Элиэзер Бен-Иехуда (1858-1922) | |||
Элиэзер Бен-Иехуда был одним из первых сионистов и именно ему пренадлежит заслуга возрождения языка иврит, ставшего государственным языком Израиля.
Элиэзер Бен-Иехуда родился в городе Люцк, Литва в 1858 году в семье Иехуды Лейба и Фейги Перельман. Он воспитывался в ортодоксальном еврейском каноне, учился в йешиве, пока один из его наставников из числа так называемых "тайных просвещённых" раввинов своим влиянием не изменил его путь. Элиэзер Бен-Иехуда становится свободно мыслящим и револлюционно настроенным. Однако в возрасте 17 лет он был потрясён "явлением", которое определило всю его будущую жизнь. Позднее Элиэзер Бен-Иехуда так вспоминал об этом : "...небеса как будто бы открылись предо мной, чистый свет заструился перед моими глазами, мощный голос прозвучал в моих ушах : возрождение Израиля на его древней земле". Это видение оставалось с ним и наконец вылилось, как он писал об этом, "в концепцию возрождения единой нации на основании единого для всех языка..." Элиэзер Бен-Иехуда решил посвятить себя этой цели.
Элиезер взял себе новую фамилию Бен-Иехуда и под этим именем вышло его первое эссе "Горящий вопрос", напечатанное в ивритском издании "Рассвет" в 1879 году. Решив личным примером проиллюстрировать главную идею эссе - возвращение евреев на землю Отцов, Элиэзер Бен-Иехуда едет в Иерусалим в 1881 году. По дороге, сделав остановку в Вене, он женится на Деборе Джонс, которую любил с детства. Вместе Элиэзер и Дебора приезжают в Эрец Исраэль. Их дом становится первым домом в Израиле, где говорили только на иврите, а их сын Бен-Цион (известный под литературным псевдонимом Итамар Бен-Ави) стал первым ребёнком, для которого иврит стал родным языком. Элиэзер Бен-Иехуда создал две организации: Тхият Исраэль (Возрождение Израиля) и Сафа Брура (Родная Речь). Так на практике он воплотил в жизнь идеи егопервого эссе, опубликованного в 1879 году - первая группа халуцим (пионеров) вновь поселилась на земле предков.
Элиэзер Бен-Иехуда верил, что все евреи мира должны соедениться на земле Израиля. Он пытался соединить Сионизм с ортодоксальной религиозной традицией. Он считал, что религиозное благочестие (строгое соблюдение религиозных заповедей) поможет евреям сохранить себя как нацию, не даст ассимилироваться среди других народов мира. Элиэзер Бен-Иехуда убедил свою жену в том, что они оба должны вернуться в лоно ортодоксальной еврейской традиции. Ортодоксальная община однако отвергла симбиоз религиозного и политического составляющих сионистской концепции Бен-Иехуды. Разногласия переросли в открытую неприязнь и даже вражду, в результате которой он был предан анафеме (изгнанию из религиозной общины). Будучи заклеймён экстремистски настроенными ортодоксами, Элиэзер Бен-Иехуда тем не менее сумел завоевать уважение главного раввина сефардской общины Якова Меира, а ещё позднее первого ашкеназского главного раввина Эрец Исраэль, рава Авраама Ицхака Кука. Оба они поддержали концепцию сионизма Бен-Иуды.
Вскоре после приезда в Иерусалим Элиэзер Бен-Иехуда стал работать учителем в школе. Бен-Иехуда настаивал на введении преподования на иврите в школе. Благодоря его усилиям школа, в которой он работал, первой ввела систему преподования на иврите. Элиэзер Бен-Иехуда также писал статьи для литературного журнала Лилия, издающегося на иврите. Он основал еженедельник Ха-Цви (Олень), ставший первым газетным обозрением международных политических событий на иврите. Элиэзеру Бен-Иехуде необходимо было обогатить иврит неологизмами для обозначения новых вещей и явлений, аналога которым не было в древние времена.
В 1891 году его жена Дебора умерла от туберкулёза. Через полгода Элиэзер Бен-Иехуда женился на младшей сестре Деборы, взявшей на себя заботу о двух маленьких детях. Эмансипированная женщина с большой волей и собственными убеждениями, она посвятила свою жизнь Элиэзеру и его делу. Поменяв своё имя на ивритское Хемда, она в рекордно короткий срок овладела ивритом, стала репортёром его газеты, а со временем заменила Элиэзера на посту редактора. Теперь Элиэзер Бен-Иехуда мог полностью сосредоточиться на восстановлении древнего иврита.
Противники Бен-Иехуды из религиозных ортодоксальных кругов, разозлённые обвинениями в коррупции в их адрес, которыми изобиловала газета Элиэзера, намеренно исказили перевод строки на иврите из ханукального рассказа, напечатанного в его газете. Вместо "Так соберёмся же вместе и двинемся вперёд" они написали "Соберём армию и двинемся на восток". В таком переводе с соответствующим комментарием о том, что Элиэзер Бен-Иехуда призывает к восстанию, рассказ попал к турецким властям. Это послужило причиной его ареста, обвинения в заговоре, призыве к восстанию. Элиэзер Бен-Иехуда был приговорён к году заключения. Под давлением мировой еврейской общественности приговор был отменён.
Элиэзер Бен-Иехуда создал и руководил комиссией по возрождению языка иврит (Ваад Ха-Лашон). Комиссия эта была предтеча Еврейской Академии Языков. Элиэзер Бен-Иехуда отдал все свои силы для создания полного словаря древнего и современного иврита. В 1910 году он начал издание первых шести томов, которые увидели свет до его смерти в 1922 году. После смерти Бен-Иехуды его вдова и сын Эхуд продолжили издательство рукописи словаря. Работа была завершена в 1959 году, всего было издано 17 томов. Словарь включал все ивритские слова со времён Аврама и до наших дней. Элиэзер Бен-Иехуда успел увидеть, как его мечта претворилась в жизнь - современная нация говорит на древнем возрождённом языке на земле своих предков.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий