среда, 14 января 2015 г.

АТАКА НА МОЗГ


Часто можно услышать: «Вот люди боялись парового двигателя, автомобилей и самолетов, ракет, мирного атома, роботов, телевидения, компьютеров и так далее, но привыкли к сюрпризам технического века, а теперь и обойтись без них не могут».
Это верно, но не совсем. Все изобретения, за исключением телевидения и компьютерного мозга, были и есть физическая угроза человеческому существу: человек платит за возросшую скорость передвижения в пространстве высокую цену. А так ли безобидны телевидение и компьютеры? 
В квартире полумрак, шторы опущены, бормочет телевизор, сполохи цветного изображения отражаются в зеркале. Перед экраном ребенок трех лет. Он сидит за барьером специального стула. Впрочем, он и так не намерен двигаться. Он прикован к телевизору, к особой программе для детей.

— Вы что, его одного оставляете? — спрашиваю у матери.
— А что, ничего страшного, программа на полтора часа, — с улыбкой отвечает мама несчастного ребенка.
Самым ужасным было то, что малыш не обращал никакого внимания на гостей, и даже появление матери не заставило его оторваться от экрана телевизора. Никак не могу забыть эту картину. Мы ходим по комнате, разговариваем, хозяйка готовит ужин, мы садимся за стол, а малыша будто и нет рядом с нами, он далеко от нас, в запрограммированном, виртуальном пространстве.
Так сложились обстоятельства, что я больше не был в том доме. Не знаю, каким выросло «телевизионное дитя». Уверен, что выросло оно таким же странным существом, существующим в ином измерении.
Читаю в Интернете: «Вскрытие показало, что смерть наступила в результате обширного инсульта. “Мы были ошеломлены степенью поражения мозга ребенка, — рассказал заведующий наркологическим отделением детской больницы Екатеринбурга Алексей Сулимов. — В результате продолжительного эмоционального стресса у мальчика нарушилось кровоснабжение головного мозга. Ему стало плохо, закружилась голова. Но тяга к компьютерным играм была настолько сильна, что он продолжал играть. Подросток умирал, но не мог оторваться от игры. Эмоциональное напряжение все возрастало, и произошла закупорка сосудов. Просто поразительно, но мальчик и в этот момент продолжал играть”. Как сообщала Мedmoskva.Ru, вскрытие показало, что обширная часть его головного мозга погибла от недостатка кислорода. Ребенок оторвался от компьютера, лишь когда его скрутил сильнейший припадок. Это при том, что мальчик не имел никаких предрасположенностей к столь серьезному заболеванию и был совершенно здоров».
Расскажу еще об одной невеселой встрече. Недавно был в гостях у приятеля, заглянул в комнату его семилетнего ребенка и обнаружил, что это дитя «сидит» в Интернете и с любопытством рассматривает фотографии «жесткого порно». Метнулся к отцу, а он в ответ: «Да ладно, что он в этом понимает». Попытался внушить легкомысленному папаше, что «он» понимает в этом возрасте гораздо больше, чем кажется родителям, но меня не услышали. Точнее, не захотели услышать. В доме было тихо, ребенок при деле, не надоедает взрослым, не пристает с дурацкими вопросами... И здесь «поезд давно ушел». Только недавно инициативная группа Европарламента предложила создать в Интернете детский домен «KID». Автор проекта убежден, что каждый третий ребенок, выходящий в Интернет, посещает сайты с пропагандой насилия и порнографией.
Книга тоже способна погрузить человека в виртуальное пространство. Мы переносимся в мир Оливера Твиста или Наташи Ростовой, но при этом не превращаемся в рабов. Мы вольны задуматься над текстом, отложить его на время или вовсе отставить неинтересную книгу. Книга оставляет читателя свободным человеком, а только свобода мысли способна обеспечить здоровое состояние мозга «двуногого без перьев».
Голем технического прогресса не смог уничтожить своего создателя физически, и тогда он принялся за его психику. Атака на мозг человека ведется по всем фронтам. Музыка превратилась в шумовую агрессию. Человек, оглушенный, не слышит соседа, не слышит самого себя. Пусть на время, но он лишен радости и печали общения. Бедняга заполняет душевную пустоту грохотом, имитацией звука. Яд шума убивает мозг потомка Адама, перемещает его существо в безумный мир, где нет и следа голосов природы: подлинной музыки, пения птиц, журчания ручья, шума водопада... И главное — нет человеческого голоса, а есть вой железного зверя.
Расскажу об эксперименте, проведенном одной парой на своей свадьбе. К ним пришел пианист и предложил обеспечить танцы на торжестве с помощью ансамбля из трех человек. Молодожены собирались нанять, как это принято, диск-жокея, с привычным и обычным набором оглушительных звуков. Но с деньгами было у них туго, а живая музыка обещала солидную экономию. Музыканты согласились играть весь вечер за полторы тысячи шекелей. Упомянутый жокей просил в два раза больше.
Давно не был на такой веселой свадьбе. И дело здесь не только в характере музыки и в невольном единении танцующих гостей с фортепьяно, скрипкой и трубой на сцене. Замечательно и то, что молодожены дали работу, кусок хлеба, людям, а не роботу и железному ящику, способному издавать звуки.
Рэй Брэдбери — замечательный писатель-фантаст, наделенный пророческим даром, написал давным-давно рассказ под названием «Детская комната». Заботливые «предки» в этом рассказе помещают своих детишек в виртуальное пространство, заселенное хищным зверьем. Пространство вдруг становится реальным, родители попадают в детскую комнату и становятся жертвой хищников. 
Недавно вспомнил еще об одном рассказе Брэдбери. Шла любопытная передача «Культурная революция», где спорили о подлинной сущности художественного наследия. Посредственный живописец, чьи работы больше походили на раскрашенные фотографии с пошлым сюжетом, не только сразу же объявил о своей собственной гениальности, но заявил, что Джоконда великого Леонардо — портрет никуда не годный, а сам Да Винчи ничего не смыслил в своем деле. С критиком спорили по делу, остроумно, едко, но никто не вспомнил рассказ великого фантаста, в котором толпы дикарей из будущего сжигают остатки прежней культуры человечества. Толпа топчет костер, и только одному малышу удается спасти от огня обрывок картины. Ночью, в пещере, при свете факела, он разжимает кулак и видит на ладони улыбку Моны Лизы.

В тот вечер заурядный, «раскрученный» московский художник выступил как глашатай той безумной толпы из рассказа, топчущей остатки полотен великих мастеров прошлого. Следует, правда, добавить, что на том аутодафе могли быть не только художественные произведения, но и образцы технического прогресса. Дикари в пещерах решительно отказались от всего наследия, приведшего, как им показалось, род людской к ядерной зиме. Но в рассказе «Улыбка» американский писатель решительно противопоставляет шедевр Леонардо штамповкам конвейера. 
И здесь прослеживается очевидная закономерность: чем значительней зависимость человека от безликой продукции фабрик и заводов, тем меньше он нуждается в личностном начале, в оригинальных творениях мастеров. Понятия ремесла и таланта одновременно исчезают и в столярном деле, и в писательском мастерстве.

Видимо, человек отличается от животного еще и тем, что способен экспериментировать над самим собой. Нам только кажется, что основным материалом для опытных исследований ученых служат мыши, собаки или обезьяны. Нет, и здесь человек распластан на лабораторном столе, мозг его препарируется, облучается, пересаживается... А он, как под анестезией, не замечает этих манипуляций научного прогресса над его сущностью. И не будет замечать до тех пор, пока виртуальное пространство, как в рассказе Брэдбери, не станет хозяином над его мозгом, над его волей и над его жизнью, пока не будет завершен успешно начатый процесс расчеловечивания человека. Ну, а следующим этапом «технического прогресса» станет костер из чудом уцелевших шедевров живописи, пещера и ладонь малыша с улыбкой Джоконды. Но это в лучшем случае.

Комментариев нет:

Отправить комментарий