«Анатолий Найман – поэт, прозаик, переводчик, собеседник Ахматовой
и Бродского и наш прихожанин – 17 октября выступал в зале Православного
просветительского центра. Речь шла о поэзии: ее природе, свойствах,
представителях и отношении с религией». Благодрево. Ru. Церковная газета.
Анатолий Генрихович Найман – человек православный, но трибуну
имеет в газете, где слово Б-г пишется именно так, а не иначе. Еженедельник этот
читают, в основном, евреи. Вот к ним и обращается Найман с вкрадчивым, осторожным
словом. Его рассуждения об антисемитизме не оригинальны, но поданы в такой
упаковке, что сразу и не поймешь, куда клонит автор. Одно очевидно: ловко этот
человек напоминает своим читателям о «кровавом навете». Ошиблись, мол, не пошли
за Христом, теперь и жаловаться не на
кого. Ласково так, сострадая, увещевает, намекая, что воспротивились евреи
«высшей воле» - за то и наказаны антисемитизмом. Я бы не стал обращаться к этой
статье, если бы не прочел ее в «Еврейском слове» - газете прежде далекой от
пропаганды христианства, да еще и в православном каноне. Но читаем:
«Для меня главное в антисемитизме – что это явление из тех,
которые людям разгадать до конца не дано. Начало его по причинам, которые никак
не назвать притянутыми за уши и от которых не отмахнуться, совпадает с
появлением христианства. Не в том смысле, что появилось зловредное племя с
врожденной антиеврейской направленностью, а в том, что произошло нечто, в чем
нельзя не видеть вмешательства нездешней воли, или, как принято говорить, –
вмешательства свыше. В глухой провинции земного шара произошло нечто, эпизод
местного, районного значения, который и туземными-то его свидетелями не очень
был замечен. В результате чего через некоторое время, два-три столетия, стала
меняться и в конце концов радикально изменилась цивилизация вселенной. Эпизод с
самого начала и по самой сути был связан с евреями, среди них и из них родилось
главное действующее лицо, ими же было отвергнуто и их стараниями умерщвлено.
Само событие можно трактовать так, эдак, можно – кто хочет – опровергать. Но
результат не опровергнешь. Когда это лицо и его учение приобрели первых, а
затем и основную массу последователей, евреи вышли на авансцену истории вместе
с ним. Оказалось, что ни в каком другом народе оно родиться не могло, так как
его признали помазанником Единого Б-га, в которого верили на земле только
евреи. Еще оказалось, что они не неведомые чуды-юды, а знакомые другим народам
индивиды, к примеру, пара-тройка живущих в одном с ними городке или селе.
Правда, привлекавшие внимание обособленностью, обычаями и внешностью и этим
вызывавшие известную подозрительность, как все чужаки. Когда выяснилось, что
они играли в истории этого лица одну из ключевых ролей, выхвачена из нее была и
негласно обозначена № 1 та составляющая, что его травля и трагический конец –
их вина. Не конкретно тогдашних и тамошних, а всех – народа. Теперь становилось
возможным и даже напрашивалось их невзлюбить, а при желании и возненавидеть.
Повод для этого найти нетрудно – как по отношению ко всем, с кем оказываешься в
общежитии, а к этим еще и дополнительно из-за их активности».
Газета еврейская и слова «Иисус»
Найман хитро не произносит, именуя Христа «одним лицом». Но о вине в «травле и
трагическом конце» этого лица напоминает. Само собой, забыв, что католики и
протестанты вину эту давно с евреев сняли. Но Найман – прихожанин другой
церкви, в которой «кровавый навет» не отменен. Кроме того, не знает или не
хочет знать Анатолий Генрихович, что задолго до истории с распятием,
существовала юдофобия языческая, причем в такой же острой и кровавой форме.
Кстати, и «кровавый навет» - калька с древнегреческого мифа. Найман, при
желании, мог бы прочесть об этом в двухтомнике «Греческие и римские авторы о
евреях и иудаизме». Да что там современные, научные труды – достаточно самой
Торы, но Найман, видимо, с возрастом стал читать не те книги, а жаль.
Нет, я не собираюсь
обвинять «собеседника Ахматовой и Бродского» в антисемитизме. Ему просто жалко
«избранный народ». Ему бы, народу этому, надо было пойти Христом – и исчезнуть,
как ему советовал любимый философ Наймана – Влад. Соловьев. Вот только не знаю:
от кого бы родился, в таком случае, наш талантливый «собеседник»? Я уж не
говорю об Иосифе Бродском.
Комментариев нет:
Отправить комментарий