вторник, 24 февраля 2015 г.

"ИДА". ЕВРЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД



Наконец-то, «Оскара» получил фильм, достойный этой награды в высшей степени.

 После первой ночи с мужчиной еврейка Ида, воспитанная в католическом монастыре, спрашивает у того, кто лишил ее невинности:
 - А что потом?
 - Потом мы поженимся? – отвечает мужчина.
 - А потом?
 - Потом ты родишь ребенка.
 - А потом?
 - Потом мы построим дом.
 - А потом?
 - Потом будем жить… Обычная суета.
«Обычная суета жизни» не устраивает Иду. Она уходит в свой монастырь, чтобя принять постриг, остаться с Богом, а не с людьми. Воспитание победило кровь. Она не читала Талмуд. Откуда ей было знать, что «РЕБЕНОК ВЫШЕ БОГА». Она знала другое, что ее тетка выбрала суету, служения преступному режиму – и шагнула из окна в смерть.
Польша 1960 г.  Две судьбы, растоптанные Холокостом. Тетка Иды, партийный функционер Ванда Гросс, перед смертью, вместе с племянницей, находят кости убитых соседями родных и хоронят их на еврейском кладбище. Ида крестит лоб на похоронах. Она уже тогда сделала свой выбор. Тетка Иды бездетна, у племянницы не будет детей. Нацисты убили не только родню двух евреек по рождению. Они убили будущее этого еврейского рода. О победе палачей и сделан очень талантливый фильм Павла Палитковского. О победе палачей, на земле, изуродованной ими же. И все-таки, главное в этом фильме не Холокост, а  свобода выбора, доступная каждому человеку в любых обстоятельствах. Ванда Гросс - жертва одного дьявола - выбрала путь служения другом. Ида, вместо «суетной» любви к своему дому, семье и детям, выбрала аскезу, с высокой любовью к Богу и молитвой. Фильм это замечателен и тем, что она ставит проблему выбора и перед нами. Трагедия? Бесспорно.

 Часто  утешаю себя цитатой из Григория Горина: «Бог один – дорог к нему много». И все-таки, как неодолима и огромна пропасть между иудаизмом и христианством.

 Необходимое пояснение. Почему в иудаизме ребенок выше Бога?
Во-первых,каждая еврейская мать способна родить машиаха - спасителя мира. Во-вторых, если ты способен не любить или предать своего ребенка, ты не способен любить Господа и верить в Бога. В-третьих, подобное важно, как еще одно спасение от фанатизма, убивающего подлинную веру. Мне кажутся эти соображения выше аскезы безбрачия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий