Жизнь и смерть королевы второго плана
Сегодня у нас еще одна дата, к сожалению, траурная. Тридцать лет назад скончалась великая, не побоюсь этого слова, советская актриса – Фаина Георгиевна Раневская. Ее называли "королевой второго плана", но это же чушь — Раневская делала любую роль, исполняемую ею, ролью первого плана, иначе и быть не могло – талант и харизма не могут находиться в тени, ведь вам случалось видеть фильмы, когда слабый актер главной роли оттеняется прекрасной игрой "второстепенных" партнеров. Сцены тут же приобретают многоплановость, объемность, возрастает степень доверия к материалу и так далее. Это я к тому, что "второстепенных" ролей не бывает, бывают второстепенные актеры. Так вот, Раневская по всем параметрам была актрисой первостепенной, это неоспоримо, то есть, спорить с этим так же глупо, как писать против ветра.Домашнее образованиеРодилась она в позапрошлом веке, 15 августа 1896 года, в городе Таганроге. Впрочем, имя она тогда носила несколько иное – Фанни Гиршевна Фельдман, а быть в СССР актрисой с таким" ФИО", сами понимаете, было не очень удобно, вот и превратилась Фанни Фельдман в более привычную славянскому менталитету Фаину Георгиевну Раневскую (Псевдоним взят у главной героини чеховского "Вишневого сада"). Однако, до этого было еще далеко. Семья Фельдманов была, во-первых, еврейской, во-вторых, состоятельной. Отец Раневской – Гирш Хаимович Фельдман – был купцом 1-й гильдии, почетным членом ведомства учреждений Императрицы Марии, владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина стройматериалов и даже парохода "Святой Николай". То есть, у юной Фаи были возможности выбирать – как и где учиться. Кстати, она была одной из пяти детей в семье. Образование начала получать в таганрогской женской Мариинской гимназии (которую, кстати, так и не окончила), получила также прекрасное домашнее образование – иностранные языки, пение, музыка, танцы, литература. Могла ли романтическая девушка не увлечься театром? Никак не могла!Что важнее — революция или театр?Поэтому в 1915 году Раневская (тогда еще Фельдман) уезжает в Москву. Нельзя сказать, чтобы ее добропорядочный отец обрадовался этой эскападе, наверняка он видел совсем иной будущее для своей дочери. Он даже отказал ей в содержании, но мать тайком посылала будущей звезде денежные переводы для поддержания штанов, если можно так выразиться. Это давало упрямой неофитке снимать маленькую комнатку на Большой Никитской и учиться в частной театральной школе, которую, впрочем, она так и не окончила, подписав контракт с керченским театром, работа в котором не принесла ей ни денег, ни славы и стала первой ступенью в многолетнем скитании по различным театрам в поисках себя. Именно, живя на Большой Никитской, Раневская знакомится с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Качаловым, то есть постепенно входит в мир московской богемы. Тем временем происходит Октябрьская революция, в результате которой семья Фельдманов покидает бурлящую и опасную Россию и селится в Праге. Раневская. Как вы понимаете, уже настолько отравлена театром, что не в силах бросить подмостки из-за какой-то там революции.Театральная жизньЛетний театр в Малаховке, Первый Советский театр в Крыму, Камерный театр, Центральный Театр Советской Армии, театр имени Маяковского, Московский драматический театр имени Пушкина, театр имени Моссовета – далеко не полный список подмостков, на которые выходила за свою театральную карьеру Раневская. Театр имени Моссовета, кстати и стал тем самым основным и главным портом ее приписки. Кстати, в театре Пушкина Раневская работала в одно время с молодым и неизвестным актером – Владимиром Высоцким, которому тогда покровительствовала, разглядев в нем недюжинный талант и потенциал. Пути актера и актрисы разошлись, Высоцкий стал сами знаете кем, Раневская тоже, однако, по слухам, взаимный интерес и уважение осталось между ними навсегда.Битва за авторствоВ нашей памяти Раневская всегда была и остается женщиной средних лет. Это потому, что первая ее кинороль пришлась почти на сорокалетие, правда, сразу у Михаила Ромма – признанного киномастера – в фильме "Пышка". Да и роль в фильме оказалась настолько яркой, что заметили Раневскую "с первого удара", следуют новые приглашения, через несколько лет она становится штатной актрисой Мосфильма, затем актрисой Ташкентской киностудии, членом Союза Кинематографистов СССР. В 1939-м Раневская снимается в фильме "Подкидыш", небольшая роль в котором делает ее настоящей звездой. Помните, матрона с коронной фразой – "Муля, не нервируй меня"? С тех пор ей так и кричали на улицах мальчишки, даже Брежнев, вручая ей награду много лет спустя, в 1976-м, вместо официального представления сказал на сцене – "А вот идет "Муля не нервируй меня"". Кстати, именно из-за авторства этой фразы вышел конфликт со сценаристом фильма Агнией Барто и ее соавтором – Риной Зеленой. Раневская писала, что фраза принадлежит ей, а обе дамы пытались это оспорить, еще бы – самая яркая цитата фильма! Почему-то мне больше верится, что автором все же была Фаина Георгиевна, о ее остром языке и огромном количестве крылатых фраз и цитат известно всем, зачем бы ей тырить одну несчастную фразу и сценаристов?Пятая графаБыла у Раневской несбывшаяся мечта – сыграть в фильме у Эйзенштейна, ее даже утвердили на роль Ефросиньи Старицкой в "Иване Грозном", однако высшие "компетентные" органы завернули ее кандидатуру, отдав роль актрисе Серафиме Бирман. Сама Раневская уверяла, что все дело в "пятой графе" — национальности, хотя Бирман тоже явная семитка. Впрочем, у Раневской в паспорте стояла запись, что она еврейка, а у Бирман, что она молдаванка. Такая вот ерунда и решила исход дела лишив актрису мечты.Стопроцентная узнаваемостьА вообще-то, обратите внимание – Раневская снялась в не таком уж большом количестве фильмов, причем, сплошь во второстепенных ролях, при этом, нет человека, который бы ее не знал и не помнил. "Подкидыш", "Весна", "Небесный тихоход", "Свадьба", "Золушка", "осторожно, бабушка" — более или менее известные фильмы с Раневской. Кроме того, она снялась в нескольких выпусках журнала "Фитиль" — всенародно известного и любимого в 60-70-е, да еще озвучила несколько мультфильмов – "Карлсон вернулся" — Фрекен Бок, "Сказка о царе Салтане" — сватья баба Бабариха. Помните знаменитую фразу Фрекен Бок – "Он улетел, но обещал вернуться. Милый, милый…" — характерный низкий голос узнается сразу и запоминается навсегда.Последние годыБудучи по-настоящему известной актрисой, Фаина Георгиевна не нажила капиталов и сбережений. Жила скромно, в одиночестве, работала в театре почти до самого конца, собиралась уходить из него в 1983-м, однако ее останавливал размер скудной пенсии – смогла бы она оплачивать домработниц, одна из которых ухаживала за собакой, другая – вела хозяйство. Ее уговаривали остаться в театре, несмотря на 87 лет – более, чем солидный возраст. Последние несколько лет встречала вдвоем с подругой – Еленой Камбуровой, последний новый год в своей жизни встретила во сне. О Раневской говорили всякое. В частности, в кулуарах постоянно муссировалась лесбийская тема, что, дескать, поэтому она и никогда не была замужем. А так ли это важно, если речь идет о действительно талантливом человеке. Ведь недаром англичане включили ее в десятку самых великих актрис мира.Умерла от отвращенияСмерть актрисы 19 июля 1984 года была предварена инфарктом, пневмонией, длительной болезнью. Затем, как писали, оторвался тромб, после чего все кончилось. Похоронили Фаину Георгиевну на Московском Новом Донском кладбище. Говорят, она просила написать на памятнике – "Умерла от отвращения". Не написали, конечно. Ну и напоследок сборник крылатых фраз актрисы, чтобы было проще понять масштаб и величину ее таланта. Ведь красиво и многословно могут вещать многие, а вот "вломить суть" в нескольких словах – удел настоящего таланта.Фразы Фаины Раневской:Если женщина идет с опущенной головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!Женщина умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?Есть люди, в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.Чтобы оставаться худой, женщине надо есть перед зеркалом и обнаженной.Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья?Если человек тебе сделал ЗЛО — ты дай ему конфетку, он тебе ЗЛО — ты ему конфетку… И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет.Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: "Потому что белый цвет полнит".Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.Лучше хороший матерящийся человек, чем тихая воспитанная сволочь.Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:- В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но искренне надеюсь, что, когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.- Неужели я уже такая старая, — сокрушалась как-то Раневская. — Ведь я еще помню порядочных людей!Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: "Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?"- Фаина,- спрашивает ее старая подруга, — как ты считаешь, медицина делает успехи?- А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать.Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.- Поднимите меня! — попросила Раневская. — Народные артистки на дороге не валяются...Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!"Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" — она привычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу"."Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй".Он умрет от расширения фантазии.Критикессы — амазонки в климаксе.Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.У меня хватило ума глупо прожить жизнь.Глядя на прореху в своей юбке: Напора красоты не может сдержать ничто!О режисере З.: Перпетум кобеле.Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, что моль, живущая там, никак не может научиться летать!Увидев только что установленный памятник Карлу Марксу у Большого театра, сказала: "Это же холодильник с бородой"Фаина Георгиевна, что бы вы сделали, если бы вдруг открыли границы? — спросили у Раневской.- Залезла бы на дерево.- Почему?- Затопчут.- Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта?- Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных.Председатель тогдашнего Центрального телевидения Лапин пришел на спектакль . Потом явился за кулисы говорить комплименты:- Фаина Георгиевна, в чем я увижу вас в следующий раз?- В следующий раз вы меня увидите в гробу.Когда в Москву привезли Мону Лизу, все ходили на нее смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила:- Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!- Талант, как прыщ, не спрашивает на ком выскочить. Может и на дураке выскочить.- По телефону: "Получила новую квартиру. Отопление не работает. В туалете холод. Сижу на унитазе, как орел во льдах."Подчеркнуто громко, чтобы слышно было на кухне, хвалит нынешнюю домработницу и ругает предыдущую: "Вот дуреха, купила курицу и сварила вместе с потрохами. Пришлось выбросить на помойку. Испортилось настроение на целый день. Мариночка Неелова все меня успокаивала, просила из-за такой чепухи не расстраиваться. Подумаешь, мол, пятерка пропала. А я Мариночке объясняю, что дело не в деньгах. Мне саму курицу жалко. Ведь для чего-то она родилась!"- Она была от счастья на 7-м месяце.- Это когда-то артисты в кино играли, теперь они только снимаются.- Любовь, как и слесаря-сантехника можно искать всю жизньОднажды Завадский закричал Раневской из зала: "Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел!". "То–то у меня чувство, как будто наелась говна", — достаточно громко пробурчала Фаина. "Вон из театра!" — крикнул мэтр. Раневская, подойдя к авансцене, ответила ему: "Вон из искусства!!"- Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать...
Несчастье человека,если он/она еврей очень рельефно у Раневской.Вся советская жизнь была оформлена как мир счастья...с несчастьми боролись в одиночестве.
ОтветитьУдалить