воскресенье, 26 апреля 2015 г.

ТАЙНАЯ ЛЮБОВЬ ПУШКИНА


 
В общественном мнении существует как само собой разумеющийся факт, что пушкинский шедевр «Я помню чудное мгновенье…» посвящен А.П. Керн. Да и сама Анна Петровна немало позаботилась о том, чтобы войти в историю литературы. Но на самом деле стихотворение посвящено совсем не ей…
Дама Керн
В своих воспоминаниях Анна Петровна пишет, что стихотворение было «вручено» ей Пушкиным 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского. Как же оно было ей «вручено»?
Оказывается, вчетверо сложенный листок она просто нашла в экземпляре «Евгения Онегина», который ей принес поэт. Анна Петровна развернула лист, прочитала стихотворение, сказала: «Это мне подарок, спасибо».
[Image.jpg]
Анна Петровна Керн

«Когда я собиралась спрятать поэтический подарок, – пишет Анна Петровна, – он [Пушкин] долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять».
Такую реакцию поэта объясняют его смущением собственной дерзостью. Но если Пушкин и был чем-то смущен, вернее ошеломлен, то это поведением Анны Петровны.
Вообще «дама Керн» была довольно зла и злопамятна. Когда собирали деньги Пушкину на памятник, она и рубля не дала, объяснив: «Он такой был охальник…» Прекрасно она поняла, что не ей написано было «Я помню чудное мгновенье…».
Высшая награда
Принято считать, что у Пушкина не было единственной божественной любви, а лишь нескончаемая вереница страстных увлечений. Но Муза у великих поэтов одна: у Данте – Беатриче, у Петрарки – Лаура. Пушкин из стихотворения в стихотворение повторяет: «одна». «Одна была. Я с ней одной делиться мог бы вдохновеньем…», «Одна бы в сердце пламенела лампадой чистою любви!»
Да, у Пушкина было только одно божество – единственная неземная любовь, дарившая «и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Она была ему послана Богом на всю жизнь как «высшая награда» – ставшая его Музой, сделавшая Поэтом.
Любовь к ней прошла через всю его жизнь. В главнейших произведениях Пушкина отражены все события ее биографии, ее облик, вся ее жизнь и смерть. Она адресат всех его лирических стихотворений, ей посвящены лицейские элегии.
[elizabet1%255B17%255D.jpg]
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны

Пора раскрыть имя утаенной любви поэта. Это незабвенная Елизавета Алексеевна, супруга Александра I.
Впервые Пушкин увидел ее в Царском Селе. 28 ноября 1815 года императрица приехала туда из Вены, где присутствовала на конгрессе, и была в трауре по мужу своей сестры. Пушкин тогда был 16-летним юношей, ей исполнилось 36.
О том ноябрьском дне поэт позже напишет: «Весь день минутной встречи ждал и счастье тайных мук узнал».
[10_4_%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD_%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD-%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD_%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%25EF%25BF%25BD%255B15%255D.jpg]


Потом Елизавета Алексеевна каждую весну приезжала в Царское Село, и весна стала для поэта «сладостной». Но – лишь до 1826 года.
С 1827 года мотив «сладостной весны» из поэтического словаря Пушкина исчезает и сменяется на полную свою противоположность: «Как тяжко мне твое явленье, весна, весна, пора любви…», «Весной я болен…»…
Дело в том, что 4 мая 1826 года Елизавета Алексеевна умерла.
Забытая при жизни
«Непонятая современниками, почти забытая при жизни», – писал о Елизавете Алексеевне великий князь Николай Михайлович.
Основные факты ее жизни таковы. В октябре 1792 года тринадцатилетняя Баденская принцесса Луиза-Мария-Августа вместе с младшей сестрой прибыли в Петербург.
[Image.jpg]


Портрет принцессы Луизы-Августы Баденской в юности. Неизвестный художник.

Выбор Екатерины II, приискивавшей тогда невесту «своему Александру», как она обыкновенно называла любимого внука, пал на старшую сестру. Он согласовался и с влечением молодого князя. 28 сентября 1793 года состоялось их бракосочетание.
С первого дня приезда в Россию и до последних своих дней Елизавета Алексеевна (ее православное имя, данное при крещении) вела дневник, который завещала Карамзину. Однако по приказу Николая I записи были сожжены ее фрейлиной.
Елизавета Алексеевна отличалась необычайной скромностью. Она искала счастье в тихой семейной жизни, много читала, имела особую склонность к изучению языков. Одаренная восхитительным голосом, имела особый дар рассказывать.
[Image.jpg]
Александр I и Елизавета Алексеевна. Худ. П. Кросси, 1807 год.

Но семейным счастьем Елизавете Алексеевне не суждено было насладиться. Потеряв двух дочерей в младенческом возрасте, с 1808 года она удаляется от жизни двора, посвятив свои дни благотворительности. Ни ум, ни красота, ни доброта души Елизаветы Алексеевны не затронули сердце Александра I. У него была побочная семья, две дочери от М.А. Нарышкиной.
Елизавета Алексеевна никогда не была императрицей в известном смысле этого слова. Живя в уединенном затворничестве, Елизавета Алексеевна, по словам П. Вяземского, «заживо сделалась поэтическим и таинственным преданием».
[Empress_Elisabeth_Alexeievna_by_Vigee-Le_Brun_%25281795%252C_Castle_of_Wolfsgarten%2529%255B5%255D.jpg]
Великая княгиня Елизавета Алексеевна. Худ. Элизабет Виже-Лебрен (1797)

К своему новому Отечеству она привязалась всей душой. Не только народ, но даже русский язык стал ее любимым, родным. «Я русская и с русскими погибну», – говорила она. Когда ее спросили о завещании, Елизавета Алексеевна ответила, что ничего не привезла с собой в Россию и потому ничем распоряжаться не может.
В последние годы жизни Александр I «на закате дней» сблизился с Елизаветой Алексеевной. Но ее слабое здоровье было расстроено.
Обстоятельства смерти Александра I на глазах жены в Таганроге (в ноябре 1825 года) и неожиданная кончина ее самой 4 мая 1826 года в Белеве, «непроницаемой тьмой сокрытая от современников», породили множество слухов и догадок.
[Elizabeth_Alexeevna_in_mourning_by_P.Basin_%25281831%2529%255B9%255D.jpg]
Портрет Елизаветы Алексеевны в трауре рядом с бюстом супруга. Худ. П. Басин (1831)

«Ее мало знали при жизни, – свидетельствует Петр Вяземский, – как современная молва, так и предания о ней равно молчаливы».
Елена ЛАКТИОНОВА

 Гипотеза Лактионовой очень похожа на правду. Теперь понятны циничные, матерные слова Пушкина в адрес Керн в письме Соболевскому. Вполне возможно, я был не прав в давней заметке, в которой попытался "отмыть" фигуру любимого поэта.

Любовь к мифам. Нельзя сказать, что в этом смысле коммунисты, ярые мифотворцы, были властью антинародной. Русский народ, в извечном своём рабстве, всегда жил мечтой о светлом будущем, о воле, о справедливости. Пушкин заметил с горечью: «Тьмы низких истин мне дорожe / Hас возвышающий обман». Это он о мифе писал,  красивой сказке о человеке и мире. В конце концов, об искусстве, как возвышающем обмане.
Авигдор Эскин пишет: «Но, стоп! Есть же такая традиция глумления в русской литературе. Припомним любимые с детства слова классика:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
И вот текст письма Пушкина его другу Соболевскому от второй половины февраля 1928 года:     «Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую с помощию божией я на днях уеб…л». Такой комментарий к известному стихотворению. Это ли не глумление?»
Нет здесь никакой «традиции глумления». Строчки письма – «низкая истина», стихотворение – «возвышающий обман». Пушкин искренне хотел, чтобы от мадам Керн остались в памяти человеческой стихи о ней, а не похабь из его же письма.
 Может быть, и могила Анны Петровны Керн не сохранилась в Прутне, неподалеку от Торжка, у старой деревенской церквушки. Миф, реальность, как всё тесно сплетено в нашей жизни. Кто бы помнил о Дантесе, если бы не пуля, посланная в великого поэта.
Мифом жил один из самых светлых героев мировой литературы – Дон Кихот. И миф этот был в тысячи раз прекрасней, чем та действительность, в которой бедный «рыцарь печального образа» был вынужден влачить свои дни. Мы все так похожи на этого безумца. Большая часть землян сочиняет миф о самом себе – любимом. И только благодаря этому мифу не думает о яде и веревке. Знаю это точно, потому что сам большой мифотворец. Можно сказать, тоже «рыцарь печального образа».

Отсюда и трагедии разного рода, когда толпа не знает разницы между мифом и ложью. Вот и сегодня в России обыватель никак не может оторвать миф от лжи. Обывателю кажется, что он способен вернуться в великий миф мировой сверхдержавы. На самом деле он вернется, не дай Бог, в нищету, бесправие и к новым кровавым жертвам.

 Впрочем, не исключено. что когда-нибудь появится статья, в которой автор выдвинет гипотезу, что Пушкин никому лично своё великое стихотворение не посвящал, а написал он его о воображаемой чистой, светлой, небесной любви, которую всю жизнь искал, но так и не нашел.

1 комментарий:

  1. Аркадий, хотелось бы разъяснить одно недоразумение: я (Елена Лактионова) не являюсь автором этого исследования, а всего лишь автором краткого обзора по литературоведческим статьям Киры Викторовой. Этот краткий обзор был опубликован несколько лет назад в популярном журнальчике «Тайны истории». В предоставленной мной рукописи было примечание: «Краткий обзор по статьям К. Викторовой». Возможно по вине выпускающего редактора это примечание не было опубликовано (готовую статью в журнальчике я не видела), и краткий обзор пошел гулять по интернету только с моей подписью. Это недоразумение, мне за него неловко.
    Я литератор, автор нескольких книг, но пишу в основном беллетристику, литературоведением не занимаюсь. Одно время сотрудничала с издательствами популярных журналов и писала для них статьи.
    А книга Киры Викторовой «Пушкин и императрица. Тайная любовь» была издана, если не ошибаюсь, в 2014 г. издательством «Алгоритм».
    С уважением,
    Елена Лактионова, член Российского Союза Литераторов.

    ОтветитьУдалить