрежной полосы, так как море было воротами в Европу, и они боялись снова увидеть паруса со знаком креста. Ни один замок крестоносцев не сохранился до наших дней полностью. Все же замки эти были построены так основательно, что то, что не смогли разрушить мамлюки стоит до сих пор, и пользуется большой популярностью среди туристов.

Монфор вызывает удивление при первом же взгляде на него: он находится не на вершине, а на склоне горы. Логично, что средневековый замок, да и вообще любое укрепление будет расположено в как можно более высоком месте: это затрудняет доступ, соответственно облегчает оборону и дает широкий обзор.  Крестоносцы вообще стремились строить свои замки так, чтоб между ними был визуальный контакт, позволявший быстро передавать сообщения. Если к этому добавить еще и то, что Монфор расположен в глухом углу, в стороне от больших дорог, мы будем вправе задаться вопросом: какие цели преследовал тот, кто построил замок в таком неподходящем месте? И кто это был?
По крайней мере на второй вопрос ответ известен. Монфор (Сильная Гора, фр) был построен в середине 12-го века как укрепленное сельскохозяйственное поселение: мельница, несколько акров пашни и охранявший их замок. В то время так выглядело большинство франкских поселений в Святой Земле. В 1229 году землю покупает Тевтонский рыцарский орден, строит тот замок, развалины которого мы видим сегодня, дает ему новое имя Штаркенберг (Штарк – сильный, Берг – гора, по сути перевод с французского), и переносит туда главную резиденцию ордена. Вот тут и начинаются вопросы! Если местоположение небольшого замка, охраняющего мельницу и пашню можно объяснить стремлением , быть поближе к охраняемым объектам (мельница, естественно, была водяная и стояла в низине), то дать объяснение почему для главной резиденции могущественного ордена было выбрано место в глуши, вдалеке от главных дорог, на склоне горы, вне зоны видимости ближайшего (тевтонского же!) замка Джедин – намного сложнее.
Что мы знаем о тевтонцах? Это наиболее молодой из рыцарских орденов, возникших в Святой Земле. Орден был основан во время третьего крестового похода (1191), отделившись от ордена госпитальеров. Как показывает его имя, орден состоял главным образом из немцев. Возвышение ордена происходит к концу третьего десятилетия 12-го века, во время шестого крестового похода, которым предводительствовал германский император Фридрих Второй. Фридрих, проклятый папой римским и находящийся в сложных отношениях с тамплиерами, госпитальерами и местными рыцарями отчаянно нуждающийся в поддержке, решает опереться на своих земляков и дарует тевтонцам различные привилегии и земли, в том числе квартал в Сен-Жан д’Акр (Акко) – тогдашней столице королевства крестоносцев.

После того, как Фридрих покидает страну, враждебность, которую испытывало к нему большинство крестоносцев, основная масса которых была франками, переносится на его приверженцев и соотечественников тевтонцев. Немецкие рыцари чувствуют себя неуютно среди враждебного франкского большинства, и начинают прикупать земли в Западной Галилее. Именно в это время и приобретается Монфор. Как уже говорилось, именно сюда решают перенести главную резиденцию ордена, строят мощный замок, перевозят архив ордена и казну. В свете этих фактов можно по-новому взглянуть на выбор места: тевтонских рыцарей не интересовал контроль над местностью и дорогами, они хотели отъединится, возможно даже спрятаться, и такое уединенное, укрытое в лощине место подходило для такой цели как нельзя лучше.
Среди всех рыцарских орденов наибольший интерес вызывал всегда орден тамплиеров – наиболее богатый, наиболее могущественный, парадоксальным образом прославленный скандальным судебным процессом. А тут еще пропавшее золото тамплиеров, которое ищут по сей день… Тевтонцы всегда оставались в тени. Их роль в Святой Земле была достаточно скромной и пору расцвета орден переживет позже, в Восточной Европе. И все же, в тихом омуте черти водятся, и похоже у тевтонцев были свои тайны, ключ к которым, возможно, хранит Монфор.

Как бы там ни было королевство крестоносцев уже дышало на ладан. В 1266 году непобедимый султан мамелюков Бейбарс осаждает Монфор, но вынужден отступить ни с чем. Бейбарс – одна из наиболее выдающихся фигур этой эпохи. Принадлежавший к тому же типу личности, что Чингиз-хан и Тамерлан, так же, как и они начавший свой путь с низов, и возможно обладавший не меньшими способностями, Бейбарс, в силу объективных причин, смог повторить путь великих завоевателей только в миниатюре. То ли черкес, то ли кипчак по происхождению (по некоторым сведениям его родиной был Крым), Бейбарс ребенком попадает в египетский плен и становится мамелюком – воином личной гвардии египетского султана. Когда мамелюки захватывают власть в Египте, Бейбарс становится эмиром и играет решающую роль в победе при Эйн-Джалуд — исторической битве, которая остановила продвижение монголов на юг. Вслед за тем Бейбарс захватывает трон и начинает сколачивать империю, первым делом пытаясь выдавить из Святой Земли крестоносцев, сидящих у него как кость в горле. Блестящий полководец, Бейбарс не брезговал прибегать к хитрости, когда не мог добиться своего силой. Так осаждая Цфат, он предложил рыцарям сдаться, обещая сохранить им жизнь. Рыцари подписали соглашение с человеком, назвавшим себя Бейбарс, после чего открыли ворота и вышли наружу. Все сдавшиеся крестоносцы были схвачены и убиты. В ответ на обвинения в нарушении данного слова, Бейбарс ответил, что никакого слова он не давал. Один из его приближенных выдал себя за Бейбарса и подписал соглашение, а сам Бейбарс свое слово держит.

И вот, пять лет спустя, этот страшный человек возвращается под стены замка. На этот раз ему удается обрушить южную стену и ворваться в замок. И тут начинается самое интересное! Рыцари укрываются в главной башне и начинают переговоры о сдаче. Безжалостный Бейбарс, вырезавший до последнего человека защитников Цфата и д’Арсура, позволяет тевтонцам покинуть уже практически захваченный замок, взяв с собой оружие, архив и казну! Что за волшебное слово шепнул ему великий магистр? Что посулил? Что же все-таки скрывали тевтонцы в своей укрытой от посторонних глаз резиденции? Каждый может пофантазировать в меру своих возможностей, стоя у разрушенных Бейбарсом стен Монфора и представляя, как 800 лет назад отсюда уходили тевтонские рыцари навстречу блистательной судьбе, ждавшей орден в Европе.
http://isrageo.wordpress.com/2013/01/26/crusaderhill/

Park Goren and Montfort Castle

1 комментарий:

  1. ЖАРЯТ НА ОТКРЫТОМ ОГНЕ МЯСО, ЛУК И ЯЙЦО ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНИ ИЗЖАРЯТСЯ ЕЩЕ ДНЕМ. ЗАКЛАДЫВАЮТ ХЛЕБ В ПЕЧЬ И КЛАДУТ ЛЕПЕШКУ НА УГЛИ ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНИ ПОКРОЮТСЯ КОРОЧКОЙ СВЕРХУ ЕЩЕ ДНЕМ. РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНИ ПОКРОЮТСЯ КОРОЧКОЙ СНИЗУ.

    ОтветитьУдалить