суббота, 8 марта 2014 г.

ИДЕИ - БАНКРОТЫ





Проблема теодиции (оправдания Бога) – одна из самых сложных для религиозного философа. Вечный вопрос Иова  Всевышнему: "За что?" – тревожит умы человечества тысячелетия.
Не Бог должен человеку, а человек Богу – вот самый простой ответ на этот вопрос, но и самый сомнительный: о какой этике, земной или небесной, может идти речь, если мы имеем дело с игрой в одни ворота: ты, слабый и жалкий, должен Всесильному все, а он тебе – ничего. Нет, не все так просто с этой самой теодицией.
Сотни тысяч евреев обиделись на своего Бога после Холокоста и ушли в социализм. Собственно, и Еврейское государство было построено людьми, не сумевшими простить Всевышнему то, что он допустил Треблинку и Освенцим.
Религиозные евреи разошлись на два лагеря. Меньшинство превратилось во врагов Израиля, утверждая, что только по сигналу Машиаха, евреи имеют право на Третий Храм и свою государственность. Большинство решило, что Всевышний послал евреям тяжкое испытание Холокоста, чтобы прекратить массовую ассимиляцию и напомнить "народу избранному", где его Бог. Тем самым была найдена еще одна возможность оправдания Бога. 
Долгие годы проблема теодиции мучила и меня, но все, что удалось прочесть на эту тему, не показалось существенным, и вот, наконец, удалось сформулировать ряд догадок, может быть и достоверных.
Но прежде уточним вот что: теодиция – это оправдание  и д е и  Бога, но на рубеже ХХ1 века человечество столкнулось с оправданием  и д е и  вообще. Нужны ли любые идеи людям? Не пора ли избавиться от "скверной" привычки мыслить ИДЕЙНО? Вот вопрос вопросов.
Книги на свалке: грудами, оставленные под дождем. Старики, люди прошедших веков умирают, и вместе с  ними уходит в небытие мир книг, мир идей. Империя Гутенберга, прежде поражавшая своей мощью, в 21 веке сморщилась до мизерного пространства, населенного горсткой "уродов".
Впрочем, эре книгопечатания предшествовали «листы каменной книги», глиняные таблички, папирусы, берестяные грамоты и пр. пр.. Идеи появлялись и до изобретения типографского станка. Станок  сделал их достоянием масс, и, тем самым, силой, способной изменять мир.
Мир и   стал меняться в скоростном, безумном режиме. Типографский станок тиражировал идеи быстрей и эффективней, чему рука переписчика.
И вот, после чудовищного по своему аморализму ХХ века, обнаружилось, что идеи сами по себе, независимо от их содержания, не приводят к результатам адекватным. Попросту говоря, пропасть между теорией и практикой человечество преодолеть не в состоянии, а раз так – кому нужны эти  идеи вообще?
 «Ничто так не развращает революционное движение, как победа, - писал Эли Визель. – Ибо первое поколение, поколение пионеров, сменяется поколением оппортунистов. Третье поколение продолжает борьбу просто по привычке, а четвертое – по инерции, обнажая изнанку триумфа. В конечном счете, движение расщепляется на враждующие между собой фракции, группы, секты. Существо дела заслоняется мелочными сварами. Личности заменили собой идеи, а лозунги – идеалы. Возвышенные цели утрачиваются, миссия предается забвению. Теперь борьба разгорается вокруг званий и должностей – процесс предсказуемый и необратимый. Ибо изумление и страсть не бессмертны. Ни одному победоносному духовному течению еще не удавалось сохранить в первозданной чистоте мечты и чаяния его основоположников. Нет ничего труднее, чем лелеять надежду после того, как она сформировала реальность. Нет ничего опасней для победы, пусть и духовной, чем сама победа».
Природа человека стремится, как можно быстрей, воспользоваться триумфом, изыскивая разного рода трофеи, но на самом деле только лишения и страдания, способны победу закрепить или, точнее, закрепить ощущение победы.
Эли Визель пишет, что как раз по этой причине и водил Моше народ свой, испытывая его на прочность, 40 лет по пустыне. Может быть, и сама история народа еврейского, включая его государственность, и  есть  с т р а д а н и е   п о б е д и т е л е й, может быть вся еврейская история - бесконечный маршрут вокруг Синая, который легкой прогулкой назвать никак нельзя.
Тоска о "горшках с мясом", уход от своего народа к другим богам, изгнание со своей земли, наконец, геноцид на протяжении всей истории галута – все это плата за победу монотеизма, за то, что  идея единобожия существуют в незамутненном виде тысячелетия. В этом нетленность идеи: в страданиях, поражениях, утратах народа, заключившего первым Завет с Богом.
И нынешний рост юдофобии в мире (есть и такая точка зрения) напрямую связан с сокращением репатриации в Израиль. Евреи вновь стали забывать, где их дом.
  Рассмотрим этот вопрос шире.   Выходит, полная победа доброго начала в людях невозможна хотя бы потому, что она чревата фатальным, сокрушительным поражением человеческой цивилизация, а потому ее и быть не может, а возможно лишь  ОЖИДАНИЕ  победы, прихода Машиаха. Только в этом случае нет вопросов к Богу. Только в этом случае, Всевышний не нуждается в оправдании.
Здесь очевидна прямая связь с невозможностью бессмертия человечества, с тем фактом, что любая жизнь, в конечном итоге, - это медленное (или быстрое) прощание с жизнью. Каждый человек на земле приговорен к смерти. Значит, и любая победа смертного существа – понятие относительное. И радость любой жизни возможна только при ясном, лишенном тоски и отчаяния, сознании неизбежного конца. 
 Подобное не имеет ничего общего с культом страдания, очищения, искупления в христианстве. Хасидизм – высшая, на мой взгляд, стадия развития иудаизма, противопоставляет неизбежности страдания культ радости. Лишь радость превращает поражение в предчувствие победы. Отсюда и неприятие мучительства: Небо дает человечеству столько тяжких испытаний, что сами люди не имеют никакого права  насилия над себе подобными и окружающим миром.
В какой-то момент израильское общество осознало свою победу, и в атмосфере триумфа стало ассимилироваться невиданными темпами, уходить от еврейства, и это внутри своего государства, несмотря на постоянную опасность утраты государственности.
И светские идеи, так же, как и великая идея Бога, уступили место заманчивым трафаретам общества потребления. Идея обогащения стала суррогатом мысли.
И здесь, будто в наказание жестоковыйным еврея, ушедшим из Храма в супермаркеты, ислам явил миру свою драконовскую сущность. Можно критиковать слуг Аллаха сколько угодно,  но от факта, что ислам атакует цивилизацию Запада, вооружась  и д е е й  своего Бога,  отмахнуться невозможно.
Сможет ли безыдейный Запад противостоять пассионарности Востока? Может и ему, погрязшему в цинизме рынка, дано испытание террором. Может быть, вовсе не Западу, а Китаю и Японии удастся победить террор. Не знаю.
Одно ясно - человечество вновь страдает. Страдают граждане России, США, Израиля, Испании, Кении и так далее. Война с террором, понятая, как  война Добра со Злом – еще одна оплошность человеческой мысли.
Террор – это следствие ошибок нашей цивилизации. Ошибок трагических, могущих привести ее к гибели. Общество потребления способно задушить само себя в апогее эгоизма. Нынешний социализм давно выродился в хитрую, коварную идейность либерализма. Убежден, кровавая война с "правоверными", еще одно напоминание "неверным", что путь безоглядного технического прогресса, избранный человечеством в ХХ веке, аморален, ошибочен и гибелен.
Нацизм не демократия победила, а тоталитарная держава Сталина. Ведущая роль в победе Запада – это миф. Зло победило зло. Не идеалы свободы, равенства и братства образумили Японию, а две ядерные бомбы, сброшенные на ее города. Существует точное определение победы во 2-ой мировой войне: "Слишком много зла способно уничтожить само зло". Подобное мы наблюдаем сейчас, на Ближнем Востоке. Жертвы междоусобицы только в Сирии во много раз превышают потери во всех терактах за последние 10 лет.
Цивилизованный мир Земли продолжает жить в смертном грехе, по законам наживы и глобализма. И не дай нам Бог в очередной раз испытать победу над террором, когда слишком много зла уничтожит само зло. Не дай Бог вновь задуматься над проблемой теодиции, блуждая в зловонных развалинах наших, ныне цветущих, городов.

4 комментария:

  1. Ув. Аркадий! Тут Вы безжалостно разбили все СВОИ прежние постулаты. Предлагаю суд не Вышнего, а земного, но точно диагностировавшего состояние безликого христианства и растерянного иудаизма пред огнём-мечом 14в всё более наглеющего в безнаказе ислама. Его пассионар на бак.посеве зажратых элит, готовых отд-аться на милость любому победителю, будь то Лжевера ислам. Его стержень Джихад- пролонгированная воен. Доктрина господства Мира уничтожением неверных. А после них хоть потоп! Миром правят реперы, маньяки, а их народы по верхнюю губу в крови бесноватых мулл, вещающих с башен мрака конец цветущей цивили-зации. Все т.н. интегральные программы с исламом ведут в то смутное время, когда популя уже прошла ч/з игольное ушко. Психология homo всюду едина. Более того- почти не претерпела изменений с выхода из пещер. Лишь шерсти стало менее.. не потому, что эволюционировал внешне, с пелён отъевшись общественным харчем, а т.к. пророс шерстью в желудок. Астрологам известны некие выдающиеся(здравые и мерзкие) черты знаков. Например, Козерог от рождения- уж-ж-асный эгоист, переходя в отпетого пофигиста(с ментального в казуальное тело). Каббалистическая астрология даёт детальные характеристики знаков, зодиаканалов меж них- осн рычагов влияния в самосовершенствовании характера, здоровья тем, кто не ленится их проработкой.Социалисты -последователи утопистов эволюционир-овали в ещё более дремучие идеи равенства. Не всем яйцеголовым общечеловекам вЕдом синдром, диагностируемый психологами "аттрацепция"(приятие всего в свете отриц прошлого опыта).Они не поняли: их бестелесные идеи толерантности ведут нашу 60ю цивилизацию к участи 59и предтеч. И в них были крутые Кери, но не был ед. во Вселенных през-нелегал с фальшметрик, фаль-шНобель. От них жалкие артефакты. История не приемлет сослагательное, но вторится. Британский политфилософ Д.Грей в программном тексте "Бесконечная одержимость несбывшимся" предложил революционный концепт: отказаться от идеи прогресса, мыслей о будущем."Почему всё так?"-риторит Грей- ибо слишком хорошо думали о популе в целом. Гл. ошибка философов Запада: они верили в поэтапный соцпрогресс, в принципиальную "морализацию среднего чела. Меж тем, натура чела принципиальным изменениям не поддаётся; значит невозможны утопии. Все идеи поэтапного ступенчатого прогресса последние 1,5в споткнулись о свою несбыточность. Т.к. фантасты-футуро намечтали популе с 3 короба, у мыслящей прослойки постоянная фрустрация от того, что могло сбыться, а не сбылось.

    ОтветитьУдалить
  2. Грей предлагает "конец истории-2": отказаться от постоянных мыслей о светлом будущем, идеалистических ожиданий, думать лишь о насущных проблемах. Особо упёртые гуманисты твердят их мантру:"Цивилизация развивается естественной эволюционной саморегуляцией методом проб-ошибок"-неверно! то о ФАУНЕ. Homo потому стал sapiens, ибо 209000л тому(новые данные генетики), ещё не твёрдо стоя на 2-х, экспериментировал над собой и стаей. Прогресс всегда определяла об-щая масса отказников от инстинкта. Беды попули в том, что она растёт скорее, чем умнеет. Прогрессивные идеи(особо соц сфер) принимают, в лучшем случае, сл. колена, внедряя века.Оба парадокса причинно-следствены. Мог ли хоть 1 гений социума, коими богато было позднее средневековье полагать, что популя так скоро зайдёт в тупик в самИх основах существования? Несоответствия проглядывали уж на заре Цивилизации. Наше тело лишь производное нашей психики- homo понял это, став sapiens, а доселе в несоответствии тела с психикой.Однажды дикарь, проснувшись от солнечных блик на своде пещеры, решил ещё понежиться на камен-ном ложе, обдумывая унылое бытие. Напрягши воображе, увидел то же, что Наполеон ч/з 209000л в пирамиде Хеопса: своё роковое будущее. Противясь беспоща-дной судьбе, питек наметил програму максимум, родив стратегию выживания, коей наши пастыри пренебрегли. Цивилизация шла линией homo sapiens, ибо пращур ранее всех усёк: не ждать милости от природы и вражьего окружения, как извратил нас теизм. Врождённое чутьё- системный анализ, неведомый нашим кормчим, увлёкшимся канцеляр-сексом, протекцией, шепнуло ему: кр. конкурента(тогда были свободны места у кормила и пойла), от коих он отбивался камнями(до поры, ны-не резиновыми пулями), есть внут. враг- жалость, позднее воплощена в гуманизм, политкоррект, исКРИвляющую дискриминацию ближних. Зло поджидало пращура уж за забором Эдема: вначале от секс-соПЕРника(не путать с синонимом Даля "лежащим на одной ПЕРине". В те беспросветные времена пробавлялись на траве, ветках,снегу).Очаг жарки дичи, обогрев пещер-люкс меркази(костёр в центре, дыра в своде) совершенствовал до АЭС. Огонь возвысил дикаря над фауной, усмирив своих, поработив чужих подобных. Чувство локтя родило кооп. и террор; коллективная разделка туш и успешные грабежи -легПром. Промискуитет(интерпретация полигамии дал скачок демографии; шкур всем не хватало. Вся тяжесть освоения девственной планеты, сравнимая с прямой абсорбцией, легла на плечи НЕабориг-ена. СМИ не брезгуют древними мифами, твердя: грех предки хватили при выходе из пещер; во искупление надо вернуться к истокам. Потомки первопроходцев, уйдя от Африканского разлома на Восток, заклинают: "Варварство- прогресс в сравнении с пещерной скукой неравенства" -лишь это неизменно в делах международных и семейных. Всё вторят по "Анналам Тацита: те же заказухи и перевороты, тот же пи(а)р в чуме

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить