среда, 13 мая 2015 г.

КАК ЖЕ ДАВНО ЭТО БЫЛО

   
       
 Реанимация души
Изабелла Слуцкая
      Российский фильм «Путешествие с домашними животными»,  получил  главный приз на ХХIХ Московском Международном  фестивале. Автор сценария этого фильма  Аркадий Красильщиков, наш соотечественник. Мы его знаем   как интересного писателя и бескомпромиссного журналиста. Без сомнения, фильм будет показан и на других фестивалях, в том числе, и на израильском,  но я была рада  возможности  увидеть его сейчас и  поздравить автора с успехом.  Оказавшись на эксклюзивном  сеансе наедине с героями картины, я смеялась и плакала, наверное, так же, как  зрители в больших фестивальных залах. Этот фильм  я могу пересказывать по кадрам, потому что режиссер Вера Сторожева со своими коллегами создала талантливую картину, где, на мой взгляд, нет пустот – все значимо.
     Железнодорожный полустанок. Ранняя весна,  земля уже обнажена, но на пригорках еще лежит грязный снег. Женщина в платке долго пытается поймать что-то невидимое, неожиданно ей удается дотянуться и сбросить с голой ветки… воздушный красный шар.  Как он залетел в этот унылый, забытый Богом уголок?  В ветхом доме живет эта женщина со своим мужем – путевым обходчиком, мрачным  мужиком. С отрешенным видом она устало доит корову, бидон с молоком хозяин относит к проходящему здесь поезду, выручает какие-то деньги. Неожиданно он  умирает.  Одна, совсем одна стоит молодая женщина, словно окаменевшая. И похоронить – то не знает как... Обычная  действительность российской глубинки: здесь и равнодушие, и  грустное, и смешное – все перемешалось…  Потом мы узнаем, что Наталья, так зовут героиню, из детского дома в 16 лет была продана хозяину, долгие годы была вынуждена жить под его гнетом. Теперь она пытается как-то реанимировать свою душу: Наталья сбрасывает с себя  серую одежду, рассматривает свое отражение в зеркале, которое впервые принесла в дом, и  лицо ее постепенно оживает.  Так начинается ее возвращение к жизни, к самой себе. Можно сказать, второе рождение.
     Многое из нашего разговора с Аркадием оказалось для меня неожиданным.   
      - Не возражаете, если я начну  с цитаты  из вашей статьи по поводу книги А.И. Солженицына  «200 лет вместе»: «Кончился наш роман. Разбежались. Ушли друг от друга. Не было никогда любви между нами в невольном браке».  Неожиданным образом эти  мысли перекликаются с вашим фильмом, очень русским… Вы оставили Россию, как многие из нас,  в силу разных обстоятельств, но получается, что Россия не ушла из вашей души?
     - Этот сценарий написан перед отъездом из России, я так прощался с нею… Расставаться  надо не со злобой и ненавистью, а с любовью и прощением в душе. Вообще этот фильм и о моей репатриации. Уехал тогда не из-за того, что не было в магазине колбасы или вдруг  стал сионистом, а по каким-то личным серьезным мотивам. У меня там вышло 20   фильмов, но все равно я не чувствовал себя  на своем месте… Мне не нравилось как я жил, с кем жил и что делал. Хотелось других ощущений,  возвращения к своему еврейскому естеству. Человек ищет свободу, новое состояние души, тот образ жизни, который его устраивает. Я, оставив человека, с которым жил долгие годы, квартиру, дачу, машину и прочие радости и уехал с двумя детьми и стариком – отцом, с теми, кого любил…. Теперь у меня и внучка родилась – израильтянка.
     - Откуда у вас возникла тема деревни? Ведь вы городской житель, родились в Ленинграде?
    -  Я любил Питер  как красивый город – музей. Но быт у нас был чудовищный: двор – колодец, коммуналка, тесные комнаты. И когда у меня появились дети, я по пол года жил на даче  в деревне, и неплохо ее узнал. Мне не очень нравятся городские люди, я, наверное, их меньше понимаю и чувствую. А когда пишешь о том, что любишь, и текст получается другой. 
    - Вы и здесь нашли такое место: оттолкнувшись от названия вашего фильма, я знала, что еду в дом, который будет стоять на земле, и была уверена, что встречу здесь собаку.  Все подтвердилось.  
    - Да, этот израильский пейзаж ближе моему сердцу – отсюда недалеко апельсиновая роща, поля. Тут пространство и горизонт. Я к господу Богу, к природе, к животным отношусь с большим доверием, чем к людям.                   
    -  Я теперь понимаю, что сценарий был вами выстрадан и населен домашними животными  не случайно, потому он получился очень глубоким, настоящим… Вам понравилось, как Вера Сторожева его воплотила в фильм?
     - Очень понравилось, потому что это был сложный сценарий. Я написал его в 1995 году, показал режиссеру  Кире Муратовой, ей он тоже пришелся по душе, но время тогда было не подходящее для производства кино. Вера Сторожева, очень способный человек, много работавшая с  Кирой  Муратовой, влюбилась в этот сценарий. Теперь наступили другие времена, нашлись понимающие продюсеры, спонсоры от Госкино, и фильм запустили..  Когда я на три дня приехал на съемку картины на Селигер,  увидел, как любовь творит чудеса: буквально все на площадке, от осветителя до рабочего, читали и знали сценарий. И вот от этой  любви и  родился ребенок на пленке… И дело вовсе не в наградах. Режиссер сделала картину, к которой критика относится по-разному, но зритель сразу ее принял, несмотря на то, что нет в нашем фильме привычных манков: динамики действия и крутого сюжета..
    -  При просмотре этой картины происходит настоящая магия кино: с первого кадра на экране зритель  захвачен тем, что происходит на экране, он находится внутри событий, рядом с героиней, вслушивается в каждое слово… Диалоги выверены,  ничего лишнего… А чья такая вдумчивая  камера, такое образное видение?
    - Оператор Олег Лукичев – фантастический парень, чувствующий кадр, понимающий, что он снимает. 
    - Ну, и, наконец, главная героиня, которую совершенно удивительно сыграла актриса  «Театра Петра Фоменко» Ксения Кутепова. Она создала очень цельный женский характер, ее Наталья – самородок, «особый размер».  Это редкая тонкая актерская работа…
     - Ксения Кутепова – настоящее чудо. Я думаю, что ее ждет удивительная судьба не только в театре Петра Фоменко, но и в кинематографе. Был бы материал достойный.
     - На переезде, где живет Наталья, на минутку останавливаются поезда. Мимо нее проносится другая жизнь.  А ей так хочется романтики, красоты! В фильме присутствуют элементы сюрреализма или метафоры. На маленьком перроне Наталья поставила деревянную качалку, потом вдруг нарядилась в красный брючный костюм, несуразный бант и дефилирует, привлекая к себе внимание пассажиров…  В роскошном белом платье невесты она исчезает просто вдаль… Ей хотелось попасть в другой мир, уехать или перелететь так же свободно, как воздушный шар – почти одухотворенный, трогательный и веселый, с ушками…
    - Знаете, с шарика все и началось… Однажды мы дочкой купили воздушный шар и  положили его в багажник. Потом, забыв про него, я открыл багажник, и шарик вылетел. Дочь, бедная, чуть не заплакала. Я, в утешение ей, стал рассказывать историю о том,  что шарик улетел к хорошему человеку.  С этого и начался сценарий… 
    -  У вашей героини еще, наверное, будет настоящее женское счастье. Но она не захотела потерять обретенную свободу даже по случаю встречи с молодым мужчиной, которого, кстати,  играет очень хороший актер - Дмитрий  Дюжев, сильный, искренний. 
    - Да, но его герой – человек хоть и не злой, но заземленный, а Наталья -  натура совершенно особенная, со своим, простым представлением о человеческом счастье, где на первом месте свобода и любовь.
    -  Верно, когда Наталья возвращается  в  детский дом, усыновляет  мальчика, лицо ее впервые по-настоящему светится счастьем.  Теперь она с рыжим мальчишкой  и собакой Кащеем,  подобранным ею ранее, плывет куда-то  в лодке…. Хотелось бы думать, что к счастливой судьбе.  Конечно, в фильме есть некоторые  кадры  – корова на дрезине, прогулка с козой, тоннель и железная дорога в заповедном крае,  напоминающие чем-то  «Жизнь как чудо» Кустурицы, или дребезжащий стакан на столе, когда проезжает поезд, - «Сталкер» Тарковского.
    - Эпоха великих изобретений в кино прошла. Единственное достояние, отличное от Феллини, Антониони, Тарковского  и других знаменитых режиссеров - это свое чувствование, своя интонация, свое видение у создателей фильма. У каждого человека – своя песня, своя мелодия. Если он рассказывает не заемную историю, а свою, только тогда  может что-то получиться в искусстве. «Путешествие с домашними животными»  - это история и моего личного путешествия. Наша героиня возвращается в свое детство, к себе настоящей, не изуродованной чужим человеком и той жизнью. Вот и я сделал эту попытку – вернуться к самому себе. Хочется думать, что она мне удалась.

     - Остается пожелать вам чувствовать себя независимым творцом, живя  у себя дома и реализуя творческие  замыслы там, где вам это будет интересно. Успехов!   

 Да, давно это это было. Так давно, что даже не верится. Были и потом фильмы: игровые и документальные - больше дюжины, но радость от реализации "Путешествия" так и оказалась редкой радостью.     

Комментариев нет:

Отправить комментарий