Георгий Янс
Лжецы в храмах
02 февраля 2014, 10:23
Я не доверяю полиции, несмотря на то, что в ее структурах немало
замечательных и мужественных людей. Я не верю судам, хотя встречаются
честные судьи. Я не испытываю симпатий к РПЦ, но точно знаю, что среди
священников немало бескорыстных подвижников.
Иными словами, наличие позитивных и положительных людей мало влияет
на содержание той или иной структуры. Потому что структура — это система
взаимоотношений. Изменить структуру — значит изменить систему. Как? Это
тема отдельного разговора. Сейчас я о другом — о православной церкви,
которая стала одним из главных раздражителей для части современного
общества. Наверное, даже коррупционные проблемы не обсуждаются так
активно, как то, что происходит в РПЦ и вокруг нее. Почему так
произошло?
Свой ответ на этот вопрос я нашел у Николая Бердяева: «Церковь есть
мистическое тело Христово, духовная реальность, продолжающая в истории
жизнь Христа, и источником ее является откровение, действие Бога
на человека и мир. Но церковь есть также социальный феномен, социальный
институт, ... находится во взаимодействии c государством... Церковь, как
социальный институт, как часть истории, греховна, способна к падению
и искажению вечной истины христианства, выдавая временное и человеческое
за вечное и божественное».
Социальный институт в лице РПЦ я сейчас вижу, причем хорошо, а церковь
Христову — нет. Говорю исключительно от своего имени. В этой деликатной
теме каждый отвечает за себя.
«Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо
не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого
не видит?», — говорил апостол Иоанн Богослов.
Я — лжец. Стою на литургии в храме. Десятки «ближних», стоящих рядом,
мне неинтересны. Я даже не уверен, люблю ли я Бога. Знаю точно, что
детей своих и внуков люблю больше.
Лжецы — орды чиновников и депутатов, появляющиеся в храме одновременно
с телевизором. Впрочем, они лжецы и вне храма, и вне телевизора.
Лжецы и анонимные семинаристы — герои текстов Андрея Кураева. К тому же
и трусы изрядные. Их откровения по стилистике очень похожи на анонимные
письма эпохи «развитого социализма». Знаю, что говорю. Ко мне не раз
в бытность директором школы приезжали проверяющие по анонимным сигналам.
Среди них были и такие, кто на дух не переносил анонимщиков. Один
показал мне анонимное письмо. Я сразу узнал автора по почерку.
В анонимке говорилось, что я пьяница, бабник, и у меня «барские замашки»
(столько лет прошло, а оборот «барские замашки» помню). Замашки
заключались в том, что я обедал не в столовой, а у себя в кабинете.
Самое смешное, что все написанное — правда. Но все равно я по молодости
был поражен таким человеческим вероломством: учитель, светский пастырь
душ человеческих — и анонимщик.
Так и эти будущие священнослужители, духовные пастыри, наверняка и к руке прикладывались, и смирение выказывали. А потом — «привет, анонимочка».
Так и эти будущие священнослужители, духовные пастыри, наверняка и к руке прикладывались, и смирение выказывали. А потом — «привет, анонимочка».
И дьякон Андрей Кураев — лжец. Он постоянно пытается натянуть на лицо
маску смирения. Но она не держится и сползает. А под ней — что и у всех.
Гордыня и уязвленное самолюбие. Дьякон чертовски (именно чертовски)
талантлив и блестяще образован. На раз-два докажет, что ровно из любви
к ближним он смешал с грязью на основе анонимок ряд церковных
сановников. Бог ему судья. Как и мне, впрочем. Те же грехи, те же
поступки.
Более 400 тысяч человек в Москве приложились к православной святыне Дары
волхвов. По традиции, появились и еще появятся победные реляции
об очередном «торжестве православия». Патриарх уже заявил, что
многотысячные очереди свидетельствуют о «горячей вере». Возможно, это
не ложь, а бессознательное заблуждение, когда желаемое выдается
за действительное.
«Иудеи требуют чудес..., а мы проповедуем Христа распятого», — отвечали
апостолы на требования произвести чудо. Очередь к святыням — очередь
«иудеев», ждущих и требующих чуда. Что-то мне подсказывает, что
к реликвиям другой конфессии очередь была бы не меньше. И, как минимум,
наполовину состояла бы из тех, кто занимал очередь к православным
святыням. Емели на печи — «по щучьему велению, по моему хотению». Ушло
время Кашпировского, пришло время святынь. Но и то, и другое по сути
своей шарлатанство. Потому что нет веры.
Чудо без веры невозможно. В Новом Завете говорится, что вера первых христиан, видевших Ииуса и апостолов, либо много слышавших о них, была такой силы, что исцеление происходило от любого прикосновения к Христу. Для массовой веры такой силы нужно второе пришествие мессии. Оно будет. Но когда — неизвестно. Поэтому на чудо сегодня могут надеяться единицы. Для этого совсем не обязательно простаивать в бесконечных очередях. Буду банален. Чтобы дождаться чуда, надо хотя бы попытаться жить по заповедям Христовым. Любовь к Богу и смирение — основы веры.
Чудо без веры невозможно. В Новом Завете говорится, что вера первых христиан, видевших Ииуса и апостолов, либо много слышавших о них, была такой силы, что исцеление происходило от любого прикосновения к Христу. Для массовой веры такой силы нужно второе пришествие мессии. Оно будет. Но когда — неизвестно. Поэтому на чудо сегодня могут надеяться единицы. Для этого совсем не обязательно простаивать в бесконечных очередях. Буду банален. Чтобы дождаться чуда, надо хотя бы попытаться жить по заповедям Христовым. Любовь к Богу и смирение — основы веры.
Есть в российском обществе разновидность смирения — покорность.
Покорность не Богу, а властям. В роли святыни выступает президент.
Достаточно к нему прикоснуться и что-то попросить, чудо обязательно
свершится. Таких счастливых тоже единицы. Президент творит чудеса
два-три раза в год. Покорных миллионы, а президент один. На всех чудес
не напасешься.
На стыке 80-90-х годов прошлого века была надежда, что «государство — это я» превратится в «государство — это мы». Именно на этой надежде возрождалась православная церковь. Поэтому было достаточно снисходительное отношение к тому, что РПЦ торговала водкой и табаком. Нужно же на чем-то возрождаться. Вот церковь поднакопит сил, и тогда... Поднакопила. Кстати, вторым крупнейшим поставщиком зелья был небезызвестный Национальный фонд спорта. Милое соседство. Одни занимались здоровьем души, другие — тела.
На стыке 80-90-х годов прошлого века была надежда, что «государство — это я» превратится в «государство — это мы». Именно на этой надежде возрождалась православная церковь. Поэтому было достаточно снисходительное отношение к тому, что РПЦ торговала водкой и табаком. Нужно же на чем-то возрождаться. Вот церковь поднакопит сил, и тогда... Поднакопила. Кстати, вторым крупнейшим поставщиком зелья был небезызвестный Национальный фонд спорта. Милое соседство. Одни занимались здоровьем души, другие — тела.
В итоге имеем то, что имеем. «Путин — наше все», духовные скрепы для
«симфонии с властью». Воинственная риторика с постоянным поиском врагов
государства и православия. Либералы, Запад, содомиты, иудеи, дети-сироты
(только для врагов можно придумать закон «Димы Яковлева). Постоянный
трындеж-трендеж про особый путь и особость русской души — словоблудие,
которое должно оправдать жадность, агрессивность, неспособность
к принятию решений и т.д., и т.п.
Если и есть особые души, то они определяются никак не национальностью.
В основе «особости» лежит вера и беззаветное служение делу. Именно такой
душевной структурой обладал еврей Януш Корчак. Посвятив свою жизнь
чужим детям, он остался им верен до конца. Между жизнью и смертью
он выбрал смерть в газовой камере вместе с детьми.
«Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю бесчисленных
вздохов. Не бью низкие поклоны. Не приношу богатые жертвы во славу Твою
и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе, Владыка, в милость. Не прошу
почестей. Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы песнь мою
в небеса.
Слова мои не красочны и не благовонны — не цветисты. Устал я, измучен.
Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату — человеку. Боюсь — не поймет, не проникнется, пренебрежет, высмеет.
Всегда пред Тобой я — смиреннейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда говорю с Тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную. Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия.
Не легким путем их направь, но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль.
Печаль и труд».
Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату — человеку. Боюсь — не поймет, не проникнется, пренебрежет, высмеет.
Всегда пред Тобой я — смиреннейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда говорю с Тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную. Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия.
Не легким путем их направь, но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль.
Печаль и труд».
Я искренне желаю, чтобы РПЦ подверглась гонениям, так как появление
истинной Христовой церкви, как говорили святые, возможно только
в гонениях. Естественно, речь идет не о репрессиях. Просто РПЦ надо
перестать выполнять роль подтанцовки под симфонию власти, а заняться
тем, что заповедовал Христос. Любить ближних своих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий