Обещанной прадеду внучке Соне уже 4 года.
Поговорим о вечном.
Ну да, конечно, — дети, внуки, правнуки — все мы хотим, чтобы жили они долго и счастливо на своей земле, но есть еще одна особенность нашей репатриации, о которой мы, невольно, забываем.
Мой отец похоронен на кладбище в Ашкелоне. Красивая получилась "обитель печали": холмы, сады, поля вокруг. Каждый год, в день его смерти, я стою у могильной плиты и рассказываю отцу об изменениях в составе нашего семейства. Со временем, я бы хотел оказаться неподалеку от отца, чтобы потомкам моим было проще рассказывать мне о новостях в своей жизни.
Проблема в том, что Ашкелон, по карте врагов наших, земля не еврейская, впрочем, как и весь Израиль. Значит, от нашей решимости сохранить то, что вернулось к нам же, по праву и силе, зависит покой не только наших потомков, но и память о предках. Зависит то, на чем вот уже сорок веков держится народ еврейский — на связи времен.
Галут, неизбежная ассимиляция, Холокост — все это разрушало эту связь. Я не знаю, где, в каком расстрельном рву, лежат мои дед с бабкой. Вот этот распад связи — прямой путь к исчезновению любого народа.
У праха праотцев в Хевроне, у могилы Рахели, в Цфате, у простых надгробных плит, на которых выбиты имена великих каббалистов, мне не нужны доказательства, кому принадлежит земля Израиля. Мало того, мне не нужны доказательства, что и я сам принадлежу народу Книги.
Я понимаю, что большей части еврейского населения Израиля не до рассуждений на эту возвышенную тему. Все мы живем, особенно не задумываясь, что было и что будет. Это счастливое свойство нашей памяти. Какие там предки — не забыть бы о том, что нужно купить сегодня в магазине.
И все-таки на этом чуде связи времен и поколений вот уже тысячелетия жив народ наш. В чудовищных бедах, лишениях, без своего дома на Земле, но держался и держится. Держался и за счет того, что осталось на земле Израиля — крепостью тех могил, о которых было упомянуто.
Верно, мы все живем днем сегодняшним, но, возможно, даже не догадываемся, что каждый наш шаг, каждое движение предопределено чем-то более существенным и важным, чем насущные заботы этого суетного дня. В противном случае, мне не по силам объяснить, почему потомки Яакова все еще числятся на нашей планете.
Думаю, что могилы предков: великих и простых — это корни, необходимые для дерева жизни любого народа. В этой земле много веков тому были похоронены мои личные пра-пра-прадеды и пра-пра-пра-бабки. Я не знаю, как их звали и где лежит их прах, но память об этом делает мое возвращение в Израиль гораздо более осмысленным, законным и целесообразным.
Даст Бог, 10 января 2011 года я зажгу поминальную свечу у могилы отца в Ашкелоне и расскажу ему о том, что родилась у него новая правнучка. Только ли ему я расскажу все это? Нет, конечно. Хотел бы думать, что и моим дальним предкам, похороненным где-то неподалеку. Пусть лежат спокойно. Мы здесь, чтобы остаться и восстановить связь времен — залог бессмертия любого народа.
2010 год.
Поговорим о вечном.
Ну да, конечно, — дети, внуки, правнуки — все мы хотим, чтобы жили они долго и счастливо на своей земле, но есть еще одна особенность нашей репатриации, о которой мы, невольно, забываем.
Мой отец похоронен на кладбище в Ашкелоне. Красивая получилась "обитель печали": холмы, сады, поля вокруг. Каждый год, в день его смерти, я стою у могильной плиты и рассказываю отцу об изменениях в составе нашего семейства. Со временем, я бы хотел оказаться неподалеку от отца, чтобы потомкам моим было проще рассказывать мне о новостях в своей жизни.
Проблема в том, что Ашкелон, по карте врагов наших, земля не еврейская, впрочем, как и весь Израиль. Значит, от нашей решимости сохранить то, что вернулось к нам же, по праву и силе, зависит покой не только наших потомков, но и память о предках. Зависит то, на чем вот уже сорок веков держится народ еврейский — на связи времен.
Галут, неизбежная ассимиляция, Холокост — все это разрушало эту связь. Я не знаю, где, в каком расстрельном рву, лежат мои дед с бабкой. Вот этот распад связи — прямой путь к исчезновению любого народа.
У праха праотцев в Хевроне, у могилы Рахели, в Цфате, у простых надгробных плит, на которых выбиты имена великих каббалистов, мне не нужны доказательства, кому принадлежит земля Израиля. Мало того, мне не нужны доказательства, что и я сам принадлежу народу Книги.
Я понимаю, что большей части еврейского населения Израиля не до рассуждений на эту возвышенную тему. Все мы живем, особенно не задумываясь, что было и что будет. Это счастливое свойство нашей памяти. Какие там предки — не забыть бы о том, что нужно купить сегодня в магазине.
И все-таки на этом чуде связи времен и поколений вот уже тысячелетия жив народ наш. В чудовищных бедах, лишениях, без своего дома на Земле, но держался и держится. Держался и за счет того, что осталось на земле Израиля — крепостью тех могил, о которых было упомянуто.
Верно, мы все живем днем сегодняшним, но, возможно, даже не догадываемся, что каждый наш шаг, каждое движение предопределено чем-то более существенным и важным, чем насущные заботы этого суетного дня. В противном случае, мне не по силам объяснить, почему потомки Яакова все еще числятся на нашей планете.
Думаю, что могилы предков: великих и простых — это корни, необходимые для дерева жизни любого народа. В этой земле много веков тому были похоронены мои личные пра-пра-прадеды и пра-пра-пра-бабки. Я не знаю, как их звали и где лежит их прах, но память об этом делает мое возвращение в Израиль гораздо более осмысленным, законным и целесообразным.
Даст Бог, 10 января 2011 года я зажгу поминальную свечу у могилы отца в Ашкелоне и расскажу ему о том, что родилась у него новая правнучка. Только ли ему я расскажу все это? Нет, конечно. Хотел бы думать, что и моим дальним предкам, похороненным где-то неподалеку. Пусть лежат спокойно. Мы здесь, чтобы остаться и восстановить связь времен — залог бессмертия любого народа.
2010 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий