среда, 27 августа 2014 г.

10 ОДЕССИТОК

10 одесситок, чьи имена вошли в историю

В преддверии Международного женского дня ТАЙМЕР вспомнил об одесситках, известных далеко за пределами нашего города и страны.
Чьи-то имена вы знали, чьи-то, возможно, услышите впервые, но поверьте, они того заслуживают!
Елизавета Воронцова, урождённая Браницкая. Жена новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Воронцова, статс-дама, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, адресат многих стихов Александра Пушкина.
По свидетельствам современников, «всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко понять, как такие люди, как Пушкин, герой 1812 года Александр Раевский, многие и многие другие, без памяти влюблялись в Воронцову».

 

Воронцова объединила благородной идеей помощи страждущим самых достойных женщин Одессы. Она более 20 лет возглавляла Одесское женское благотворительное общество, сделала множество пожертвований в пользу бедных. Детищем Елизаветы Воронцовой долгие годы оставался Михайло-Семёновский сиротский дом, построенный ею в память мужа, Михаила Воронцова. За свою общественную деятельность Воронцова была удостоена ордена святой Екатерины I степени.
Скончалась Елизавета Воронцова в возрасте 87 лет. Её похоронили рядом с прахом мужа в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Одессы, после уничтожения которого их саркофаги были разграблены, а тела выброшены на кладбище в Красной Слободке.
В 2005 году состоялась церемония перезахоронения четы Воронцовых в нижнем храме возрождённого Спасо-Преображенского собора.



Елена Демидова, княжна из рода Демидовых – Сан-Донато. Дочь государственного деятеля, благотворителя Павла Демидова. В Одессе Елена Демидова жила в имении на Французском бульваре (территория нынешней Одесской киностудии, здание Музея кино).


 

С особняком Демидовых связана легенда: юную Елену посватали за телеграфиста железной дороги, у которого до помолвки была невеста с Молдаванки, которая решила отомстить княжне. Девица пришла в дом Елены, известный своей благотворительностью, как посетительница и плеснула кислоту в лицо хозяйки. Изуродованная Елена пыталась повеситься в домовой церкви, но её спасли. Родители отправили к сестре, известной благотворительнице во Флоренции, где Елена организовала приют для сирот. Благодарные флорентийцы установили ей памятник из белого мрамора на одном из мостов города.
На самом деле представить себе дочь такой семьи, просватанную за телеграфиста, просто смешно. Елена Демидова была дважды замужем, у неё было двое детей. Её первый муж — граф Александр Шувалов, в 1907 году они развелись, в том же году Елена Павловна вышла замуж за политика, депутата Государственной Думы Николая Павлова.
Существует лишь одна фотография Демидовой, где Елена в профиль, так что вполне возможно, что одна сторона её лица действительно сохранила следы мести.

 

Один из самых значимых поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик — одесситка Анна Ахматова.
Родилась Анна, урождённая Горенко, 11 (23) июня 1889 года на 11-й станции Большого Фонтана, в семье потомственного дворянина. Через год семья переехала в Царское Село.
«Родилась я на даче Саракини (на самом деле, Сорокини — Ред.).... Дачка эта (вернее, избушка) стояла в глубине очень узкого и идущего вниз участка земли — рядом с почтой. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю», — писала Ахматова.
Ни эта дачка, на 11-й станции, ни дом семьи на пересечении Кузнечной и Спиридоновской, не сохранились.
Ахматова — своеобразный символ эпохи, она пережила расстрел мужа, поэта Николая Гумилёва, смерть в лагере второго спутника её жизни — искусствоведа Николая Пунина и 10-летнее заключение единственного сына — Льва Гумилёва (великий историк-этнолог). Она видела все ужасы двух мировых войн, блокадного Ленинграда, её творчество подвергалось гонению и цензуре. Умерла Анна Андреевна в 1966 году, в Домодедово.

 

Звезда немого кино Вера Холодная. Прожила она 26 лет, из них лишь четыре снималась в кино, из более 50 фильмов с её участием сохранились только пять.
Имя Веры Холодной навеки связано именно с нашим городом, здесь она похоронена, хотя и родилась Вера (в девичестве Левченко) в Полтаве, в 1893 году. Её визитная карточка — образ красивой, печальной женщины с глазами библейской мученицы.


 

У неё были откровенно «красные» взгляды, при этом Холодная оказывала значительное влияние на начальника штаба союзных войск на юге России Анри Фрейденберга.
Обстоятельства её смерти (1919 год) окутаны тайной: существует несколько версий, от «испанки» (пандемия гриппа) — это официальная причина — до отравления деникинской контрразведкой либо французскими войсками. Отпевали Веру Холодной в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Её тело было похоронено в часовне на Первом христианском кладбище Одессы, где гроб с телом оставался до разрушения кладбища в 1933 году, когда тело актрисы пропало. Её могилы не существует, но осталась память о самой Вере. И это не только фильмы, но и песни Вертинского (самая известная, пожалуй, «Ваши пальцы пахнут ладаном»), а также слухи о её смерти. 


Памятник Вере Холодной в Одессе

Современница Анны Ахматовой и Веры Холодной — Вера Инбер, поэтесса и прозаик, лауреат Сталинской премии.
Родилась Вера Инбер (урождённая Шпенцер) в 1890 году в Одессе. Её отец был владельцем типографии, мать — учительница русского языка и заведующая казённым еврейским девичьим училищем — родная сестра отца Льва Троцкого. Соответственно, Вера — двоюродная сестра «великого и ужасного».
Творческий багаж Веры Инбер обширен: сборники стихов, поэмы, проза, воспоминания, эссе, переводы.
Её первую книгу похвалил сам Блок, её имя вскользь упомянул сам Бунин в «Окаянных днях», ей посвятил колкую и неоднозначную эпиграмму сам Маяковский. Её изящные, ироничные, немного вычурные стихи были популярны. Несколько лет Вера Инбер с мужем провели за границей, во Франции и Швейцарии, потому, вернувшись в родной город, она считалась знатоком моды и её законодательницей. Поэтесса выступала с лекциями о модной одежде для одесских женщин.


 

Её литературной судьбе помешало и происхождение, и родство с Троцким. Вера Инбер старалась выглядеть благонамеренным советским писателем, потому от пряных, декадентских стихов она перешла к восторженным описаниям быта заключённых, прокладывающих Беломорско-Балтийский канал. Творения Инбер в зрелом возрасте соответствовали всем постулатам социалистического реализма, но были совершенно неискренними. Несмотря на охоту на троцкистов, она получила «Знак Почёта» от Сталина, а после опубликования написанной в блокадном Ленинграде поэмы «Пулковский меридиан» — и Сталинскую премию.
Легендарная авантюристка еврейского происхождения, королева преступного мира Софья Блювштейн, известная под прозвищем Сонька Золотая Ручка, не была женщиной сногсшибательной красоты, однако в неё влюблялись мужчины высшего света и тюремщики, её образ вдохновлял режиссёров, музыкантов и писателей.
Хотя и родилась, и умерла Соня не в Одессе, имя её ассоциируется исключительно с нашим городом — именно здесь эта женщина, обладавшая даром артистизма и театрального перевоплощения, можно сказать, творила. По официальным судебным документам, она родилась в 1846 году в Варшавской губернии.
«Рост 153 см, худощавая, лицо рябоватое, волосы русые, карие подвижные глаза», — гласят документы полиции. В Европе она представлялась то баронессой, то графиней, при этом никто не сомневался в её благородном происхождении.


 

Софья организовывала крупномасштабные кражи, известные благодаря авантюрному компоненту, склонности к мистификации и театральной смене её облика. Её неоднократно задерживала полиция разных государств. Соню арестовали в Одессе, но она сбежала с каторги и вновь принялась за своё ремесло, после следующего заключения ещё три раза она пыталась совершить побег.
Смерть этой женщины тоже окутана тайной: по слухам, она умерла в тюрьме. Однако есть легенда о том, что смертельно больная Блювштейн сбежала в очередной раз, а срок отбывало подставное лицо. Эта версия появилась потому, что во время нахождения Соньки на каторге в Европе произошла серия краж с её почерком.
Одесситы верили, что Золотая Ручка жила в нашем городе тайно и рассказывают, что видели её на Дерибасовской в 1921 году, когда расстреляли её любовника. А ещё рассказывают, что свои последние дни женщина провела в Москве, у своих детей.
Антонина Нежданова — русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка СССР, доктор искусствоведения. Родилась в 1873 году в селе Кривая Балка близ Одессы.
Её легендарное искусство восхищало не одно поколение слушателей.
«Уникальная красота, очарование тембров и интонаций, благородная простота и искренность вокализации, дар перевоплощения, максимально глубокое и полное постижение замысла и стиля композитора, безукоризненный вкус, точность образного мышления — вот свойства таланта Неждановой», — отмечали критики.
Бернард Шоу подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет — для того, чтобы я услышал лучшее из творений — Нежданову».
Константин Станиславский писал ей: «В Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. Вы, как птица, поёте потому, что Вы не можете не петь».


 

Нежданова — первая вокалистка, окончившая Московскую консерваторию с золотой медалью, до 1948 года она была солисткой Большого театра, где создала ряд незабываемых образов в русских операх: Людмила, Волхова, Татьяна, Снегурочка, Шемаханская царица, Царевна-Лебедь…
С 1936 года Антонина Нежданова была преподавателем Оперной студии Большого театра, а затем — в Оперной студии имени Станиславского. С 1944 года — профессор Московской консерватории. Умерла в 1950 году. Её именем названа Одесская консерватория.
Нина Онилова — командир пулемётного расчёта 54-го стрелкового полка, 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии Крымского фронта.
Родилась в 1921 году, в селе Новониколаевка, ныне Фрунзенский район Одесской области, в крестьянской семье. Рано осиротела и воспитывалась в одесском детском доме, работала швеёй на трикотажной фабрике.
В августе 1941 года в боях под Одессой пулемётчица нанесла противнику значительные потери, была тяжело ранена. За оборону Одессы была награждена орденом Красного Знамени.
В 1942 году участвовала в обороне Севастополя, в ходе которой уничтожила две пулемётные точки противника, а 1 марта в одиночку отбивала атаки врага. Нина Онилова получила тяжёлое ранение и умерла в ночь на 8 марта 1942 года. Старшему сержанту Ониловой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


 

Боевые товарищи описывали Нину как живую, смеющуюся девушку, певунью. Известно недописанное письмо Ониловой, адресованное актрисе, игравшей Анку в кинофильме «Чапаев», где написала такие слова: «Когда защищаешь дорогую, родную землю и свою семью (у меня нет родной семьи, и поэтому весь народ — моя семья), тогда делаешься очень храброй и не понимаешь, что такое трусость».
Имя Ониловой носит Севастопольская швейная фабрика, а также, улицы в Одессе и Севастополе. 
Кира Муратова, урождённая Короткова — режиссёр, сценарист, актриса. Народная артистка УССР. Родилась в 1934 году в городке Сороки (Румыния). Окончила режиссёрский факультет ВГИКа. В 1961 году стала режиссёром на Одесской киностудии.
Дебютировала в 1962 году, поставив совместно со своим будущим мужем Александром Муратовым короткометражный фильм «У Крутого Яра». Её интересовала прежде всего нравственная проблематика современников и неоднозначные человеческие характеры.


 

Из-за скандалов с руководством Одесской киностудии Кира уехала в Ленинград. Среди наиболее известных её работ — «Перемена участи» и «Астенический синдром», который получил специальный приз жюри «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля и кинопремию «Ника». В фильмах Киры Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Георгий Делиев, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова. 
Лариса Долина — советская и российская эстрадная джазовая певица, актриса. Народная артистка России. Родилась Лариса в 1955-м в Баку. Когда ей было три года, семья переехала в родной город родителей, в Одессу. Семья была очень небогатой: отец — стекольщик на стройке, мама — машинистка. 


«Мы жили в сыром подвале. В самом жутком из тех, что мне только довелось видеть. Причём это была не отдельная квартира, а коммуналка, где, кроме нас, жили ещё 20 человек», — вспоминает Долина. И ей, и семье, удалось вырваться из этого кошмара. 

Солистка многих известных музыкальных коллективов, именно она пела знаменитую песенку «Три белых коня» в кинофильме «Чародеи», её голос звучит более чем в 70 художественных и анимационных фильмах.


 

Лариса всегда тяготела к джазу, но эту музыку в Советском Союзе не понимали. Перейдя на «попсу», эта женщина заслужила такую популярность, что не только завоевала право петь джаз, но и принесла его, как говорится, в массы. Она пела вместе с такими акулами «чёрного» джаза, как Эл Джерро и Джордж Дюк, выступала с Глорией Гейнер, исполняла классические джазовые произведения Гершвина вместе со знаменитым пианистом Денисом Мацуевым.
Лариса Долина приняла участие во множестве конкурсов, где получила немало призов и наград, а впоследствии была членом жюри почти всех престижных вокальных конкурсов. 
Конечно, составление подобных списков — дело неблагодарное, есть ещё далеко не один десяток известных женщин, которые с гордостью говорят «Я — одесситка!» и чьими именами Одесса может по праву гордиться.
Автор: Анна Левченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий