понедельник, 15 декабря 2014 г.

ЗАВИСТЬ ПРОКЛЯТАЯ!



Известное дело — самый страшный грех человекоубийства пошел от зависти Каина к брату своему Авелю. Я так думаю — от завистливого зуда все революции случились и один из корней юдофобии от зависти — это точно. Разрушительная, зловредная эта страсть — проклятие рода людского.
В замечательной книге Нильтона Бондера "Кабалла зависти" читаю: "Зависть — глубинный исток, сама праматерь гнева. В ней таится вся его бездна, и она, диктуя нам действия в ситуациях, в которых мы оказываемся, управляет самой нашей жизнью. Пожирая драгоценную жизненную энергию, зависть усугубляет конфликты и разногласия".
Фашисты одними арийцами хотели заселить земной шар, большевики — пролетариями. Самая злокозненная мечта завистника — равенство, но можно "отнять и поделить" деньги, недвижимость, хлеб и воду, но нельзя весь род человеческий лишить ума и одаренности. Вот и не может никак умереть зависть тупиц к умным, бездарности к таланту, сволочи разной к людям совести.
И фашизм, и большевизм искусно использовали склонность толп к зависти. Нынешний фанатизм исламистов на одной зависти и держится. Нет там ничего нового, кроме древней, кровавой страсти "отнять и поделить". Но вернемся от общего к частному.
Зависть становится часто стимулом к действию. Есть люди, для которых зависть — мотор всякого дела. Вот увидит такой чей-то успех и спать перестает, пока не сделает все, чтобы превратить чужую победу в поражение. В глубине души он понимает, что удачу, при всех его усилиях, не обратить в свою противоположность, но себя самого, страстишку свою он этим лечит и тешит.
"За годы, прожитые на свете, я видел, как завистливый зуд становится не только главнейшим, но единственным содержанием жизни. Я так и не смог найти разгадку этого полубезумного чувства, опустошительного, как страсть. Не понял, как ему удается занять собой все пространство и время, которые отпущены смертному. Очень возможно, что тут секрет в самой анатомии души. В самом составе ее, вмещающем всю человеческую суть, есть некий мучительный изъян". Леонид Зорин "Он".
Ну, насчет "изъяна" я бы не торопился. Зависть — она тоже разная бывает, как известно, по цвету: черная — ведет к ненависти и насилию в разных видах, белая — необходимое условие общественного и личного прогресса. Упростим понятия: зависть бывает тяжкой болезнью, а бывает и полезной нормой бытия. Сколько раз желал своим критикам двинуться по этому пути. Ну, напишите, ребята, лучше, сделайте крепче, только рад буду. Но почему-то "черный завистник", как правило, сам ничего путного создать не способен. Создавать — не его жанр, вот гадить и разрушать — пожалуйста.
"Белая зависть", как правило, носит скрытую форму, проявляется в достижениях, победах, которые и следствием этой самой зависти не назовешь. Черная зависть очевидна, ощутима и проявляет себя, повторюсь, как необоримая, больная страсть.
Как только начал заниматься журналистикой, подумал, что не надо бы трогать великанов, так как умные люди сразу примут тебя за лилипута. Только один раз сорвался: достала очевидная юдофобия покойного Солженицына, а так — держал себя в узде, чем и горжусь.
Есть еще одна сторона у зависти, подобная воровству и грабежу. Точно пишет об этом Нильтон Бондер: "Не возжелай дома ближнего твоего, ни жены его, ни раба его, ни вола его, ничего, что у ближнего твоего" (Исход 20:17). Раввин из Радвила говорил: "Это заповедь последняя, ибо тот, кто ее исполняет, соблюдает и все остальные".
В том-то и дело, что за завистью стоит маниакальное, тайное желание обладать тем, что тебе не принадлежит: чужим имуществом, чужими деньгами, чужим успехом. Завистник или нарушает все заповеди или всегда готов их нарушить.
Добрые люди редко болеют завистью. Доброму человеку злое, а то и несправедливое во зле слово, сказать трудно. Человек порочный только и жив злом в душе и на языке. Сказанное вовсе не значит, что всякая критика, подчас беспощадная, продиктована завистливым чувством, но мой долгий опыт говорит о том, что явная неудача, как правило, сопровождается гробовым молчанием, равнодушием всех, включая настоящих друзей и врагов-завистников. А вот реакция на удачу получается всегда шумной: слышны и свисты, и топот, и аплодисменты. А потому я обычно только радуюсь любому шуму, как ответной реакции на свое деяние. Обидно и стыдно бывает, что в шуме этом слишком часто заметна не справедливая, полезная и понятная критика, а сдавленные вопли несчастного завистника — неудачника, почему-то убежденного, что только ему известна истина в конечной инстанции.
Как же жалко бывает такого человека, до слез жалко. Ведь столько трудов потратил на выдавливание желчи из своей больной души, мучился, страдал, днями, ночами, но так и не излечился от своей постыдной хвори. Вот и хочется крикнуть: "Да полюби ты меня, недостойного, скажи доброе слово. Ведь тебе же самому легче станет".
Но нет — со времен бедняги Авеля род людской неизменен и потомки завистника Каина бродят по нашей несчастной Земле в поисках новых жертв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий