А вдруг сегодняшняя политика Кремля - это, всего лишь, путь к новой национальной трагедии - привычной и желанной в русском искусстве, да и в самом представлении народа северной державы о сущности бытия?
В иудаизме, как мне
кажется, возможен мир, гармония между духом и плотью. В христианстве –
постоянная боль разрыва.
Андрей Тарковский –
отчаяние, печаль, гнет сознания несовершенства мира, постоянные апоплексические
настроения. Истинно русский гений.
Фильмы Тарковского,
особенно два последних, похожи на очень красивую женщину, настолько красивую,
что ты сразу в нее влюбляешься, и тебе хочется думать, что она не только
прекрасна собой, но умна и обладает исключительными душевными качествами. На
самом деле твоя возлюбленная просто красива. И не вздумай застать ее без грима
– увидишь один лишь предсмертный приступ боли.
В одном Тарковский был
прав: искусство может быть только религиозным. Все остальное - не искусство, но
хорошо оплачивается, просто потому, что Всевышний абсолютно «беден» в то время
как дьявол купается в деньгах.
Тоже нахожу у
Сокурова: «Каждый из нас продирается сквозь жизнь как сквозь тайгу, принося при
этом ужасную жертву».
В Инете нашел
любопытную запись: «Просто Сокуров татарин, а внутренний их мир, как правило,
темный (Рахманинов, Бунин, Набоков и т.д). Сокуров заставляет резонировать в
тебе какие-то депрессивные струнки, с которыми ты борешься сам. Твое
раздражение говорит о том, что ты склонен к депрессии, а это плохо. Тем не
менее, у тебя абсолютно здоровая «европейская» реакция на евразийскую
шизофрению, которая каким-то образом получила название «русской культуры». По
недоразумению, конечно. Или по умыслу, что не суть важно».
И все же извечно
несчастный народ не мог родить счастливое искусство. Прав де-Кюстин: «»Грусть,
скрытая под личиной иронии, наиболее распространное здесь настроение, особенно
в гостиных, ибо в последних больше, чем где-либо, нужно скрывать печаль. Отсюда
саркастический, насмешливый тон всех разговоров. Народ топит свою тоску в
молчаливом пьянстве, высшие классы – в шумном разгуле»
Француз, татарин,
еврей – все они не «свидетели обвинения». Русскому человеку – Михаилу Зощенко
верить приходится: «Конечно, я знал, что бывают иные взгляды – радостные, даже
восторженные. Но я не уважал людей, которые были способны плясать под грубую и
пошлую музыку жизни. Такие люди казались мне на уровне дикарей и животных…
Короче говоря, я стал считать, что пессимистический взгляд на жизнь есть
единственный взгляд человека мыслящего, утонченного, рожденного в дворянской
среде, из которой я был родом».
Кому-то может показаться, что
времена фатального суицида лучших, талантливейших людей в России прошли, но это
не так. Удивительная страна, легко рождающая таланты, и с той же легкостью
уничтожающая их. Вот пример типичной трагедии: «Июль 1985 — поэт Аркадий
Кутилов обнаружен мёртвым в сквере около Омского транспортного института.
Обстоятельства смерти не выяснялись и остались не выясненными. Труп его в морге
оказался не востребованным. Место захоронения поэта неизвестно». Стихи
остались:
«Если бабы недружно запели,
значит, труп повезут со двора…
Если морда опухла с похмелья,
значит, весело было вчера...
Если мысль выше крыш не взлетает,
значит, кончился в сердце огонь...
Если снег на ладони не тает,
значит, мертвая это ладонь...»
Сам Зощенко
пробовал излечиться от природного
пессимизма, как от безумия, но самые веселые его рассказы – это пресловутый
смех сквозь слезы. В одной из своих давних статей писал: « «Русская муза всегда
была «иссечена кнутом», вздернута на дыбу и, естественно, полна ненависти к
тем, кто, как ей казалось, был повинен в этом. Русский гений сам стремился
попасть в «ловушку дьявола», как Иосиф Бродский называл концентрацию на зле ( я
уже писал об этом)…. Мудрец Израиль Бешт говорил задолго до Бродского: «В
печали зло». Но голос русской культуры всегда был печален и настоян на слезах и
муке. Хмель от такого «ерша» чудовищен, но отсюда его притягательная сила.
Привычка к наркотику легка, отказ мучителен… Так вот, еврейская культура
настояна не на слезах и муке, не на «изысканном культе страданий и боли», а на
радостях жизни, на «культе радости и жизнелюбия». И это — истинно наша
культура…. Наш корабль плывет через тысячелетия истории. Бури, рифы и отмели не
смогли погубить его, пустить ко дну. Истинные страдания не давали нам плакать,
а моря пролитой крови не позволяли молиться идолу смерти. «Да будут прокляты
вещатели Апокалипсиса» — сказано в Талмуде. Пусть сладкоголосые сирены родины
зовут нас. Пусть поют… Какой у них восхитительный голос-стон, как он красив,
гениален… Не запечатывай уши воском. Только привяжи себя накрепко к мачте,
чтобы не дать самому себе команду к повороту и смене галса. Я не хочу конца
путешествия ни себе, ни своим детям. Это больно — быть привязанным к мачте, но
все проходит…. Не исчезнет, просто затихнет и этот чужой сладкий голос печали и
неизбывной тоски».
«Кто кончил жизнь
трагически, тот истинный поэт», - пел Владимир Высоцкий. Вспоминаю навскидку
высокие имена изящной словесности: Гете, Уильям Блейк, Огден Нэш, Томас Элиот,
Беранже, Жак Превер… - все они умерли стариками и не думали «кончать жизнь
трагически». Видимо, здесь дело не в поэзии, а в стране, где живет настоящий
поэт.
Тогда, 15 лет
назад, я думал, что достаточно терпения, и стон русской культуры станет для
меня чужим. В новой жизни, пропитанной теплом и светом, не должно быть места
слезам и жалобам. Мне хотелось так думать, но все эти рыдания и стоны глубоко
проникли в нашу душу и сердце. Не спастись от трагедии родины, даже «привязав
себя к мачте».
Но только ли
русская культура настояна на печали?
Человек живет ностальгией – тоской по утраченному детству, как тоской по
райскому саду. Но печаль эта должна быть «светла». Простительны «слезы» Эдгара
По, Германа Мелвилла, Гофмана, Хемингуэя, Кафки… Но слезы этих авторов – не
система, не общее место. Все их «печали», скорее, исключение из правил, а не
правило. Тоска русской культуры, конечно, не цианистый калий, но тихий,
«медленный» яд, подтачивающий душу нации. Бешт понял опасность такой культуры,
прописав народу еврейскому противоядие в радости.
Здесь что еще интересно:
приходит в голову мыслишка и кажется она тебе интересной, значимой, что главное
– тебе, первому, пришедшая в голову, а на самом деле – это эхо, отголосок,
копия или развитие прежде услышанного, увиденного или прочитанного. Вот у
Дмитрия Сергеевича Лихачева в заметках «О
русском и чужестранном»: «... художественное познание мира русскими художниками
почти во всех случаях было связано с ощущением трагичности свершающегося в
мире...»
Маяковского заставил служить
большевизму ужас кажущейся бессмыслицы художественного творчества, неверие в
божественное начало искусства. Вот он и приравнял «к штыку перо» и тем самым
загнал себя в тупик личного апокалипсиса. Отсюда один выход – пуля в сердце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий