суббота, 11 января 2014 г.

УМОМ ЕВРЕЯ НЕ ПОНЯТЬ

 Прислали мне по эпешке статью, в которой журналист жалуется, что в Израиле цены растут на разные необходимые товары и услуги. Правительство, мол, жирует, жлобничает, а слабо обеспеченные слои населения бедствуют. Прочитал я горячие слова этого вечного защитника униженных и оскорбленных и подумал, что не о том я писал и пишу, что плевать простому израильтянину на всякие там высокие материи и проблемы. Он живет внизу, со своими насущными, простыми заботами. Ты напиши и возмутись, что цены на помидоры выросли на 1 шекель - тебя поймут и оценят. Может быть и так, но скучно. А потом я помидоры не ем - врачи не советуют. Так что, не взыщи, дорогой читатель. Тебе про цены другие писатели расскажут. А я про ужасы разные промолчу. Тем более, что мне, и в самом деле, умом еврея не понять. Особенно тех, для кого подорожание бензина на 20 агорот - неразрешимая проблема, а все остальное так -мелочи жизни.

  «Сущность Завета: это ответственность, а не привилегия» - пишет Карен Армстронг. «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» - сказано пророком Амосом. Уверен, невероятная живучесть потомков Иакова отсюда. Кто-то постоянно должен ОТСЛЕЖИВАТЬ ГРЕХОВНОСТЬ ДЕТЕЙ АДАМА И ЕВЫ и БРАТЬ НА СЕБЯ ВИНУ ЗА ГРЕХИ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Тогда и Холокост становится понятным, если такое понять можно, и само понимание - не грех смертный…. «Народ избранный» - всегда платит за все, даже за бездну нравственного падения своих смертельных врагов. Парадокс? Но как близки парадоксы к истине. Еще 2 тысячи лет назад отметил это Тертулиан. 

«Нет геноцида против одного народа, геноцид - всегда против всех», - Михаил Гефтер.
Евреи – народ загадочный, экспериментальный, в определенной степени искусственный. Перефразируем Тютчева: «Умом еврея не понять». И в самом деле, логика, здравый смысл, опыт отступают, как только делаешь попытку найти хоть какое-то объяснение необыкновенной судьбы потомков Иакова. И. Вейнберг пишет в книге «Введение в Танах»: «Особое место и роль Танаха, его жизненная связанность с еврейским народом обусловлены тем, что Танах был не только творением народа, но в значительной степени также его творцом».   Получается, что сам народ творит книгу, которая в свою очередь творит народ ее создавший. Вейнберг старается читателей и себя убедить, что обычное, языческое племя семитов вдруг, без какой-либо опоры и культурных традиций, создает литературный памятник фантастической силы. Нет, умом понять, объяснить такое невозможно. Приходится поверить, что Пятикнижие – создание надчеловеческой, Божественной силы. И только такая сила могла создать новый, никогда прежде невозможный, народ Книги. Сам этот процесс не был прост, легок, скорее, мучителен до отчаяния, до намеренияи забыть, отступить, отказаться от Слова Божьего.
«Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути». Пророк Амос.
Достижения цивилизации? Так хочется думать, что несовершенства мира нашего временны, преодолимы. Нам кажется, что иначе и жизнь наша теряет смысл. Все должно двигаться вперед, совершенствоваться. Человек в извечной погоне за продолжительностью и качеством жизни. Ему кажется, что два эти понятия связаны воедино, что рано или поздно «волк будет жить вместе с ягненком, барс ляжет рядом с козленком, теленок и лев будут вместе есть, и дитя поведет их.  Корова будет пастись с медведицей, их детеныши будут вместе лежать, и лев, как вол, будет есть сено». Исайя.
Люди живут силой «энергии заблуждений». И это замечательно, просто потому, что завтрашний день должен быть лучше сегодняшнего, иначе, зачем оно – это СЕГОДНЯ?…. И все же.
«Князья твои законопреступники, сообщники воров, любят мзду, и гонят воздаяние, сирот не защищают, и суду вдов не внемлют, озабочены почестями и не заботятся о чести» - это было сказано пророком Исайей не о русской или какой иной власти 21 века, а о евреях 8 века до. н.э.
В интереснейшей книге Моисея Рижского «Библейские вольнодумцы» приведен отрывок из древнеегипетского источника: « Я говорю: «Есть ли кто-нибудь ныне?» Братья дурны, друзья ныне не любят. Я говорю: «Есть ли кто-нибудь ныне добрый?» Сердца злы, каждый грабит ближнего, человек с ласковым сердцем убог, добряком везде пренебрегают… Нет справедливых. Земля отдана злодеям».

Прогресс очевиден. Далеко не везде «земля отдана злодеям», но процесс создания особого народа продолжается, с переменным успехом, и сегодня. Отдельный, Божий народ, вроде бы и существует, но далеко еще не в конечном, задуманном виде. Планка поставлена давно. Человечество в роли прыгуна  совершило несчетное количество попыток взять заповеданную высоту, но все тщетно. Планка раз за разом оказывается сбитой, но само упрямство потомков Адама и Евы доказывает, что сам этот вид «спорта» не лишен смысла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий