пятница, 4 апреля 2014 г.

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ



 Сегодня, 4 апреля, день рождения великого кинорежиссера Андрея Тарковского. Это одна из моих заметок об этом человеке.

 Потомков Иакова издавна упрекают в корыстолюбии, маниакальном пристрастии к злату, в каком-то особом эгоизме и забвении духовных ценностей.
Удивительно, что даже умные, талантливые русские люди постоянно впадают в некий «религиозный шовинизм», безжалостно отрывая тело человека от его души.
 Читаю в книге Н. Болдырева «Жертвоприношение Андрея Тарковского»: «Для Тарковского это жертвенно-молитвенное служение «тайна в себе» связано, прежде всего, с православием и с Востоком в противовес западному эгоцентризму и прагматизму». Болдырев подкрепляет сказанное словами самого режиссера: « Скажем, что такое шедевр, созданный на Западе? Даже во времена Ренессанса? Это всегда вопль человеческой души, который выражает тысячи претензий: посмотрите, как я страдаю, посмотрите, как я несчастлив, просмотрите, как я счастлив, посмотрите, как я люблю, какие негодяи меня окружают, посмотрите, как я борюсь со злом… То есть – я, я, я, я.  Это самое отвратительное, что для меня может быть. Претенциозность ужасная, желание утвердиться, доказать. Центром мира сделать самого себя. В противовес этому есть другой мир – поэтический, который я связываю с Востоком, с восточной культурой».
 Позволил себе такую длинную цитату, потому, что и согласен с Тарковским и не могу понять его географические, религиозные пристрастия. Сам же Андрей Арсеньевич ставил необычайно высоко прозу Пруста и Кафки за отказ от своего Я. Что это? Скрытый Восток, еврейство этих авторов. Не думаю, вижу за всем этим обычное желание упростить себе задачу «поиска смыслов», желание уйти от сложной гаммы красок на полотне к простоте и наглядности графики.
 Здесь и опасность указанного шовинизма: пусть мы бедны, несчастны, история наша - бесконечная полоса страшных травм, но как полон духовности наш мир, как прекрасна вера наша! Они там, на Западе, – черти, эгоисты и прагматики, а мы - сущие ангелы. Вот это опасно.
 Впрочем, сам Тарковский себя опровергает в ситуации экстремальной, на грани между жизнью и смертью. Вот что он пишет в «Мартирологе»: « «Сколько у нас ошибочных, предвзятых мнений о людях (о французах, неграх, да и об отдельных индивидах). Кто к нам относится лучше, чем французы?  Дали нам гражданство, квартиру, комитет собирает деньги  и все оплачивает, в том числе пребыван6ие в клинике. Там работает темнокожая медсестра, так она просто ангел; всегда улыбчива, готова к услуге, внимательна и любяща».
 «Прагматичное» общество, сумевшее выработать подобную систему на голову выше «духовного» с его жестокостью, равнодушием и грязью. Все, описанные Тарковским, достоинства темнокожей медсестры входят в понятие профессии. Улыбка, ласка, забота - те же лекарства. Высокий талант и профессионал кинематографа Андрей Тарковский попал в мир профессионалов и был удивлен этим обстоятельством.
 Русский талант, часто от зависти, от безнадежной нищеты быта, любит корить Запад за корыстолюбие, прагматизм, за мнимый поединок между телом и душой, когда победителем всегда оказывается тело. На самом деле Запад всегда умел превращать духовность в материю, а материю в дух, тем самым сохраняя лучшее в человеческой цивилизации, дух там имел и имеет цену. В то время, как Восток постоянно утрачивал накопленное, не умел его ценить и беречь.
 Как же мудр иудаизм, не принимающий аскезу и мучительство, не отрывающий душу человека от тела, понимая, что легко под прикрытием  высокой духовности, плодить нищету и бесправие, а следом неизбежное: зависть, ненависть, насилие. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий