вторник, 12 мая 2015 г.

КАННЫ БЕЗ РОССИИ

Кадр из фильма "Сказка сказок"

Канны-2015. Море и долины «Любви»

13 мая на французском Лазурном берегу открывается один из самых престижных кинофестивалей мира. Российских полнометражных фильмов нет ни в одной из программ.
Объявление программы крупного кинофестиваля каждый год вызывает разочарование, сопровождается причитаниями. Снова взяли не тех и не туда. Снова одна номенклатура. Или, наоборот, одни неизвестные имена. Нынешняя каннская селекция, несмотря на неудовлетворенность многих комментаторов, выглядит на удивление сбалансированной —если, конечно, постараться не принимать во внимание зашкаливающего, малоприличного количества французских лент в официальной программе.
Это и фильм открытия «С высоко поднятой головой» Эммануэль Берко — жизнеописание трудного подростка, которого пытается наставить на путь истинный судья в виде обязательной Катрин Денев (Это при том, что на фестивале состоится мировая премьера «Безумного Макса 4”!). И фильм закрытия — документально-видовая кинолента «Лед и небо» (в Каннах мало кто смотрит кино после раздачи призов).
В главном конкурсе участвует еще аж пять французских картин (это более четверти всего конкурса!) — «Дипан» Жака Одиара, «Человеческая мера»» Стефана Бризе, «Мой король» Майвен, «Маргарит и Жюльен» Валери Донзелли, а также вещь под захватывающим названием «Долина любви» Гийома Никлу с участием Изабель Юппер и Жерара Депардье.
Предыдущие произведения большинства этих авторов мне, при всей прилежности, до конца досмотреть не удалось, поэтому не испытываю иллюзий по поводу их новейших свершений. Хотя всегда остается надежда на лучшее. Разумеется, наибольшая надежда в этом скорбном списке возлагается на новый фильм слегка перехваленного, но, безусловно, достойного Одиара — повествовании о незавидной судьбе во Франции тамильского борца за свободу.
Добавьте к пяти чисто французским картинам еще столько же, если не больше, конкурсных лент, снятых при французском участи, и вы поймете, что фестиваль действительно проходит во Франции. Примерно такая же расстановка и во всех остальных каннских программах.
Кадр из фильма "Кэрол"
По три места в конкурсе получили кинематографии США и Италии. Америку представляют Тодд Хэйнс («Кэрол» с Кейт Бланшетт), Гас Ван Сент («Море деревьев» с Мэтью Макконехи) и канадец Дени Вильнев («Сикарио» с Бенисио Дель Торо). Италия представлена наилучшими силами — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Нанни Моретти («Моя мать»), дважды обладатель каннского Гран-при Маттео Гарроне («Сказка сказок») и недавний лауреат «Оскара» Паоло Соррентино («Юность»).
Именно итальянская часть программы вызывает наибольший энтузиазм, особенно два последних названия — вполне вероятно, что несущие на себе печать «великой красоты» шаловливые и стильные фильмы Гарроне и Соррентино больше других приглянутся и братьям Коэнам, возглавляющим в этом году большое жюри. Его при всем желании нельзя назвать высокоинтеллектуальным, хотя по фотогеничности оно бьет наповал все жюри всех международных фестивалей. На одного Гильермо Дель Торо здесь целый выводок актеров- звезд — Сиенна Миллер, Росси Де Пальма, Джейк Джилленхол, Софи Марсо плюс прошлогодний лауреат-вундеркинд Ксавье Долан. Страшно даже подумать, что они выберут.
Кадр из фильма "Юность"
Надо отметить, что средний возраст участника каннского конкурса в этом году намного меньше обычного. Даже каннская номенклатура в этом году помолодела — это уже не Кроненберг, Ханеке, Дарденны и Эгоян, а китаец Цзя Джанке, японец Кореэда, те же Гарроне с Соррентино и тот же Ван Сент. Несколько каннских небожителей сняли либо неудачные, либо чересчур экспериментальные картины, поэтому новые работы Наоми Кавасе, Апичатпонга Вирасетакуна, Брильянте Мендозы нашли себе место во втором конкурсе, «Особый взгляд». Еще один ветеран, заслуженный каннский «анфан террибль» Гаспар Ноэ снял 3D-порнофильм под издевательским названием «Любовь» и был оттеснен из главного конкурса в ночной спецпоказ. В отличие от «Долины любви».
Кадр из фильма "Любовь"
Из актуальных молодых режиссеров, впервые принимающих участие в конкурсе, - Йоргос Лантимос («Лобстер»), австралиец Джастин Курзел («Макбет»), мексиканец Мишель Франко («Хроника»), венгр Ласло Немец («Сын Сола»), сюда же зачислим и норвежца Йоахима Триера («Громче, чем бомбы») - будем надеяться, что его включили в программу не только из-за фамилии.
Ни одной российской картины в этом году нет ни в одной из каннских программ — не считая двух короткометражек в конкурсе киношкол. В прошлом году нашу страну успешно представлял в конкурсе «Левиафан» Андрея Звягинцева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий