среда, 21 мая 2014 г.

ПОГОВОРИМ О СОБАКАХ И КОШКАХ



 Но не только о «друзьях наших меньших. Скажем так, поговорим о живом мире вокруг нас. Он все еще существует, хотя человек всеми силами стремится вытеснить из природных ареалов слонов и носорогов, верблюдов и медведей, сов, пчел, муравьев, и все, все, что попадается на его победном пути.
 Все меньше становится свободных животных, все больше рабов, подчиненных человеческой воле. Мы любим своих кошек и собак, души не чаем в лошадях, водим детей в зоопарки. Но все это слабое утешение для беспощадного агрессора, по имени человек.
 В общем-то, все, о чем может, способен говорить человек, в конце концов, оказывается рассказом о самом человеке. Ничего не поделаешь, сами звери рассказывать о себе  умеют только ученым, причем сугубо научным языком. Спасали положение, в какой-то мере, самые талантливые писатели- «анималисты»: Джек Лондон, Чехов, Сетон – Томпсон, Дуров, Пришвин…И все же все они, в конце концов, рассказывали не о волках, медведях и птицах, а от себе самом, о человеке.
 Сетон-Томпсон писал так: «Люди, недостаточно хорошо знающие животных, могут, пожалуй, подумать, что я придаю им слишком много человеческих черт. Но тот, кому приходилось настолько близко встречаться с ними, чтобы узнать их образ жизни и проникнуть в их образ мыслей, конечно, никогда не подумает этого».
 Вторил Сетону–Томпсону замечательный  ученый-натуралист Евгений Спангерберг: « Некоторым из моих приятелей кажется, что я очеловечиваю животных. Например, любя собак, я будто бы допускаю у них настоящее сознательное мышление, а в связи с этим и поступки, присущие человеку. Не могу с этим вполне согласиться. И в тоже время я утверждаю, что от высокоодаренных животных, и в частности от собак, а из птиц – от различных видов ворон, можно ожидать таких поступков, которые на первый взгляд кажутся нам совершенно невероятными».
 Джеймс Кервуд – блестящий знаток животного мира и отличный прозаик писал так: «В жизни диких зверей, как и в человеческой жизни, есть свой трагизм, свой особый юмор, свой пафос. Есть множество необыкновенно интересных фактов, действительных событий и действительных персонажей, написать о которых просто необходимо, и вряд ли кому-то нужно, чтобы при этом что-то придумывали».
 Ранним утром, прогуливая собаку, часто встречаю на краю огромного пустыря парочку пустынных лисиц. Остроухие, юркие создания, гонимые любопытством и голодом, приближаются к жилищу человека. Но одна из лисиц делает это смело, решительно, и пристально, в полной неподвижности, смотрит на редкие машины и случайных прохожих. Вторая нервничает, ведет себя осторожно, юлит, дергается, толкает смелую лисицы, будто уговаривает ее бежать, спрятаться за песчаные барханы.
 Два характера, решительно непохожие одно на другое. Уверен, если среди животных есть храбрецы и трусы, добрые существа и злобные типы, разумные и тупые, гордые особи и лакейские души – значит, мало чем все живое на земле отличается от человека.
 Впрочем, различия, и кардинальные, есть.
 «Обезьяна, однажды опьянев от бренди, больше никогда к нему не притронется, и в этом она значительно умнее большинства людей». Чарльз Дарвин.
 Тем самым великий ученый опроверг свое собственное утверждение, что человек произошел от обезьяны. Однако, его сторонники до сих пор шутят на эту тему. Вот несколько удачных шуток: «Обезьянам не нужно зеркало – для этого у них есть мы» ( Герд Хейзе).
 « Дедушка Крылов был не прав. Мартышки обходятся без очков просто потому, что у них до самой старости хорошее зрение».  (Корней Чуковский).
 « Обезьяна в клетке – любимое зрелище человека. И это доказывает всю нашу порочность. Нехорошо любоваться несчастьем своего предка» (О. Генри).
 «Удивительно, что обезьяны так и не стали домашними животным. Судя по всему, они слишком умны для человека».  (И.И. Мечников).
 Ричард Пайк, известный зоолог, сделал такой вывод: «Бог создал человека, потом животных и поселил всю эту компанию в раю. Затем изгнал Адама и Еву на землю, а животных оставил в райских кущах. Вот теперь и решите: кто лучше – мы или они?»
 Замечательно написал о братьях наших меньших Лорка: «Все животные талантливы, потому что в каждом из них неистощимый запас юмора».
 Самое смеющееся животное – лошадь. Выходит, и самое талантливое. Вот что случилось однажды: «Жокей все подхлестывает и подхлестывает лошадь. Вдруг лошадь оборачивается к нему и говорит:
-         Что ты все хлещешь меня? За нами уже давно никто не гонится».
Столь же разумны были лошади, нареченные Джонотаном Свифтом гуигнгнмами. Читаем: «Благородные гуигнгнмы от природы склонны ко всем добродетелям и не имеют никакого понятия, что такое зло. Основное правило жизни заключается для них в полном подчинении своего поведения руководству разума. Они отличаются изумительной способностью сразу постичь умом и чувством, что разумно, а что нет. А поняв это, без всяких колебаний принимают к сведению разумное и отвергают то, что противоречит разуму. Поэтому долгие споры, ожесточенные пререкания, упорное отстаивание ложных или сомнительных мнений – пороки, неизвестные гуигнгнмам».
 Не желал ставить животное выше человека М. Пришвин. Он и к «животному» юмору относился иначе: «Животные потому нам так часто смешны и еще чаще мы сами из них делаем смешное, что мы то же животные, ближе стоим к ним, чем растения, и мы можем их понимать по себе».
 «Понимать по себе». Как это точно. Вот Марк Твен невесело пошутил таким образом: «Если вы приютите бродячую собаку и обеспечите ей приличные условия жизни, она никогда вас не укусит. В этом состоит принципиальное отличие между человеком и собакой».
 Но хватит общих рассуждений приступим к конкретному разговору на тему. И начнем, что понятно, с кошек и собак. Стоп! все-таки еще одно общее рассуждение я приведу: « У наших идеальных друзей никогда не бывает меньше четырех лап»  (Габриэль Колетт). Теперь с полным правом восславим собаку.
 «Собака прыгает вам на руки потому, что любит вас; если тоже  делает кошка, то лишь потому, что у вас на руках ей теплее».  ( Альфред Уайтхед).
 Клевета и чистый кошачий расизм.  Еще одно доказательство несовершенства человеческого рода. Нам обязательно нужно любить одного только за счет неприязни к другому.
 «Мальчик многому может научиться у собаки: послушанию, верности и важности три раза повернуться кругом, перед тем как улечься». (Роберт Бенчли).
   «Ели собака лает, это признак ее душевного здоровья». (Л.И. Лагин).
   С автором «Старика Хоттабыча» спорит автор «Голубой книги»: «Брехливые собаки - психопаты», – утверждал Зощенко.
 Домашние животные хороши еще и тем, что они возвращают нас в детство. Верно заметил Самуэл Батлер: «Удовольствие, доставляемое собакой, состоит в том, что вы можете с ней дурачиться, и она не только не будет брюзжать на вас, но и сама станет дурачиться».
 Собаки дороги нам еще и тем, что поддерживают в человеке веру в возможность верности, благодарности, преданности.
 «В истории больше примеров верности собак, чем друзей», - считал Александ Поп.
 «Чем больше я узнаю людей, тем больше восхищаюсь собаками», - это мизантропическое замечание принадлежит несчастной аристократке Жанне Мари Ролан, казненной якобинцами.
 Писатель Олдос Хаксли был убежден, что собаки потворствуют гордыне человеческой: «Для своей собаки каждый человек – Наполеон. Отсюда постоянная популярность собак».
 Другой писатель, Август Стринберг, шутил на собачью тему совсем уж беспощадно: «Я презираю людей, которые держат собак. Это просто трусы, у которых  нет мужества кусать людей самостоятельно».
 «Кусачесть» собак точнейшим образом определила Юна Мориц: «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей».
 «Цепной пес злиться не на людей, а на свою цепь», - это заметил Станюкович.
 «Сторожевой пес на привязи ненавидит вора за то, что тот  свободно гуляет по ночам», - Леонид Гайдай.
 «Движение на дорогах, как злая собака. Не так уж важно смотреть по сторонам, пересекая улицу. Главное – не показывать страха».   ( Поль Рурк).
 Мое самое любимое изречение о собаках написал А.П. Чехов: «Доброму человеку и перед собакой стыдно».
  Ладно, хватит о собаках, поговорим о кошачьем племени.
  К стыду своему не знаю, кто такой П.Дж. О.Рурк, но разобрался этот человек в кошачьей ментальности неплохо: «Легко понять, почему в современной Америке кошка вытеснила собаку как любимое домашнее животное. Люди хотят, чтобы их домашние любимцы обладали теми же качествами, что и они сами. Кошки безответственны и не признают никакой власти, однако при этом в своих материальных потребностях всецело зависят от других. Кошку невозможно заставить сделать что-нибудь полезное. Кошки способны на бесчестные проделки, причем просто ради забавы. Действительно, у кошек так много тех же качеств, что и у людей».
 Англичан и поэт – Хилер Беллок вовсе не считал всех кошек одинаковыми. Он был уверен, « что у каждого народа те кошки, каких он заслуживает».
 Генри Морган, как обычно, глубоко заглянул в суть кошачьей проблемы: «Люди с плохо выраженной индивидуальностью любят кошек. Эти люди обожают, когда их игнорируют».
 Возможно это так, хотя, далеко не все кошки, так уж горды, независимы и неподкупны. Об этом  неплохо рассказал в своей притче Юлиан Тувим: « К клетке со львами  подошла дама с милой кошечкой на руках «Видишь, малыш, - сказала львица львенку, показывая лапой на кошку. – Вот что бывает с нашим, великим и гордым родом львов, когда мы начинаем служить человеку».
 Однако, далеко не все убеждены, что кошка способна кому-то служить.
 «Кошка вполне может быть лучшим другом человека, но никогда не опустится до того, чтобы признать это».   (Дуг Ларсен).
 « В мире кошки люди досадная, но неизбежная проблема, хотя бы потому, что человек имеет обыкновение случайно пугать мышей»   ( Богарт Ли)
 М.А. Булгаков замечательно отметил достоинство семейства кошачьих: « Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда, ни с кем не пил брудершафта».
 Другой писатель, Амброз Бирс, о кошках говорил с полным презрением. Впрочем, неясно, кого он больше презирал – человека или кошку. Судите сами: «Кошка – мягкий неразборный автомат, дарованный нам природой, чтобы пинать его, когда у нас домашние неприятности».
 Лучше всех, как мне кажется, описал кошек замечательный поэт Николай Заболоцкий. Приведу отрывок из  стихотворения Заболоцкого «На лестницах»:

 Коты на лестницах упругих,// Большие рыла приподняв,// Сидят, как будды, на перилах,// Ревут, как трубы, о любви.// Нагие кошечки, стесняясь,// Друг к другу жмутся, извиняясь.// Кокетки! Сколько их кругом!// Они по кругу ходят боком,// Они текут любовным соком,// Они трясутся, на весь дом,// Распространяя запах страсти.// Коты ревут, открывши пасти, -// Они как дьяволы вверху// В своем серебряном меху».

Комментариев нет:

Отправить комментарий