понедельник, 28 июля 2014 г.

БОРИС ГУЛЬКО: ВЫБЕРИ ЖИЗНЬ!

Израиль и цивилизации-самоубийцы.
Что движет арабами Газы, вызвавшими на себя атаку могучей военной машины Израиля? На чём основана яростная солидарность с террористами относительно благополучного члена НАТО Турции? Почему так напряжены либералы Европы и США, желая спасти от праведного гнева Израиля ХАМАС?
Интересные ответы на эти вопросы можно найти в публикациях глубокого современного мыслителя Давида П. Голдмана. Его интересует: почему «К западу от Инда Израиль – единственная уцелевшая среди тысяч маленьких наций, цветших от 10 000 года до н.э до 600 года н.э.»? Чтобы ответить на  вопрос: от чего народы умирают – нужно понять: почему они живут?
Голдман скептичен относительно достижений либеральной эпохи Просвещения в решении этого вопроса: «Просвещённый материализм  утверждает, что натуральный человек или ищет самосохранения (Гоббс), или естественным путём стремится защитить свои интересы (Локк), или от природы был хорош, пока его не коррумпировала цивилизация (Руссо). Сатанинский смех вокруг Леванта топит пискливый, тонкий голосок Просвещения. Об этом нет нужды читать в книгах – Ближний Восток превратился в реалити-шоу: «Как умирают цивилизации».
В этой цитате из статьи: «ХАМАС – норма, Израиль – исключение», Голдман ссылается на свою книгу 2011 года «Как умирают цивилизации (и почему ислам умирает тоже)». Критерий, используемый  Голдманом для своего анализа перспектив цивилизаций – демография. Если народ рожает детей, он продолжается. Если перестаёт – обречён.
Я считал, что народы исчезают в результате проигранных войн, и недоумевал: что случилось со Спартой? Нигде не встречал упоминаний поражения этой страны неустрашимых воинов. Аристотель сообщает: к середине 4 века до н.э. «население страны, способной ранее содержать 1500 кавалеристов и 30 000 тяжеловооруженных пехотинцев, упало ниже 1000…» Голдман объяснил это тем, что «Спарта… после Крита была первым греческим полисом, формализовавшим практику педерастии… Педерастия имела глубокую связь с греческой религией, которая более всего – культ юности». Голдман иллюстрирует эту мысль легендой о Нарциссе, которого «боги превратили в цветок, наказывая его за гордость отказа поклоннику. Нарциссизм дозволялся только зрелым любовникам».
 
Исчезновение великой греческой цивилизации и её несостоятельной религии приводят Голдмана к двум социологическим законам: «Когда мы поклоняемся себе, мы превращаемся в обанкротившихся богов»; и «Мелкие цивилизации исчезают по разным причинам, но великие цивилизации умирают только тогда, когда они более не хотят жить».
Эти законы относятся и к кризису двух современных союзных цивилизаций – либеральной и мусульманской. Европейцы, в большинстве своём избавившиеся от бремени религии, нарциссистски сделавшие предметом поклонения свои потребности, имеют по 1.2-1.4 ребёнка на женщину, и ступили на путь исчезновения, подобно античным грекам. «Значительная часть цивилизованного мира уже прошла демографическую точку невозврата», – считает Голдман.
Неожиданно оказалось, что на путь демографического вырождения ступили и мусульмане. Голдман приводит удивительную статистику: за последние два десятилетия продуктивность мусульманских женщин упала примерно на пять детей. В Иране, Турции и Алжире началось демографическое вырождение – заметно меньше двух детей на женщину. В Земле Израиля еврейки уже сегодня превзошли арабок в деторождении, и тенденция продолжается. «Мусульманская продуктивность сокращается со скоростью, который демографы не наблюдали в истории», – заключает Голдман.
 
Непосредственная причина демографических катастроф представляется ясной: Филип Лонгман в своей книге 2004 года «Пустая колыбель» заключил –  «Верующие люди имеют детей, а секулярные либералы не имеют». Но не все веры равны. Демографический коллапс мусульманского общества показывает, что его культура и идеология не выдерживают испытания современностью. И в этом Голдман видит причины войн Газы против Израиля: «Исламисты опасаются, что, если они провалятся, их религия и культура исчезнут в водовороте современного мира. Многие из них предпочитают скорее умереть сражаясь… Если одна сторона понимает, что установление мира приведёт к концу её существования, у неё нет мотивов возвращаться к миру. Так радикальные исламисты ХАМАСа понимают перспективы исламского общества. Богатое и успешное еврейское государство рядом с бедным и нефункционирующим палестинским может означать конец морального авторитета ислама, и некоторые палестинцы готовы скорее сражаться до смерти, чем смириться с таким исходом».
Развивая эту мысль из своей книги, Голдман пишет в упомянутой статье: «Цивилизации умирают от отвращения к жизни. Большинство индустриальных наций ныне умирают, некоторые – стремительно. Основная часть исламского мира готова скорее умереть, чем приспособиться к современности (хоть часть его может предпочесть оставить ислам)».
Из этого Голдман заключает – «ХАМАС стремится к смерти, явно и очевидно… Но он хочет умереть таким образом, чтобы Израиль умер тоже». Поэтому автор даёт совет: «Мы в полном праве отойти в сторону, когда они прыгают с крыши. Не в нашей власти уговорить жить цивилизацию, стремящуюся к самоубийству».
Каролин Глик в статье для JP от 19 июля приходит к аналогичному выводу: «Израильские переговорщики должны охотно согласиться на любое прекращение огня, которое не принесёт ХАМАСу каких-либо достижений… Хороший шанс, что ХАМАС столкнётся с широким восстанием… Нам достаточно унизить ХАМАС, разрушив его туннели, угрожающие нам. Жители Газы докончат дело».
Если демографический анализ Голдмана верен – а демография – наука точная, и её выводы оспаривать трудно – то мы наблюдаем сегодня увядание двух крупнейших современных цивилизаций – либеральной и исламской – и вырождение существующих в них народов. В чём же этим народам искать надежду?
Голдман отвечает на этот вопрос так: «Израиль сегодня, как и во времена пророков, остаётся уникальным и незаменимым светом для этого мира, образцовой нацией, надеждой человечества. Сегодня он продолжает доказывать, что современные мужчины и женщины могут продолжать любить жизнь и подняться над трагической судьбой народов».
Мы несём миру совершающих самоубийство цивилизаций обращённый к нам в Торе призыв Всевышнего: «Выбери жизнь!»  

Комментариев нет:

Отправить комментарий