понедельник, 18 мая 2015 г.

У ЕВРЕЕВ НЕТ ПРАВА НА НЕНАВИСТЬ ДРУГ К ДРУГУ


Столкнулся с этим за два года до репатриации, на премьере нашего фильма по мотивам прозы Шолом-Алейхема в Москве. В фильме местечковые евреи выглядели так, как они выглядели 100 лет назад, говорили с акцентом, истово верили в Бога, соблюдали обычаи и пр. Реакция евреев столицы, не всех, конечно, но многих мне показалась неожиданной и странной. О фильме они говорили с неприкрытой ненавистью. Один такой критик кричал мне: "Мы не такие. Мы уши от этой дикости, от этого мракобесия. Мы - народ Эйнштейна и Ландау, Михоэлса и Шагала!"
 - Стоп! - пробовал возразить я. - Но Шагал и Михоэлс не стыдились, не боялись прошлого своего народа. Мало того, это прошлое было источником их вдохновения.

 Меня не слышали, не понимали. Помню искреннее признание одно сценариста: " Мы - такие, как все, а ты с твоим режиссером показали антисемитам, что мы другие, мы - чужие, мы-изгои. А это не так!" 
 Мне очень нравился наш фильм. нравился попыткой возвращения к истокам, возможностью встречи с моими дедами и прадедами, с бытом, обычаями, из которого вышло почти все еврейство Европы. Я не видел в этом прошлом никакой дикости, а видел свет подлинной веры, верность тысячелетним заветам, силу жизни своего народа.
 И вот я в Израиле, и вижу в значительном количеству ту же публику, крайне озабоченную "религиозным засильем". Только в Москве оно было на экране, а здесь - рядом, по соседству, на улицах, в магазинах, в концертных залах. Но реакция последовала та же, на том же юдофобском замесе: мракобесы, дикари, черные люди и т.д. Дело не только в новоприбывших. Местные, политические партии строили на ненависти к харедим свою программу. И по сей день ее строят, охотясь за левыми и "русскими" голосами. Вот и отставной вояка Либерман поправил свой рейтинг среди репатриантов, обрушившись с критикой на Нетаниягу за альянс с религиозными партиями. А что было делать премьеру, если такой атеист, как Либерман, его предал? Где ему было искать поддержку: у Ливни и Герцога?
 Встречаюсь с этим реже, по понятным причинам, но уверен, что ортодоксы с той же неприязнью относятся к безбожникам-атеистам. Свод разногласий, список обид, претензий, обвинений с обеих сторон внушителен, хотя здравый смысл подсказывает всем нам, что у евреев Израиля нет опции на ненависть друг к другу. Мы не имеем права  даже на тень гражданской розни, просто потому, что окружены кровожадными бандами дикарей, которые только и ждут, когда мы, евреи, посеем ядовитое семя раздора внутри нашего тесного и небольшого сообщества. Я повторяю: У НАС НЕТ ПРАВА НА НЕНАВИСТЬ ДРУГ К ДРУГУ, какого бы цвета не была наша кожа. Мы можем одеваться, как хотим, верить или не верить в Бога, соблюдать обычаи предков или пролетарские праздники. Нашим врагам, как показал опыт Холокоста, все это "до лампочки". И, когда мы ненавидим друг друга, мы становимся прямыми агентами наших убийц. 
 Понимаю, что многие мои читатели сразу начнут жаловаться, поминая джентльменский набор претензий: от транспорта по субботам до гражданских браков. Я слышал эту перечень от соседа, когда в нашем поселке падали ракеты из Газы и выли сирены. Я тогда подумал, что он явно безумен и, может быть, мы все, прибывшие из России, страдаем неизбежным умопомешательством, вынуждены искать врагов, жить в страхе перед заговорами и ненавидеть всех, кто в зеркале выглядит не так, как мы. Печально и тревожно всё это.

3 комментария:

  1. Причины взаимной ненависти между светским и религиозными общинами известны и понятны.Трудно понять-почему до сих пор не найдены пути консолидации общества.На мой взгляд, требуется принятие конституции и отделение религии от государства.Важно также реформировать политическую структуру общества. позволяющую формировать правительство из профессионально компетентных министров.

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно же пора менять и реформировать политическую структуру общества!
    Принять Конституцию и отделить религию от государства... В современном обществе нельзя жить по старинке! Законы должны работать, а не подстраиваться под запросы кланов общества!
    А по поводу реакции на Фильм, где мы не узнаём себя такими, какие описаны в рассказах Шолом Алейхема - это не удивительно, но речь идёт по всей вероятности о другом; когда с уважением рассказывается анекдот или с презрением... Мы же все сразу чувствуем это... Мы готовы все смеяться над юмором в еврейских анекдотах, но не желаем слушать слова с презрением... Видать вы где- то перестарались с действительностью! Ведь в спектакле " Тэви Молочник " ни у кого не возникла подобная ирония!? Вот вам и ответ!
    Пока к нам не будут относится без предвзятости - надо вносить в общество побольше достойных народу события и действия - украшающие и восхваляющие народ художественные фильмы и спектакли! Ведь столько чудного происходит и происходило в стране!
    Мы же - либо об уничтожении народа, либо о том, что мы оправдываемся в содеянном...
    Забывать нельзя! Оправдываться - всё равно мы будем виноваты, так зачем? Нет уверенности в своих действиях - вот это плохо! Поэтому должны раскрывать действительность ту, которую мы пропаганируем:
    О стране! Об энтузиастах! О медицине! Об учёных и о молодёжи...!
    Нигде нет такой армии, как в Израиле, нигде нет такой весёлой молодёжи ведущаяся такой трудный образ жизни, как в Израиле: работа, после работы встречи с друзьями до утра, и вновь на работу... Свадьбы посреди недели и утром вновь на работу, воскресный день, а надо идти на работу, беременная женщина до последнего дня ходят на работу и только три месяца оплачиваемый декретный отпуск... Разве это нормально? А ведь жизнь в стране принуждает себя так вести народу Израиля и они не жалуются, всё это принимается, как должное, такова жизнь в этой прекрасной и такой сложной стране...
    Больше узнать о Вас, израильтянах не из документальных сводок, а ненавязчиво просматривая интересные художественные фильмы... Чтобы хотелось смотреть их и о сюжете хотелось бы дискуссировать! А, так, чтобы посмеивались и вызывать чувство брезгливости - этого мы не только слышали, но и видели, и ощущали неоднократно сами на себе, так что надо думать и выбирать, а не высмеивать и изощряется в документальности! То, что с юмором рассказывается и описывается - это не значит, что таковы традиции и обычаи народа в натуре.

    ОтветитьУдалить
  3. о какой любви может идти речь если ортодоксальные тунеядцы живут и учатся за счёт светских граждан!...и к тому же не хотят служить в армии и работать!

    ОтветитьУдалить