вторник, 14 января 2014 г.

ЛАВРЕНТИЙ БЕРИЯ И МАРИЯ ЮДИНА



                                               Мария Юдина
 Письмо это отправил другу-режиссеру, когда сочинял сценарий о двойнике Берия. Мы с ним тогда, по наивности, еще не понимали, что мода на покаяние «за бесцельно прожитые годы» прошла, а нынче в России приветствуется один лишь реваншизм с имперским душком: Сталин – вождь, учитель, слава боевая, а Берия только тем и плох, что отравил, гад, генералиссимуса, «дело врачей» прикрыл и хотел Восточную Германию западным немцам отдать. Но вернемся к письму:

 «Эта история, как гений Моцарта и Мария Вениаминовна Юдина убили Сталина.

Однажды в Радиокомитете раздался телефонный звонок, повергший в состояние ступора всех тамошних начальников. Звонил Сталин. Он сказал, что накануне слушал по радио фортепьянный концерт Моцарта № 23 в исполнении Юдиной. Спросил: существует ли пластинка с записью концерта? "Конечно, есть, Иосиф Виссарионович", - ответили ему. "Хорошо, - сказал Сталин. - Пришлите завтра эту пластинку ко мне на дачу".

Едва была повешена трубка, руководители Радиокомитета впали в дикую панику. Дело в том, что на самом-то деле никакой пластинки не было, а концерт передавали из студии. "Но Сталину, - рассказывает Шостакович, - смертельно боялись сказать "нет". Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать".

Срочно вызвали Юдину, собрали оркестр и ночью устроили запись. Все тряслись от страха. И только Юдиной, как пишет Шостакович, было море по колено. Дирижёр от страха ничего не соображал, пришлось его отправить домой. Вызвали другого - та же история: сам дрожит и сбивает оркестр. Только третий дирижёр смог довести запись до конца. Это был уникальный случай в истории звукозаписи - смена трёх дирижёров. К утру запись была наконец готова. На другой день в сверхсрочном порядке была изготовлена пластинка в одном экземпляре, который и отправили Сталину.

Но история на этом не закончилась. Через некоторое время Юдина получила конверт, в который было вложено 20 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию товарища Сталина. И тогда она написала Сталину такое письмо: "Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу".

В это трудно поверить. Сказать такое вождю... "Слова её звучали неправдоподобно, - пишет Шостакович. - Но она никогда не лгала". Свой рассказ об этой невероятной истории Шостакович заключает так: "С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мёртвым".

 Почему бы нашему Берии не устроить эту безумную запись пластинки, почему бы не дать ему контакт с Юдиной, почему бы не ему снять 23 концерт с проигрывателя рядом с полудохлым вождем.
 Редкий случай, когда красота спасла мир. Сам Берия ни хрена не понимал в музыке. И в глубине души презирал Сталина за его увлечение классикой, считал слабостью, причем опасной. Так и вышло, в итоге.
 Чудная, на мой взгляд, история. Так и вижу, как Берия допрашивает Юдину после этого письма. Он уже готов переломать ей пальцы, а тут звонок вождя.
 Извини, если гружу лишним, но, в самом деле, хочется на этой теме не обложатся».


 Не помню, что было в ответе. Уже тогда друг мой стал догадываться, что наверху нашу идею не одобрят. Так что, из этой истории никакого «кина», само собой, не вышло, а вышел короткий рассказ: «Кто убил Сталина».  Утешился тем, что напечатал его в книге, в газетах разных и размножил в Интернете и блоге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий