Цена ошибок.
Борис Гулько
Самый трудный вопрос в
еврейской идеологии – мессианский. Ожидание Машиаха включено Рамбамом в 13
принципов веры. Но не существует общепринятого мнения относительно того, каким
он будет, кого мы, в сущности, ждём.
Рамбам писал в Мишна Тора: «Да
не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и
воскрешать мертвых... Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя…
постижению Торы… и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны,
заповеданные Всевышним, то он – вероятный Машиах. И если он преуспел во всем
этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и
собрал народ Израиля из изгнания, этот человек – наверняка Машиах». То есть мы
узнаем Машиаха постфактум.
Требования Гемары (Брахот, 346)
к Машиаху скромнее: "Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь
тем, что Израиль не будет порабощен неевреями". Всё же представления о
времени Машиаха большинства религиозных евреев, мне представляется, наполнены
мистикой и чудесами.
Рамбам писал, что мы не должны
пытаться вычислить время прихода Машиаха, но сам же – в письме к йеменским
евреям – сделал это. Не случился приход Машиаха ни в эту дату, ни в названную
нашим другим мудрецом – Рамбаном – в его «Диспуте».
Я долго не понимал: какой смысл
в попытках угадать будущее? Вот придёт Машиах – тогда и узнаем – каков он. Но
потом осознал, насколько важно понимать, кого мы ждём, и насколько пагубными
могут стать наши ошибки в понимании мессианского процесса.
Времена напряжённого ожидания
Машиаха наступают в периоды бед. Тогда ведь царь-спаситель особенно нужен. При
таких обстоятельствах мы родили христианство. Так же, из-за тягот римского
владычества, торопя мессианское время, евреи Иудеи подняли восстание 68-70
годов н.э. Ожидая чудесное спасение, описанное в пророчествах Захарии,
осаждённые в Иерусалиме отвергли призывы к перемирию, сами сожгли склады с
продовольствием, и погибли от голода.
Следующей «мессианской» ошибкой
евреев стало признание ими Машиахом Бар Кохбы, предводителя восстания 131-135
годов.
Время страстного ожидания
Машиаха вновь пришло после уничтожения самой успешной еврейской общины за всю
истории Изгнания – испанской – в конце 15 века. Евреи в столетия, проведённые в
Испании, достигли многого и в материальной жизни, и в духовной. Там родились
величайшие еврейские мудрецы средневековья Рамбам и Рамбан. Гейне, обращаясь к
своей жене, писал по поводу еврейских поэтов Испании:
Мой тебе совет, голубка,
Чтоб такой пробел заполнить,
Позаймись-ка ты еврейским, —
Брось театры и концерты,
Посвяти годок иль больше
Неустанной штудировке —
И прочтешь в оригинале
Ибен Эзру, Габироля
И, понятно, бен Галеви —
Весь триумвират поэтов,
Что с волшебных струн Давида
Лучшие похитил звуки. (Перевод В.Левика)
Чтоб такой пробел заполнить,
Позаймись-ка ты еврейским, —
Брось театры и концерты,
Посвяти годок иль больше
Неустанной штудировке —
И прочтешь в оригинале
Ибен Эзру, Габироля
И, понятно, бен Галеви —
Весь триумвират поэтов,
Что с волшебных струн Давида
Лучшие похитил звуки. (Перевод В.Левика)
Королева Изабелла, по наущению
Великого инквизитора Тарквемады, поставила перед евреями Испании выбор:
изгнание, ренегатство или смерть. Звучит это современно: перед подобным выбором
стоят сегодня многие общины христиан Леванта
Крайним сроком пребывания
евреев в Испании было назначено 2 августа 1492 года – день накануне отплытия
судов Колумба в Новый Свет. Религиозные люди знают – такие совпадения не
происходят случайно. Хоть Америка заняла в истории евреев исключительное место,
Колумб в претендентах на роль Машиаха всё же не значится.
Но вот 16 век, в котором
изгнанные евреи неприкаянно мотались по миру, мог стать временем Машиаха.
Кандидат в спасители евреев появился. Его имя Иосиф Наси. Это одна из ярчайших личностей
в еврейской истории. Удивительно, что о его жизни не написано романов по 1000
страниц, не снято сериалов по 100 серий.
Наси со своей семьёй, со своей
незаурядной тётей и позже тёщей Донной Грацией, память о которой сохраняется в
Израиле музеем в Тверии и ежегодным музыкальным фестивалем, прошли через весь
враждебный евреям мир. Им удалось бежать из Португалии, где перед евреями стоял
выбор скуднее испанского – крещение или смерть. Потом пришлось покидать
Фландрию, Францию, Венецию. Добравшись до Стамбула, Наси стал там воспитателем
сына султана, и, постепенно, одним из влиятельнейших людей мира. Являясь одновременно одним из богатейших
людей своего времени, Наси, похоже, стимулировал и субсидировал восстание
Нидерландов против обидчика евреев – Испании, покончившее с величием тогдашней
супердержавы. Интриге Наси приписывают, во время войны Османской империи с
Венецией, «неожиданный» пожар на венецианской корабельной верфи. В то же время
Наси способствовал заключению мира между Турцией и Польшей, и, в период
дружественной политики Польши к евреям, щедро снабдил деньгами польского короля
Сигизмунда-Августа II.
Наси стал первым политическим
сионистом. Он, при деятельном участии Донны Грации, отстроил стены священной Тверии,
организовал там отряды еврейской самообороны, создал для евреев бизнес –
шёлковый, в других источниках, шерстяной (наверное – оба), и призвал евреев
Европы возвращаться в Землю Израиля.
Отзыв евреев был скромным. Одна из возможных причин – шок после того,
как корабль с евреями из общины Пезаро по дороге в Землю Израиля попал в руки
мальтийских пиратов, и всех пассажиров продали в рабство.
Тогда у Наси возникла идея:
перед колонизацией Земли Израиля, собрать евреев на Кипре, который турецкий
султан обещал отдать под его царствование. Проект этот заглох после
неожиданного поражения турецкого флота, когда в битве при Лепанто в 1571 году
смертельные враги – Венеция, Папство и Испания – неожиданно, одноразово,
объединили свои флоты в борьбе с мусульманами, и победили.
Поддержи евреи всем сердцем
проекты Наси, мессианское время могло наступить ещё в 16 веке. Увы, так – всем
сердцем – евреи вместо этого, сто лет спустя, поддержали мистические мессианские
притязания другого претендента в Машиахи – Шабтая Цви. Этот обещал не тяжёлую
работу по воссозданию Израиля, а чудо.
В 1666 году Шабтай в
сопровождении четырёх раввинов направился в Стамбул, надеясь на встречу с султаном Мехмедом IV.
В соответствии с пророческими
письмами, которые рассылал каббалист Натан из Газы, фактически создавший
«Машиаха Шабтая», тот должен был без боя, только за счёт своей святости и пения
псалмов, получить от султана трон. Были предсказаны и другие чудесные события,
а в конце освобождение и спасение евреев, а также воскрешение мёртвых.
Шабтай Цви был арестован и вскоре, спасая свою жизнь, принял ислам.
Для евреев всего мира это стало тяжелейшим разочарованием. А многие последовали
за лже-мессией в новую веру.
Уже после смерти Шабтая в одном
из основных еврейских городов того времени – в Салониках – возникла секта дёнме – евреев, принимавших
под видом ислама смесь суфизма с каббалистическими идеями Шабтая. В следующие
столетия дёнме, живя внутри турецкого общества, заключали браки только между
собой, дали ряд выдающихся людей Турции (есть подозрения, что и самого
Ататюрка), и существуют, в количестве под три тысячи, до сего дня.
Пропуская атеистическое
мессианство Карла Маркса, посмотрим на наши времена. Атеисты-сионисты, начиная
с Герцеля, ни о каком мессианстве не думали. Однако, в соответствии с учением
рава Кука, они сыграли роль коллективного «первого Машиаха – бен Иосиф».
Согласно этому пониманию, историческое событие 1917 года – конечно, не
катастрофа переворота в России, а Декларация Бальфура, победные войны,
воссоздание и стремительное развитие Израиля – всё это мессианский процесс.
Этот процесс включал в себя и
прозорливость лидеров, и необыкновенный героизм участников, и сопутствовавшие
всему этому мистические чудеса. Так, чудо Шестидневной войны пробудило
трёхмиллионную массу советских евреев, казалось, утративших связи с еврейством
и безвозвратно растворяющихся в аморфной массе «советских людей».
Ортодоксы, не принадлежащие к
религиозным сионистам, идею мессианской природы воссоздания Израиля не
принимают. Я слышал от своих друзей любавических хасидов о сожалении их
последнего Ребе, что после Холокоста евреи, в утешение за страдания, попросили
Всевышнего о государстве для себя. Они получили Израиль, а попроси вместо него
Машиаха, получили бы Машиаха. Правда, статьи Ребе об Израиле, которые я читал,
например замечательное эссе о Первой ливанской войне, представляются мне вполне
сионистскими.
Ожидание прихода Машиаха как
события волшебного, без напряжённой работы с нашей стороны, уже привело к тому,
что мы упустили мессианские возможности в 16 веке, во времена политического
могущества Иосифа Наси. Также оно стало причиной национальной катастрофы 17
века – признания Машиахом Шабтая Цви. Из-за такого же, чисто мистического
понимания природы мессианских времён большинством религиозных евреев,
воссозданием Израиля в наши дни пришлось заниматься почти исключительно
атеистам-социалистам.
Непросто даётся людям понимание
дел их рук. Это волновало Гёте. Его Фауст, реализуя с помощью Мефистофиля вполне
«мессианский проект», завершает свои земные дни тирадой: «Народ свободный на
земле свободной увидеть я б хотел в такие дни… И это торжество предвосхищая, я
высший миг сейчас переживаю». На самом деле, Фауст мостил себе путь в
преисподнюю.
Но случается и обратное
развитие. Создатели Израиля считали, что борются за гиблое дело социализма. А
зачинали, в реальности, мистический мессианский процесс. Всевышний, в утешение
нашей ограниченности, обещал нам через пророка Йеремию (23, 20): “В будущем вы
постигните это разумом”… (30, 24): “В будущем вы уразумеете это”.
Грандиозное явление воссоздания
Израиля воспринимается по-разному секулярными евреями – либеральными и
национально ориентированными, религиозными сионистами, харидим, разными сектами
хасидов. Пришло для нас время «постигнуть это разумом». От этого постижения
зависит наша национальная судьба и судьба нашей цивилизации. Важно не
допустить, как в былые времена, ошибки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий