суббота, 28 июня 2014 г.

ЧЕХОВ, ЛЕВИТАН и "ПОПРЫГУНЬЯ"


Попрыгунья Чехова

Моя мама, большая любительница истории Москвы, обнаружила во время прогулок с подругой в глубине московских дворов исторический дом: М.Трехсвятительский пер./Хитровский пер. 8/2 стр. 10. Помимо того, что в этом доме родился Тютчев, с этим домом связана любопытная и очень поучительная история.


Есть такая распространенная ошибка писателя: пока он сидит в одиночестве у листа бумаги (дисплея), ему кажется, что он беседует с бумагой — штукой тихой, понимающей и безответной. А потом произведение публикуется. И писатель делает для себя ряд неприятных открытий, когда узнаёт, что его писанину читают мама, тётя, забытый одноклассник, бывшая женщина, будущая женщина, несовершеннолетний племянник из Конотопа, сын (которому пока полгода), сосед по гаражу, личный стоматолог, и уж конечно все те люди, чьи образы писатель держал в голове, пока выпендривался перед бумагой в тишине своего кабинета. Мне в этом смысле повезло — я начинал писать в эпоху первых компьютерных сетей ФИДО, и уже с самого начала знал об этих граблях. Поэтому никогда и нигде в своих текстах не использовал реальных персонажей и историй. И чем больше мне хотелось описать какой-то волнующий меня образ, с тем большим упорством я переделывал всё настолько, чтобы уже и самому было не видать ни одной знакомой ниточки. Просто чтобы не иметь подобных проблем. Однако многие авторы, не получившие сетевого опыта, на эти грабли наступили. Некоторые (что совсем уж низко) превращали книгу в сведение личных счетов, но большинство поступало так просто не подумав. А затем получали фидбэк по полной.
Рассказ Чехова «Попрыгунья» (1891) повествует о драме некой столичной семьи. Дымов — тихий, скромный и честный врач, живущий небогато. Ольга Ивановна (собственно, Попрыгунья) — его энергичная жена, обожающая тусовки. Пока муж принимает больных, жена поет, рисует, лепит и собирает в доме всякого рода людей искусства, на которых помешана. Денег в семье конечно мало, поэтому, превращая дом в модный салон, легкомысленная Попрыгунья исхитряется как может: например, вешает вместо штор рыбацкие сети, и все в восторге. Художник Рябовский — модный живописец, в которого Попрыгунья влюбляется и уезжает с ним на лето на Волгу, забыв о муже. Но затем Рябовский ее бросает, и она вынуждена вернуться к мужу. Который к тому времени, самоотверженно спасая больных, заболевает дифтерией и по-чеховски назидательно умирает. Таков вкратце сюжет.
Проблема в том, что после выхода «Попрыгуньи» общие знакомые перестали Чехову подавать руку, считая его говнюком, и некоторые не разговаривали с ним до самой смерти. Семья, описанная Чеховым, действительно жила в Москве, причем, в том доме, о котором мы говорили выше. И это была очень известная семья, потому что их дом был (во многом стараниями жены) и впрямь превращен в гостеприимный салон, где собиралась столичная богема. Хозяев дома все в Москве знали, любили и уважали. Естественно, регулярно бывал в этом доме и Чехов — тусовался, пил чаи, слушал рояли, разглядывал те самые шторы из рыбацких сетей, и все остальное, что позже описал, изменив фамилии и рассудив, что этого хватит. Чехов даже не постеснялся вставлять в рассказ любимые выражения хозяев дома и отдельные цитаты из их с ним переписки.
Под Дымовым имелся в виду врач Дмитрий Павлович Кувшинников — действительно самоотверженный медик и подвижник. Тихим и зашуганным он, конечно, не был. И постоянные домашние тусовки его не напрягали, он в них активно участвовал. Художественная богема уважала Кувшинникова — достаточно сказать, что именно он, Дмитрий Кувшинников, изображен на знаменитой картине Перова «Охотники на привале» в роли главного рассказчика. Вместе с остальными двумя тоже реальными персонажами они постоянно ходили на охоту:

Попрыгунью Ольгу Ивановну на самом деле звали Софьей Петровной Кувшинниковой. Вот ее портрет авторства художника Левитана:

И.Левитан «Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой», 1888
Бездарной легкомысленной попрыгуньей, которая прожигала деньги своего мужа и «немного рисовала», Софья Петровна никак не была — эта оценка целиком и полностью на совести Чехова. Софья Петровна была в высшей степени талантливая и интеллигентная дама с добрым и открытым сердцем, всеобщая любимица. И ее работы были очень профессиональны и постоянно появлялись на выставках:

А что касается вздорного модного художника Рябовского, выведенного в образе негодяя, — это, разумеется, был сам знаменитый живописец Левитан. С которым у Софьи Петровны года за четыре до написания «Попрыгуньи» действительно был роман и совместное лето на Волге:

А.Степанов «И.И.Левитан и С.П.Кувшинникова», 1887
Роман Кувшинниковой и Левитана — это сложная, в чем-то трагическая, и чисто по-человечески понятная история одной семьи. Которая и должна была остаться в семье, а выносить её на публику, да ещё в таком свете, как это сделал Чехов, было совершенно неэтично. Порой кажется невероятным, до какой пошлости и низости опускался Чехов в своих шутках на тему их романа. Как он вообще собирался потом смотреть друзьям в глаза?

Сказать, что современники Чехова тихо офонарели, прочитав это произведение — это ничего не сказать. Левитан хотел вызвать его на дуэль. Друг Чехова актер Ленский написал ему настолько уничижительное письмо, что Чехов сжег его, впервые в жизни постыдившись сохранить письмо в своем архиве. От всех знакомых посыпались адские упреки и ругань. Отвечал на них Антон Павлович еще более хамски, открещивался словами (буквальная цитата): «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода!»
Осталось лишь сказать, что жизнь врача Кувшинникова окончилась не заражением во время самоотверженного спасения своего больного, как хотелось бы Чехову в рассказе. Вместо него это сделала сама Софья Петровна. Пережив и мужа, и Левитана, и самого Чехова, она умерла, заразившись тифом, когда самоотверженно ухаживала за обнищавшей больной художницей из числа своих знакомых. А дом, где собирались великие художники, где висели на окнах рыбацкие сети, а на антресолях жил дрессированный журавль, до сих пор стоит в Москве в глухих дворах.
Мораль истории проста: фильтруй базар, писатель.

 Судя по всему, большой моралист автор этого текста Л. Каганов. На самом деле, все было и проще и сложней. Левитан, надо сказать, всегда писал "сочиненные" пейзажи, собирал на одном полотне в одно целое то, что казалось ему необходимым. Так же работал Чехов, но без натуры оба друга обойтись не могли. Собственно, об истории написания "Попрыгуньи" можно тоже сочинить целый рассказ, гораздо более "вкусный", чем "сплетня" Каганова. В любом случае, Чехов и Левитан помирились, поняв, что ни одна юбка не стоит драки настоящих друзей. А нам в наследство остались не дешевые страсти вокруг "Попрыгуньи", а сам этот замечательный рассказ и полотна гениального художника.
 Я, правда, хотел отфильтровать этот материал, а потом подумал, а что, если его прочтение заставит кого-то открыть томик Чехова? 

В КОГТЯХ У САТАНЫ



 Лет с десяти приходят ко мне поэтические  строки: непрошеные и незваные - пару раз в год, не чаще, а потому поэтом себя не считаю. Не стихи это, а, скорее, дневниковые записи по поводу. Вот пришлось некогда кроить по заказу мерзкий сценарий для фильма, как оказалось, еще более мерзкого - вот и всплакнулось в рифму. Покаялся тогда и, вроде, легче стало. Как все-таки ловок и изворотлив мозг человека.

 Я себя на сук подвесил,
 И гляжу со стороны.
 Что-то я в петле не весел,
 Как в когтях у Сатаны.
 Почему мне непонятны
 Эти прелести основ.
 Сколько  вдоль дорог распятых,
 Но счастливых чудаков.
 Почему же я на дыбе
 Не танцую, не пою
 Для того, кто плеткой выбил
 Совесть подлую мою.
 Почему я горько плачу,
 И лелею этот плач?
 Кем я буду, что я значу,
 Если сам себе палач.


     ………1977 г.

СТО ПРОЦЕНТОВ ИСТИНЫ



 Возможная ядерная бомба Ирана совсем не так страшна, как кажется. Видимо, пресловутая политкорректность или понятный страх мешают людям назвать подлинного врага рода людского, хотя враг этот никогда не менял обличье. Мало того, никогда и не прятался. Этот враг – тоталитарное мышление, способное захватить народные массы.
«Если двое спорят, и у одного из них честных 55 процентов правоты, это очень хорошо, и нечего больше желать. А если у кого 60 процентов правоты? Прекрасно, великое счастье, и пусть он благодарит Господа Бога! А что сказать о 75 процентах? Мудрые люди говорят, что это весьма подозрительно. Ну а что на счет 100 процентов? Тот, кто утверждает, будто он прав на 100 процентов, это страшный злодей, паскудный разбойник, прохвост величайший». Старый еврей из Прикарпатья». Чеслав Милош «Порабощенный разум».
 Все верно. Прав знаменитый поэт и лауреат Нобелевской премии, прав и тот старик-еврей, но стремление человека к истине в конечной инстанции неистребимо. Homo sapiens убежден, что и в слове можно отыскать «землю обетованную, текущую молоком и медом» и никак не может согласиться с тем, что мозг человека, пусть и самого мудрого, несовершенен по своей природе и виднейший из философов, потому и знаменит, что только лишь, и по мене сил, стремится к истине, понимая ее недостижимость.
 Рене Декарт был убежден, что все, абсолютно все, нужно подвергать сомнению, именно в этом он видел возможность прогресса мысли.
 Провидческий гений наших предков нашел истину не в словах человека, а заповедях Божьих, тех, что были выбиты на скрижалях. Они просты и не нуждаются в доказательствах. Иных истин не было дано человеку. Даже сам текст Торы тонет в комментариях.
 Мудрый молочник Тевье сказал священнику в пьесе Григория Горина «Поминальная молитва»: « Бог один, только дорог к нему много». Признание «множества дорог» - это и есть залог мира и процветания.
 Все беды рода людского возникли от веры в то, что устами человека может быть высказана абсолютная истина. Победы толп в ХХ веке были обусловлены именно этой верой, как и нынешняя атака Ислама на цивилизацию Запада.
 Дело не в том, что иудаизм, христианство, ислам, буддизм могут быть неправильны, плохи или хороши сами по себе, а в претензии на истину в конечной инстанции. Я готов допустить, что «нет Бога, кроме Аллаха, а Магомет пророк его» только тогда, когда сказавший это согласится с тем, что равноценных пророков на свете было предостаточно. Когда же мне говорят, что других пророков нет и быть не может, а мир людей делится на верных и неверных, я готов вспомнить слова старого еврея-хасида: «Тот, кто утверждает, что он прав на 100 процентов, это страшный злодей, паскудный разбойник и прохвост величайший».

К РАДОСТИ из дневника



Ресторан, означенный в приглашении, искали долго. Нашли, наконец. Вокруг унылая промзона: пусто и тихо. Никто не скребет железо, не давит пластмассу, не пилит дерево. Суббота… Ладно, не будем впадать в ханжество: бизнес ресторанный та же индустрия отдыха. Не такая откровенная индустрия, но все же…
Следом за нашей подкатывает еще одна машина, затем микроавтобус, битком набитый разряженной публикой. Всех первый раз вижу, но гости друг другу рады, и я всем  искренне рад… В этот день так положено. Почему бы не порадоваться, если есть повод.
Лифт в ресторане замечательный: прозрачный и зеркальный, легкий и быстрый, как крылья ангела. Возносимся к залу, но в холле, на подходе к накрытым столам, ждут нас всевозможные напитки и легкий закусон. Это правильно – прежде утоли жажду и голод, поправь настроение, а только потом иди в объятья и под поцелуи хозяев бала…
Подкрепившись, так и делаем. Музыка грохочет. Всех встречает эта веселая музыка, но кажется, что  зазвучала она только в твою честь. Улыбки, улыбки и улыбки… Объятия и губы, всегда готовые к поцелую.
-          Ах как мы рады! Наконец-то! Отлично выглядишь. А это кто? Мотек! Как подрос! Великан! Мужчина!
А там, в глубине зала, столы ломятся от яств. Двадцать круглых столов. У каждого по семь кресел. Замечательное число – семь. Все за таким столом должны быть равны в радости…
Ладно, улыбки улыбками, а пора закусить и выпить вторично. Закуска и выпивка разные – на все вкусы. Находи свое – пей и жуй. Только помни, что все это легкая разминка – главное впереди, а потому, жуя, не забудь: ты не только во имя тупого чревоугодия зван на праздник. Увидел знакомое лицо, вскакивай, бросайся навстречу.
-          Софа, дай я тебя поцелую!… Это твой муж?… Слушай, пусть отвернется. Я его стесняюсь…
-          А помнишь?
-          Ну, конечно!
Иврит, русский, идиш, английский – все языки были званы на это торжество. Но все в банкетном зале, похоже, говорили на одном языке, и это тоже было необходимым условием для настоящего бала.
А хозяева праздника стояли бедные у распахнутых, высоких дверей в зал. Все еще встречали гостей. Битый час стояли голодные, но с улыбкой до ушей. Всем они были рады, даже сильно опоздавшим и мало знакомым людям. Все была положена равная доля радушия. Такая у хозяев бала была работа в этот день, и справились они с ней блестяще.

Юмор, причем специфический, – прямое следствие дрессуры ума. Для еврея смех, радость, как скрипка или шахматы. Прежде раздражало это. Помнил, как в свое время татар определяли на дворницкую службы, караимы обсели сапожные будки, лица "кавказской национальности" по сей день царят на рынках России, а профессия шута и раньше была отдана еврею на откуп, в ходе перестройки они и вовсе захватили там все командные высоты. Разрешили евреям веселить публику.
Времена тяжелые, дело ответственное. Тут шустрому "жидку" и карты в руки. Он от природы "шут гороховый". Одним обликом своим смешит коренное население испокон веку. Привык даже на плахе веселиться…. И то верно, нормальным людям – не до шуток. "У разбитого корыта" одни слезы на уме и сердце. Да и "какие могут быть смешки в переходный период?" Период же этот, похоже, бесконечен… Ну, можно, конечно, отвести душу, но без горячительного никак это невозможно, а эти, разные там, шифрины, гусманы, гуревичи, хазановы, карцевы, винокуры и примкнувшие к ним петросяны – и без допинга, на трезвую голову, готовы козликом скакать… Ну и пусть, и правильно. Нет достойней работы, чем нести людям радость, не смотря ни на что. Не помню, кто сказал это, но сказано замечательно: жизнь - это коктейль из смеха и ужаса. Ужас берет на себя действительность, смех – евреи…  

Крепкие напитки на столах отсутствуют. Есть легкие вина. Пробки заботливо подняты, но никто не тянется к бутылкам. Некогда. Во-первых, нужно попробовать все закуски, а, во – вторых, обнять всех и поговорить со всеми. Пьяница, чаще всего, - существо мрачное и одинокое. Веселье он ищет в бутылке, а не в обществе. "Питие" с весельем сопряжено только в мифе. Радость живет внутри человека, а не в бутылке. Нет в тебе радости, и никакие градусы не помогут.
Этим я вовсе не хочу сказать, что среди  израильтян нет пьяниц. Имеется и в достаточном количестве. Только и здесь еврей рационален. Он, как правило, пьет с особыми людьми, в особой компании или в одиночку. И никогда  не путает званный бал с дешевым шалманом.

Тем временем график выдерживается – пустеют тарелки, суетятся официанты, меняя приборы... Запах первым вплывает в зал, а следом и горячее несут. Здесь тоже выбор велик. Ну что за радость без выбора? Кого блины с мясом осчастливят, кого шницели и рамштексы, а кого и рыбный деликатес. От "холодного" – один вкус на языке, а тут волнами запахи. Добрые блюда в ассортименте хаосом этих запахов гармонию не нарушат, скорее восполнят…
 Что дальше? Понятно что - танцы. Нужно как-то искупить грех обжорства. Танцы в Израиле характерны вот чем: каждый пляшет,как умеет, не обращая даже внимание на музыку. Каждый совершенно свободен и здесь. Двигайся, как можешь и умеешь - никто на тебя косо смотреть не станет. Вот и получается, что одна пара под одну и ту же музыку танцует вальс
, другая танго, третья рок, а четвертая твист... И здесь очевиден национальный характер.
 Теперь о главном. Виновник всего этого пиршества, несмотря на грохот, спокойно спит в своей коляске, украшенной лентами. Виновнику всего 8 дней от роду. Он пережил боль обрезания, а теперь спит крепким сном и даже не подозревает, что стал поводом для такого бурного веселье все этой компании взрослых людей. Он моложе всех на этом сборище, а старше всех его прабабка Лиза, которая по причине преклонного возраста выпила всего три рюмки водки, закусив двумя палками шашлыка, но от танцев и не подумала отказаться.
 Вот и все о первом моем празднике в Израиле, который состоялся 15 февраля 1996 года.

ПОДАРКИ САТАНЫ





 Среди прочих "подарков" Сатана наградил человечество завистью, тщеславием и отсутствием чувства благодарности. 

 Кто-то полон недоумения: что же это они: вот уже столько лет подряд лезут в драку, проливают кровь, живут в полной нищете, а подаяние мирового сообщества тратят на взрывчатку да на пули. Берите свое государство, берите свободу и независимость, берите мир – не хотят. Хотят драться.
 Да нет здесь загадки и дело не только в природных разбойниках – соседях Израиля. Само человечество ценит способность махать мечом гораздо больше, чем работать плугом. И за доказательствами далеко ходить не нужно.
 Иосиф Бродский писал:
«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность».
Это он, сорокалетний, счел жизнь свою «длинной», но дело в другом: в благодарности гения за прожитую жизнь. В великом чувстве БЛАГОДАРНОСТИ, наконец. Но как с этим самым чувством обстоит дело у большинства населения земли?  Нельзя, конечно, сказать, что совсем уж не свойственно оно роду людскому. Только с одной поправкой: благодарности за смерть, пожалуй, гораздо больше благодарности перед жизнью.
 Явление это общее. Хочу спросить у читателей: известно ли имя Фредерика Бантинга? Не думаю, что многие знают, кем был этот человек. Тем не менее, канадский физиолог Бантинг изобрел инсулин и спас от смерти сотни миллионов человеческих существ.
 Ничего не знаю о памятнике Фредерику Гранту Бантингу, зато не раз видел памятники  императорам, царям, политическим деятелям, полководцам, которые только тем и занимались, что проливали кровь своих и чужих подданных.
 Те же сотни миллионов потомков Адама должны быть благодарны за свою жизнь шотландцу Александру Флемингу – изобретателю первого антибиотика – пенициллина. Люди эти живут во всех странах планеты Земля, но что-то не помню, чтобы памятник  великому ученому украшал центральные площади Нью-Йорка, Лондона, Москвы или Пекина. На этих площадях стоят истуканы совсем другим деятелям, никакого отношения к жизни человеческой не имеющим.
 И в самом деле:  какая-то то там плесень, какой-то там пенициллин. Мензурки, банки, склянки. Скучно!
 Включаю недавно телевизор: идет фильм об Александре Македонском. Вот была личность – романтик вселенских драк. Ничего, что прошагал он пол мира по горло в крови. Герой! И через века люди готовы любоваться его подвигами.
 Вот еще один наглядный пример: Лев Александрович Зильбер. Привожу справку из энциклопедии: « Крупнейший микробиолог, иммунолог, вирусолог, основоположник санитарно-эпидемиологической службы. С его именем связаны новейшие открытия в онкологии. Уникальное открытие Л.А. Зильбера клещевого энцефалита оборачивается бедой: в 1937 году его объявляют «врагом народа» и арестовывают».
 Нормально? Какой там памятник человеку, спасшему от смерти миллионы граждан Российской империи. Параша и баланда – вот то, на что способно благодарное человечества. Я сознательно не называю прямых виновников  несчастья Льва Зильбера. Что-то мне неизвестны попытки граждан сегодняшней России воздвигнуть памятник этому великому человеку. Воплей по поводу возвращения кровососа Феликса Дзержинского на прежнее место в центр столицы – сколько угодно, а кем был этот самый Зильбер не знает, пожалуй, ни один депутат Государственной   Думы Р.Ф.
 Вот и Сталина определи на третье место «имен России». Спасибо, товарищ Сталин, за счастливое детство. За державу, скованную страхом и по горло в крови.
 Историки разных стран бурно спорят, кем был, к примеру, Чингисхан: национальным героем или тираном-завоевателем. Кто-то и ему памятник норовит воздвигнуть, и снимает о нем фильмы, кто-то пишет толстые книги с проклятия в адрес этого, очередного покорителя сопредельных стран.
 Давно уже сгинула империя Чингисхана, давно уже истлели в земле кости несчастных, убитых им людей, а благодарное человечество все еще озабочено личностью этого кровожадного правителя. Да какая разница: кем был тот или иной серийный убийца. Спорьте о роли Сервантеса или Пастера в судьбах мира. Нет. Это скучно. Чингисхан, Наполеон или Гитлер – это то, что нужно.
 Нет правил без исключения. Вот «собачке Павлова» поставили люди памятник, но здесь, как мне кажется, на первом месте  не осознание великой роли подопытного животного, а сентиментальность, которой так славен род людской наряду с жестокостью.   
 Нет, все-таки странным чувством благодарности наградила судьба «двуногих без перьев». В последнее время все чаще начинаю думать, что подлинная и страшная слабость потомков Адама - ненависть к тоске и скуке, от которых люди готовы бежать любым путем, даже самым чудовищным и кровопролитным.
 Далеко за примерами ходить не будем. Последняя Ливанская война была затеяна не одной лишь горсткой бездарных политиков с банальной и пошлой целью: поднять свою популярность с помощью маленькой, победоносной драки. Вспомним - и мы сами в первые дни войны с упоением ждали полного сокрушения врага, а поняли, во что ввязались, когда было уже слишком поздно.
 Не собираюсь сравнивать патологическую кровожадность соседей Израиля с искренней мечтой о подлинном мире еврейского народа, но факты вещь упрямая: травма возможного кровопролития, порой, и потомкам Иакова не кажется катастрофой.
 Смотрю местную рекламу: гладиаторы почем зря рубят друг друга мечами. Вот и победитель, убивающий противника «за особую цену». Ура! Покупатель доволен. Рейтинги продаж растут!
 Все познается, как известно, в сравнении. Долгие годы гражданам Израиля вбивают в головы миф, о каком-то особом, неблагоприятном положении их государства. Похоже, мы сами начинаем почти что кичится предписанной ролью.  Только и слышу: Ближний Восток - горячая точка планеты? Но вот бегут в Израиль чернокожие из Африки, спасаясь от исламских фанатиков. Через мертвую пустыню бегут, чуть живые пересекают границу, взывают о помощи. Нашли где прятаться?! Но этим несчастным, я думаю, виднее, чем нам, взывающим к миру и протягивающим руки к небу с просьбой о долгожданном покое.

 Вернемся к благодарности перед лицом жизни. Чертовы «катюши» разного рода, убийцы с «калашами» и взрывчаткой вокруг пояса – все это так. Но за порогом наших домов, как правило, чудная и красивая страна, наполненная яркой, полной любви и радости, жизнью. Перестанем лить слезы и проклинать тот мир, то государство, которое сами же создали, только потому, что к власти в очередной раз пробрались не те люди. Не в них дело и не в том, что ради сохранения Еврейского государства евреям, как и  всегда на протяжении их длинной истории, приходится драться. Дело в великом и благотворном чувстве благодарности за уникальную возможность жить, наконец-то, в своей стране, своей жизнью. В конце концов, просто жить. Жить, преодолевая многие трудности, но  вопреки всему, даже вопреки безумной страсти бежать от скуки жизни в агрессию, кровь и смерть.  

ВМЕСТО МАЛЕНЬКОЙ РАДОСТИ МАЛЕНЬКОЕ НЕСЧАСТЬЕ


Место профессора Дугина в МГУ может занять Жириновский

 | 
Место профессора Александра Дугина, который возглавлял кафедру социологии международных отношений МГУ им. Ломоносова, может занять лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Об этом «Газете.Ru» рассказал сам Дугин.
По словам профессора, соответствующее решение принял ректор МГУ Виктор Садовничий.
«Ректор Садовничий отменил свой указ о назначении меня завкафедрой социологии международных отношений за моюпозицию по Новороссии и поддержку ополчения юго-востока. И если Добреньков ушел сам в силу возраста, то в отношении меня другая мотивация. Со мной ректор этот вопрос не обсуждал, но объяснил это декану. Что любопытно, на это место назначен Жириновский. Ничего не имею против Жириновского, но как же аполитичность МГУ?» — заявил Дугин.
27 июня доцент факультета глобальных процессов МГУ Олег Иванов сообщил в фейсбуке, что профессор Владимир Добреньков ушел с поста декана социологического факультета вуза спустя семь лет после того, как студенты обвинили его в противодействии ректорской комиссии.

НИКИТА МИХАЛКОВ ЗАЩИТИЛ МАТ


Михалков вступился за русский мат

МОСКВА, 28 июня. Закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства, вступающий в силу с 1 июля, нуждается в корректировке, считает президент 36-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ) Никита Михалков, сообщает ИТАР-ТАСС.

"В закон необходимо вносить корректировку", — заметил режиссер, добавив, что, к примеру, "в том случае, если это картины о войне", представить их без нецензурной лексики сложно. "Но то количество мата, которое сейчас идет с экранов, это неправильная вещь, и я лично против этого", — сказал Михалков.

"Русский мат — это тонкая материя, — продолжил режиссер. — Это одно из самых великих изобретений русского народа". Он рассказал, что в юности служил на флоте, и то, как выражались его сослуживцы, — "это песня, это Тютчев".

Президент ММКФ считает, что мат оправдан, если это "средство выражения крайнего состояния человека", редакция на смерть, боль. "Но когда мат становится способом общения, когда он обращен с экрана на зрителя — это эпатаж, это отвратительно", — убежден Михалков. — Я сам матерщинник, но в обычной речи вы от меня этого не услышите".

При этом режиссер добавил, что, возможно, в будущем организаторы ММКФ будут добиваться возможности показов на фестивале и тех фильмов, которые еще не получили прокатные удостоверения. "Это вещи, которые можно будет оговаривать в каждом конкретном случае", — надеется Михалков.

Напомним, закон, запрещающий использовать нецензурную лексику в теле- и радиоэфире, в кинопрокате и при публичном исполнении произведений искусства, был принят в начале мая. Согласно документу, в случае использования в фильме нецензурной брани выдача ему прокатного удостоверения запрещена. Закон вступит в силу 1 июля.
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2014/06/28/1285723.html

ГЕН ПРЕДАТЕЛЬСТВА




                                                 Шломо Занд
 
 Вновь остро запахло предательством: нашим, родным, еврейским. Таким узнаваемым и таким роковым. Вот и решил, в связи с этим, вспомнить некоторые моменты, связанные с историей затронутого вопроса.
Ген предательства. Когда-нибудь ученые обнаружат этот ген. Недавно, кстати, нашли сей мелкий инструмент, позволивший человеку стать человеком, так почему же не найти его антипод, под воздействием которого потомки Адама и Евы легко превращаются в скотину. Впрочем, не хочется обижать животных.
Но факт - резервы науки неисчерпаемы. Возможно, и лечить со временем станут предателей и провокаторов. Это необходимо, просто потому, что мир людской все-таки держится на верности и любви. Представьте себе на минутку, что чума предательства и вероломства захлестнула цивилизацию хомо сапиенс. Все тут же обрушится, наступит хаос смерти и пустоты.
Выходит, цивилизация людская держится на морали, на совести человека, на чести. Как там замечательно выразился Кант: "На нравственном законе внутри нас". И только потому, что закон этот неистребим, двуногие без перьев и в 21 веке коптят небо над своей головой.
Но опасность повального вероломства все же реальна. Вот бациллы СПИДа дремали где-то в тайниках нашей цивилизации, и вдруг обнаружили себя с необыкновенной силой.
В последнее время исследователи раскопали несколько любопытнейших документов, предупреждающих о том, что ген предательства прекрасно себя чувствовал в исторически обозримую эпоху.
Все народы мира этим геном отмечены, но меня, естественно интересует родной, еврейский ген вероломства и подлости. О нем и поговорим.
“6 июня 1845 г.
Всемилостивейшему Отцу и Государю нашему Императору Николаю Павловичу, да ниспошлет Ему Всевышний долголетнюю жизнь, мир, благоволение и да споспешествует ему во всех делах!
Каждый разумный человек сознает благодеяние, оказанное Вашим Императорским Величеством Еврейскому народу. Высочайшим повеление об определении еврейских детей в училища и наблюдении за приличною для них одеждою, что способствует образованию сего народа, но низший класс сей нации смотрит на эту Императорскую милость, как на несчастие. Действительно он мало заслуживает сей милости, ибо я сам (воспринявший Святое Крещение 1 января сего года…) замечал, что евреи, хотя и предписано им молиться Талмудом о здравии Царствующего Императора, того не исполняют… Евреи пребывают в беспрерывном ожидании Мессии и каждодневно читают такую молитву: верую в пришествие Мессии и в освобождение наше из изгнания – из чего явствует, что они не могут быть ни добрыми подданными, ни друзьями христиан, когда надеются в скором времени быть перемещенными в собственную свою землю”.
Подписан этот донос на свой народ прадедом В.И. Ленина – Мойше Ицковичем Бланком, ставшим после крещения – Дмитрием Ивановичем.
                                                          Дмитрий Бланк

Ген предательства сработал во времени. Правнук предал и Государя Императора Всероссийского, и все народы мира, придумав свой, несуществующий народ – пролетариев. Впрочем, и этих несчастных он тоже, в конечном счете, предал.
Дмитрий Иванович породил Александра Дмитриевича, Александр Дмитриевич родил Марию Александровну, Мария Александровна родила Владимира Ильича, Владимир Ильич породил чудовище под названием Евсекция.
“ЗАСЕДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БЮРО ЕВРЕЙСКИХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ  СЕКЦИЙ Р.К.П. от 28 июля 1919 года.
Присутствовали: тт. Диманштейн, Сегаль, Томсинский и Айнштейн. С совещательным голосом тов. Крашинский.
СЛУШАЛИ: 1. Предложение президиума В.Ч.К. об организации еврейского стола при секретном Отделе В.Ч.К. для содействия в борьбе с контрреволюцией, антисемитизмом и дезертирством на еврейской улице и о плане деятельности стола.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Организовать еврейский стол при секретном Отделе В.Ч.К.
2 . Заведующим назначит тов. Крашинского, заместителем тов. Айштейна.
3. На обязанности стола возложить.
А) борьбу с контрреволюцией на евр. Улице, для чего взять под контроль все еврейские буржуазные и общественные организации и общества, в частности сионистскую. В первую очередь: взять на учет всех активных деятелей, закрыть “Хронику еврейской жизни”, установить цензуру над всеми изданиями и печатью на еврейском языке, связаться с военной цензурой, приступить к собиранию материалов о деятельности указанных организаций в провинции, с этой цель командировать в Петроград т. Диманштейна”.
Взяли “на учет”, а потом начались массовые расстрелы. Евсекция “боролась” с антисемитизмом, уничтожая священные Книги, закрывая синагоги, убивая, бросая в тюрьмы раввинов и сионистов. Делу “борьбы” с антисемитизмом послужило, конечно, и абсолютное запрещения иврита на территории совдепии.
В награду Сталин поставил к стенке всех этих Диманштейнов и Айштайнов. Предатели сделали свою работу, и нужда в них отпала.
Но дело Евсекции живо. Эта организация породила целую когорту предателей-евреев большевистского разлива.
Типичный представитель этого племени “красных” ликвидаторов своего народа - Изя Шамир.. Вот что пишет об этом предателе юдофобская, погромная, московская газета “Завтра”: “ Вы являетесь блестящим израильским публицистом, знатоком политической и общественной жизни Израиля. Вместе с тем, вы являетесь изгоем в своей стране: ваши мысли, взгляды, выступления в корне противоречат как официальной идеологии, так и общепринятой точке зрения на ближневосточные события".
Предубеждение насчет изгоя развеял этот публицист сам. Вот что он заявил: “Все под контролем. У меня, например, возможность сказать несколько слов по телевизору появляется, дай Бог, раз в месяц. Репрессий нет”.
Верно, предательство в Еврейском государстве, по давней традиции, ненаказуемо. Наказуем, чаще всего, патриотизм.
Но послушаем, о чем вещал это дитя Евсекции Ч.К.:
“Среди самых важных событий также – суд над Марваном Баргути, замечательным человеком, народным лидером… Марван Баргути был яркой, восходящей звездой…. Один из главных зачинщиков “палестинского вопроса” Авигдор Либерман… Такие, как он, даже о Шароне, убийце с дипломом, говорят: “Это мягкий, кроткий либерал, который и мухи не обидит”. Они призывают: “Мы должны за каждого убитого еврея убивать тысячу гоев!” - то есть речь уже идет о гекатомбах. Но пока они еще не у власти”.
Этот еврей и гражданин Израиля называл премьер-министра своей страны “убийцей с дипломом”, а известному депутату Кнессета и главе партии приписывает слова, которые он никогда не говорил. Тем не менее, наша прокуратура и суд очень уж заняты делами неотложными, вроде сексуальных приставаний экс – министра к своей секретарше. Им некогда обращать внимание на этого лжеца и подонка.
Читаем донос предателя дальше:
“Есть силы в Израиле, и их сколько угодно, которые хотят устранить и Арафата. Они говорят, что вообще не о чем говорить и не с кем говорить. Все, что по их словам нужно сделать с палестинцами, так это переработать их на удобрения. Или вогнать их в землю так, чтобы они голову не могли поднять…. Но палестинцы настолько вросли в землю свою, настолько это неразмываемый, несокрушимый народ, что просто удивительно. Корни в земле – это и есть дух. Казалось бы, самая приземленная вещь дает силу палестинцам. У евреев такого нет – они все пришлые люди на этой земле… Шахиды – это проявление народной воли. Жаль, что все это происходит, ведь погибают самые лучшие и замечательные. Казалось бы, хочешь воевать с врагами – бери автомат, стреляй, бросай гранату – глядишь, убежишь. Но нет, они идут и подрывают себя”.
Это уже не только подстрекательство к насилию. Это круче. Предатель жалеет зомбированных кретинов – самоубийц и не думает жалеть их жертвы: мирных людей: стариков, женщин, детей.
Дальше этот услужливый холуй неонацистов рассказывает русским погромщикам из “коричневой” газеты байки о силе еврейских денег, о еврейском всевластии в США. Он использует все наветы из юдофобского меню. Ретивый доносчик только не уверяет читателя в том, что евреи используют христианскую кровь при выпечке мацы.
Он, впрочем, и новую ложь о своем народе подбрасывает русским последователям Гитлера: “ Самые главные расисты приезжают как раз из стран СНГ”.
Предатель доводит до логического конца свою примитивную конструкцию из лжи и грязи: “Палестина – это в некотором смысле пробный шар, это то, что будет происходить со всем миром. Если сломят Палестину, сломят и весь мир. А если Палестина выстоит, – возможно, и весь мир устоит. Палестина – это решение, спасение или погибель всего на свете”.
Кстати, этот предатель не только активно мешает с дерьмом свой народ и свою страну. Известно, что он активно сколачивает вокруг себя “революционную молодежь”. Он давно и безнаказанно ведет открытую, подрывную деятельность, но “розовая” часть израильского общества каждый раз выводит из-под удара этого “публициста – террориста”.
Кстати, не так уж преувеличила юдофобская газетенка, назвав предателя “блестящим, израильским публицистом”. Подпись этого борца с сионизмом красовалась рядом с именами многих известных писателей и поэтов Израиля на письме в защиту левого экстремиста Э. Лимонова. Тогда он сидел в тюрьме. Теперь же благополучно вышел на свободу и продолжает звать русский народ к топору.
Нашел Лимонов поддержку израильских интеллектуалов. Все-таки уникально терпимый народ евреи. Вот одно из любопытнейших доказательств этой терпимости: я не знаю ни одной улицы в Израиле, носящей имя Меира Кахане. А вот по улице Моше Снэ в Холоне гулять приходится часто. Этот политический деятель, в конце сороковых годов регулярно посещал агента КГБ, сталинского посла СССР в Израиле, товарища Ершова с весьма секретной информацией о положении в Еврейском государстве. Носили его сообщения характер прямого доноса. В том, что это так легко убедиться, познакомившись с материалами сборника документов "Советско –  израильские отношения", Москва 2000. Кстати, сборника, изданного с помощью Министерства иностранных дел государства Израиль".
Приписать Снэ спасительную роль дойного агента никак невозможно. Его донесения стали, во многом, основой антиизраильской и юдофобской политики Сталина, приведшей, в последствии, к активной поддержке, если не сказать, созданию в недрах Лубянки, так называемого палестинского, национально-освободительного движения.
Выходит, началу арабской агрессии против Еврейского государства, тысячам жертв террора, Израиль обязан и предательству своих же граждан – верных сталинистов. Мне сразу же начнут доказывать, что означенный Снэ одумался, понял свою ошибку, осознал и так далее, но предательство ничем не исправить и поправить невозможно. Можно искупить, но искуплением, а не с помощью политической демагогии.
Примеров подобной легальной, доблестной службы интернационалу юдофобов мы с вами можем привести множество. Они и сегодня перед нами. Только служат предатели не костоломам из застенков КГБ, а всяческим, европейским центрам мира на Ближнем Востоке, действующим на деньги арабских шейхов и юдофобов Запада.
Ошибется, впрочем, тот, кто решит, что бацилла предательства поражает в наше время только большевиков – атеистов и либералов – пофигистов. Эпидемия предательства способна захватить каждого. Вот удивительное сообщение одного из исламских сайтов: “Иосиф Ханан – ортодоксальный еврей, в свои 30 лет был активистом ульрарелигиозной партии “Шас”. Даже своего недавно родившегося сына он назвал Овадья в честь лидера партии – раввина Овадьи. Приехав в Израиль с женой и детьми, Иосиф стал жить в поселении "Гуш Катив" в секторе Газа. Однако жизнь в Газе не устроила семью, и она переехала в один из районов Западного Иерусалима, большинство населения которого составляют сторонники партии “ШАС”. Иосиф устроился на работу разносчиком продуктов. Он регулярно посещал религиозные занятия в синагоге. Дети Иосифа пошли в принадлежащую партии “ШАС” религиозную школу… Страстью Иосифа был интернет. Именно через его “паутину” Иосиф познакомился с шейхом Салахом из Объединенных Арабских Эмиратов, который смог донести до него истинное представление об исламе. С этого времени Иосиф Ханан принял ислам и стал Юсуфом Хаттабом….Сегодня Иосиф, его жена и четверо детей, которые также приняли ислам, живут в арабском квартале Аль-Кудса (Иерусалима) в небольшом доме, подаренным им одним мусульманином”. Видать, ничего не подарили евреи Ханану за его верность заветам предков, а вот арабы сразу оценили его поступок.
Впрочем, принял иную веру человек. Бывает. В массовом порядке евреи крестились, становились поклонниками Будды или Конфуция. Дело неподсудное. Если бы не совсем подходящий, мягко говоря, момент для перехода в ислам: в разгар интифады и арабского террора и этот самый "небольшой дом" в восточном Иерусалиме.
“Аллах ахбар!” - вопили фанатики, убивая евреев по всему Израилю. “Аллах ахбар!” – завопил вместе с ними иудей Ханан. Нет, все-таки и эта история – типичный образец вероломства и, как правило, вероломства корыстного.
Что там дальше, кто там дальше? Появятся новые Бланки, новые Хананы, новые Снэ, новые “блестящие израильские публицисты”. Не придумали еще вакцину против предательства. Можно утешиться тем, что тяжелое это заболевание не носит характер эпидемии, хотя давно известно: один предатель может принести вреда больше, чем целая вражеская армия.

СТАТЬЕ ЭТОЙ ПОЧТИ 10 ЛЕТ., НО КАК БЫЛО ПРЕДСКАЗАНО, ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ЛИЧНОСТИ, ВРОДЕ ШЛОМО ЗАНДА, УНАСЛЕДОВАВШИЕ ГЕН ПРЕДАТЕЛЬСТВА. КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА ЖЕНЩИНА?


Из чего сделана женщина? Рав Александр Красильщиков

Как был создан первый человек? Как появилась в мире Хава — первая женщина? Мужское или женское начало является определяющим? Все эти вопросы обсуждают мудрецы Гемары.

Сказал раби Ирмия бен Элазар (Вавилонский Талмуд, Эрувин,18,1): «Део-парцуф», то есть «двуличным» в буквальном смысле слова, был первый человек в момент своего творения. Мужская и женская личность сочетались в нём в одном образе». И лишь потом Всевышний «разделил» человека, и из «личности» женской сделал женщину как таковую. Об этом есть намек в Теилим (139,5): «Ахор вокэдэм цартони» — «Назад и вперёд сделал меня…» Другими словами, при сотворении Всевышний сделал человека «сущностью», обращенной «вперед», и «сущностью», обращенной «назад».

О том, как именно была создана женщина, мудрецы спорят. Написано (Берешит, 2): «И обустроил Всевышний эту грань (“цело”), что взял от Адама, в женщину, и привёл её к Адаму». Раши объясняет, что Б-г попросту придал этой грани функцию женщины. О понимании произошедшего, то есть о природе этой «грани», спорят мудрецы гемары Рав и Шмуэль. Один утверждает: женщина была сделана путём «простого» разделения удвоенной личности Адама, а Шмуэль считает, что тело женщины было «выстроено» из специального органа, под названием «занав».

На первый взгляд, мнение, что женщина в «готовом» виде была отделена от общего человеческого тела, вполне согласуется с мнением, что первый человек обладал одновременно и мужской, и женской сущностями.

Но как объяснит слова «назад и вперед образовал меня» тот, кто считает, что упомянутой «гранью» был некий придаточный орган?

В Гемаре в ответе на этот вопрос используется мнение раби Ами, утверждающего, что во фразе из Псалмов: «Ахор вокэдэм цартони» — «Назад и вперед образовал меня» слово «ахор» (мы перевели его «назад») означает в действительности «последний» из созданных при Сотворении Мира, а «кедем» — это «первый», то есть «послуживший причиной бедствий».

В Гемаре немедленно разъясняется эта позиция.

Человек был создан непосредственно перед наступлением первой Субботы, когда процесс создания мира, как известно, был завершён. Следовательно, человек стал как бы завершением Творения.

Но причиной какого бедствия стал первый человек?

Если предположить, что таким бедствием стало проклятие за вкушение Плода с Дерева Познания, то человек не был проклят первым. Нахаш (змей) получил проклятие раньше за соблазнение Хавы, которая, кстати, была проклята второй. Адам был третьим. Значит, человек стал причиной бедствия, случившегося значительно позже, уже при жизни Ноаха. Это бедствие — Всемирный Потоп. Недаром написано (Берешит,7,23): «И стёр всё существующее, что на поверхности земли: от человека — до скота…» Человек указан первым, ведь именно люди были уничтожены в первую очередь!

Утверждающим, будто «гранью», из которой возникла женщина был «занав», в гемаре предлагается разрешить еще одну проблему.

Действительно, для тех, кто говорит, что женщина — с самого начала одно из двух неотъемлемых составляющих человека, — вполне понятно, почему в слове «ийецер» — «произвёл» в отрывке: «И произвёл Б-г Всесильный человека…» — используются две подряд одинаковые буквы «йуд», «лишние» с точки зрения грамматики. Мудрецы видят в этом удвоении (в Торе нет случайностей) недвусмысленный намёк на то, что человек создан с двумя равноправными сущностями. Как же могла в таком случае женщина быть образована из «хвоста»?

Эти два «йуда», идущие подряд, — говорится в Гемаре, — можно объяснить, используя точку зрения раби Шимона бен Пази, который, характеризуя состояние человека, восклицает: «Ой мне от дурного начала, приносящего страдания, советующего не исполнять Волю Создателя! Ой мне от Всевышнего, что накажет меня, если последую этому совету!» Два этих йуда намекают на два соперничающих в сердце ощущения: стремление к греху и страх перед наказанием.

Далее в гемаре спрашивается:

— Если гранью, из которой вышла женщина, была изначально созданная женская сущность внутри Адама, то написанное «мужчину и женщину сотворил их» — вполне с этим согласуется. Но, сказав, что женщина сотворена путём обустраивания некоего придатка — значит войти в противоречие с написанным в Торе!

— Если уж видеть противоречие в этом, — отвечают еврейские мудрецы в гемаре, используя мнение раби Авау, — то ещё большее несоответствие прослеживается непосредственно в тексте Торы.

Действительно, в одном месте сказано: «мужчиной и женщиной создал их». То есть, сказано, что первый человек был сотворён в виде совмещённого образа мужчины и женщины, и лишь впоследствии разделён на две половины. Вместе с тем, в другом предложении Торы говорится: «По образу Всесильного сотворил его (человека)». «Его» — местоимение единственного числа мужского рода!

Раби Авау объясняет это просто. Тора указывает нам на весь путь создания человека. Всевышний сразу «спроектировал» человека разделённым на «мужскую» и «женскую» личности, но создал поначалу лишь мужчину. Позже от него образовал женщину.

«Впрочем, и по первому мнению, — говорит раби Ханох Зундель бен Йосеф, автор комментариев “Эц Йосеф” и “Анаф Йосеф” на Мидраш Раба и Танхума, — мы также видим, что Всевышний сначала “задумал” отдельно создать мужчину и женщину, но, в итоге, создал существо с одним телом и двумя сущностями».

Здесь в гемаре спрашивается вновь:

— Если женская сущность попросту отделена от общего тела, то написанное «и закрыл плоть в том месте», свидетельствующее, что Всевышнему потребовалось специальное вмешательство, чтобы возместить последствия «отрыва» женской половины, вполне понятно. С другой стороны, если женщина была сделана из «придатка», то рана, образовавшаяся в результате «операции», зажила бы «естественным» путём. Зачем тогда в Торе говорится об особых действиях Всевышнего по врачеванию Адама?

Но и на это есть ответ:

— Очевидно, предпосылка вопроса не верна. «Закрыл плоть» — означает, что Всевышнему понадобилось полностью скрыть место отрыва придатка, чтобы Адам не заметил, что женщина сделана из его отрезанного придатка, и воспринял ее как самостоятельное существо.

Теперь мудрецы гемары подходят к вопросу о способе создания женщины с другой стороны.

Если женщина была создана из придатка, то написанное: «И построил Всевышний из грани, взятой у Адама женщину…», понятно: недостаточно было отделить от человека грань, её нужно было достроить, то есть придать ей соответствующую форму и суть. Но если женщина была образована путём отделения готового образа от общего тела, какая надобность в таком существенном преобразовании?

На этот вопрос в гемаре дан самый неожиданный ответ. «Строительство» не относится ко всему телу женщины. Речь идет только о ее волосах. Всевышний, словно желая придать Хаве привлекательность, заплёл ей волосы. Но, спрашивает Бен Йоядо, зачем для создания прически Хавы понадобилось вмешательство Всевышнего?

Для ответа на этот вопрос нам придется открыть одну из тайн Мироздания. В волосах, впрочем, как и в любом человеческом органе, заключено средство, которым человек влияет на духовное состояние мира.

Известно, что мужчина стрижёт волосы на голове. Этим самым, считают мудрецы, он ослабляет действие сил, ответственных за воплощение меры суда, с которой волосы имеют мистическую связь. Пейсы на висках оставляются намеренно, ибо не годится полностью лишать силы меру суда — без этой меры мир не мог бы существовать.

Но женщина, являясь конечным итогом Творения, основой основ практического исполнения Закона, — а мера правосудия зиждется на этом исполнении — сняв волосы, способна привести к полной отмене меры суда. Более того, для укоренения этой меры, женщина не только не стрижёт волос, она отращивает их.

С другой стороны, по этой же причине женщине надлежит заплетать косы. Заплетая волосы, женщина как бы упорядочивает меру правосудия.(Бен Йеоядо, Брахот, 61,1; Китвей Аризаль, Шаар а-Мицвот, глава Кдойшим)

Таким образом, создавая тело Хавы, Всевышний заплел ей волосы, тем самым усмирив и подчинив меру суда, ибо подчинение и усмирение необузданных сил является одним из признаков полного исправления человека.

Объяснить затруднение, говорится в гемаре, можно и по-другому. Слово «ивен» можно понять и как «обустроил», то есть Всевышний придал Хаве форму, специально приспособленную для принятия и сохранения плодов. Женщина, имея расширенное пространство меж тазовых костей, способна выносить развивающийся плод.


по материалам сайта http://toldot.ru


ЯЛТИНСКИЕ ЖЕНЫ ВОЖДЕЙ









Ялтинские жены: Надежда Аллилуева, Клементина Черчилль, Элеонора Рузвельт


жены - Портал Домашний9 мая 2013
Фотографии ялтинской встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции известны во всем мире. Трое великих – Сталин, Рузвельт, Черчилль. Но за каждым из этих великих стоит незаметная преданная, любящая спутница. Кто были эти женщины? Влияли ли они на историю своей страны или повторяли в миниатюре ее судьбу?
…Февраль 1945 года. Заканчивалась Вторая мировая война. В Крыму, в Ялте идет совещание глав государств антигитлеровской  коалиция – какой быть послевоенной Европе и планете вообще. Они жили в разных дворцах, но «для истории» сфотографировались вместе на ступенях царской Ливадии. Три властителя − Черчилль, Рузвельт и Сталин. Примерно одного возраста, сравнимого могущества – это было тем немногим, что их сближало. В остальном − очень разные: природный «старосветский» аристократ герцогского рода; потомственный, профессиональный политик из Нового света; безродный сын грузинского сапожника…
02.jpg
И в своей личной семейной жизни они были также, как-то даже карикатурно,  несхожи…   
На тот момент Сталин уже был дважды вдовцом. О первой его жене Екатерине Сванидзе не так много известно – революционная деятельность Иосифа Джугашвили не располагала к документированию его биографии. Однако утрату матери своего старшего сына будущий тиран переживал очень тяжело, это свидетельствовали очевидцы. Возможно, поэтому, а также по причине занятости государственными делами, задумался Сталин о семейной жизни только к сорока годам, когда правительство готовилось переезжать из Питера в Москву. Вероятно тогда же потомственная революционерка семнадцатилетняя Надя Аллилуева и стала фактической женой Сталина. Расписались они  в 1919 году.
01.jpg
То, что этот брак не мог быть счастливым, ясно… Сталин вообще не был человеком, способным сделать кого-то счастливым – будь то близкие люди или целая страна, которой он практически единолично правил. Наде было скучно с пожилыми коллегами мужа, она была от природы непоседливой и нервной, часто закатывала истерики мужу – ему тоже не позавидуешь. Не выносит Надежда пития и застолья – а для грузина это неотъемлемая часть существования.
Говорят, они безумно любили друг друга. Но это не исключало бесконечные ссоры и споры… Она забирает детей и сбегает к родителям. Ее возвращают, они снова ссорятся… Ее мучают жуткие головные боли. И так долгие годы.
04.jpg05.jpg
Простые советские граждане уж давно бы разбежались, забыли бы друг о друге, завели бы новые семьи… Но это не тот случай. Из тесного круга кремлевских небожителей просто так не уходят. Опять же – эта необыкновенная взаимная страсть…
Надежда Сергеевна нашла выход из этой ситуации – выстрелила себе в сердце, написав супругу некое письмо. Последнее говорит в пользу самоубийства. Если б она погибла в результате несчастного случая или чьего-то преступления, письма бы того не было.
03.jpg
Сталин рыдал на похоронах жены, но воспринял ее поступок как предательство. А вскоре на страну обрушился тяжкий молот  «чисток»… Сталин любил, когда его сравнивали с Иваном Грозным, а тот ведь тоже, как считается, окончательно свихнулся в сторону жестокости после кончины обожаемой царицы Анастасии.
Родные и друзья всерьез полагали, что 34-х летний Уинни Черчилль решил остаться холостяком. Но в 1908 году этот блистательный журналист, храбрый военный, успешно набирающий обороты политик  делает предложение руки и сердца 22-х летней Клементине Хозьер, происходящей из небогатой, но старинной и знатной семьи. Она хороша собой, прекрасно образована и воспитана, знает языки, живо интересуется политикой.

11.jpg
Заметим – каждый из брачующихся имел отрицательный опыт сватовства – Уинстон получил пару отказов, а Клементина отменила три помолвки. Этому есть объяснение – Уинстон пошел энергетикой  в свою ну очень резвую мамочку, да и матушка Клементины весьма жизнелюбивой дамой. 
…Этому браку давали от силы полгода, а они прожили в любви и понимании более полувека. Она была жаворонком, он – совой, они спали в разных спальнях и почти никогда не встречались за завтраком. Он был довольно грубым и бесцеремонным субъектом, никого не слушал, но сам хорошо писал и ценил хорошую литературу. Так умница Клемми нашла способ достучаться до мужа – она писала ему письма! Их набралось 1700, и впоследствии они были изданы в качестве трогательного и поучительного сборника.
10.jpg06.jpg
Словом, мисс Хозьер, пожелав стать спутницей великого человека – ведь разглядела же?! – не стала его переделывать, что в принципе было невозможно, приняла его таким, каков он был, посчитав, что его недостатки  продолжение его достоинств – мощного интеллекта, многочисленных дарований, железной воли и т.п.
07.jpg
…Победу над Германией Клементина Черчилль встретила… в СССР. Да, именно так – совершая поездку по стране в качестве председателя «Фонда Красного Креста помощи России». По ее призыву для нашей разоренной войной страны было собрано 8 миллионов фунтов, тогда − огромная сумма… Наверняка, премьер Черчилль, будучи циником-прагматиком до мозга костей,  поручил своей умной женушке оценить политический потенциал дружбы с Россией… Или, может, стоит сразу после победы над Гитлером, напасть на Сталина? Такого не произошло, леди Черчилль за свою благотворительную деятельность получила Орден трудового Красного знамени, и сам Вождь народов подарил ей кольцо с бриллиантом.
12.jpg
…На Ялтинской конференции  первые леди воюющих государств не присутствовали – были их дочери. Не было и обычного для подобных встреч момента сравнения. Но время все расставило по местам, назвав Элеонору Рузвельт «Первой леди мира», а не только США.
13.jpg
Элеонора не считалась особенно привлекательной, была слишком высокой и не очень грациозной. Она обожала отца-пьяницу и преклонялась перед красавицей-матерью. Ей привили хорошие манеры и дали прекрасное образование. Ее дядя, будущий  президент США Теодор Рузвельт как-то «выучил» ее плавать – просто столкнул в воду…
Она удивилась, когда обаятельный  родич-однофамилец сделал ей предложение. Но таковое приняла – они были из одной среды, сходных политических интересов, амбициозны. Они поженились в 1905 году. Элеонора взяла себе за принцип жить интересами мужа, и, родив шестерых детей, не останавливалась в своем развитии, вполне поспевая за ним, быстро шагающим к вершинам власти.
14.jpg
Однако их брак был благополучным лишь в начале. В 1918 году Франклин вернулся из поездки по Европе тяжело больным… Элеонора ухаживала за ним и, разбирая почту, нашла… любовную переписку мужа с некой Люси Пейдж Мэсер, его секретаршей – ну, хоть что-то мужчины оригинальное придумали бы?! Годы спустя Элеонора признавалась близким, что тогда «весь мир для нее рухнул».
15.jpg16.jpg
Семью и видимость благополучного брака они сохранили – во имя карьеры неверного мужа и будущности детей. Но никогда уже не делили спальню… Элеонора более чем удачно исполняла роль супруги видного политика, а потом и Первой леди − вряд ли ставший в 39 лет инвалидом-колясочником Франклин сделался бы президентом США без мощной поддержки жены, чей авторитет рос быстрее, чем его собственный. От своей «тайной» страсти к Люси он так и не смог избавиться, не сдержав слова, данного жене – порвать с ней навсегда… А неутомимая Элеонора, поборов свою природную робость, носилась по школам для бедных, шахтам и заводам, руководила десятком общественных комитетов, чем немало раздражала американскую политическую «аристократию»…  Она обожала летать на самолете, вела собственную колонку в «Таймс» и даже… выучилась стрелять из пистолета.
17.jpg
…Однажды президент США поинтересовался, где его супруга.
«В тюрьме», − ответили ему.
«Не удивлен, − отреагировал Рузвельт. – Но что она на этот раз натворила?».
Там, правда, она была с инспекцией…
Элеонора, пробыв на посту Первой леди с 1933-го по 1945-й год, пережила мужа на 17 лет, и по свидетельству современников, это были годы ее самой активной деятельности и более откровенных высказываний – наверняка от того, что она могла меньше оглядываться на «официальное мнение». В 1957 году миссис Рузвельт посетила Ялту и провела с Никитой Сергеевичем Хрущевым разъяснительную беседу о преимуществах капитализма.    
18.jpg19.jpg
…Столько лет прошло с тех пор, когда все упомянутые женщины (ну и мужчины, разумеется, тоже) непосредственно влияли на ход мировой истории, моральный климат в своих странах и т.п. Все стирается, смягчается, нивелируется… Хотя?
Некая страна пытается учить уму-разуму все остальные, а сама не может справиться со своими внутренними проблемами; другая, несмотря ни на что, считается островком благополучия, и все, от террористов до олигархов, хотят там жить; в третьей основным принципом был и остается «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Что-то сильно изменилось, а?! Может, стоит нам, отправляясь голосовать за очередного президента, получше присмотреться к его супруге? Помните русскую пословицу о голове и шее? То-то