пятница, 19 июня 2015 г.

ГЕРМАНИЯ - ИЗРАИЛЬ. ЗА ФАСАДОМ ДРУЖБЫ

 Автор: Рихард Херцингер Фото:Проект Викимедиа

Отравление сознания начинается ещё в школах

В Иране антиизраильские митинги — в повестке дня. Германия поддерживает с Израилем тесные и теплые отношения. Однако если заглянуть за фасад официальной политики, можно задуматься.
В отношениях между Германией и Израилем в 2015-м гарантировано праздничное настроение: 50 лет назад страны установили дипломатические отношения. По этому поводу представители обеих сторон не устают расхваливать прекрасные отношения и то "чудо", что после Шоа такое тесное сотрудничество может быть реальностью.
Но, к сожалению, эта лучезарная картина не отражает всей правды. Потому что независимо от того, насколько немецко-израильские отношения в экономической, научной, культурной и — не в последнюю очередь — в военной области становятся лучше и интенсивнее, чем когда-либо, точно так же в красивом фасаде видны и тревожные трещины. В то время как в Израиле растет популярность современной Германии, престиж еврейского государства в глазах немцев за последние несколько лет резко уменьшился.
Усиленная напряжённость
Но даже на официальном политическом уровне проявляется всё больше признаков серьезного отчуждения. Большинство стран ЕС почти маниакально возлагают вину за такое развитие на поселенческую политику Израиля, который, по их мнению, не желает мира с палестинцами и настаивает на одностороннем признании палестинского государства со стороны ЕС.
Берлин, традиционный основной сторонник Израиля в Европе, все еще держит другие государства-члены ЕС под контролем, когда дело доходит до осуждения или даже карательных мер против государства еврейского, таких как санкции или бойкоты товаров. Однако с новым правым правительством в Израиле рост напряженности запрограммирован также и в отношениях с Германией.
К тому же летом прошлого года еврейские общины вздрогнули от полных ненависти антиизраильских демонстраций с призывами "Евреев в газ" на улицах немецких городов. До террористических атак, таких как на еврейский супермаркет в январе в Париже, в этой стране дело еще не дошло, но и многие немецкие евреи теперь серьезно задумываются над вопросом, по-прежнему ли они в безопасности в этой стране и не разумнее было бы покинуть её, переселившись в Израиль.
За фасадом критики Израиля
Вот и вышла книга Георга М. Хафнера и Эстер Шапира как раз вовремя, дабы несколько нарушить официальную эйфорию немецко-израильского юбилейного года. Используя удручающе большое количество примеров, авторы показывают, насколько широко в этой стране распространены явные и скрытые антисемитские аффекты и враждебность, которые, разумеется, прикрыты мнимым респектабельным фасадом "критики Израиля".
Сразу же становится ясно, что круг тех, кто с навязчивой избыточностью разжигает антиизраильские настроения, не ограничивается мусульманскими экстремистами. Столь едины в осуждении "империалистического сионизма", как ни в одном другом пункте, не только правые и левые радикалы. Фаланга тех, кто считает Израиль вечным злодеем в конфликте на Ближнем Востоке, а в палестинской стороне не видит ничего, кроме безобидных невинных жертв, простирается до самого центра политического и социального спектра.
Именно Гюнтер Грасс, литературная "совесть нации", незадолго до своей смерти обрушился на Израиль с обвинениями в угрозе миру ядерной войной. Это и публицист Якоб Аугштайн, который внушает, что немцы из угрызений совести за своё прошлое мелочно опекают агрессивный Израиль, туда же и мутировавший на пенсии в толстощёкого морализатора-вездехода Норберт Блюм, обвиняющий Израиль в "войне на уничтожение" против Палестины.
А как же без вездесущего Юргена Тоденхёфера, который так оправдывает убийство мирных еврейских жителей палестинскими экстремистами:
"Тот ужас, который происходит в Палестине, является восстанием бесправных, униженных, отчаявшихся заключенных".
Там же и, казалось бы, более деликатные голоса, как, например, патриарха Zeit Тео Зоммера, который предупреждает Израиль о недопустимости чрезмерной реакции, так как выпущенные по мирным жителям ракеты ХАМАСа слишком маломощны и, в конце концов, убили лишь троих израильтян.
Но здесь и высокопоставленные политики, такие как Зигмар Габриэль, который написал в "Твиттере", что израильская оккупация напоминает апартеид. Хотя он и снял запись — вероломное сравнение остается таким же заразным, как и — среди прочих постарались и католические церковники — сравнение Западного берега и сектора Газа с Варшавским гетто.
В немецких школах
Но гораздо более ужасающее, чем этот ураганный огонь одержимых непомерным тщеславием мировых комментаторов, скрытых врагов Израиля — это, конечно, то, что поведал авторам раввин Эндрю Стайнман по результатам своих посещений немецких школ. Так, школьники оценивают число евреев, живущих в майнском мегаполисе Франкфурте, до одного миллиона, хотя город имеет только 700.000 жителей. В конце концов они "сторговались" на 100.000. Когда их спросили, как они пришли к таким непомерным цифрам, один из учеников просто показал на банковские небоскребы Франкфурта.
По другую сторону ограниченного меньшинства воинствующих антисемитов и, с пеной у рта, антисионистов такие антисемитские толки, что евреям принадлежат банки, Шуфа и Aldi, а также такие стереотипы, как: "Израиль делает с палестинцами то же, что раньше нацисты с евреями", — глубоко укоренились в сознание немецкого населения.
Может быть, именно поэтому здесь вряд ли кого-нибудь возмущает, — и немецкий законодатель не считает это крамолой, — если во время демонстраций скандируют: "Израиль — детоубийца". Здесь штучно демонстрируется пример того, как древнейшие антисемитские мифы — в этом случае о евреях, которые ритуально убивают христианских младенцев — переводятся в "антисионистскую пропаганду".
Речь идет о демократической сущности
Но насколько угрожающим является всё это на самом деле? Не являются ли жертвой собственно генерированной паранойи те, которые, как Хафнер и Шапира, тщательно собирают всё, что в ходу у враждебной Израилю пропаганды, и валят в одну большую кучу, включая туда идиотов из сомнительных маргинальных групп, таких как Немецкая ассоциация вольнодумцев? В конце концов наше государство решительно признаёт себя ответственным за безопасность своих еврейских граждан, и федеральное правительство только что снова объявило об обильных поставках оружия в Израиль.
Ну, так легко может говорить только тот, кто не потерял часть своей семьи в Холокосте, и поэтому, как признает в предисловии Эстер Шапира, несколько "робеет", когда речь заходит об Израиле как об убежище для евреев всего мира. Фундаментальная разница в восприятии отделяет её от самых доброжелательных не еврейских друзей: волна антисемитской ненависти летом прошлого года "вызвала у многих немцев ужас и сочувствие. Но не волнуйтесь. Вас это не коснулось. Они не понимают, что антисемитизм, даже замаскированный под "критику Израиля", подвергает опасности демократическую сущность государства и, таким образом, в конце концов — сам себя".
Широко распространенное равнодушие большинства немецкого общества беспокоит даже больше, чем антисионистский агитпроп и надоедливые антиизраильские сенсационные страницы ближневосточных корреспонденций большей части средств массовой информации. Тем более что это постоянное доносительство на Израиль имеет коварный эффект. Недавно футбольным болельщикам в Берлине пришлось по настоянию полиции убрать израильский флаг, которым они хотели поддержать игрока своей команды. Потому что это может быть истолковано как "провокация".
Не так уж страшно, просто еще один отдельный случай? Ведь сенатор Берлина по внутренним делам назвал действия ошибкой. Но федеральное правительство отделалось от парламентского запроса тем, что действия полиции на земельном уровне — вне его юрисдикции. Такой бюрократический холод питает сомнения в том, насколько серьезны на самом деле официальные заверения в солидарности с евреями и Израилем.
Просвещение, которое обвиняет
Книга Хафнер и Шапира — обвинительное заключение против антисемитизма за тирадами "критики Израиля" и в то же время попытка прояснения истории арабо-израильского конфликта. Кто из категорически требующих ухода Израиля с "оккупированных территорий" и возвращения к границам 1967 года знает, что эти районы были ранее оккупированы Иорданией и Египтом с нарушением международного права?
Слишком сложно для немецкого сознания, что Израиль нужен в качестве злодея для очистки собственной совести. "Сыновья преступников не хотят быть виновными даже в том, что промолчат о "военные преступлениях" Израиля; бремя вины отцов достаточно тяжело само по себе", — так резюмировали авторы логику такого отношения. Сарказм, с подобием которого вы, вероятно, вряд ли столкнетесь.

Перевод с немецкого 
Леонида Комиссаренко

1 комментарий:

  1. Автор сообщает: ... "многие немецкие евреи теперь серьезно задумываются над вопросом, по-прежнему ли они в безопасности в этой стране и не разумнее было бы покинуть её, переселившись в Израиль."
    Прежде всего, серьезно следовало бы думать до принятия решения о переселении в Германию,когда еще не остывший горячий пепел предков стучал в сердца их близких еврейских родственников.
    Но и теперь еще не поздно принять верное решение.Откровения немецких антисемитов служат тому обоснованной причиной.У здравомыслящих людей не возникало сомнений, что не легко дающееся воздержание немцев от проявления антисемитских страстей носит временный, до определенной поры, характер.Причина тому известна-крах Третьего Рейха.Не исключено, что не в столь отдаленной перспективе,с возможным приходом к власти правых радикалов с неонацистами,антисемитская ситуация серьезно обостриться.Может быть, возникнет у них и потребность к пересмотру сути нацистского режима и исторических заслуг его фюрера.В нашем мире все возможно.Благо, что есть пример подобных метаморфоз в России, на которые немцы смогут равняться.

    ОтветитьУдалить