Неправильный еврей
Этой дискуссии, я подозреваю, много веков. Всё время, что евреи
живут в изгнании, – они ассимилируются. А сохраняющие верность традиции всё это
время продолжают обвинять их в «неправильности». И то, и другое происходит с
большевистским задором. Так что неудивительно, что даже трагическая гибель
Бориса Немцова стала поводом для обсуждения его еврейства и принятого им
православия.
Довольно предсказуемая, к несчастью, реакция. Немцову помянули и то, как он
отказался вращаться в еврейской тусовке, при этом считал себя евреем. И то,
что, отказавшись от своих корней, принял веру православную, то ли следуя
веяньям новой моды, то ли для продвижения на российский политический олимп.
Вспомнили и маму Бориса Ефимовича, которая якобы была категорически против,
чтобы ее сын свое еврейство как-то подчеркивал. Да он и не стремился особо.
Также изредка вспоминали о своем еврействе Мандельштам и Пастернак, Бродский и
Ландау, Левитан и даже Шагал. Последний и вовсе настаивал на том, что не
еврейский он художник, хотя его картины в итоге и стали признанием в любви ко
всему еврейскому, самой яркой иллюстрацией поэзии жизни местечка.
Однако религиозное сообщество (точнее, некоторая его часть) категорически не
желает видеть в своих рядах тех, кто принял решение выйти за рамки узкого
национального пространства на широкий простор мировой культуры. А отчасти и
спастись, конечно, и получить путевку в политическую, экономическую, культурную
жизнь. Осуждающие, вообще, отчасти правы:сколько ни рядись в православие
(католицизм, буддизм или поклонника культов индейцев Северной Америки), своим
там до конца всё равно не станешь. А для своих, которые свои по факту рождения,
идентичность потеряешь. Даже право поминать свое еврейство потеряешь, чего уж
там.
Формально к их доводам не придерешься – действительно, негоже
еврею поклоняться золотому тельцу, кресту или полумесяцу (нужное подчеркнуть).
И действительно не удастся обмануть православное или иное окружение: хоть два
креста на шею повесь, для соотечественников в России, США, на Украине или в
Зимбабве всё равно останешься евреем.
Можно вообще в безбожники податься, но ведь и это не спасет. Как не
спасало ни во времена погромов, ни в Хрустальную ночь, ни в последовавшие за
этим годы страшной Катастрофы, когда уже совсем позабывшие о своих еврейских
корнях врачи, юристы и скрипачи, говорившие исключительно на французском,
немецком или русском, отправились в газовые камеры. Не спасли ни кресты, ни
социальный статус, ни европейская повадка, ни соседи, которые любили захаживать
в гости. Впрочем, не спасло ничего и тех, кто оставался «правильным» евреем и
не отказался от корней.
Как бессмысленна эта попытка евреев сойти за своих, но не менее
нелепо выглядит стремление «правильных» евреев осудить тех, кто пытается врасти
в другие миры. Собственно, это другая сторона всё той же медали. Тем более что
ревностные хранители традиций не просто осуждают – они берут на себя право
отменять еврейство осуждаемого: раз отказался от иудаизма, то и евреем быть
перестал. Не объясняют они, правда, как можно перестать быть евреем, если
из зеркала на тебя всё равно смотрят пытливые и чуть ироничные еврейские глаза,
а непослушные кудри никак не хотят укладываться в модную прическу. И как это ты
теперь не еврей, если твои предки горели в погромах и умирали в газовых
камерах, а у твоего сына такое характерное грассирующее «р».
Среди моих знакомых старшего поколения немало православных
евреев. Вернее, так: когда-то в юности (а юность их пришлась на самые затхлые
годы советского «благоденствия») они искали смысла, выхода, вдохновения. Ну и
веры, конечно же. И читали, конечно, Булгакова и Достоевского, и передавали
друг другу самиздатовских Пастернака и Бродского, наполненных христианской
символикой, такой завораживающей и сказочной по сравнению с душной советской
атмосферой. «Я искал веру, православие оказалось ближе всего», – рассказывал
мне один приятель свою историю превращения комсомольца Миши в мальчика,
прячущего крестик под майкой. Он не знал тогда, что за верой можно прийти не
только в церковь. Его информационное пространство состояло из коммунистической
идеологии – с одной стороны, и пронизанных светом шедевров мировой культуры
(тех, которые удавалось достать) – с другой. Он, как и многие его сверстники,
искал духовности. Другие искали возможности поступить в институт. Третьи вообще
ничего не знали о том, что должны чего-то искать.
Моя бабушка прятала на чердаке старые книги своего отца: обтянутые кожей
огромные тома Торы, Танаха и Талмуда. Вслух о них не говорили, об их
существовании я узнала уже спустя много лет. Прошедшая через годы погромов,
революций, репрессий и войн бабушка, дочь известного резника, до конца жизни
боялась расстаться с партбилетом, который ее когда-то буквально силой заставили
получить. Какой уж тут иудаизм. Перестала ли она от этого быть еврейкой – моя
бабушка с мягким картавым идишем, характерным профилем и обязательным штруделем
по выходным? И памятью о том, как поляки привязали ее отца к хвосту лошади и
протащили через всё местечко. Просто за то, что он еврей. Не спрашивали –
«правильный» он или «неправильный».
Все эти попытки разделить евреев на своих и чужих, на
«правильных» и «неправильных» выглядят одинаково.
Именно отсюда, с этой точки, с разделения на своих и чужих начинались гонения
на евреев, цыган, негров, геев и любые другие меньшинства. Занимая такую
позицию, мы не просто отталкиваем от себя часть своей семьи и своего народа. Мы
уподобляемся тем, кто кричит нам вслед «жид» – потому что они ведь тоже кричат
это из той же системы координат. Из мира, который делится на черное и белое,
свое и чужое, любимое и ненавистное. Из мира, в котором идет война. Вот
только подобные войны между евреями приводят к катастрофическим последствиям.
Именно так мы оказались две тысячи лет назад в изгнании, именно так мы потеряли
Второй Храм. Так вообще можно лишь потерять. Ведь если завтра сегодняшний
юный Миша или Боря узнает, что он, оказывается, какой-то «неправильный», то
вряд ли ему захочется бежать из затхлой идеологической пустыни современной
России к тем, кто не принимает его за своего. Пусть даже право быть своим у
него есть с рождения.
Автор о себе:
Мои бабушка и дедушка дома говорили на идиш, а я обижалась: «Говорите по-русски,
я не понимаю!» До сих пор жалею, что идиш так и не выучила. Зато много лет
спустя написала книгу «Евреи в России. Самые богатые и влиятельные», выпущенную
издательством «Эксмо». В журналистике много лет — сначала было радио, затем
печатные и онлайн-издания всех видов и форматов. Но все началось именно с
еврейской темы: в университетские годы изучала образ «чужого» — еврея — в
английской литературе. Поэтому о том, как мы воспринимаем себя и как они
воспринимают нас, знаю почти все. И не только на собственной шкуре.
Алина Ребель
что это- оправдание отказа от еврейства? НА мой изгляд, это то же , что отказаться от матери. Если бы Райкин узнал о христианстве своего сына, он бы перевернулся в гробу.О "стойкости" Мандельштама говорят его стихи о Сталине, пытался спастись. ОДНАКО НЕВОЗМОЖНО СПАСТИСЬ ОТ АНТИСЕМИТОВ И ФАШИСТОВ, ЕСЛИ ТЫ РОЖДЕН ЕВРЕЕМ.ТЕБЕ БУДУТ ПОМНИТЬ ДЕДА-ЕВРЕЯ В ТРЕТЬЕМ ПОКОЛЕНИИ. КЕМ НИ БЫЛ "ЧУЖОЙ" ЕВРЕЙ -НЕЛЬЗЯ ЕГО ПРИНИМАТЬ В СВОЮ СРЕДУ- ОН ПРЕДАТЕЛЬ. А МОТИВЫ ИЗМЕНЫ НЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ. МЕНЯ ПАСТЕРНАК И БРОДСКИЙ- ПРЕДАТЕЛИ.
ОтветитьУдалить