среда, 27 августа 2014 г.

ФИНЛЯНДИЯ ХОЧЕТ В НАТО

Фото: AP
Финляндия намерена подписать договор о сотрудничестве с НАТО на новом уровне

Президент Финляндии призвал Евросоюз сфокусировать внимание на расходах на оборонную сферу на фоне эскалации кризиса в Украине. Среди стран-членов ЕС Финляндия имеет наиболее протяженную границу с Россией.

Президент Финляндии Саули Нийнисте заявил, что вступление в НАТО остается возможным вариантом действий его страны, после того как премьер-министр Александр Стубб раскритиковал Россию за незаконное вторжение в Украину, передает Bloomberg.
"Россия нарушила международное право, - сказал во время выступлении в Хельсинки Стубб. - Мы не можем торговать территориальным суверенитетом. Россия поступила неправильно. Мы уже достаточно насмотрелись на решение вопросов на этом континенте путем применения силы".
Политика Европейского союза в сфере безопасности и обороны не оправдала ожиданий Финляндии, добавил Нийнисте. На следующей неделе на саммит НАТО, одной из ключевых повесток дня которого будет украинский вопрос, отправится крупная финская делегация во главе с президентом скандинавского государства.
 
Глава Финляндии разочарован политикой ЕС в сфере безопасности и обороны (фото: АР)
Президент Финляндии призвал ЕС сфокусировать свое внимание на расходах на оборонную сферу на фоне эскалации кризиса в Украине. В отличие от своих прибалтийских соседей, Финляндия до сих пор не входит в состав НАТО. Генерал Ярмо Линдберг, командующий силами обороны Финляндии, заявил в интервью в этом месяце, что Европа должна быть готова к внезапному ухудшению ситуации на ее восточной границе.
Среди стран-членов Евросоюза Финляндия имеет наиболее протяженную границу с Россией. Российские самолеты, как минимум, четыре раза в этом году нарушали воздушное пространство финского государства, отмечает издание.
Как сообщил министр обороны Финляндии Карл Хаглунд, страна планирует подписать с военным блоком в ходе саммита договор о "качественно новом сотрудничестве", передает Росбалт со ссылкой на финское издание Helsingin Sanomat.
Суть усиления сотрудничества и участие Швеции
Швеция также подпишет аналогичное соглашение. Министр обороны страны Карин Энстрем заявила газете Svenska Dagbladet, что правительство может поддержать соответствующее решение уже завтра.
Соглашение предполагает, что силы реагирования НАТО получат право проводить учения в Финляндии, а государство обязуется решать технические и логистические задачи, в частности, обеспечивать военнослужащих продовольствием и боеприпасами.
Кроме того, силы реагирования НАТО могут быть направлены в Финляндию в случае возникновения кризисной ситуации. На фоне украинского кризиса среди жителей Финляндии с 22 до 26% выросло число сторонников членства страны в альянсе.
Напомним, Россия не получила приглашения на саммит НАТО в Уэльсе, который будет посвящен в том числе пересмотру отношений стран альянса с Москвой.

КОЛОНКА АВТОРА 27 августа



Мой отец, светлая ему память, считал себя человеком современным, далеким от религиозных "предрассудков". Он говорил так: "Помнишь, сынок, у Лермонтова, гениальные строчки: "Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу". Пустыня внемлет, песок, камни, деревья, звезды на небе. А я вот не внемлю, и ничего тут не поделаешь".

Теперь я понимаю, что он обманывал этими словами себя и меня. Отец не мог жить без природы. Сколько я помню, он каждый выходной день тратил на длительные прогулки по лесу. Возвращался поздно вечером в каком-то просветлении, сразу же садился за пианино, играл что-то свое, навеянное общением с лесом.

Он никогда не говорил: "Я хожу по лесу, я гуляю в лесу, я собираю грибы и ягоды". Он говорил: "Я брожу по лесу. Я сегодня бродил по лесу в Смолячково". 
Я сердился на отца за эту высокопарность. "Бродят бродяги, - говорил я. - А ты доктор на отдыхе". Сердился и на то, что он и в самом деле не умел собирать грибы и ягоды. В те годы я понятия не имел, что отец мой бродил по лесу в молитве. Природа была его храмом, в котором он, атеист, был весь во власти Всевышнего. Теперь я понимаю это, и думаю с болью, что не смогу сказать отцу о своем понимании тайного смысла его слова "брожу".

Спросил однажды у одного большого знатока Каббалы, как осилить науку молитвы.
Он посмотрел на меня удивленно.
- Ты молишься, - сказал он. - Каждый день и даже неоднократно.
- Мне лучше знать, - раздраженно отозвался я. - Молюсь я или нет.
- Откуда ты можешь знать это, если не знаешь, что такое молитвы, - улыбнулся знаток Каббалы.
Тогда я решил, что все усложняет этот человек, как и положено это делать ученому мужу, большому специалисту по иудаике.
Тогда, правда, вспомнил слова рабби Нахмана из Брацлава: "Превратите мои истории в молитвы. В молитвы - не в реликвии".

"Мои истории". Подумал, что тоже пробую сочинять что-то. Как правило, выписываю путанные, неуклюжие тексты, но иной раз что-то получается. Может быть, как раз эти мои истории и есть молитвы.

Может быть и само искусство, подлинное, конечно, а не суррогаты - молитва, обращенная к Всевышнему. Даже атеист, достигнув высот мастерства, пробует в творчестве своем приблизиться к Богу. Впрочем, атеист и художественное творчество высочайшего класса - понятия несовместные.
Что музыка без веры в Творца, поэзия или живопись? Стихи Верлена, живопись Шагала, музыка Моцарта - все это формы молитвы.
У Авраама Хешеля я прочел: "В основе поклонения Богу лежит ощущение чуда повседневного существования. Не может быть ни поклонения, ни ритуала без восприятия бытия, как таинства".

"Бытие, как таинство". Без этого никакое искусство невозможно. Значит, вера и творчество связаны воедино, и молитва - неизбежное следствие этой неразрывной связи.
Кто знает, может само слово в д о х н о в е н и е - от слов "вдох" и "душа". Лишь вдохнувший душу, дар Божий, способен художником быть.

Думал всегда, что без гордыни людской, греха первейшего, никакое творчество невозможно. Не вера, а вызов Богу, брошенная перчатка, приглашение на поединок - превращают обычного человека в художника.

Верно, но разве не поединок с Творцом - основная форма нашей, иудейской веры. Евреи - дети Иакова - богоборца. Израиль - народ, принявший Всевышнего для полного подчинения Ему, но и для борьбы с ним.

Так я думал в простоте душевной и все-таки в глубине этой самой души подозревал, что формулировкам моим не хватает точности и объема знаний. Стал копаться во всей доступной литературе, полагая, что, как раз, в наследии рабби Нахмана, правнука Бешта, и найду необходимое.
Нашел, как будто то, что подтверждало мои мысли: "Праведник повинуется слову Божьему. Это следует читать иначе: праведник создает слово Божье".

Читал притчи рабби Нахмана, пересказанные его другом - Натаном, о принцах и царях, о Мессии и небе- Мудрец из Брацлава шел к бессмертию, игнорируя понятие времени и места. Он все делал, чтобы "уйти" при жизни в Космос, в бесконечность мироздания. Но все это было обычно не только для религиозного авторитета, но и для талантливого художника. Вот и гордыню, необходимую художнику, я встретил в творчестве рабби Нахмана: "В сущности у меня имеются все достоинства и признаки Мессии, кроме одного: он явится, а я - нет".
Скромная, конечно, гордыня, высказанная в шутливой форме, но все-же-
Нет, это было не то. Я не мог найти ответ на свой вопрос о сущности молитвы. И вдруг, совершенно неожиданно, в неожиданном месте и в книге, от которой мало что ожидал, нахожу удивительные слова рабби Нахмана: "У каждого пастуха есть своя мелодия, связанная с той местностью, где он пасет свой скот, и травами, которые растут там, ибо у каждой травинки своя песня. Из песен этих и слагается напев пастуха".

"Песня, напев" - произнес когда-то рабби Нахман - не молитва. И все-таки, есть ли различие между этими понятиями. Человек - творение Всевышнего точно в такой же мере, как и трава, и цветы, и деревья и животные?
Нет, конечно же, это не совсем так. Адама создал Творец пастухом над всем, созданным прежде, - сторожем. " И взял Бог Всесильный человека и поместил его в саду Эдена, чтобы возделывать его и хранить его".
Травы не молятся, травы поют, но обязанность пастуха - слышать эту песню. Песню волн моря и камня в пустыне, песка речного, и песню звезд, потому что все это - Сад, над которым поставлен человек сторожем.
Вот, вот она - сущность молитвы, невозможной без особого слуха и зрения, без особого чувства мира, тебя окружающего. 
Наша молитва нужна Всевышнему, как и песня трав. Есть эта песня, значит и человек жив, существует и исполняет свои обязанности. Причем, трав должно быть много. От одной травинки не соберешь слова своей песни, своей молитвы.
Именно той молитвы, которая необходима для веры в Бога Авраама, Ицхака и Иакова - молитвы "бродяги".

У рабби Нахмана сказано: "У каждого пастуха есть своя мелодия, связанная с той местностью, где он пасет свой скот". Мудрец из Брацлава мечтал, конечно же, о возвращении в Иерусалим, но "мелодию пастуха" связывал с любой местностью, в которой приходилось жить еврею.
Отсюда и возможность молитвы среди любых трав: богатых, напоенных влагой и редких, слабых, выжженных горячим солнцем. Да и нужна ли сама трава еврею - пастуху и бродяге. У льдов Арктики или вод океана - тоже своя песня. Главное - слышать ее.

"Мы живем, под собою не чуя земли", - писал Осип Мандельштам. В этих словах ужас великого поэта перед глухотой, утратой чувства природы, а, значит, и возможности молитвы.
Помню тот момент, когда до конца, так мне казалось, понял отца. 
Ночь. Буря на море. Огромные волны, с ревом и как сказочные чудовища, атакуют берег. Стою на песке пляже, не в силах пошевелиться. Не могу понять, что происходит со мной, почему этот мир бури "утопил" меня в себе? Почему накат волн, небо, звезды - все это вошло в меня, полностью заполнило все живое во мне, подчинив мой мозг и душу каким-то своим, неведомым мне прежде, законам.
Вот я стоя на берегу: человек немолодой, опытный, трезвый, прошедший, как будто, все соблазны, придуманные для человека Сатаной, - и ничего не могу противопоставить гипнотическим пассам обезумевшего моря, магии звезд и призрачных огней на близкой набережной Тель-Авива.

Мне вдруг показалось, что это кто-то другой, а не я, стоит на берегу, и этот другой намного лучше, мудрей меня самого. Он -то уж точно знает, зачем живет на этом свете и способен воспринимать мир его окружающий, как настоящее чудо.
Прежде я не знал, что такое раздвоение личности, считая подобное - признаком безумия. Тогда же, у моря, ощутил раздвоение это, как норму, а единство души и тела, как состояние временное, иллюзорное и даже обманное.
Я стоял у моря и молился, не вспоминая о Бладыке мира, но весь я был в Его власти, и разговаривал с Ним так, будто стоял Он рядом со мной, на все еще теплом песке пляжа.
Ночь не была тихой, но пустыня внимала Богу, и я был частью этой пустыни- 
Запел звонок пелефона, но это была совсем другая песня, никакого отношения к песне звезд и трав не имеющая. Тут -то и вернулся я к себе самому, превратившись в одно целое, живущее по простым законам переваривания пищи и движения, продиктованного ритмом, заведенного чужой рукой метронома, пущенного, с заранее определенной целью.
Прошли минуты молитвы - минуты свободы.
- Да, - сказа я в трубку. - Сейчас иду. Ты когда будешь?
Я поворачиваюсь спиной к морю, ухожу к набережной, к автомобилям, один из которых остановится, чтобы подобрать меня.
Время песни и молитвы прошло. И это правильно. Нельзя слишком долго жить на вдохе. Так человек устроен. Ему необходимо дышать: размеренно и спокойно, вентилируя легкие, обогащая кровь кислородом-
При первой возможности иду к морю, пробуя вернуть себя в то, удивительное и волшебное состояние. Замираю на берегу, закрыв глаза, пытаюсь услышать песню волн и песка. Я знаю, что только тогда смогу произнести слова молитвы.

КАКОЕ СЧАСТЬЕ ЖИТЬ В РОССИИ



Какое счастье жить в России!
Игорь Иртеньев
  
Какое счастье жить в России! 
Где золотые купола, 
Где ходят круглый год косые, 
Опохмелённые с утра. 
 
Не передать, какое счастье, 
Когда народа президент 
Нам в телевизор скажет: -Здрастье! 
Мы вводим войск наш контингент. 
 
Он говорит нам про Аляску, 
Про Ригу, Таллинн и Берлин! 
Про финнов, про заботу, ласку 
Для наших русских сиротин.
 
Они нас ждут в краю далёком, 
В гнилой Европе, как в тюрьме. . 
Мечтают о родном высоком, 
Мы не оставим их в беде! 
 
У нас, где яхты золотые, 
Дворцы, Рублёвка и бюджет. 
И губернаторы крутые -
Таких в Европах просто нет. . 
 
Поможем нашим патриотам! 
Пройдём на танках сквозь бордель, 
Покажем разным идиотам, 
Что нет сильней, Ванюш-Емель. 
 
Какое счастье, вскинув руку, 
Воскликнуть: -Милый президент! 
Мочи в сортирах наших суку-
Мы одобрямс в любой момент! 
 
Мы одобряем ваши яхты, 
Оффшоры, "Челси" и дворцы. 
И восклицаем: -Ах ты! Ах ты. . 
Хохлы-Бандэры -подлецы! 
 
Олимпиаду и распилы, 
В лапшу порезанный бюджет. 
Всего народа кинем силы, 
На золотой ваш туалет. 
 
Вы, будто раб, на тех галерах, 
Гребите дальше, наш родной! 
Вы преуспели в разных сферах -
Мы подгребаем всей страной! 
 
Вы были лётчиком, артистом, 
Летели с стаей журавлей, 
Подводником, артиллеристом,
И комбайнёром всех полей! 
 
Объединили всю Россию, 
Поставив на патриотизм. 
Москву и всю периферию, 
Связав в российский шовинизм. 
 
Вас будут помнить очень долго 
Во все грядущие века, 
Все, кто родится, будут - Вовкой -
В честь президента из ЧеКа.
 
Мы счастливы! Вы знали точно, 
Что жаждет русская душа. 
Вы президент страны бессрочно! ! 
О, боже! Правьте не спеша! 
 
Мы просим вас, живите вечно, 
Всё ваше- реки и моря! 
И очень просим вас, конечно, 
Построить нам концлагеря!

Интересно, что и в Израиле поэт жить не хочет. Интересно, где он найдет "тихую гавань". 

10 ОДЕССИТОК

10 одесситок, чьи имена вошли в историю

В преддверии Международного женского дня ТАЙМЕР вспомнил об одесситках, известных далеко за пределами нашего города и страны.
Чьи-то имена вы знали, чьи-то, возможно, услышите впервые, но поверьте, они того заслуживают!
Елизавета Воронцова, урождённая Браницкая. Жена новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Воронцова, статс-дама, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, адресат многих стихов Александра Пушкина.
По свидетельствам современников, «всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко понять, как такие люди, как Пушкин, герой 1812 года Александр Раевский, многие и многие другие, без памяти влюблялись в Воронцову».

 

Воронцова объединила благородной идеей помощи страждущим самых достойных женщин Одессы. Она более 20 лет возглавляла Одесское женское благотворительное общество, сделала множество пожертвований в пользу бедных. Детищем Елизаветы Воронцовой долгие годы оставался Михайло-Семёновский сиротский дом, построенный ею в память мужа, Михаила Воронцова. За свою общественную деятельность Воронцова была удостоена ордена святой Екатерины I степени.
Скончалась Елизавета Воронцова в возрасте 87 лет. Её похоронили рядом с прахом мужа в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Одессы, после уничтожения которого их саркофаги были разграблены, а тела выброшены на кладбище в Красной Слободке.
В 2005 году состоялась церемония перезахоронения четы Воронцовых в нижнем храме возрождённого Спасо-Преображенского собора.



Елена Демидова, княжна из рода Демидовых – Сан-Донато. Дочь государственного деятеля, благотворителя Павла Демидова. В Одессе Елена Демидова жила в имении на Французском бульваре (территория нынешней Одесской киностудии, здание Музея кино).


 

С особняком Демидовых связана легенда: юную Елену посватали за телеграфиста железной дороги, у которого до помолвки была невеста с Молдаванки, которая решила отомстить княжне. Девица пришла в дом Елены, известный своей благотворительностью, как посетительница и плеснула кислоту в лицо хозяйки. Изуродованная Елена пыталась повеситься в домовой церкви, но её спасли. Родители отправили к сестре, известной благотворительнице во Флоренции, где Елена организовала приют для сирот. Благодарные флорентийцы установили ей памятник из белого мрамора на одном из мостов города.
На самом деле представить себе дочь такой семьи, просватанную за телеграфиста, просто смешно. Елена Демидова была дважды замужем, у неё было двое детей. Её первый муж — граф Александр Шувалов, в 1907 году они развелись, в том же году Елена Павловна вышла замуж за политика, депутата Государственной Думы Николая Павлова.
Существует лишь одна фотография Демидовой, где Елена в профиль, так что вполне возможно, что одна сторона её лица действительно сохранила следы мести.

 

Один из самых значимых поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик — одесситка Анна Ахматова.
Родилась Анна, урождённая Горенко, 11 (23) июня 1889 года на 11-й станции Большого Фонтана, в семье потомственного дворянина. Через год семья переехала в Царское Село.
«Родилась я на даче Саракини (на самом деле, Сорокини — Ред.).... Дачка эта (вернее, избушка) стояла в глубине очень узкого и идущего вниз участка земли — рядом с почтой. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю», — писала Ахматова.
Ни эта дачка, на 11-й станции, ни дом семьи на пересечении Кузнечной и Спиридоновской, не сохранились.
Ахматова — своеобразный символ эпохи, она пережила расстрел мужа, поэта Николая Гумилёва, смерть в лагере второго спутника её жизни — искусствоведа Николая Пунина и 10-летнее заключение единственного сына — Льва Гумилёва (великий историк-этнолог). Она видела все ужасы двух мировых войн, блокадного Ленинграда, её творчество подвергалось гонению и цензуре. Умерла Анна Андреевна в 1966 году, в Домодедово.

 

Звезда немого кино Вера Холодная. Прожила она 26 лет, из них лишь четыре снималась в кино, из более 50 фильмов с её участием сохранились только пять.
Имя Веры Холодной навеки связано именно с нашим городом, здесь она похоронена, хотя и родилась Вера (в девичестве Левченко) в Полтаве, в 1893 году. Её визитная карточка — образ красивой, печальной женщины с глазами библейской мученицы.


 

У неё были откровенно «красные» взгляды, при этом Холодная оказывала значительное влияние на начальника штаба союзных войск на юге России Анри Фрейденберга.
Обстоятельства её смерти (1919 год) окутаны тайной: существует несколько версий, от «испанки» (пандемия гриппа) — это официальная причина — до отравления деникинской контрразведкой либо французскими войсками. Отпевали Веру Холодной в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Её тело было похоронено в часовне на Первом христианском кладбище Одессы, где гроб с телом оставался до разрушения кладбища в 1933 году, когда тело актрисы пропало. Её могилы не существует, но осталась память о самой Вере. И это не только фильмы, но и песни Вертинского (самая известная, пожалуй, «Ваши пальцы пахнут ладаном»), а также слухи о её смерти. 


Памятник Вере Холодной в Одессе

Современница Анны Ахматовой и Веры Холодной — Вера Инбер, поэтесса и прозаик, лауреат Сталинской премии.
Родилась Вера Инбер (урождённая Шпенцер) в 1890 году в Одессе. Её отец был владельцем типографии, мать — учительница русского языка и заведующая казённым еврейским девичьим училищем — родная сестра отца Льва Троцкого. Соответственно, Вера — двоюродная сестра «великого и ужасного».
Творческий багаж Веры Инбер обширен: сборники стихов, поэмы, проза, воспоминания, эссе, переводы.
Её первую книгу похвалил сам Блок, её имя вскользь упомянул сам Бунин в «Окаянных днях», ей посвятил колкую и неоднозначную эпиграмму сам Маяковский. Её изящные, ироничные, немного вычурные стихи были популярны. Несколько лет Вера Инбер с мужем провели за границей, во Франции и Швейцарии, потому, вернувшись в родной город, она считалась знатоком моды и её законодательницей. Поэтесса выступала с лекциями о модной одежде для одесских женщин.


 

Её литературной судьбе помешало и происхождение, и родство с Троцким. Вера Инбер старалась выглядеть благонамеренным советским писателем, потому от пряных, декадентских стихов она перешла к восторженным описаниям быта заключённых, прокладывающих Беломорско-Балтийский канал. Творения Инбер в зрелом возрасте соответствовали всем постулатам социалистического реализма, но были совершенно неискренними. Несмотря на охоту на троцкистов, она получила «Знак Почёта» от Сталина, а после опубликования написанной в блокадном Ленинграде поэмы «Пулковский меридиан» — и Сталинскую премию.
Легендарная авантюристка еврейского происхождения, королева преступного мира Софья Блювштейн, известная под прозвищем Сонька Золотая Ручка, не была женщиной сногсшибательной красоты, однако в неё влюблялись мужчины высшего света и тюремщики, её образ вдохновлял режиссёров, музыкантов и писателей.
Хотя и родилась, и умерла Соня не в Одессе, имя её ассоциируется исключительно с нашим городом — именно здесь эта женщина, обладавшая даром артистизма и театрального перевоплощения, можно сказать, творила. По официальным судебным документам, она родилась в 1846 году в Варшавской губернии.
«Рост 153 см, худощавая, лицо рябоватое, волосы русые, карие подвижные глаза», — гласят документы полиции. В Европе она представлялась то баронессой, то графиней, при этом никто не сомневался в её благородном происхождении.


 

Софья организовывала крупномасштабные кражи, известные благодаря авантюрному компоненту, склонности к мистификации и театральной смене её облика. Её неоднократно задерживала полиция разных государств. Соню арестовали в Одессе, но она сбежала с каторги и вновь принялась за своё ремесло, после следующего заключения ещё три раза она пыталась совершить побег.
Смерть этой женщины тоже окутана тайной: по слухам, она умерла в тюрьме. Однако есть легенда о том, что смертельно больная Блювштейн сбежала в очередной раз, а срок отбывало подставное лицо. Эта версия появилась потому, что во время нахождения Соньки на каторге в Европе произошла серия краж с её почерком.
Одесситы верили, что Золотая Ручка жила в нашем городе тайно и рассказывают, что видели её на Дерибасовской в 1921 году, когда расстреляли её любовника. А ещё рассказывают, что свои последние дни женщина провела в Москве, у своих детей.
Антонина Нежданова — русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка СССР, доктор искусствоведения. Родилась в 1873 году в селе Кривая Балка близ Одессы.
Её легендарное искусство восхищало не одно поколение слушателей.
«Уникальная красота, очарование тембров и интонаций, благородная простота и искренность вокализации, дар перевоплощения, максимально глубокое и полное постижение замысла и стиля композитора, безукоризненный вкус, точность образного мышления — вот свойства таланта Неждановой», — отмечали критики.
Бернард Шоу подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет — для того, чтобы я услышал лучшее из творений — Нежданову».
Константин Станиславский писал ей: «В Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. Вы, как птица, поёте потому, что Вы не можете не петь».


 

Нежданова — первая вокалистка, окончившая Московскую консерваторию с золотой медалью, до 1948 года она была солисткой Большого театра, где создала ряд незабываемых образов в русских операх: Людмила, Волхова, Татьяна, Снегурочка, Шемаханская царица, Царевна-Лебедь…
С 1936 года Антонина Нежданова была преподавателем Оперной студии Большого театра, а затем — в Оперной студии имени Станиславского. С 1944 года — профессор Московской консерватории. Умерла в 1950 году. Её именем названа Одесская консерватория.
Нина Онилова — командир пулемётного расчёта 54-го стрелкового полка, 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии Крымского фронта.
Родилась в 1921 году, в селе Новониколаевка, ныне Фрунзенский район Одесской области, в крестьянской семье. Рано осиротела и воспитывалась в одесском детском доме, работала швеёй на трикотажной фабрике.
В августе 1941 года в боях под Одессой пулемётчица нанесла противнику значительные потери, была тяжело ранена. За оборону Одессы была награждена орденом Красного Знамени.
В 1942 году участвовала в обороне Севастополя, в ходе которой уничтожила две пулемётные точки противника, а 1 марта в одиночку отбивала атаки врага. Нина Онилова получила тяжёлое ранение и умерла в ночь на 8 марта 1942 года. Старшему сержанту Ониловой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


 

Боевые товарищи описывали Нину как живую, смеющуюся девушку, певунью. Известно недописанное письмо Ониловой, адресованное актрисе, игравшей Анку в кинофильме «Чапаев», где написала такие слова: «Когда защищаешь дорогую, родную землю и свою семью (у меня нет родной семьи, и поэтому весь народ — моя семья), тогда делаешься очень храброй и не понимаешь, что такое трусость».
Имя Ониловой носит Севастопольская швейная фабрика, а также, улицы в Одессе и Севастополе. 
Кира Муратова, урождённая Короткова — режиссёр, сценарист, актриса. Народная артистка УССР. Родилась в 1934 году в городке Сороки (Румыния). Окончила режиссёрский факультет ВГИКа. В 1961 году стала режиссёром на Одесской киностудии.
Дебютировала в 1962 году, поставив совместно со своим будущим мужем Александром Муратовым короткометражный фильм «У Крутого Яра». Её интересовала прежде всего нравственная проблематика современников и неоднозначные человеческие характеры.


 

Из-за скандалов с руководством Одесской киностудии Кира уехала в Ленинград. Среди наиболее известных её работ — «Перемена участи» и «Астенический синдром», который получил специальный приз жюри «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля и кинопремию «Ника». В фильмах Киры Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Георгий Делиев, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова. 
Лариса Долина — советская и российская эстрадная джазовая певица, актриса. Народная артистка России. Родилась Лариса в 1955-м в Баку. Когда ей было три года, семья переехала в родной город родителей, в Одессу. Семья была очень небогатой: отец — стекольщик на стройке, мама — машинистка. 


«Мы жили в сыром подвале. В самом жутком из тех, что мне только довелось видеть. Причём это была не отдельная квартира, а коммуналка, где, кроме нас, жили ещё 20 человек», — вспоминает Долина. И ей, и семье, удалось вырваться из этого кошмара. 

Солистка многих известных музыкальных коллективов, именно она пела знаменитую песенку «Три белых коня» в кинофильме «Чародеи», её голос звучит более чем в 70 художественных и анимационных фильмах.


 

Лариса всегда тяготела к джазу, но эту музыку в Советском Союзе не понимали. Перейдя на «попсу», эта женщина заслужила такую популярность, что не только завоевала право петь джаз, но и принесла его, как говорится, в массы. Она пела вместе с такими акулами «чёрного» джаза, как Эл Джерро и Джордж Дюк, выступала с Глорией Гейнер, исполняла классические джазовые произведения Гершвина вместе со знаменитым пианистом Денисом Мацуевым.
Лариса Долина приняла участие во множестве конкурсов, где получила немало призов и наград, а впоследствии была членом жюри почти всех престижных вокальных конкурсов. 
Конечно, составление подобных списков — дело неблагодарное, есть ещё далеко не один десяток известных женщин, которые с гордостью говорят «Я — одесситка!» и чьими именами Одесса может по праву гордиться.
Автор: Анна Левченко

ПОНЯТЬ РОССИЮ

                                                  Москва 1989 год.

Для этой цели необходимо вспомнить, что случилось с ней на рубеже 90-х годов прошлого века. 70 лет народы СССР, во главе с народом русским, строили коммунизм. Весь мир был слеп и загнивал, а они зрячи, полны сил и шли вперед: к светлому будущему. Весь мир был корыстен, пошл, полон мещанского духа. И только граждане СССР шли по дороге великих свершений и веры в рай на Земле. Это была эйфория имперского, мифического сознания, взлелеянная ратными победами. Злокачественная эйфория  длиной в 70 лет.
 Нет, многие, конечно, догадывались, что пора прощаться с иллюзиями, но в глубине души надеялись, а вдруг!
 И ВДРУГ все рухнуло и оказалось, что все эти годы банда проходимцев никуда никого не вела. И три сотни миллионов людей были обмануты, как жалкие лохи. И все эти жертвы: голод, нищета, кровь – все зря. И никакого светлого будущего нет и быть не может. И враги вовсе не загнивали и погибали, а просто жили, шли вперед и ушли так далеко, что придется смириться с участью придурка и неудачника.
 Это было бескровным, тихим поражением, а от того еще более унизительным. Держава все еще была империей, а кормилась «ножками Буша» и гуманитарной помощью. Экономическое банкротство усугублялось идеологическим крахом.
 Кому-то поражение казалось победой, новой революцией на пути к прогрессу. Запоздалым приветом из Европы времен Великой Французской Революции. Кому-то померещилось, что вот  теперь и раскинется перед страной эта нормальная дорога к свободе, равенству и братству. Что такое 70 лет ошибок и заблуждений по сравнению с вечностью и тысячелетней историей России?
 Наивные либералы не учли человеческий фактор: поколениям победителей не так легко признать себя поколениями побежденных. Китайцы оказались хитрее, сохранив мумию Мао. Но у китайцев всегда был Конфуций и умение прощать и терпеть. Они твердо знали, что ломать - не строить. Совсем не то произошло на «шестой части суши». Империя не распалась. Она разбилась вдребезги. Революция, как это было всегда, превратилась в «бунт – бессмысленный и беспощадный». Победа в поражение и новое унижение. Россия с таким же безнадежным азартом принялась  строить капитализм, как совсем недавно строила коммунизм, а члены богоборческой партии язычников стали крестить лоб. И на этот раз оказалось, что скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается – наступило еще одно чудовищное унижение – дефолт 1998 года…. И вдруг Бог сжалился над Россией, подарив ей клад: стремительно возросшие цены  на нефть и газ. Именно тогда Россия и стала подниматься с колен. И почти 16 лет медленного подъема не могли не кончиться рывком возможного реванша, за все поражения и унижения, пережитые народом.
 Россия вновь показалась себя сильной и даже могучей, способной отомстить за все благодеяния, за талоны на сахар и водку, за "ножки Буша", за высокомерие с «барского плеча» бывших врагов. Появилась возможность отомстить за вынужденную слабость, за унизительность позы с протянутой рукой. Отсюда пересмотр истории, истерика думских запретов, вся эта мелочная месть от «закона Димы Яковлева» до закрытия «Макдональдсов».  Отсюда и «мелкие» войны последнего времени. Отсюда и враги за бугром и «пятая колонна» внутри страны. Россия снова хочет быть великой и могучей. Снова желает полагаться только на себя. И это так понятно. Сытый Запад, по сути, совершил ту же ошибку, которую совершили союзные державы в 1918 году, унизив и растоптав Германию.
 Можно говорить разные слова, в поисках добра, истины и справедливости. Можно привычно жонглировать  понятиями добра и зла. Можно вести до бесконечности пропагандистские войны. Все это не станет лекарством, не сможет излечить симптомы массового психоза реванша.

 Россия сегодня – это не капризный ребенок, который требует вернуть ему старые игрушки, давно истлевшие на помойке. Россия искренне убеждена в нетленности своих ценностей.
 В истории не бывает чудес. Эта дама всегда жила и живет по одним и тем же  законам. Россия сегодня дышит реваншем,  местью,  попыткой вернуть себе утраченное величие. Россия хочет, чтобы ее боялись и уважали, как это было на протяжении многих сотен лет. У России, несмотря на все потери, сохранился джокер в кармане – ядерное оружие.

 Хватит у лидеров Запада ума, хитрости и такта не толкать Россию, а позволить ей и в самом деле сделать вид, что она снова твердо стоит на ногах – все обойдется без чудовищных потрясений. Нет – мир снова застынет на пороге трагедии, способной затмить все несчастья, бывшие с человечеством прежде.

ЖВАНЕЦКИЙ ПРИЕХАЛ В КИЕВ


 Михаил Жванецкий приехал в Киев.

  Известный российский сатирик приехал в Киев.

Снимать Михаила Жванецкого на сцене можно только в первые пять минут.
Чувствовалось, что и сам он, выходя к публике, немного скован и напряжен. Нервно открывал свой знаменитый портфель, доставал из него
рукописные листы, раскладывал их на столе, пишет «Комсомольская правда».

И первые слова после встречных аплодисментов писатель сказал даже как-то с грустью:

«Вот я и приехал в такую родную враждебную страну… Но меня не надо бояться - я давно отключил радио и телевидение, поэтому добр и весел…

После почти двухчасового концерта зал аплодировал стоя, зрители несли цветы и поздравляли Жванецкого с прошедшим недавно 80-летием. И как обычно народ обсуждал самые яркие цитаты из выступления».

Издание приводит некоторые из них:

- То, что при демократии печатается, при диктатуре говорится. При диктатуре все боятся вопросов, при демократии - ответов. При диктатуре больше балета и анекдотов, при демократии - поездок и ограблений. При
диктатуре могут прибить сверху, при демократии - снизу, при порядке - со всех сторон.

- Есть три пути развития: стоять на месте, лежать на месте и наш - лежать на правильном пути.

- Украинцы и грузины, как молодожены, - хотят жить одни. А россияне, как родители, - хотят жить с ними.

- Чиновник! Всегда помни, что ты взяточник! Тебе потом напомнят, но поздно будет… Бизнесмен, всегда помни, что ты мог тихо уехать из этой
страны. Когда тебе об этом напомнят - хрен ты оттуда уедешь… Политик, всегда помни: наши люди пьют из чувства протеста. Как только пить
перестанут, ты не спасешься!

- Самая страшная месть - это прощение.

- Твой ребенок - первый человек, который от тебя полностью зависит, а ты не сможешь им руководить.

- Есть свидетельство о рождении. Есть свидетельство о смерти. А где свидетельство о жизни?

- Если на одну чашу весов положить случайные связи, а на другую - хороший коньяк, я бы выбрал… Постой, а зачем их класть на разные чаши?

- Я был здоровым и думал: умру, когда захочу. А теперь понял: меня могут и не спросить.

- Пьеса закончилась на час раньше спектакля.

- Отец говорил мне: не спеши - и все сбудется. Все сбылось - я уже не спешу.

- Это аптека? А против детей постарше у вас есть что-нибудь?

- У тебя диабет, тебе нельзя сладкого - оставь эту женщину!

- Когда уходит любимый человек, говорят: «Время лечит». Но когда оно вылечит - уйдет и время.

- За что я вас люблю, киевские зрители, так это за полное взаимопонимание, потому что ничего страшнее нет того, когда муж ходит
за женой и умоляюще говорит: «Ну я же пошутил…»