четверг, 16 января 2014 г.

АЛКОГОЛЬ В ТОРЕ


На Скрижалях, полученных Моше, не было Закона: «Не пей спиртного». Видимо, понимал Всевышний, что требование это, при всем желании министерства здравоохранения, неисполнимо.
« Среди многих трудов Ноя был такой: он посадил виноградник. Первый результат оказался плачевен. Не зная ничего о свойствах виноградного сока, патриарх напился и заснул обнаженным в шатре, где его и подсмотрел Хам. Об увиденном же — судя по фреске Микеланджело в Сикстинской капелле, посмотреть было на что! — он немедленно рассказал братьям Симу и Иафету. Братья повели себя благоразумно: отвернув лица, вошли в шатер и накрыли отца одеждами; когда тот проснулся, обо всем доложили. Взбешенный Ной проклял четвертого сына Хама, Ханаана».  П. Басинский.
Перед нами христианская трактовка истории Ноя. Миф после мифа оправдывает старика – Ноя. Праведник не знал, мол, что вино способно раздеть и усыпить человека. В Торе нет этого оправдания. В Пятикнижии сказано только: « И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник, и выпил вина, и опьянел, и обнажил себя посреди шатра своего». Правда, в комментариях «Сончино» сказано: «Некоторые комментаторы объясняют, что поскольку Ноах был первым, кто насадил виноград, он не знал о том, каким опасным свойством обладают плоды этого растения». Оговоркой этой мне позволено уйти от домыслов «некоторых комментаторов». Уверен, что Ной и до потопа выпивал, как и все нормальные, пусть и святые, люди. Не только Хам унес с собой багажом в Ковчег греховность мира людей, но и Ной не мог быть свободен от слабостей и пороков созданий Божьих. Где-то прочел: «Праведник не безгрешен. Он тот, кто стремится избежать греха». Так зло порока не погибло в водах потопа, а уцелело в недрах Ковчега. Нет и быть не может Ковчега, способного спасти весь род человеческий.
История Бога в иудаизме и Торе – это история проб и ошибок. Сам Вседержитель не желает быть застывшим идолом. Вот почему  именно в эту историю, а не ханжески очищенный до непотребства лжи миф, можно верить.
«Дочери Лота…. В одну ночь лишиться самых близких людей! И для них эта ночь была роковой, это была ночь выбора. Отец, знающий и боящийся Бога, и жених, почти уже одно с нею... За кем пойти? Кому последовать? Нелегкий выбор... И все же они последовали за отцом, пренебрегши душевными чувствами. Какой поразительный пример для современной молодежи!» Перед нами одна из христианских трактовок, не нарушающих святости мифа. В Торе совсем иное. Старшая дочь Ноя «пошла за отцом», подразумевается и за Богом по христианской версии, чтобы «лечь с ним», пьяным, в одну из недобрых ночей. Абсурд! В Торе никакого пафоса и праздника победы. Праведник Лот был спасен Всевышним, чтобы породить врагов Израиля. Сатана взял реванш, как только Творец успокоился, решив, что дело сделано. Так устроена природа мира и человека, где зло плетется вечной тенью за призраком добра.
Дочери Лота, по библейскому сказанию, возлегли со своим отцом, напоив его, и родили от него сыновей Моава и Аммона — предков моавитян и аммонитян - врагов иудеев. Как красиво и страшно заканчивается миф о Лоте, каким, в итоге, чудовищным испытаниям подвергается святость племянника Авраама.
Ислам, как и христианство, очищают святых от греха, лишая миф правды и смысла. В Коране Лот  известен как пророк Лут, его история в исламе, в общем, близка к библейской, но об инцесте с дочерями не рассказывается. Напротив, эта история считается выдуманной и приписанной Лоту. Известно, что в Исламе все пророки считаются свободными от греха. Тем самым и нарушается художественная правда Торы, где сложность жизни человеческой далека от идеологических догм, от простоты, которая хуже лжи.  
Не могли дочери Лота, рожденные в городе порока,  выйти чистыми из  Содома. Об этом и комментарии к Пятикнижию: «Их дальнейшее поведение свидетельствует о том, что они были истинными воспитанницами Сдома» Грех  инцеста понятен, как и то, что враги Израиля рождаются в результате этого греха. Где-то прочел: «Праведник не безгрешен. Он тот, кто стремится избежать греха». И еще: «… нет на земле такого праведника, который бы творил благо и не погрешил».
Всевышний даровал человеку свободу воли: выбор между добром и злом. Получается, что и само зло необходимо, как условие существование вида нomo sapiens. Сам ток жизни человеческой нуждается в полюсах, он бежит от плюса к минусу, от минуса к плюсу. Ангел прогуливается по небу под руку с Сатаной.
Миф становится правдой истории. Пороки галута  две тысячи лет совращали ментальность евреев,  превращая многих из них во врагов Израиля. По сути дела инцест и есть ассимиляция. В таких прозрениях и состоит гениальность Торы, поднимающая ее и над мифом и над «исторической правдой».

Есть еще одна особенность отмеченных двух историй в Пятикнижии Моисеевом. Человек в сознательном состоянии еще способен быть праведником. В бессознательном – он лишен свободы выбора и беззащитен перед злом.  Вижу за этим притчи не только о Ное и Лоте, но и о самом человечестве. В сознательном состоянии народ немецкий рождал гениев и праведников, в бессознательном - произвел на свет нацизм. Тоже и с русским народом: Толстой, Чехов, Мусоргский, а следом бессознательное состояние в бреду большевизма. А разве Китай при Мао не был безумен? Ныне, похоже, народ арабский впал в бессознательное состояние. И большевизм, и фашизм помогли ему в этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий