- 01-05-2015 (15:00)
Поэт и страна
Григорий Амнуэль о представителях пробуждения нации, создавших страну
В первом полугодие 2015 года Латвия является страной председателем в Европейском Союзе. Кроме большого количества политических мероприятий, председательство всегда влечёт за собой и культурно – информационную программу. Главным местом проведения всех мероприятий в столице Латвии Риге выбрано недавно торжественно открытое здание Национальной Библиотеки. Так Латвия продолжает доказывать значение, которое в жизни государства должна иметь культура, образование, информация. Самыми известными представителями культуры Латвии при всем многообразии имён и свершений пожалуй являются Янис Райнис (Янис Пли?екшанс- J?nis Pliekš?ns) и Аспазия (Йо?ханна Э?милия Ли?зете Ро?зенберга Johanna Em?lija Lizete Rozenberga), своею жизнью и творчеством преодолевшие границы пространства и времени.
Начну с первого предположения. В современном мире скорости значительно возросли. Не задумываясь, мы перемещаемся в пространстве. Если спросить современного европейца, кто он, то часто в ответ он назовет не только свою нацию или гражданство, но и ответит – европеец. Это тоже много говорит о нас. Другой важный для наглядности пример, посмотреть на список нобелевских лауреатов. Национальности и места рождения лауреатов включают многие страны мира, но у большинства в конце ХХ и начале ХХI века место работы и жительства находится за тысячи километров от места рождения. Таким образом, старая поговорка "Где родился – там и пригодился" уже давно не соответствует реалиям.
Вторым принципом, который будет важен в моих рассуждениях, является следующее убеждение. Среди многих профессий существующих в мире есть две, стоящие особняком. Это врач и педагог. В них, по моему мнению, призвание не менее, а возможно даже более важно, чем образование. Без призвания достичь успеха в них не просто сложно, а практически невозможно. В первой, исходя из клятвы Гиппократа, должно лечить, спасать, врачевать, а во второй необходимо вкладывать свою душу, своё сердце, чтобы научить и воспитать. И то и другое, повторюсь, требует особого призвания. Во многом всё это относится и к ещё одной важной группе человеческой деятельности. Речь идёт о тех, кто занимается культурой, искусством, политикой. Почему?
Потому, что слова, мысли, эмоции, поступки, совершаемые политиком или деятелем культуры, могут и влияют на десятки, сотни тысяч, а порой и миллионы людей, более того, они отзываются и в других временах.
Помнить об этом, о том, "как наше слово отзовётся" во всех смыслах этой строки, политик и художник обязаны ежедневно, ежеминутно. Ложь, фальсификация, и тем более мракобесие, обращённые политиком или художником к людям, могут оказать самое сильное, а порой и непредсказуемое влияние на мысли, и поведение людей, а, следовательно, и на будущее жизни на Земле.
Разумеется, оставляю за скобками роль священника, проповедника, как наиболее древнюю, можно сказать прародительскую миссию, профессию. Доказывать особенную важность призвания, или если хотите освященности, для наделённых благодатью и знанием, а не функциональной успешностью карьеры и чинов, не вижу необходимости, это и так очевидно. Важен не сан или ранг проповедника, а честность и чистота его слова. Лучшим свидетельством, подтверждающим этот тезис – являются во второй половине ушедшего ХХ века, пути жизни и служения, пройденные выступавшим неоднократно не только в стенах Храма, но и в стенах Библиотеки иностранной литературы отца Александра Меня. Разумеется, также уместно вспомнить часто круглосуточное общение с массами людей под окном Епископской резиденции напротив Францисканского Костёла в Кракове Кароля Войтылы – Папы Иоанна Павла II. Люди собирались услышать обращённое к ним и к миру слово пастыря. Можно и нужно вспомнить латышского епископа Болеслава Слоскана. Многих других, объединявших белорусов, латышей, латгальцев, литовцев, поляков, русских – людей самых разных национальностей. Тех, для кого слово пастыря, слово правды, защищавшей от безбожия навязываемой миру политической системы человеконенавистничества, было спасительно важно. Да, вначале было Слово. И можно сказать, что в основе Латвии как государства тоже было Слово. И это было Слово Яна Райниса и Аспазии.
Они, наиболее яркие представители пробуждения нации, создавшей страну. Их слово явилось объединяющим фактором в истории Латвии и народов, населяющих её территорию. Райнис и Аспазия не только оставили выдающийся след в жизни своей родины Латвии, но и, безусловно, вышли за её пределы. Границы Латвии, времени, своего языка слишком узки для них. Они подарили надежду Родине, и не без их помощи она стала государством – Латвией. Думаю, можно сказать, что они пытались вселить душу и новое самосознание в людей. Увы, многим оказалось достаточно только обретённого государственного статуса. Преобразовываться, превращаться в людей будущего было трудней, чем сплотится в борьбе за независимость и свободу. Как ни странно коллективная свобода иногда завоёвывается легче, чем личная. Возможно, именно это привело к страшным, кровавым страницам в истории Латвии в ХХ веке. Поэт и муза оказались, нет, не отвергнуты и уничтожены, как это бывало у других народов, достаточно вспомнить судьбы поэтов в России, но отстранены. И если эмиграция подарила высоты творчества, то неучастие их в процессах становления Родины, возможно, негативно сказалось как на истории Латвии, так и на биографии поэта и поэтессы. Поэт был действительно "больше чем поэт". Для него публичная отстранённость явилась слишком тяжёлым, непереносимым переживанием. Они сгорели, потухли, оставив своей независимой стране, своему независимому народу в наследие свои идеалы, которые хоть во многом и познаны, но требуют дальнейшего познавания и понимания. Временами страна и народы, населяющие её, теряли свою независимость и становились заложниками лжепророков и политиканов, приверженных лжеидеям. Но речи политиков канули в вечность, учебники истории и архивы. Независимость восстановлена – хочется верить навсегда. Многие, кому были воздвигнуты памятники, оказались справедливо развенчаны, снесены и забыты. Предававшие поэта, и предававшие независимость своей родины – канули вместе со своими нанимателями в лету бесславия. Латвия свободна. Латгалия, Земгале, Курземе, Видземе объединились навсегда. Есть в этом и бесценный вклад Райниса и Аспазии, чья поэзия и творческое наследие продолжают жить.
Немного государств в истории могут похвастаться тем, что их независимость провозглашалась в театре. Не во многих столицах стоит памятник Свободе – созданный народом. Не у многих стран и народов есть Поэт, ставший символом. Не везде поэтесса своими стихами и своей жизнью проложила путь для других женщин к самоопределению полноценного и полноправного значения в жизни страны и общества. Не везде женщины так полноправны, а порой даже более чем равноправны. Достаточно вспомнить Вайру Вике-Фрейбергу бывшую президентом восстановившей свою независимость Латвии. Многих женщин председателей – спикеров Сейма, нынешнего премьер министра Лаймдоту Страуюму, министров, политиков, дипломатов. Недаром даже в советское время именно латышские актрисы играли королев и цариц в советских фильмах, достаточно вспомнить Велту Лине, Эльзу Радзиню, Вию Артмане. В какой-то степени все они младшие сёстры Аспазии. Наличие такого сильного женского начала вселяет надежду. Как нельзя убить материнство, так нельзя уничтожить Латвию, окрылённую творческим началом.
Безусловно, во многом именно культура и её осознание создали латвийское общество и латвийское государство. Именно с осознанием культуры и её развитием неразрывно связано понятие "рождение нации", более того, думаю, что развитие культуры является неоспоримым признаком жизнеспособности и здоровья государства.
Ответственность за слово, сказанное и написанное, за поступок, формирует настоящее, создаёт будущее.
Вольный ветерок веет над землёй, и в шелесте листьев, в плеске волн, в шорохе трав он живёт и постоянно повторяет имена Райнис, Аспазия.
Роальд Добровенский уже достаточно давно написал прекрасную книгу "Райнис и его братья". Она как мне кажется, является прекрасным доказательством того, что Латвия, как и многие другие страны, непрерывно продолжает честный процесс осознания своей истории. Именно осознания, а не фальсифицирования. Латвийские кинематографисты, снявшие, несмотря на все трудности восстановления независимости, много очень интересных и хороших фильмов, в том числе такие значительные, крупные картины как "Защитники Риги" и "Команда мечты–1936", своим творчеством вносят реальный вклад в это осознание. Уверен, рано или поздно настанет день, когда при поддержке государства и всего населения Латвии, при помощи швейцарцев, помнящих годы эмиграции вынуждено проведённые Райнисом и Аспазией в горном сердце Европы, европейцев, надеюсь также и россиян, хотя бы в лице Кировской (бывшей Вятской) области, где в Слободском вынуждено прошли годы ссылки, объединившись под началом того или иного латвийского кинорежиссёра, будет создан большой художественный и главное честный фильм о Райнисе и Аспазии. Их жизнь и творчество, книга Роальда, почти готовый сценарий, над реализацией, экранизацией которого можно и нужно работать. Спектакль, поставленный Кириллом Серебрениковым в Национальном театре Латвии – "Сны Райниса" возможно важный шаг на пути к этому проекту. Райнис и Аспазия достойны того, чтобы о них знали и помнили и будущие поколения не только в Латвии, и не только по юбилейным датам. В наше время всё большей зависимости человека от визуального восприятия информации именно кино является для этого лучшим средством. Через таких героев как Райнис и Аспазия многие лучше узнают и научатся понимать душу и жизнь Латвии и людей её населяющих. Поэта и страну.
Комментариев нет:
Отправить комментарий