понедельник, 5 января 2015 г.

ЗАГАДКА ДМИТРИЯ БЫКОВА



 И все-таки, для меня это было загадкой: почему талантливый, отлично образованный, плодовитый поэт и писатель еврейского происхождения с таким брезгливым презрением относится к Израилю и к своему же еврейству. Необходима была четкая формулировка, принципиальная позиция Быкова по этому вопросу. И вот слушаю лекцию Дмитрия о Маяковском, лекцию трехлетней давности, а в ней: "В моём отношении к Брикам нет еврейской солидарности. Мне кажется, что только, освободив из себя еврея или русского, можно начать писать".
 На первый взгляд - обыкновенная глупость. Многим, замечательным писателям вовсе не потребовалось избавляться от своего еврейства, чтобы стать лауреатами Нобелевской премии. Мало того, только погружаясь в свое еврейство и еврейскую культуру, они  смогли стать знаменитыми. Не верится, что Быков не знает этого. Знает, конечно. Так почему же городит чушь? Думаю, здесь все просто: Быков - человек партийный: он либерал и модернист. А догмы партии требуют партийной дисциплины, при которой традиции и национальность - некий греховный пережиток, от которого настоящий писатель должен избавиться во имя строительства нового светлого будущего без "аннексий и контрибуций". Модернист просто обязан преодолеть земное тяготение, как влюбленные на полотнах Шагала. Он вне наций, вне прежних канонов, вне традиций. Он сам себе Бог и царь. Он абсолютно свободен в мире рабов, дикарей и тупиц.
 Ну, а евреи - самый упрямый, жестоковыйный народ, не желающий и через 40 веков уходить от своей древней веры и Закона Божьего. Модернизм фашизма и большевизма ненавидел еврея именно за это. Это же невероятно раздражает нынешних либералов-социалистов Запада, к которым и принадлежит наш герой. Всей этой публике мешает не исламский террор, не агрессивный психоз в нынешней России. Для них - главный враг-Израиль и евреи, как народ и государство издавна несущее в своей основе принципы, враждебные модернистскому и либеральному безумию. Безумию, способному погубить нынешнюю цивилизацию. 
 Как человек партийный Быков, при  каждом удобном случае, занимается пропагандой модерна. Те, кто регулярно слушает его лекции, без труда заметит некие повторы, сменяющие друг друга, как запись на заезженной пластинке. Наш герой не просто лектор. Он - пропагандист идей своей партии.
Однако, Быков, как и некоторые российские литераторы евреи-выкресты все-таки преувеличивает свою преданность партийным догмам. Русскость он из себя, как и православие, "освобождать" не собирается. Совсем без "почвы" Дмитрий Львович оставаться не намерен. В этом-то и состоит малодушие и мерзость предательства самого себя, просто потому, что все, написанное Быковым, пропитано еврейским духом юмора, иронии, сарказма, преклонения перед знанием и книжностью. Когда читаю романы этого писателя, каждый раз думаю: избавься он от своей глупой партийности - глядишь, и написал бы настоящую, большую книгу, способную войти в анналы мировой словесности.
 Да, и вот еще что: Быков - остроумный, находчивый критик и отличный педагог, но его предпочтения тоже страдают откровенной, предвзятой партийностью. Иосиф Бродский и Сергей Довлатов не были либералами, они и не думали открещиваться от своего еврейства. Оба эти человека вне сферы интересов Быкова. Довлатов удостоился презрительной оценки. Бродский - снисходительной, равнодушной характеристики.
 Казалось бы, как может понятие модернизма и постмодерна включать в себя догму, фанатизм, партийную дисциплину? На самом деле иначе и быть не может, просто потому, что за всяким "измом" в искусстве часто стоит ангажированность и ложь. Любой, большой талант, от Гомера до Булгакова, был сам по себе модернистом. потому что открывал новые горизонты и говорил на своем языке. Модернистами были Рабле и Бальзак, Гоголь и Бабель, Толстой и Кафка, Босх и Дали... Все эти "измы" потребовались племени бездарей, чтобы примкнуть к спасительному стаду, обеспечить себе поддержку клана и обеспечить прибыль, согласно моде. В цепях"изма" и пробует существовать Дмитрий Быков. Отсюда и его трагическое, больное бегство от самого себя, от своего откровенного и неизлечимого еврейства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий