| ||
"Книга Книг! Кто не изведал в своей изменчивой судьбе, Как ты целишь того, кто предал свой утомленный дух тебе?... ...Какой поэт, какой художник к тебе не приходил, любя? Еврей, христианин, безбожник –все, все учились у тебя...." Валерий Брюсов. В Ветхом Завете, да и во всей религиозной мировой истории жизнь, деяния, войны и подвиги Царя Давида, второго царя Израиля, описаны наиболее полно, красочно и последовательно. Да и в искусстве образ великого царя нашел свое отражение во всем многообразии, где-то комплиментарно, а где-то правдиво изображая все противоречие характера и поступков Давида: его лучшие качества храброго воина, мудрого объединителя еврейского народа, пылкого любовника, гениального музыканта и поэта - с одной стороны, но и хитрого властителя, преступного заговорщика, коварного искусителя - с другой. Собрание его Псалмов вошло в книгу Ветхого Завета, стало важной частью и христианской традиции, имеет множество музыкальных и поэтических переложений. Попробуем увидеть, как образ Давида завоевывал сердца и вдохновлял кисть и резец многих великих художников на протяжении веков. Давид был самым младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема и принадлежал к колену Иуды. Он был красив, умен, отважен, хорошо играл на арфе (псалтире, кефаре, гуслях). "Не славен в братии измлада, Юнейший у отца я был, Пастух родительского стада; И се! внезапно богу сил Орган мои создали руки, Псалтырь устроили персты..." (А. С. Грибоедов. Давид, 1823) В юности он пас овец и коз, и уже тогда проявлял чудеса храбрости, сражаясь с львам и медведями, нападавшими на стада. (У нас тут даже львы некогда водились!) В те времена (10-11 века до новой эры) происходили постоянные войны между племенами и соседями. Злейшими врагами еврейских племен были филистимляне - сильные и отважные воины. Первый царь Израиля Саул возглавлял легкое подвижное войско, а у филистимлян были колесницы, и в предстоящем бою они не хотели спускаться в долину, где у евреев было бы преимущество. Тогда они предложили сразиться один на один и выставили своего воина Голиафа, огромного роста (шести локтей и пяди - около 2,9 метров), в шлеме и броне (вес брони его — пять тысяч сиклей меди - около 60 кг.) Испугались израильтяне, никто не решился сразиться с великаном, только Давид, пришедший навестить своих старших братьев, вызвался принять бой. без доспехов и меча, с одной только пращей. Он поразил великана камнем прямо в лоб, а затем его же мечом отсек ему голову, а филистимляне с позором бежали. "Певец-пастух на подвиг ратный Не брал ни тяжкого меча, Ни шлема, ни брони булатной, Ни лат с Саулова плеча; Но, духом божьим осененный, Он в поле брал кремень простой — И падал враг иноплеменный, Сверкая и гремя броней." А. С. Хомяков, «Давид», 1841. Царь Саул призвал Давида к себе на службу, молодой воин был храб, сам царь и народ полюбили его, Саул даже отдал Давиду в жены свою дочь Мелхолу, которая сначала противилась этому браку с простолюдином, но потом страстно полюбила молодого мужа. «Наверно, с отравой мне дали питье, И мой помрачается дух, Бесстыдство мое, униженье мое! Бродяга! Разбойник! Пастух! Зачем же никто из придворных вельмож Увы, на него не похож? А солнца лучи… а звезды в ночи… А эта холодная дрожь…» (А.Ахматова,"Мелхола") Царь Саул, видя народную любовь к Давиду, завидовал ему и подозревал его в желании захватить трон, тем более, что до него доходили слухи о недовольстве пророка Самуила поведением царя и о тайном помазании молодого Давида на царство. «И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23). "Пусть звуком арфы золотой Святое песнопенье Утешит дух унылый твой И облегчит мученье." (К.Р. -великий князь К. К. Романов, «Псалмопевец Давид») Саул посылал Давида в самые опасные сражения, даже сам пытался убить его, метнув в него копье. Наконец, он подослал наемных убийц, но с помощью жены Мелхолы и своего друга Ионатана (Ионафана), брата Мелхолы, Давид бежал из дворца и скрывается в пещерах. Потом Давид собирает отряд из 600 человек, и даже совершает неправедный поступок - служит филистимлянскому царю, который дает ему в управление город Цикла, надеясь, что оттуда Давид будет совершать набеги на израильские племена. Давид лгал царю, нападал на южные племена амаликитян, грабил и убивал всех, не оставляя свидетелей, часто сам рискуя жизнью. Однажды Давид обратился с просьбой к местному богачу Навалу, стада которого когда-то пас, снабдить его воинов продуктами, отказал богач, и Давид решил не только забрать все имущество, но и убить всех рабов и семью его. Абигайль, жена Навала, «женщина весьма умная и красивая», узнав о намерениях Давида, решается на поступок, равного которому, похоже, нет во всех библейских историях. Вопреки воле супруга, втайне от него она собирает обоз с продовольствием и спешит навстречу Давиду с просьбой простить ее неразумного мужа. Б-г покарал жадного мужа Абигайль, он умер через 10 дней, а Давид, прослышав о его смерти, взял Абигайль в жены, понравилась она ему и лицом, и умом, и смелостью. А тем временем филистимляне начинают новую войну против израильтян, те терпят одно поражение за другим, и в бою у Гильбоа погибает царь Саул вместе со своим сыном Ионафаном. "Вечер кровавого дня истёк в криках расправы скорой… Пал побежденный царь на клинок, горем оделись горы." Натан Альтерман. "Смерть Саула". Давид, получив известие об их смерти, горько оплакивает их, а затем отправляется в Хеврон, где колено Иуды провозглашает его своим царем. Он мечтает объединить все израилевы колена и создать единое государство. "Заступник и Спаситель мой, Покров, и милость, и отрада, Надежда в брани и ограда, Под власть мне дал народ святой." М.Ломоносов. (Преложение 143 Псалма Давида) Для этого он выбирает город Иевус, Иерусалим, не принадлежащий ни одному из колен Израиля и находящийся на возвышенности и на пересечении дорог. Город был назван "градом Давида", укреплен стенами и отстроен как крепость. Давид переносит сюда Ковчег Завета, главную иудейскую святыню, сделав таким образом Иерусалим символом единства нации на тысячелетия и впоследствии сионистской мечтой еврейского народа, его вечной столицей. Новый царь продолжал расширять и укреплять свое государство. В расцвете своих сил, на вершине своего могущества он совершил тяжкий грех - он "страстно возжелал" и соблазнил жену одного из своих военначальников Урии Хаттеянина. Он увидел прекрасную Вирсавию, совершавшую омовение на крыше своего дома, страстно возжелал ее и велел явиться к нему. Он полюбил ее страстно, с юношеской пылкостью. И хотя у него было много жен, Вирсавия оставалась его любовью на всю жизнь. Вирсавия забеременела от Давида, Урия отказался войти в свой дом и признать ребенка, тогда Давид отправил его в самое суровое сражение в надежде на его гибель, так и случилось. Этот поступок Давида возмутил пророка Натана (Нафана), и он предсказал ему суровые испытания войнами и наказание смертью сына - первенца от Вирсавии. Еще одно горе пришлось испытать Давиду по вине старшего сына Амнона, изнасиловавшего свою единокровную сестру Фамарь ("О времена, о нравы..."), за что другой его любимый сын, Авессалом, возмущенный тем, что Давид не наказал Амнона, убил брата из мести за сестру. Авессалом позже поднял восстание против отца, он был строен и красив, с длинными вьющимися белокурыми волосами, из-за которых он и погиб позже в одном из сражений с царским войском. запутавшись волосами в ветвях дерева. Давид тяжело переживал гибель сына. И третий сын царя Давида, Адония, чуть не предал отца, решив захватить престол и уже готов был объявить себя царем, но мудрая и любимая жена Вирсавия взяла с Давида обещание помазать на царство их сына Соломона, умного, спокойного и верного. "Г-споди, кто жить будет в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей? Ходящий путями честными, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своем! Тот, кто не клеветал языком своим, не делал зла другу своему и не наносил оскорбления ближнему своему..." (15 Псалом Давида) Давид дал обещание Вирсавии и сдержал его, и Соломон стал третьим царем Израиля, продолжив и приумножив дела своего великого отца и построив Храм в Иерусалиме. В "Книге Царств" царь Давид предстает перед нами противоречивой личностью: мудрый полководец, тонкий политик, отважный и жестокий воин, не очень хороший отец и не очень верный муж, создатель прекрасных лирических произведений - псалмов, искренне верующий в Бога, но не лишенный человеческих пороков и страстей. "Б-г, Всесильный мой! Дай свет глазам моим, чтобы не уснул я сном смертным, чтобы не сказал враг мой: «Я одолел его», чтобы не возрадовались противники мои, если я пошатнусь. Я же уповаю на милосердие Твое; сердце мое ликует о спасении Твоем; я пою Б-гу, благодетельствующему мне." (13 Псалом) Как всегда, вы можете посмотреть музыкальный видеоклип (где собрано около 80 репродукций) на стихи 90, 119 и 120 Псалмов Давида.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий