В этот день 70 лет тому назад застрелился в своем бункере фюрер нацистов, да сотрется имя мерзавца.
Давайте в связи с этим событием вспомним еще кое-о чем. В последние год-два мне частенько попадались ссылки на фотографии тех времен, запечатлевшие граждан оккупированной Германии в процессе весьма неприятного занятия. Как известно, союзники заставили немцев извлекать из лагерных трупных сараев и расстрельных рвов полуразложившиеся тела умерщвленных евреев, дабы похоронить их останки в братских могилах.
Думаю, многие из вас видели эти снимки - достопочтенные фрау в шляпках и цивильных пальто, а также солидные пожилые герры в костюмах, свернув набок искореженные нестерпимой вонью носы, тащат на носилках то, что и язык описать не поворачивается. А на фоне - американский солдат с автоматом, полураскопанный ров, торчащие из рыхлой земли руки со скрюченными пальцами, неестественно вывернутые ноги, черепа со спутанным колтунами волос.
Как правило, публикация этих фото на современных форумах и блогах вызывает множество самых разнообразных откликов - от "так им и надо, сволочам (обычно тут имеются в виду немцы)" до "ну а гражданские-то чем виноваты". Помимо судьбы фрау и герров, обсуждается также и роль американца с автоматом. Чего я ни разу не встречал, так это попыток представить, что подумали бы по этому поводу те, чьи останки несут на носилках. Думаете, этот вопрос - риторический? А вот и нет.
Натан Альтерман, как и прочие жители Эрец Исраэль, узнал о вышеописанных показательно-наказательных захоронениях из краткого газетного сообщения и откликнулся стихотворением в "Седьмой колонке" от 27 апреля 1945 года - за три дня до смерти немецкого вождя. Те, кто уверен в наличии причинно-следственных связей между всем, что происходит в Создании (а я отношусь именно к таким), не могут не усмотреть и связи между двумя этими событиями. Повторяю, лично для меня она неоспорима (см. последнюю строчку стихотворения) - пусть и чисто символически. Ну, а закоренелые материалисты приглашаются просто умилиться очередному "совпадению".
Последняя милость (Натан Альтерман, "Седьмая колонка", 27.4.1945)
Он меня кулаком по лицу хлестал,
Рвал мне спину кнутом разящим.
А мой сын в пыли перед ним лежал
Под его сапогом блестящим.
Он был немцем, властителем всей земли,
Убивал нас, мольбам не внемля.
А теперь его сапоги в пыли:
Немец выгнан зарыть нас в землю.
Встань, мой мальчик! Убийцы твой труп несут,
С отвращеньем борясь и страхом.
Немцу кару назначил союзный суд –
С нашим мёртвым возиться прахом.
Встань, скажи им, издавшим такой приказ,
Что и в смерти нет хуже муки:
Как на свалку падаль, волочат нас
Сволочей поганые руки.
Лучше сразу по ветру мой прах развей,
Кинь собакам, пусти на мыло,
Но не им – добрякам немецких кровей,
Что свой долг отдают постылый.
Этот долг всё равно не отдать, не вернуть –
Мне от них ничего не надо.
Так зачем осквернять мой последний путь
Этим гнусным трефным парадом?
Лишь одно я знаю: когда б Господь
Мне вернул на мгновенье силу,
Я вонзил бы ногти в живую плоть
И стащил бы немца в могилу.
(пер. с иврита Алекса Тарна)
Поминать жертв еврейской Катастрофы в день Победы над нацизмом святое для евреев дело. В строках Н.Альтермана-- А. Тарна мотивы учиненного нацистами злодейства выражены ярко, убедительно и эмоционально.
ОтветитьУдалить