пятница, 4 апреля 2014 г.

ВРЕМЯ НАПОМНИТЬ

 

В России вновь начинают расставлять писателей, журналистов, историков по колоннам. Кто-то остается в главной, кого-то определяют в "пятую". Это начало возможной трагедии, если вспомнить искореженные тоталитарной властью судьбы талантов - убитых или наложивших на себя руки: Маяковский, Есенин, Цветаева, Мандельштам, Бабель, Пильняк... Список можно продолжить еще на многих страницах. Система убивала не только своих противников, но и друзей-соратников. Таких, как Александр Фадеев.

Фадеев. Загубленная жизнь, загубленный талант

                      
   Когда  я писал  этот очерк, я отлично понимал, что обязательно найдутся люди, которые  упрекнут  меня – зачем писать об этом не очень-то хорошем человеке, на совести которого  много  жертв. Дело в том, что, во-первых, Фадеев сам был, по сути дела, жертвой тоталитарного режима,приведшего  писателя к гибели. Во-вторых, история этого человека – это неотъемлемая часть истории всей страны, всего народа. И из нее, этой истории, нельзя ничего вычеркнуть. Как писал Твардовский, «Тут ни прибавить, ни отнять – все это было на земле».
   Выдающийся советский писатель  и общественный деятель  Александр Александрович  Фадеев покончил жизнь самоубийством 13 мая 1956 г. в возрасте  55 лет. На первый взгляд, его жизнь была  вполне  благополучной – известный  писатель, лауреат  Сталинской премии,  депутат Верховного Совета СССР, генеральный секретарь Союза  писателей СССР, автор любимого в  народе  романа «Молодая гвардия» - чем не успешная биография! Но в действительности его жизнь была достаточно трагична. Казалось бы, все начиналось  хорошо – Фадеев  17-летним юношей участвовал в партизанском движении на Дальнем Востоке, был ранен. В 20 лет  он  был делегатом 10 съезда  партии, принимал участие  в подавлении  Кронштадского мятежа и снова  был  ранен. В 26 лет  Фадеев написал на основе личных впечатлений знаменитый  роман «Разгром», роман  сильный по мастерству и необычный для того времени по сюжету и героям. Необычность заключалась  в  том, что роман  заканчивается  поражением, разгромом  партизанского  отряда. Кроме того, главным героем романа, командиром отряда  был еврей с типичной фамилией Левинсон. Фадееву неоднократно и настойчиво предлагали  изменить эти крамольные подробности, но он оставался верен правде  жизни – так именно все было. Через несколько лет он написал первые  главы романа «Последний из Удэге» - тоже о гражданской войне, но закончить его так и не смог – началась его общественно-политическая деятельность. Была организована  Российская ассоциация пролетарских писателей(РАПП) - и  Фадеев становится одним из ее руководителей. Нужно сказать, организация эта была довольно одиозная – проповедывала нетерпимость к литераторам непролетарского происхождения. «Мы, мол, единственные, мы пролетарские»,- писал о  ней Маяковский. Кстати, он и сам попал под эту формулировку, ему ставилось в вину его дворянское происхождение и потому он не имел права писать о  Ленине и о революции. И его выставку «20 лет работ» рапповцы просто проигнорировали – пришло только несколько членов ассоциации во главе с Фадеевым. Когда партия распустила  РАПП  и  образовала  Союз советских  писателей, Фадеев вошел в его руководство. В самом начале войны писатель Владимир Ставский, назначенный после  смерти Горького генеральным  секретарем Союза, ушел на фронт – и его должность  занял  Фадеев. Одновременно  он был  главным редактором «Литературной газеты» и  военным корреспондентом «Правды» и  Совинформбюро, выезжал на фронт,  писал статьи  и очерки.  В 1943 г. по заданию партии он едет в Краснодон  изучать  материалы о работе подпольной комсомольской организации  «Молодая гвардия»  и  уже  через несколько месяцев в газете «Правда»  была  опубликована его статья о молодогвардейцах «Бессмертие». С этого момента и пошли все неприятности в жизни и творчестве Фадеева. Началось с того,   что, по показаниям следователя немецкой полиции на судебном процессе, подпольную организацию выдал под пытками  ее комиссар  Виктор Третьякевич, казненный  вместе с  другими  комсомольцами. Поскольку его  родители и брат  были  крупными партийными  работниками  в  области,   Фадеев  сделал предателем вымышленного  Евгения Стаховича, придав ему при  этом некоторые черты и детали  биографии Третьякевича. А комиссаром он  сделал Олега Кошевого, который  был  членом штаба организации  и  комиссаром диверсионной группы. И лишь  спустя многие годы, когда были пойманы несколько  скрывавшихся немецких полицаев(и среди них бывший офицер Красной Армии), выяснилось, что фашисты намеренно оклеветали   Виктора Третьякевича, и , тем самым,  всю подпольную организацию – ведь,    если ее предал руководитель, то  что ж это за подпольщики. Почему  тогда, в 1943 году поверили  фашистам – с позиций сегодняшнего времени понять трудно. Тем более, что сразу  после освобождения  Краснодона  были задержаны и казнены истинные предатели – рядовой  член «Молодой гвардии» Почепцов и его отчим, полицай Громов. Тем не менее, Третьякевичу не было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, как  другим руководителям организации, а  его наградили только скромным орденом  «Отечественной войны» и на памятнике молодогвардейцам написали его фамилию.  А родители его все равно тогда  пострадали из-за этой клеветы. Уже когда была восстановлена правда, пионерская дружина одной из школ  Москвы  присвоила себе имя  Виктора Третьякевича. Пионеры об этом сообщили  его матери и она, со слезами на глазах, умоляла их  сказать – кто же был на самом деле ее сын. Пострадали невинно и некоторые  другие  жители  Краснодона, служившие,  по версии романа, оккупантам. Они были  сосланы на Север. Кстати, в отношении Олега Кошевого  до  сих  пор полно неясностей – по одним данным,  он все же был комиссаром «Молодой гвардии», по  другим –не  был. Дальше – больше. Появились  упорные  слухи  о  том,  будто  бы  Олег Кошевой  не  был  казнен, а  скрывается в ФРГ. При этом ссылались на тот факт,   что мать его не узнала, когда его вырыли из могилы в городе Ровеньки, где он был задержан и расстрелян после чудовищных пыток. Уже в 1945 г.Фадеев написал роман «Молодая гвардия» и  получил Сталинскую премию.   Но через год в «Правде» появилась статья, в которой Фадеева критиковали за то, что он не отразил в романе руководящую роль партии. И Фадееву срочно  пришлось переписывать роман, по сути дела, высасывая из пальца данные о партийном подполье в Краснодоне. В это время Фадеев горько подшучивал над собой: «Переделываю молодую гвардию на старую». Уже после смерти Фадеева Константин Симонов смело заявил, что партийная критика романа только навредила Фадееву: «Это была напрасная трата времени». За такое «антипартийное» высказывание  Симонову пришлось на несколько лет  покинуть столицу и уехать в Ташкент спецкорром «Правды».
   Через несколько лет после переделки «Молодой гвардии» Фадеев начал писать новый роман «Черная металлургия». Отдельные главы романа уже печатались в журнале «Огонек». Роман был посвящен новому методу выплавки металла, разработанному советскими учеными-металлургами. И тут Фадеева настигла очередная неприятность – когда уже была написана основная часть романа, выяснилось – никакого прогрессивного метода не существует, это все сплошная фикция, очередная советская мистификация. Это был действительно сильный удар по Фадееву. А ведь из опубликованных глав было видно, что написаны они рукой талантливого мастера. Вообще,   Фадеев великолепно владел писательским даром, особенно ему удавались   во всех произведениях лирические отступления, тонкие и душевные. Одно из самых впечатляющих мест в романе «Молодая гвардия» - это лирическое отступление о своем друге. Фадеев ввел это отступление перед тем как писать  об аресте и гибели молодогвардейцев.
   В марте 1953 г. умер Сталин и к власти пришел Хрущев, потом было  развенчание культа личности Сталина – и для Фадеева начался последний акт его трагедии. Политику Хрущева он не смог принять и в 1954 г. Фадеева сняли с поста генерального секретаря СП, затем вывели из состава членов ЦК партии. На конференции советских писателей после 20 съезда партии его  обвинили в том, что он был «тенью Сталина» и одобрял смертные приговоры в годы массовых репрессий; в том, что он Анну Ахматову и Михаила Зощенко  после постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» называл  «пошлостью советской литературы» и клеймил их на всех собраниях. Говорили и о том,что Фадеев несет моральную ответственность за ту кампанию борьбы с буржуазным космополитизмом, которую он проводил на посту руководителя Союза писателей. Действительно, в 1949 г.в «Правде» была напечатана редакционная статья(одним из авторов ее был Фадеев) под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», послужившая  сигналом к началу этой позорной акции. Все это так.Но, в то же время,Фадеев, как глава союза писателей и депутат Верховного Совета СССР, в эти же годы хлопотал о выделении материальной помощи  оставшемуся без средств существования Зощенко, активно поддерживал и морально, и материально нелюбимых властями писателей  Пастернака, Платонова, Заболоцкого. А перед войной он голосовал за выдвижение Анны  Ахматовой на Сталинскую премию. Это Фадеев защитил Ольгу Берггольц , немку по национальности, от депортации.  А в 1937 году он спас жизнь писателю Лазарю Лагину, автору знаменитого «Старика Хоттабыча»( на его арест Лубянка уже выписала ордер), командировав его в длительную арктическую экспедицию.
   Сын Фадеева Михил вспоминал: «После смерти Сталина и разоблачения культа личности отец остался в полном одиночестве, от него все отвернулись. Это был уже не тот Фадеев, который свято верил в правильность партийного курса». После смерти Фадеева Хрущев говорил о том, что Фадеев «активно поддерживал линию на репрессии. Оставаясь человеком умным и тонкой души, он после разоблачения Сталина  не смог простить себе своего   отступничества от правды. Он боялся встретиться лицом к лицу с теми писателями, которых он помогал Сталину загонять в лагеря». А первая жена Фадеева, писательница Валерия Герасимова считала виновником  его трагедии именно Сталина: «Это все он, проклятые усы. Саша искренне любил вождя и прошел долгий и трудный путь, прежде чем осознал, что «старик – сволочь». В этой обстановке, повидимому, алкоголь(а он вкусил его еще в партизанском отряде)и был единственно возможным способом существования, примирявшего Фадеева с действительностью. Как говорится, «люди пьют не от хорошей жизни». И он пил, пил много,причем запои иногда длились неделями. И 13 мая 1956 г. наступила развязка этой трагедии. У себя на даче в Переделкино Фадеев застрелился из пистолета, оставшегося у него с  гражданской  войны. Застрелился через подушку, чтобы заглушить звук выстрела. Жена Фадеева, ведущая актриса МХАТа Ангелина Степанова была в это время на гастролях заграницей. На даче был только их 12-летний сын, который и нашел своего отца мертвым в тот роковой день. Первым, после звонка Миши,  в Переделкино приехал член правления Союза писателей Василий Ажаев. Он-то и обнаружил предсмертное письмо Фадеева. Следом за ним, на трех черных машинах примчался министр госбезопасности Серов со своей свитой. Не выходя из машины, он рявкнул Ажаеву: «Письмо есть?» и тот  покорно отдал ему письмо. После этого гебисты, даже не зайдя в дом,    быстро уехали. Письмо Фадеева было обнаружено лишь в 1990 г., благодаря усилиям сына, в секретных архивах КГБ. В этом письме Александр Фадеев написал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии... Лучшие кадры литературы – в числе, которое даже не снилось царским  сатрапам, физически истреблены или погибли благодаря преступному  попустительству властьимущих;  лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте. Литература отдана во власть людей  неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в положении париев... И нет никакого уже стимула творить...Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл. И я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни». Такое письмо, естественно, не было обнародовано. А советскому народу сообщили официально, что покончил с собой «из-за депрессии, вызванной хроническим алкоголизмом». Таким образом, даже сама смерть не избавила Александра Фадеева от клеветы и лицемерия, которые окружали его почти всю жизнь и привели к такому трагическому финалу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий