суббота, 23 мая 2015 г.

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Ю.Ф.Марченко
Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные надписями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине.
Усиленный интерес египтян к врачеванию, целенаправленный и научный подход к болезням, довольно сложная рецептура приготовления лекарств — все это не может не поражать воображение даже специалистов, наших современников.
Создается впечатление, что писцы начали фиксировать в письменной форме устные традиции врачей, основанные на их собственных приемах и на практике их предшественников, как только была изобретена письменность, т.е. в начале III тысячелетия до н.э. Благодаря тому что писцы допустили медицинские наблюдения и рецепты в корпус письменных документов, эти тексты стали копировать последующие поколения. Таким образом они и были спасены от забвения.
Первое упоминание существования сборника медицинских предписаний относится к XXVIII веку до н.э. Подтверждением этого является надпись на блоках гробницы визиря и главы архитекторов Вешптаха.
Содержание текста, записанного на камне, таково. При посещении сооружения, построенного под руководством Вешптаха, фараон Неферкара, расхваливая работу строителей, обратил внимание, что глава архитекторов никак не реагирует на его слова. Срочно вызванный врач констатировал, что Вешптах мертв и в подтверждение представил папирус, в котором, по всей видимости, этот случай был описан.
СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПАПИРУСОВ
Наши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников предписаний, свидетельствующих о эрудиции врачей и их отношении к больным. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс).
Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н.э. Папирус был найден в Файюмском оазисе, недалеко от поселка Иллахун, но ошибочно назван Кахунским. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике.
Медицинский раздел состоит из трех листов. Первый лист сохранился в нескольких фрагментах, причем еще в древности он ремонтировался путем подклейки папирусных полосок с обратной стороны. Второй лист имеет дыру в центре и только семь строк сохранилось полностью. Третий лист был вос^ становлен египтологом Гриффитом из 46 отдельных кусочков.
Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и некоторые вещества. В целом этот раздел имеет много общего с рецептами папирусов из Рамсессума и Эберса.
Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности (по состоянию женских грудей, цвету лица и глаз), выяснения пола будущего ребенка. Рекомендации аналогичны тем, которые изложены в Берлинском папирусе.
Столь же древними являются два папируса из Рамсессума IV и V. Папирус IV — это магико-медицинский, напоминающий Кахунский, что во многом помогло заполнить лакуны последнего. Рецепты касаются родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила.
Папирус из Рамсессума V — чисто медицинский. Начало и конец утеряны. В оставшейся части приведено более 20 рецептов, большинство из которых упоминается в папирусах Эберса и Херста. В основном рецепты касаются болезни, называемой «негибкость членов».
Особенностью этих папирусов является то, что они написаны иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство медицинских папирусов. Названия рецептов написаны в горизонтальную строчку наверху страницы а сам рецепт размещен в вертикальной колонке под названием. Используемый шрифт и форма размещения напоминает надписи на саркофагах. Без сомнения, это свидетельствует о древнем происхождении этих двух медицинских текстов.
В Берлинском папирусе, написанном примерно в 1300 г. до н.э., имеются главы о ревматизме и о кровеносных сосудах, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить.
В папирусе для установления, родится мальчик или девочка, рекомендуется смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет раньше: если пшеница — будет девочка, если ячмень — будет мальчик.
«Для распознания женщины, которая сможет родить и которая не сможет, растение «бедедука» растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать».
В папирусе Херста на 18 с половиной «страницах» описывается 260 случаев болезней, из которых 96" упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.
В Лейденском папирусе, написанном примерно в 1250 г. до н.э., приводятся рецепты и описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.
В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло.
Огромное познавательное значение имеет папирус Эберса. Это справочник врачей-практиков, датированный 1500 г. до н.э. Он содержит рецепты лечения различных болезней, диагностические описания, советы, что надо предпринимать при укусах насекомых и крупных животных.
В папирусе имеется косметический раздел, в нем даются советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. В 877 параграфах папируса, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти. Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах. Указывается, что от сердца кровь по 22 сосудам поступает ко всем членам.
Оценивая эти сведения, академик Струве В.В. писал: «В ряде египетских медицинских папирусов мы находим свидетельство существования замечательного учения, названного «Тайна врача — знание хода сердца и знание сердца». Это первый засвидетельствованный в истории человечества проблеск научной теории о возбудителе болезни. Он устанавливает, что основной причиной болезни человеческого организма является изменение в системе кровеносных сосудов, связанных с сердцем, а не чары магов, ведьм и злых духов».
Знаменитый хирургический папирус Эдвина Смита поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения. Ознакомление с текстом папируса позволяет отметить следующее.
17 колонок на лицевой стороне составляют часть хирургического трактата, самого древнего из когда-либо найденных в мире. Текст на оборотной стороне — это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.
Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений.
Трактат четко систематизирован по случаям, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Текст заканчивается буквально на полуслове при наличии значительного незаполненного текстом пространства.
Лечение травм, в основном, осуществляется рациональными методами путем хирургического вмешательства. Обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48 случаев.
Каждый из 48 случаев травм классифицируется по одному из трех вердиктов: благоприятный — «эту болезнь я вылечу», неопределенный — «с этой болезнью я буду бороться» и неблагоприятный — «эта болезнь неизлечима».
Неблагоприятный вердикт выносится в 14 случаях и составляет группу травм, которые врач не может вылечить и которые представляют для него, говоря современным языком, научный интерес.
Дошедшие до нас папирусы, как показывает анализ их содержания и тщательная палеографическая экспертиза, являются копиями очень древних медицинских трактатов. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах. Так, в папирусе Эберса приведено средство для ращения волос, впервые приготовленное для матери фараона I династии (начало — около 3000 г. до н.э.). В этом же папирусе имеется ссылка на папирус о кровеносных сосудах, найденный под скульптурным изображением бога Ануби-са в Летополе во времена правления третьего фараона I династии. Об этом же факте сообщается и в Берлинском папирусе.
Древнеегипетская медицина имеет много общего с месопотамской медициной, о чем можно судить на основании анализа коллекции текстов старовавилонского периода, обнаруженных в Ашуре и в Ниневии. Большинство текстов этого периода составлено почти так же, как и папирус Эдвина Смита.
Каждая табличка состоит из одинаково построенных записей, начинающихся словами: «Если человек болен» или «Если человек страдает». Описание заболеваний дается подробно с использованием устойчивой терминологии для передачи субъективных ощущений и объективных симптомов. В текстах даются детальные инструкции врачу относительно лекарств, их приготовления и процедуры приема больным. Все это описывается с использованием широкого набора медицинских терминов. Обычно каждая запись заканчивается заверением: «он поправится...», но иногда и предупреждением, что больной не справится с болезнью.
Ко II тысячелетию до н.э. уровень развития медицины в Египте становится намного выше, чем у сопредельных с ним государств. Судя по сохранившимся документам, египетские фараоны посылают своих врачей в чужие страны не только для того, чтобы вылечить их правителей и членов их семей, но и произвести впечатление на своих союзничков искусством своих врачей, а тем самым укрепить свой престиж. Наглядным примером могут быть выдержки из сохранившейся переписки египетского фараона Рамсеса II (XIII век до н.э.) с хеттским царем Хаттуси-лисом III.
Хеттский царь неоднократно («и один, два и три раза») обращался с просьбой прислать врача, чтобы исцелить недуг, причиняемый болезнью. Наконец, Рамсес II извещает Хаттусилиса о скором прибытии двух человек: асу и аширу по имени Лейа. По-аккадски, асу — это врач, проводивший лечение посредством лекарств, приготавливаемых из растений и минералов, а аширу — это жрец, борющийся со сверхестественными силами посредством магии и заклинаний.
Судя по другому письму, для хеттского царя, страдающего болезнью глаз, Рамсес II послал «хорошее медицинское средство». Еще в одном письме Рамсес II сообщает об отправке более опытного специалиста по имени Пареамаха, имеющего титул «писца» и «врача», вместо двух ранее направленных врачей, которые не смогли вылечить племянника Хаттусилиса.
О вере хеттского правителя во всемогущество египетских врачевателей может свидетельствовать просьба прислать врача для приготовления лекарства, чтобы его престарелая сестра Массануццис смогла родить наследника престола. В ответ Рамсес II, опираясь на здравый смысл, извещает, что невозможно приготовить такое лекарство. При этом он пишет:. «Смотри, твой брат царь знает ее — Массануццис, сестру моего брата! Разве ей 50 лет? Ей 60 лет!»
В Древнем Египте все достижения в медицине связывались с именем бога Имхоте-па. В его честь сооружались храмы, в которых жрецы излечивали страдающих от различных недугов, руководствуясь наставлениями Имхотепа.
Благодарные пациенты после выздоровления заказывали у известных и совсем неопытных скульпторов статуэтки Имхотепа, на постаментах которых выражали свою признательность великому богу-врачевателю. Статуэтки, большей частью бронзовые, отличались изяществом и тщательностью изготовления, встречаются статуэтки из фаянса, но более грубые. Как правило, Имхотеп представлен сидящим с развернутым на коленях папирусом. В редких случаях Имхотеп изображался без папируса или стоящим.

В музеях мира собрана богатая коллекция изображений египетского врачевателя. В Английском институте истории медицины имени Г.Уэллкома находится 48 статуэток Имхотепа, в Государственном Эрмитаже — 9 бронзовых и 1 фаянсовая. Типичную бронзовую статуэтку Имхотепа можно увидеть в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Ее высота 14,5 см, создана она, как полагают, в VII—VI вв. до н.э. Имхотеп изображен сидящим (ноги утеряны), на поясе — короткое плиссированное одеяние, на шее — три ряда ожерелий, состоящих из трубочек и лепестков лотоса. В руках он держит свиток папируса с надписью «Имхотеп».
Долгое время считали, что Имхотеп — это мифический образ, созданный народной фантазией. Некоторые египтологи доказывали, что Имхотеп — это некая ипостась бога Птаха, вызванная потребностью в новых божествах, воплощающих проявление интеллектуальных способностей. А видный египтолог прошлого века Ф.Циммерманн доказывал, что Имхотеп — это результат обожествления часто упоминаемой в текстах формулы «им-хотеп» — «идущий в мире».
Однако при более тщательном изучении документов, связанных с именем Имхотепа, египтологи получили множество свидетельств того, что Имхотеп — это реально существовавшая личность, удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек. Сорок восемь веков назад Имхотеп был «обычным» смертным, современником фараона III династии Джосера. Затем Имхотеп является полубогом, то есть человеком, которому боги даровали бессмертие. А еще через несколько веков на протяжении почти трех тысячелетий его почитают как полноправного бога — бога врачевания. С IV века н.э. начинается период постепенного забвения Имхотепа, и только после расшифровки древнеегипетских иероглифов в XIX веке имя Имхотепа начинает постепенно возрождаться из небытия.
Помимо Имхотепа, к богам, имеющим отношение к врачеванию, относится бог Тот, изображаемый в виде человека с головой ибиса или в образе павиана. Тот — бог науки, законов и священных книг, предсказывал через посредство жрецов королевским матерям рождение их божественных детей.
Одна из главных египетских богинь, Иси-да, всегда призывалась на помощь больным, особенно детям. Она считалась основательницей врачевания с помощью магии. Изображалась она в виде молодой женщины с короной в виде солнечного диска, обрамленного рогами богини Хатор. В руках Исида всегда держала иероглифический знак «анх», означающий «жизнь». Искусством врачевания владел и сын Исиды — Гор.
Бог смерти Анубис, изображаемый в образе черного шакала, почитался мастером бальзамирования. Богиня Сехмет — женщина с головой львицы, была покровительницей врачевателей, а защитницей рожениц и младенцев была богиня Тауэрт, изображаемая в виде чудовища с головой гипопотама, туловищем лошади и лапами льва.
Известно, что в Древнем Египте число врачей было велико и занимали они очень высокое социальное положение. Врачи в Египте были, говоря современным языком, чиновниками, они жили при храмах и на доходы, получаемые от земель, принадлежащих храмам. Дополнительно на их содержание выделялась часть государственных сборов. Особо отмечается, что врачи не получали никаких вознаграждений от пациентов.
В своей практике врачи были обязаны строго придерживаться указаний, изложенных в медицинских руководствах и сборниках, подобных, по всей видимости, сохранившимся папирусам Г.Эберса и Эдвина Смита. Одновременно, как сообщают греческие авторы, в Египте существовало еще 36 медицинских трактатов, таких, как «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Доступ к этим трактатам имели только особо посвященные врачи и жрецы. При лечении по ним принимались в расчет целительная сила души и некие внеземные силы. По всей видимости, число медицинских трактатов — 36 неслучайно. Это число в Древнем Египте имело некий магический смысл: от 36 полных декад в году (египтяне выделили 36 особо почитаемых ярких звезд на небе, сутки они делили на 36 равных промежутков).
Существует много свидетельств того, что египтяне верили в эффективность и применения медикаментов, и использования магии. Между этими двумя способами не было жесткого разделения: медицинское лечение, как правило, содержит только незначительные примеси магических процедур, в то время как магические меры против болезней используют традиционную фармакопею. Магические элементы, применяемые практикующими врачами, состоят из коротких заклинаний, уверенности в магии чисел, символических актов, требования определенного расписания для выполнения отдельных операций при приготовлении лекарств или помощи во время лечения детей.

По современным понятиям, лечение в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения, практиковалось воздействие во сне на психику человека. При многих заболевания, в том числе и острых, лечение в течение первых четырех дней было выжидательным. Это обосновывалось тем, что несвоевременным и неуместным вмешательством можно нарушить естественное течение болезни и отрицательным образом повлиять на целительную силу природы. Само лечение состояло в употреблении несильных средств, обязательным при болезни было соблюдение диеты.
Для лечения любой болезни существовало несколько рецептов, а потому принималось во внимание то, что одни лекарства действуют быстро, другие — медленно, что не все лекарства могут быть применены во все времена года. Египтяне полагали, что каждый орган в большей степени, чем обычно предрасположен для воздействия в определенный час дня. Недавно современные специалисты по биоритмам подтвердили обоснованность наблюдений древних врачей. Так, например, часом биологического расслабления печени является 19 часов, а мочевого тракта — 3 часа ночи.
Египетский врач считался с возрастом больного. Лекарства из пивных дрожжей, зеленых фиг и некоторых растительных веществ, которые назначались взрослым, запрещено было давать детям. Для них чаще всего назначались припарки вокруг тела из папируса, пропитанного различными маслами.
Все это дает основание утверждать, что серьезное внимание древнеегипетских врачей к обобщению практических результатов явилось началом медицинской науки.

В МЕДИЦИНЕ
Анализ содержания медицинских папирусов, замечаний в литературных памятниках и отдельных упоминаний в сборниках законов, а также археологические находки медицинских инструментов позволят представить уровень достижений египетских врачевателей по разделам, принятыми современной медицинской наукой.

ГИГИЕНА
В Древнем Египте одной из наиболее разработанных отраслей медицины являлась гигиена. Показательно в этом отношении наблюдение Диодора Сицилийского (90—21 гг. до н.э.): «Образ жизни египтян был так целесообразно урегулирован, что можно было бы видеть в нем не плод законодательного творчества, а работу дельного врача, сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье».
Проведение в жизнь гигиенических предписаний было облегчено тем, что они имели форму религиозных правил и заповедей. При выработке этих правил четко прослеживался принцип, что болезнь легче предупредить, чём излечить. Для египтянина это было очевидным.
Это видно из того, что в профилактических целях и здоровому человеку рекомендовалось раз в десять дней принимать рвотные и слабительные лекарства. Египтянам предписывались умеренность в еде, опрятность, обязательность частых омовений и растираний тела мазями. Они обязаны были носить чисто выстиранное полотняное нижнее белье. Крайне негативно они относились к ношению шерстяной одежды, в такой одежде запрещалось входить в храм. Египтяне серьезно относились к закаливанию в детском возрасте, дети обязаны были ходить босиком. К области гигиены следует отнести и обязательное истребление насекомых в домах.
Очень трудно объяснить, каким образом египтяне узнали об антисептических и противомикробных действиях смол ладана и мирры, но применение их в храмах при больших скоплениях людей отмечалось еще в Древнем Царстве. Так как эти растения в Египте не произрастали, то для приобретения их снаряжались многотрудные и многомесячные экспедиции в страну Пунт (теперешнее Сомали).
Итак, соблюдение гигиенических предписаний вместе с благоприятным климатом делало египтян самым здоровым из всех древних народов. Своим умением сохранить себя здоровым они казались до того искусными, что на каждого египтянина иностранцы смотрели как на врачевателя всех болезней.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Древнегреческий философ Платон о развитии физической культуры в Египте писал: «Искони, видимо, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне - объявили об этом на священных празднествах и никому — ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает возможные изображения, ни вообще тем, кто занят музическим искусством, — не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное, не допускается это и теперь».
Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу фараона Джосера в культовом состязании по бегу. Со всей очевидностью бег царя-бога объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.
Позднее испытание в беге при избрании царя были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости. Наиболее ранний памятник, связанный с борьбой, датируется серединой III тысячелетия до н.э. Это изображение серии движений в гробнице в Саккара, свидетельствующие о владении египтянами приемами борьбы.
В древних гробницах найдено много изображений танцующих фигур, но напрасно искать в э.тих фигурах мотивы нежности и чувственности. Движения рук у этих фигур похожи на те, которые делаются при гребле, а упражнения с поворотами, «мостами», по нынешним понятиям, ближе к гимнастике, нежели к танцам.
На рисунках и рельефах Древнего Египта часто изображались парные игры с мячом игроков, которые никогда не борются за мяч. На этом основании был сделан вывод, что игры с мячом культивировались для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения и что физической культуре Древнего Египта были неизвестны командные игры.
Запечатлены также соревнования гребцов, зрелищные бои на лодках, а также фехтовальные бои на палицах. Рядом с борющимися часто изображаются, по всей видимости, судьи, которые руководят поединками в соответствии с выработанными правилами. Очень часто египтянам противостоят, судя по характерным признакам, представители Нубии, Ливии и других народов. Такие поединки организовывались, вероятно, для того, чтобы продемонстрировать превосходство воинов фараона и сопоставить степень владения ими спортивной техникой.

ФАРМАКОЛОГИЯ
В сохранившихся папирусах содержится множество рецептов лекарств. Травы — корни, стебли, листья, плоды — использовались либо сухими, либо свежими, растертыми и просеянными или размоченными и прокипяченными. Они смешивались с пивом, уксусом, медом или жиром. На основании изучения рецептов удалось расшифровать названия отдельных растений. Среди них встречаются такие, которые с успехом применяются и в наши дни: алоэ, анис, белена, семена льна, подорожник, лук, мак, финик, можжевельник. А вот примеры описаний из неразгаданных рецептов: растение «сенутетраста на животе», т.е. ползучее; растение надет» — у него цветы, как у лотоса; а также «гиу», «шау» и т.п.
В качестве примера можно привести рецепт мази для ращения волос: «Когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта сварить в масле до готовности, растереть и втирать в голову».
Необходимо отметить, что приведенные рекомендации не так уж нелепы, как кажется на первый взгляд. В настоящее время установлено, что копыта, рога и когти состоят из рогового вещества, высоким содержанием сернистых соединений, при термической обработке которых выделяются сернистые соединения. А сера неизменно входит в состав различных современных лекарственных средств для ращения волос Только для получения серы сейчас нет необходимости сжигать или варить рога и копыта. .
В качестве примера можно привести и рецепт приготовления напитка из «диа-диа», приводящего человека в бесчувственное состояние на несколько часов. Судя по описанию в папирусе Эберса, — это мандрагора, бесстеблевое растение с длинными широкими листьями и сложным корнем. Напиток из мандрагоры действительно приводил человека в бесчувственное состояние на несколько часов.
Интересно, что мандрагору, не произраставшую в Европе севернее Средиземноморья, на Руси тем не менее знали, как «сонное зелье», «сон-траву». Русские сказочные жар-цвет, Перунов цвет, скакун-трава ведут свою родословную от мандрагоры. Условия их поиска, обставленные таинствами, обрядами и заклинаниями, а также условия при которых они даются в руки только в определенное время и только богом избранным людям, поразительно одинаковы.

ФИЗИОЛОГИЯ
Египетские врачи с древних времен стремились понять механизм осуществления функций живого организма. И в этом они достигли больших успехов.
По всей видимости, они догадывались о важности системы кровообращения, но более важной субстанцией считали «пневму», понимаемую, как содержащееся в воздухе невидимое вещество. С вдыхаемым воздухом «пневма» поступает в легкие, оттуда в сердце, а затем по артериям разносится по всему телу. По убеждениям египтян, здоровье человека сохраняется лишь, до тех пор, пока свойства крови и «пневмы» нормальные. Болезнь — результат изменения этих свойств, имеющих характер гниения.
А вот еще один пример достижений египтян в области физиологии. До недавнего времени египтологи не могли объяснить значение слова «мету». Так в древнеегипетских текстах называли линии, связывающие некоторые части лица, носа, пальцев, ступней ног с внутренними органами. В частности, одна из таких «мету» связывала сердце и мизинец.
Отсюда и обычай погружать мизинец в жертвенные напитки, как доказательство особой сердечности. И вот несколько десятков лет назад современная наука о жизнедеятельности организма выдвинула смелую гипотезу о существовании, помимо нервной и гуморальной, еще одной регулирующей системы. Функции этой системы состоят в передаче информации внутренним органам от периферийных частей тела, связанных с внешней средой.
Основываясь на этой гипотезе, президент английского общества акупунтуры Феликс Манн доказал, что на Лондонском папирусе изображена схема меридианов — «мету» тела человека. Выявить существование меридианов в наше время удалось только путем тщательного анализа воздействий на определенные участки тела. Невероятно, но оказывается открытие современной физиологией третьей регулирующей системы было достоянием египетских врачей-практиков три с половиной тысячи лет назад, а возможно, и ранее.

ХИРУРГИЯ
В Древнем Египте были известны методы лечения переломов костей, хотя описаний таковых мы и не найдем в сохранившихся папирусах. В данном случае основанием для такого утверждения являются многочисленные находки хорошо сросшихся костей у мумий, захороненных даже в начале III тысячелетия до н.э. В отдельных случаях сохранились и лубки вокруг конечностей с материалом, напоминающим бинты.
Судя по изображениям в храмах, египетские хирурги делали ампутации, перевязывали гноящиеся раны, ставили банки, для чего использовали рога животных. Отваживались они и на более сложное хирургическое вмешательство. Скальпели, ножи, иглы с тщательно отполированной поверхностью известны нам по находкам в гробницах. Там же найдены средства для прижигания, используемые для разрушения опухолей и остановки кровотечений.

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
Высокая степень светового изучения в Египте неблагоприятно действовала на органы зрения, по этой причине лечению глазных болезней с давних пор уделалось повышенное внимание.
Так, в папирусе Эберса болезням глаз посвящено 9 «страниц» текста. Кроме обычных определений страданий, таких, как слепота, кровь в глазу, воспаление глаз, описываются катаракта (помутнение хрусталика глаза), лейкома (бельмо) и т.п. В папирусе приводится описание приемов лечения глазных болезней. После некоторых рецептов в папирусе сделаны пометки красными чернилами: «Заметь это, так как это действительно хорошее средство».
Не так давно в руках ученых оказалось древнейшее лечебное средство. В оазисе Райоум в гробнице принцессы Нефру-Птах вместе с мумией был обнаружен флакон с каким-то косметическим средством. Химический анализ содержимого показал, что во флаконе находится смесь смол и сульфида свинца. Из расшифрованных иероглифов, вырубленных на стенах гробницы под рисунками молодой принцессы, ученые узнали, что ее в свое время лечили от «белых пятен в глазах». Специалисты полагают, что такое описание характерно для катаракты, а данная смесь смолы и сульфида свинца могла помочь при этом заболевании.
Интересно отметить, что врачи Древнего "Египта прекрасно знали о существовании связи между заболеваниями глаз и ушей. Это отчасти можно объяснить их знаниями о распределении кровеносных сосудов, которые направляются сперва к вискам и ушам, а затем к глазам, а может быть на основании наблюдений, когда при страданиях глаз постоянно отмечаются сверлящие и мучительные боли в ушах.
В этой связи примечательно такое средство: «Лекарство от слепоты. Возьми воду из обеих глаз свиньи, настоящую черную краску для глаз — 1 часть, красной охры — 1, продукт брожения меда — 1. Все тщательно растереть, приготовить смесь и всыпать в ухо человека. Он тотчас станет здоровым».

СТОМАТОЛОГИЯ
Обследование черепов, найденных во время раскопок могил III тысячелетия до н.э., показало, что египетские дантисты производили операции по удалению гноя при воспалении надкостницы, скрепляли шатающийся зуб с соседним золотой проволокой.
Эти врачи в древнеегипетских текстах назывались «те, которые заботятся о зубах».
Для оздоровления полости рта, укрепления зубов и прекращения процесса воспаления десен врачи рекомендовали прикладывать пасты и проводить полоскание рта растворами и настоями некоторых трав.

ТАНАТОЛОГИЯ
наука о смерти и ее признаках, о проблемах облегчения предсмертных страданий больного. В Египте смерть изучалась тысячелетиями.
Существовало специальное руководство «Книга мертвых». Помимо мифологических описаний в нем содержатся наставления умирающему, а также правила поведения для тех, кто провожает человека в последний путь. В связи с тем что человек, как полагали египтяне, должен умереть в сознании, то жрецам предписывались активные манипуляции с его сонной артерией.
Египетская танатология и теоретически и практически разработала основные положения того мировоззрения, которое избавляет человека от страха перед смертью. Невозможно придумать что-либо лучшее для успокоения отходящей души, чем предлагаемая древнеегипетской религией идея продолжения жизни в другом мире.
За смертью следовал новый вид «жизни», который должен продолжаться за барьером смерти посредством сохранения тела, внимания, проявляемого к мумии, и всего того, что предусматривалось в социальных, экономических и религиозных обычаях. По этой причине египтяне и достигли огромных успехов в бальзамировании трупов.
Нужно прочесть это дважды, чтобы понять пугающую невероятность следующих результатов научных исследований: биологи Оклахомского университета в марте 1963 г. установили, что кожные клетки мумии египетской принцессы Мене, сохранили жизнеспособность до наших дней. А ведь смерть принцессы наступила несколько тысяч лет назад! Следует отметить, что этот вывод американских биологов оспаривают другие ученые. Их доводы: если в клетках мумифицированной кожи и обнаружены признаки жизни, то речь может идти только о жизни посторонних существ, например, о бактериях, обосновавшихся там. Итак, два подхода для окончательных выводов, видимо, нужны дополнительные эксперименты.
Первые попытки бальзамирования относятся к III тысячелетию до нашей эры. Это подтверждается раскопками древнего захоронения этого периода, проведенными английским археологом Джеймсом Квибеллом. В процессе этих раскопок и был обнаружен труп молодой женщины, который считается самой древней египетской мумией.
О самом процессе бальзамирования было известно тысячам людей, но до наших дней дошло единственное сообщение «очевидца». Им явился Геродот, греческий путешественник, якобы, побывавший в Египте в V веке до н.э. Многое в описаниях Геродота подвергается сомнениям и переосмысливанию, но процедуру бальзамирования он в целом описал верно, кроме одного важного нюанса. Геродот написал, что труп на длительное время помещали в ванны водных растворов солей. В настоящее время считается доказанным, что при бальзамировании не могли использоваться водные растворы, а применялись соли, которые содействовали удалению влаги из мертвого организма.
Попытка выявить состав смол и трав, используемых при бальзамировании, была предпринята французскими учеными во время исследования мумии фараона Рамсеса II. Результаты этих исследований оказались настолько неожиданными, что было принято решение не информировать об этом широкую общественность. Причиной явилось обнаружение палеобиологом Мишелем Ласко пылинок табака и измельченного черного перца на бинтах, вынутых из брюшной полости фараона. Мало того, М.Ласко доказал, что непременной частью бальзамирующих смол является никотин.
Контрольные испытания профессора Пари подтвердили наличие алкалоида из листьев табака. Вместе с тем считается доказанным, что во времена Рамсеса II растения из семейства пасленовых, содержащие в своих листьях никотин, встречались только в Америке и на островах Тихого океана близ Австралии, а черный перец мог попасть в Египет только из районов Дальнего Востока. Если эти постулаты верны, то следует признать, что египтяне в древности совершали почти кругосветные экспедиции. Вот так попытка разгадать тайну бальзамирования породила еще более трудную задачу.
Используемые при бальзамировании смолы и растения в условиях сухого и теплого климата Египта со временем превратились в целебную массу, названную мумие. О целительных свойствах мумие стало известно в ХШ веке.
Многие ученые, в частности известный английский естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон, настойчиво рекомендовали использовать мумие в качестве средства для остановки кровотечений. Неизвестно отношение к мумие В.Шекспира, но в своей пьесе «Макбет» он упоминает мумие, как один из ингредиентов колдовского зелья. Документально подтверждается, что король Франции Фрэнсис I всегда имел при себе кусочек мумие на случай внезапного заболевания.
Рекомендации врачей породили необычайно большой спрос на мумие, что в свою очередь привело к организации подпольной индустрии его производства. В Египте труп, наполненный смесью битума с известняком, превращался в подобие мумии в течение нескольких месяцев, но эта «мумия» представляла серьезную опасность для здоровья. Осознав это, через четыре столетия врачи начали активно выступать с призывами прекратить использование мумие. Постепенно охота за египетскими мумиями пошла на убыль.
И вдруг эта охота вновь возобновилась, организаторами ее явились производители бумаги. Оказалось, что бумага, сделанная из бинтов, в которые были завернуты мумии, обладает исключительными качествами. А ведь в среднем на одну мумию египтяне расходовали до 150 метров бинтов. В конце XIX века наибольшую активность в производстве бумаги из бинтов развил некий Аугустус Стэнвуд. Чтобы не отделять смолы от последнего ряда бинтов, Стэнвуд наладил на фабрике выпуск второсортной упаковочной бумаги. Неизвестно, сколько бы продолжался такой бизнес, если бы не вспышка холеры. Хотя фабрика А.Стэнвуда и не была источником эпидемии, по решению санитарных властей ее закрыли.
Но и после этого египетские мумии не были оставлены в покое. Теперь охота ведется за амулетами, драгоценностями и фигурками богов, которые древние египтяне помещали между бинтами набальзамированных трупов. Результатом всего этого явилось то, что в музеях мира сохраняется всего лишь несколько десятков мумий из многих тысяч, погребенных за многовековую историю Древнего Египта. Ущерб, нанесенный компаниями охоты за мумиями, не поддается оценке. Ведь невозможно представить, какое количество и какие ценнейшие документы эпохи Древнего Египта были уничтожены несведующими людьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий