О. Журавлева― И снова с вами программа «Особое мнение». Вам, Евгения Марковна, массу вопросов, в том числе пишут про всякие традиции востоковеды. Которые не хотят жить по традициям, даже если они знают, каковы они. Ну и в частности, пишут, что если в Чечне можно таким образом, как в случае с многоженством нарушать законы, нам что остается только утереться.
Е. Альбац
― Что значит утереться. Еще раз, есть законы, которые приняты в той или иной стране. Законы РФ запрещают многоженство. Вместе с тем существуют мусульманские анклавы, где люди живут как по светским законам, так и по религиозным. На бумаге многоженства нет, в реальности есть и еще раз повторяю и в Дагестане, и Ингушетии и так далее. Но мне кажется вот тут другая вещь. Мы с вами все время говорим про многоженство, предполагая, что это у мужчин может быть несколько женщин. Но мы же знаем, что могут быть ситуации, когда и женщина может любить нескольких мужчин. И вот это на самом деле важная история, потому что если мы допускаем, что некоторые традиции позволяют мужчине иметь несколько женщин, то же конечно должно быть допущено и для женщин. Когда-то, когда я преподавала в США, я познакомилась, была, к сожалению, она ушла религиозный философ Мэри Дейли. Довольно известная была феминистка в США. Вот она написала изумительно интересную книгу. Она преподавала в католическом колледже, она выросла и училась в католической школе и много времени провела в католическом ордене. Она написала книжку «Beyond God the Father» — «За пределами концепции бога-мужчины». И я очень рекомендую эту книжку, ее просто очень интересно читать. Но идея Мэри Дейли заключалась в простой вещи. Что этот примат мужчины в патриархальных обществах, который в достаточной степени все-таки нивелирован в цивилизованном мире равенством полов, он восходит именно к представлению, прежде всего, в христианстве о том, что лик бога это мужской лик. На самом деле никто не знает, естественно, какой лик имеет бог и имеет ли он вообще какой-либо лик.
P.S. В прежние времена под короной имели право спать с любым количеством мужиков. Власть и деньги - всё дозволено. Сегодня, как считает Альбац, тоже много властных и богатых женщин, и они тоже имеют право на многомужество по догмам либерализма и феминизма, потому что Бог вполне мог быть женщиной, а Богу всё дозволено. Равенство - так равенство. "Любить" одного или многих - какая разница! Если у мужика есть право спать с разными дамами, причем часто по закону, и дамы имеют право вкушать плотские утехи с многими мужиками. А моногамию либералы и мусульмане собираются оставить бедным и безвластным.
В своё время был удивлен спокойным отношением еврейки Альбац к ревизии Холокоста. Теперь понимаю, что тогда нечему было удивляться.
Ссылку б неплохо дать на отношение Е. Альбац к ревизии Холокаста.
ОтветитьУдалить